Шпаргалка по "Педагогике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 07:31, шпаргалка

Краткое описание

1. Учет возхрастных и инд. особ-ей щшк-ов в пед. процессе.
Возраст
Д.Б. Эльконин
Теория психич. развития
Л.С. Выготс

Файлы: 1 файл

Билеты по педагогике.doc

— 852.50 Кб (Скачать)

1. Учет возхрастных и инд. особ-ей щшк-ов в пед. процессе.

Возраст

Д.Б. Эльконин

Теория психич. развития

Л.С. Выготский

Теория стадиальн. разв.

Жан Пиаже

Теория интеллект. разв.

Эрик  Эриксон

Теория психосоц. Разв.

Фрейд

Теория психосек-с. разв.

Возраст

0

Младенчество (эмоционально-непосредственное общение)

Кризис новорожд. (0-2 мес.)

Сенсомоторный интеллект

Младен-чество (мать или замещающее ее лицо)

Оральная

0

Младенч. возраст

1

Ранее детство (предметно-манипулятивная Д., переход к собственно-предметным действиям, формирование практического интеллекта)

Кризис 1 года, мировоз-зренческий

Раннее детство (родите-ли)

Анальная

1

2

Резен-татив-ный интел-лект и конкретные опера-ции

Пред-опера-цион-ный

 

2

 

Раннее детство

3

Младший и средний  дошкольный возраст (сюжетно-ролевая игра)

Кризис 3 лет,  «Я сам», отношенческий

Детство (родите-ли, братья и сестры)

Фаллическая (комп-лекс Эдипа, Электры)

3

4

4

5

Старший дошкольный возраст (ведущий вид Д. – игра, ролевая, переход к словесному мышлению, формирование самосознания)

Дошкольный возраст

Латентная

5

6

Школь-ный возраст (школа, соседи) (цент-ральное новообразование: формирование чувства компетентности)

6

7

Младший школьный возраст (ведущая роль – учебно-познавательная Д., формирование интеллектуальных и познавательных способностей, новообразования: произвольность, самоконтроль, абстрактное мышление, сензитивный период для развития творческих способностей)

Кризис 7 лет, мировоззренческий

7

8

Конк-ретные опера-ции

8

9

9

10

Школьный возраст

 

10

11

Подростковый  возраст (трудовая Д., функция общения  – профессионально- и интимно-личностная, закладываются нормы товарищества и дружбы, центральное новообразование: чувство взрослости)

11

12

Репре-зента-тив-ный интел-лект и формальные опера-ции

Становление формальных опера-ций

Отро-чество и юность (группы сверст.)

Генитальная

12

13

Кризис 13 лет, отношен-ческий

13

14

Ранний юношеский  возраст=старший школьный возраст (ведущий  вид Д. – морально-личностное общение, развиваются взгляды на жизнь, на свое положение в обществе, центральное новообразование: профессиональное и личностное самоопределение)

Пубертат-ный возраст

Достижение формальных опера-ций

14

15

15

16

16

17

Кризис 17 лет, ориен-тация в человеч. отношениях

17

18

18




Возрастная  психология изучает процесс развития псих-ких ф-ий и лич-сти на протяжении всей жизни ч-ка. Предмет ВП – изучение и представление в виде научных фактов и соответствующих теорий основных особенностей псих-ого развития детей при переходе из 1 возраста в другой.

Факторы развития = условия

1) Биологич. (наслед. – темперамент, задатки +активность  ребенка)

2) Среда (окруж.  люди, культ. трад., идеология, религия,  наука, иск-во.

Сензит. пер. разв. – периоды наибольшей чувствительности к опред. рода воздействиям.

Зона ближ. разв. – область созревающих психич. процессов.

Возраст – цикл развития

Движущие силы разв. – противоречия, кризисы, возник. нов. потреб.

Выготский: зак-ти псих. разв.: 1)Цикличность, 2)Неравномерность, 3)«Метаморфозы» в развитии, 4)Сочетание процессов эволюции и инволюции (то, что развивалось на пред. этапе отмирает или преобразуется). Динамика психического развития выражается в темпах развития лич-ти. темпы могут ускорятся, а могут замедляться. Это связано с периодами псих-го развития.

 

2. Психол. особ-ти дошкольников

Вед. Д. р-ка к  концу раннего детства

К концу раннего  детского возраста начинают складываться новые виды Д-ти, кот. определяют психич. развитие. Это игра и продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование).

На 2-ом году жизни  ребенка игра носит процессуальный характер. Действия однократные, неэмоциональные, стереотипные, могут быть не  взаимосвязанными. Выготский назвал  такую игру квазиигрой, что подразумевает подражание взрослому и отработку двигательных стереотипов. Игра начинается с того момента, когда ребенок овладевает игровыми замещениями. Развивается фантазия, следовательно повышается уровень мышл. Этот возраст отличается тем, что у ребенка нет системы, по которой бы строилась его игра. Он может либо  повторять одно действие многократно, либо производить их хаотично, беспорядочно. Для р. не имеет значения, в какой последовательности они происходят, ибо между его действиями не просматривается логика. В этот период для р. важен сам процесс, а игра носит название процессуальной.

К 3 годам ребенок  способен действовать не только в  воспринимаемой ситуации, но и в  мысленной (воображаемой). Один предмет  замещается другим, они становятся символами. Между предметом-заместителем и его значением становится действие ребенка, появляется связь между реальностью и воображением. Игровое замещение позволяет отрывать действие или назначение от названия, т.е. от слова, и видоизменять конкретный предмет. При становлении игровых замещений ребенку нужна поддержка и помощь взрослого.

Этапы, благодаря  которым р. включается в игру-замещение:

1) р. не реагирует  на те замещения, кот. производит  взрослый во время игры, ему  не интересны ни слова, ни  вопросы, ни действия;

2) р. начинает проявлять интерес к тому, что делает взрослый, и повторять его движения самост., но действия р. пока автоматические;

3) р. м. производить замещающие действия или их имитацию не сразу же после показа взрослого, а по прошествии времени. Р. начинает понимать разницу между, реальным предметом и замещающим его;

4) р. сам начинает замещать один предмет др., но подражание все еще сильно. Для него эти действия пока не носят осознанного хар-ра;

5) р. м. самост. замещает один предмет др., при этом давая ему новое название. Чтобы игровые замещения были успешными нужна эмоциональная вовлеченность взрослого в игру.

К З годам  у ребенка должна сложиться вся  структура игры:

1) сильная игровая мотивация;

2) игровые действия;

3) оригинальные игровые замещения;

4) активное воображение.

Игра и  ее роль в психич. развитии р.

Сущность игры, по Выготскому, закл-ся в том, что  она представляет собой исполнение обобщенных желаний р., основным содержанием  которых явл. сист. отношений со взрослыми.

Характерная черта  игры в том, что она позволяет р. выполнять действие при отсутствии условий реального достижения его рез-тов, поскольку мотив каждого действия заключен не в получении рез-тов, а в самом процессе его выполнения.

В игре и других видах Д., таких как рисование, самообслуживание, общение, рождаются следующие новообразования: иерархия мотивов, воображение, начальные элементы произвольности, понимание норм и правил соц-ых взаимоотн.

В игре впервые  открываются отношения, существующие между людьми. Р. начинает постигать, что участие в каждой Д. требует от человека исполнения опр. обязанностей и дает ему ряд прав. Дети приучаются к дисциплине, соблюдая опр. правила игры.

В совместной Д. они учатся согласовывать свои действия. В игре ребенок постигает возм-ть замены реального предмета игрушкой или случайной вещью, а также может замещать предметы, животных и других людей своей собственной персоной.

Игра на этом этапе становится символической. Использование  символов, спос-ть замещать один объект посредством другого представляют собой приобретение, обеспечивающее в дальнейшем овладение соц-ми знаками.

Благ. развитию символич. ф-ции у р. формируется  классифиц. восприятие, существенно  изменяется содержательная сторона  интеллекта. Игровая Д. способствует развитию произвольного вним.и произвольной памяти. Сознательная цель (сосредоточить внимание, запомнить и припомнить) выдел-ся для р. раньше и легче в игре.

Бо.влияние игра оказывает на развитие речи. Воздействует и на интелл. развитие: в игре р. обучается  обобщать предметы и действия, использовать обобщен¬ное значение слова.

Вхождение в  игровую ситуацию является условием для разных форм умственной Д. ребенка. От мышления в предметном манипулировании  р. переходит к мышлению представлениями.

В ролевой игре начинает развиваться спос-ть действовать  в мыслит. плане. Ролевая игра имеет значение и для развития воображения.

Кризис 3 лет

Конструктивное  содержание кризиса связано с  нарастающей эмансипацией ребенка  от взрослого. Кризис 3 лет — это  перестройка социальных отношений  ребенка, смена его позиции по отн. к окружающим взрослым, прежде всего к авторитету родителей. Он пытается установить новые, более высокие формы отношений с окружающими.

У р. появляется тенденция к самост. удовлетворению своих потребностей, а взрослый сохраняет  старый тип отношений и тем самым ограничивает активность р. Он м. действовать наперекор своим желаниям (наоборот). Так, отказываясь от минутных желаний, он может показать свой характер, свое «я».

Самым ценным новообразованием этого возраста является желание ребенка сделать что- то самостоятельно. Он начинает говорить: «Я сам».

В этом возрасте р. м. несколько завышать свои возм-ти и спос-ти (т.е. самооценку), но уже  многое он м. делать самост. Р. нуждается  в общении, ему необходимы одобрение  взрослого, новые успехи, появляется желание стать лидером. Развивающийся р. противится прежним, отношениям.

Он капризничает, показывая негативное отношение  к требованиям взрослого. Кризис

3 лет — явление  преходящее, но связанные с ним  новообразования (отделение себя  от окружающих, сравнение себя с другими людьми) — важный шаг психич. развития р.

Стремление быть таким, как взрослые, может найти  наиболее полное выражение только в  форме игры. Поэтому кризис 3 лет  разрешается путем перехода ребенка  к игровой Д-ти.

Келер дал  характеристику кризисным явлениям:

1) негативизм — нежелание подчиняться установленным правилам и выполнять требования родителей;

2) упрямство — когда р. не слышит, не воспринимает чужих доводов, настаивая на своем;

3) строптивость — р. не принимает и выступает против заеденного домашнего уклада;

4) своеволие — желание р. быть независимым от взрослого, т.е. быть самостоятельным;

5) обесценивание взрослого — р. перестает уважительно относиться к взрослым, м. даже оскорблять их, родители перестают быть для него авторитетом;

6) протест-бунт — любое действие р. начинает походить на протест;

7) деспотичность — р. начинает проявлять деспотизм по отношению к родителям и взрослым в целом.

Псих. гот-ть р. к обучению в шк.рассм-ся как с субъективной, так и с объективной стороны. Объективно р. псих. готов к шк.обучению, если к этому времени он обладает необх.для начала обучения уровнем псих. разв.: любознательностью, яркостью воображения. Внимание р. уже относительно длительной устойчиво, он уже имеет некоторый опыт управления вниманием, самостоятельной его орг-ей.

Память дошк. достаточно развита. Он уже сам способен ставить перед собой задачу запомнить ч-л. Легко и прочно запоминает он то, что его особенно поражает и непоср. связано с его интересами. Относительно хорошо развита наглядно-образная память.

Речь р. ко времени  поступления в школу уже дост. развита, чтобы начинать его систематически и планомерно обучать. Речь грам. правильна, выразительна, относительно богата по содержанию. Дошк. уже может понимать услышанное, связно излагать свои мысли.

Р. этого возраста способен к элементарным умст. операциям: сравнению, обобщению, умозаключении. У р. появл. потребность выстраивать свое поведение т.о., чтобы добиваться поставленных целей, а не действовать под властью сиюминутных желаний.

Сформированы  и элементарные личностные проявления: настойчивость, оценивание поступков  с т.зр. их общественной значимости.

Детям свойственны  первые проявления чувства долга  и ответственности. Это важное условие  готовности к шк. обучению.

Психич. разв. дошкольника:

- нов. соц.  сит. разв.

- появл. круга  элем. обяз-ей, самост. выполн. указаний  взрослого

- образование  «детского» общества, возрастает осознание собств. «Я»

- сюж-рол. игра требует от чел-ка опред. обяз-ей и дает ему ряд прав. Игра становится символической и помогает овладеть соц. знаками. Появл-ся спос-ть действовать в мысл. плане

- мл.дошк. воспроизводит  действия, ст. – играет роль

- продуктивная  Д.: ресивание, лепка, аппликация, конструирование. Рисунки схематичны, бедность изо ср-в, формир. эстетич  переживаний и творч. спос-ей

- Речь начинает  предвосхищать действия. Значения  слов м. существенно отличаться  от – взрослого (Выготский)

- Сензит период  для разв. нагл-образн. мышления.

Гот-ть к школе:

6 лет:

непроизв. память

вним. до 15мин

завышенная самооценка

неустойчивость  поведения

потребность в  игре

трудности адаплации

7 лет:

формир. внутр. позиции  шк-ка

стремл. к нов. соц. положению

понимание условности уч. проц.

развитие самосознания

разв. мышления: спос-ть обобщать, сравнивать, кл-ть, прич.-след., выводы.


Варианты  развития:

Низкая самооценка – акцент на малейших достиж.

Демостративность  – сцена (возм-ть самореализ.)

«Уход от реальности» (демонстр.+тревожн.) – поощрение  активности, внимание к рез-ам уч. Д., творч. самореализация.

Компонетны  уч. Д.:

1. Мотивация  (учеб-познават)

2. Уч. задача (т.е.  сист. знаний – р. осваив. общие  способы действий)

3. Уч. операции (д.б. отработана)

4. Контроль (крит. отметки+самоконтроль у р.)

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"