Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 07:31, шпаргалка
1. Учет возхрастных и инд. особ-ей щшк-ов в пед. процессе.
Возраст
Д.Б. Эльконин
Теория психич. развития
Л.С. Выготс
Особое место
в семейном воспитании занимает нравственное воспитание.
И в первую очередь воспитание таких качеств,
как доброжелательность, доброта, внимание
и милосердие к людям, честность, открытость,
трудолюбие. Иногда сюда относят послушание,
но не все считают его добродетелью.
В ближайшие годы во многие семьи придет
религ. Восп. с его культом чел-ой жизни
и смерти, с уважением к общечел. ценностям,
со множеством таинств и традиционных
обрядов.
Целью семейного
воспитания является форм. таких качеств
Л-ти, которые помогут достойно преодолеть
трудности и преграды, встречающиеся на
жизненном пути. Развитие интеллекта и
творческих способностей, первичного
опыта трудовой Д-ти, нравственное и эстетическое
форм-ие, эмоц. культура и физич. здоровье
детей, их счастье – все это зависит от
семьи, от родителей, и все это составляет
задачи семейного восп. Методы: личный
пример, обсуждение, доверие, показ, любовь,
сопереживание, возвышение личности, контроль,
юмор, поручение, традиции, похвала, сочувствие
и т.д. Отбор идет сугубо индивидуально
с учетом конкретных ситуативных условий.
21. Сущность и принципы процесса обучения
Обучение в структуре ЦПП:
1. Ед-во двух Д.: преподавание и учение.
2. Педпроцесс по орг-ции уч-познават. Д.
3. Управляемый учителем процесс познания.
4. Целостная системы как ед-во цели обучения, Д. преподавателя, Д. ученика, ср-в обучения и рез-та.
Обучение - двусторонний процесс учения и преподавания, процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков, способов познавательной деятельности. Учение - ребенок познает мир. Преподавание - руководство пед-им процессом познавательной и учебной деятельности ребенка. Т.о., пед-кая Д. включает в себя управление деятельностью ученика и управление процессом взаимодействия с учеником.
Д. учителя: управление активной и сознательной познавательной Д-ю уч-ся, постановка задач перед уч-ся, контроль, оценка, анализ рез-в. Задачи: стратегич., тактич., операт. Д. уч-ся: учение.
Соотношение Д-ей учителя и р.:
- Преподавание > учения (объснит-илллюстратив. обуч., традиционное)
- Преподавание < учения (проектная Д.,уч-к сам задает вопросы)
- Преподавание ≈ учению (Ушинский)
Элементы обуч.: преподавание, учение, предмет обучения (=содерж. образ.)
В образ. необх. обеспечить ед-во развития, восп. и обучения.
Методологич. основы: движущ. силы, структура познания, соотношение познания в науке и в обучении.
Движущ. силы познания – противоречия, кот. становится ей, когда оно осознанно учителем и учеником, и преодолевается. Осн. противоречие м/д усложняющимися требованиями учителя и возм-ми уч-ся.
Структура познания: от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике.
Логика процесса обучения:
- Чувственное познание
1. Восприятие (для ориентировки)
- Абстрактное мышление
2. Понимание (схватывание нов. св-ва)
3. Осмысление (обновление прежних знаний ч/з установл. связей)
4. Обобщение, закрепление (мобильность связей и отн-ий)
- Применение знаний
5. Практика (для действия).
Компоненты учения: мотивы, познават. интересы и потребности, учебные действия.
Законы обучения:
1. Социальной обусловленности целей, содержания, форм и методов.
2. Взаимосвязи творч. самореализации уч-ка и образ. среды
3. Взаимосв. обуч., восп. и разв.
4. Обусловленности рез-ов
обучения хар-ом образ. Д. уч-
5. Целостности и ед-ва образ. процесса.
Закономерности обучения: общие, частные.
- Зак-ти целей обучения (баланс целей разн. уровней, уч-ся осознают цель, достигают их)
- Зак-ти содержания обучения (структурирование СО)
- Зак-ти технологий, форм и методов обучения (повыш. уч. мотивации, индив. особ-ти)
- Зак-ти использования ср-в обучения (развив. хар-р, природосообр., интерактивн.)
- Зак-ти системы контроля и оценки рез-ов обучения (творч. влияет на Л., чем на усвоение образ. станд.).
Принципы:
- личн. целепогалагия образ. траектории
- метапредметных основ образ. процесса
- продуктивности обуч.
- первичности образ. продукции уч-ся
- ситуативности обуч.
- образовательной рефлексии.
22. Психол. теории обучения и их исп-ие в практике совр. школы
ВЫГОТСКИЙ. Педагогика ориентирует не на пассивное приспособление к имеющемуся уровню развития учащихся, а на формирование психич. ф-ций, создание условий для их развития в процессе обучения. Непреходящее методологическое значение имеет идея такого построения обучения, которое учитывало бы "зону ближайшего развития" личности, т.е. ориентировалось не на имеющийся сегодня уровень развития, а на тот завтрашний, которого ученик может достичь под руководством и с помощью учителя.
ЗАНКОВ. Его дидактическая система, ориентированная на мл. шк., дает развивающий эффект и при работе с подростками и ст. шк. при соблюдении следующих принципов: построение обучения на высоком уровне трудности (при соблюдении ясно различаемой меры трудности); быстрый темп изучения материала (в разумных пределах); п. ведущей роли теор. знаний; осознание обуч-ся процесса учения.
Ассоциативным теориям обучения, которые изначально не ориентированы на развитие творческого потенциала уч-ся, противостоят теории, опирающиеся на деят-ый подход. К ним относятся теория проблемного обучения (Матюшкин, Махмутов), теория поэтапного формирования умственных действий (Гальперин. Талызина), теория учебной деятельности (Давыдов, Эльконин).
МАТЮШКИН-МАХМУТОВ. Проблемное обучение опирается на понятия "задача" и "действие", т.е. на то, что в полной мере характеризует деятельностный подход. Проблемная ситуация - это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися у учащихся знаниями, умениями, отношениями и предъявляемым требованием. Вид обуч-я, при кот. учитель организуется относительно самостоят, поисковая Д., в ходе кот. ученики усваивают новые знания, умения и развивают общ. спос-ти, а также исслед. акт-ть, формируют творч. умения. Учитель выполняет ф-цию руководителя, степень его участия зависит от сложности материала, подготовленности и ур-ня развития учеников. Проблемное обучение способствует развитию умственных способностей, самостоятельности и творческого мышления учащихся, оно обеспечивает прочность и действенность знаний, поскольку эмоционально по своей природе, вызывает чувство удовлетворения от познания.
Структура:
- Создание проблем, ситуации и постановка проблемы.
- Выдвижение гипотез, предположение о возможных путях решения проблемы, обоснование их и выбор одной или нескольких.
- Опытная проверка принятых гипотез.
- Обобщение результатов: включение новых ЗУ в уже освоенную у сист., закрепление и применение их в т-ии и практике.
Учитель Ученик
- Создаёт проблемную ситуацию Осознает противоречия в явлениях
- Организует размышление над проблеммой Формулирует проблему
- Организует поиск гипотезы Выдвигает гипотезу
- Организует проверку гипотезы Проверяет гипотезу
- Организовывает обобщение результата и применение получ. 3 Анализирует результат, примен. получ. 3
Достоинства: 1. ученик включаются в акт.интеллект. и практич. Д. - развитие мыслит, способностей; 2, вызывает интерес; З.пробуждает творч. силы.
Недостатки: 1. не всегда можно применить из-за х-ра изуч. материала; 2. неподготовленность ученика, квалификация учителя, 3. треб, много времени.
Проблемное обучение состоит из двух взаимосвязанных элементов: проблемного преподавания и проблемного учения.
В педагогической практике различают три метода проблемного обучения, характеризующихся своими системами действий преподавателя и студентов: проблемное наложение учебного материала, частично-поисковый и исследовательский.
Сущность проблемного наложения учебной информации состоит в том, что, создав проблемную ситуацию, преподаватель не просто сообщает конечные выводы науки, а воспроизводит в какой-то мере путь к открытию, раскрывает внутренние противоречия, демонстрирует сам путь научного поиска.
Исследовательский метод -- это когда уч-ки, осознав проблему, самост. намечают план поиска, строят предположения, обдумывают способ их проверки, проводят наблюдения, опыты, фиксируют факты, сравнивают, классиф., обобщают, доказывают, делают выводы.
ГАЛЬПЕРИН. Теория поэтапного формирования касается структуры процесса усвоения знаний. Успешность усвоения в соответствии с этой теорией определяется созданием и уяснением учеником ориентировочной основы действий, тщательным ознакомлением с самой процедурой выполнения действий. Авторы концепции в условиях эксперимента установили, что возможности управления процессом научения значительно повышаются, если учащиеся последовательно проводятся через пять взаимосвязанных этапов: предварительное ознакомление с действием, с условиями его выполнения; формирование действия в материальном (или материализованном с помощью моделей) виде с развертыванием всех входящих в него операций; формирование действия во внешнем плане как внешнеречевого; формирование действия по внутренней речи; переход действия в глубокие свернутые процессы мышления.
Развив. О. ЭЛЬКОНИН-ДАВЫДОВ 50-е гг. XX в.
Цели:
теоретическое сознание и мышление
Обеспечить условия для превращения ученика в учащегося Принципы:
|
Содержание:
Методы:
|