Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 13:01, шпаргалка
69 ответов по педагогике
55. Термин «эстетическое воспитание» связан с понятием «эстетика», обозначающим философскую науку о прекрасном.
Сущность эстетического воспитания состоит в организации разнообразной художественно-эстетической деятельности учащихся, направленной на формирование у них способности полноценно воспринимать и правильно понимать прекрасное в искусстве и в жизни, на выработку эстетических представлений, понятий, вкусов и убеждений, а также развитие творческих задатков и дарований в области искусства. Задачи эстетического воспитания:
♦ формирование эстетического сознания, включающего в себя совокупность знаний по основам эстетики, мировой и отечественной культуры;
способность понимать и отличать подлинно прекрасное в искусстве, народном художественном творчестве, природе, человеке от суррогата;
♦ формирование эстетических чувств, вкусов; педагогически корректное противодействие дезориентирующим влияниям псевдокультуры; развитие мотивации (потребностей, интересов) и способностей к художественно-творческой деятельности;
♦ формирование способов художественно-творческой деятельности; поддержка одаренных детей; выработка опыта (умений и навыков) организации среды обитания, труда, учения с учетом эстетических норм и ценностей.
Цель эстетического воспитания — формирование эстетической культуры личности, которая включает в себя такие компоненты:
Эстетическое
восприятие — способность выделять
в искусстве и жизни
Эстетические
чувства — эмоциональные
Эстетические
потребности — необходимость
в общении с художе-ственно-
Эстетические вкусы — способность оценивать произведения искусства, эстетические явления с позиций эстетических знаний и идеалов.
Эстетические идеалы—социально и индивидуально обусловленные представления о совершенной красоте в природе, обществе, человеке, искусстве.
Эстетическое сознание — совокупность идей, теорий, взглядов, критериев художественных суждений, вкусов, благодаря которым человек получает возможность достоверно определять эстетическую ценность окружающих его предметов, явлений жизни, искусства.
Эстетическое воспитание осуществляется в процессе обучения и воспитания комплексом средств (кино, телефильмы, природа, картины, музыкальные произведения, литература, отношения, СМИ, труд, семья, личность учителя, слово и др.), приемов (отработка культуры соблюдения тишины и порядка, бережливого отношения к книгам и тетрадям, школьной мебели, доброжелательных отношений и вежливости между учащимися; беседы о нравственности, этикете, культуре речи и внешнем облике человека, его манерах; ознакомление с современной модой: встречи с модельерами, артистами и т. д.), методов и форм (беседы, лекции, встречи за круглым столом; «университеты» культуры; клубы друзей искусства; экскурсии, фестивали, устные журналы, тематические вечера, выставки, студии, музыкальная фонотека, певческая деятельность, утренники и вечера; «капустники», «посиделки»; посещение кинотеатров и театров и многое др.). Оно реализуется прежде всего на уроках литературы, музыки, Поразительного искусства, технологии. Развитие эстетического восприятия начинается в начальных классах и реализуется за счет восприимчивости младших школьников. Учитель дает задание самим делать рисунки, иллюстрации, пейзажные зарисовки. Основная работа в этом направлении осуществляется в средних и старших классах. В процессе восприятия и сравнения произведений литературы и искусства формируются художественно-эстетические представления. Развитие эстетического вкуса — очень сложная и слабо решаемая проблема. Только приобщая учащихся к высоким образцам литературы, музыки и изобразительного искусства, можно формировать у них подлинно художественные вкусы. В старших классах есть условия для более глубокого понимания искусства.
Эстетика должна присутствовать на всех уроках, особенно на уроках художественного цикла; должна проявляться в деятельности учителя, в здоровых человеческих взаимоотношениях, в ближайшем окружении и в быту, в природе, где дети проводят свободное время и т. д.
Эстетика поведения должна пронизывать
организацию труда и
В процессе внеклассной работы продолжается приобщение учащихся к художественному творчеству и делаются первые шаги в литературе, музыке и изобразительном искусстве. Работают кружки и студии по этим областям деятельности, коллективы художественной самодеятельности, организуются встречи с работниками искусства, проводятся художественно-творческие конкурсы, олимпиады. Результаты художественной деятельности оформляются в виде журналов, газет, выставок, концертов и др. Это имеет богатые возможности по формированию художественных умений, развитию эстетических переживаний.
Природа,
техническая эстетика тоже являются
средством эстетического
Показателями
эстетической воспитанности являются:
наличие эстетических потребностей,
знаний, чувств, вкусов, эстетических умений,
способностей, занятия искусством.
Подлинная эстетическая воспитанность
школьника проявляется в
В современной западной художественной педагогике широко распространен ряд концепций эстетического воспитания.
Абстрактно-формалистическое
обучение детей в области искусства.
Сторонники этой концепции отвергают
реалистическое образное, художественное
отображение мира, противопоставляют
ему идею субъективистского
Идея
спонтанного художественно-
Концепция
утилитарно-прагматического
Теория
религиозно-эстетического
Несомненно, в каждой из названных концепций эстетического воспитания есть рациональное зерно, полезные идеи, но по отдельности они являются довольно однобокими и прямолинейными.
Исключительно велико значение искусства в познании окружающего мира, в развитии сознания, чувств, взглядов и убеждений человека. Большую роль играет искусство и эстетическое воспитание в формировании нравственности. Искусство и в особенности литература являются могучим средством духовного возвышения человека. Литература и искусство зачастую оказывают непосредственное воздействие на жизнь и деятельность человека.
Немаловажное значение имеет развитие творческих способностей личности в области различных видов искусства. Без знания законов и художественных средств постижения действительности, без понимания языка искусства оно не возбуждает ни мыслей, ни глубоких чувств. Задача школы — обеспечить необходимую эстетическую подготовку учащихся, ввести их в огромный мир искусства и сделать его действенным средством познания окружающей действительности, развития мышления и нравственного совершенствования.