Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 07:31, шпаргалка
1. Учет возхрастных и инд. особ-ей щшк-ов в пед. процессе.
Возраст
Д.Б. Эльконин
Теория психич. развития
Л.С. Выготс
Признаки: 1) наличие отклоняющегося от нормы поведения; 2) нарушения поведения нелегко исправляются; 3) особенно нуждается в индивид. подходе и внимании коллектива)
«Педагогически запущенный» - р., который не обладает необходимыми ЗУНами в следствии своей невосп-ти, в связи с чем у него проявляется неадекватное поведение и поступки, которые, однако, нередко достаточно легко поддаются перевоспитанию.
Девиантное поведение (Степанов)– поведение, отклоняющееся от общепринятых норм. «Дети девиантного поведения» – «дети, сбившиеся с дороги». (Щуркова)
Факторы отклонений в поведении д.:
а) пед. запущенность (невоспитанность, остутсвие необходимых ЗУНов)
б) соц. запущенность (неправильное воспитание, негативные стереотипы поведения)
в) псих. дискомфорт (из-за психол.климата в семье, учебных неуспехов, несложившихся взаимоотношений со сверстниками и пр.)
г) отклонения в состоянии психич. и физич. здоровья, возрастные кризы и т.д.
д) незанятость полезными видами Д-ти
+ равнодушное, невнимательное отношение к таким детям окружающих
+ отсутствие необходимой консультативной пед.. мед.. соц., психолог. помощи
Результат: р. остается с самим собой один на один, ориентация на позитивные соц. ценности теряется, замещается на кратковременные, развлекательные
Этапы развития отклонений в поведении:
1) неодобряемое поведение (эпизодическое – шалости, озорство, непослушание)
2) порицаемое поведение, вызывает резкое осуждение (эпизод. нарушение дисциплины. драчливость, грубость)
3) девиантное поведение – основа – нравственно отриц. проявление и проступки (нечестность, лживость, притворство, лицемерие, кражи и т.п.)
4) предпреступное поведение – носит в себе зачатки криминального и деструктивного (эпизодическое хулиганство, избиение, распитие алкоголя)
5) преступное поведение – различн. правонарушение и преступления
6) деструктивное/экстремальное поведение (сисематческое распитие спиртн. напитков, употребл-е наркотиков, половая распущенность/проституция, участие в деструктивных неформальн. объединениях)
Факторы:
1. принадлежность к референтное группе с антисоц. напр-ю
2. неблаг. семейная обстановка – аморальное поведение родителей, разногласия. недостаточная пед. осведомленность, незнание особенностей возраста
3. потеря идентификации в уч. и прочих формальных коллективах (самое неблагоприятное – отстранение от шк. жизни. потеря официального статуса уч-ка, хотя его наличие не имеет существенного значения для р.)
3. низкий общеобразовательный уровень
Причины осложненного поведения (Щуркова):
1. неблаг. состояние ребенка, препятствующее разумному и спокойному конструированию поведения
2. кризисные фазы развития шк.
3. низкий уровень духовного развития уч-ся
Способы работы
Пед. реабилитация включает: возм-ть отреагирования псих. напряженности; обеспечение условий избавления от вредных привычек, переключение интересов подростка на соц-но положит. норму с поддержкой уверенности в себе.
Учитель д. обладать организаторскими навыками: подключить доп. ресурсы, найти партнеров в пед. воздействии, сформировать правильные отношения внутри коллетива
навыками пед. диагностики.
Педагог обязан находить положительные начала в хар-ре ребенка.
Работа с детьми осложненного поведения (Н.Е. Щуркова)
Методы снятия неблагоприятного состояния:
1. ПОДАВЛЕНИЕ
– жесткое пересечение и
2. ВЫТЕСНЕНИЕ
– метод вызывать другое, более
приятное состояние, заменив
3. ИГНОРИРОВАНИЕ – специально инструментованная для уч-ся спос-ть не обратить внимания на неблагоприятное состояние.
4. САНКЦИОНИРОВАНИЕ
(ограниченное временем) – предполагает
разрешение и право на
5. КОНЦЕНТРАЦИЯ
НА ПОЛОЖИТЕЛЬНОМ –
Профессиональная реакция на осложненное поведение:
1. «не удивляться»
2. «присоединиться» к субъекту осложненного поведения
3. обрисовать предметный и соц. результат, чтобы р. осмыслил происходящее
4. «представить иной образец поведения» как возможное решение
5. «аппеляция к самосознанию» (Что ты об этом думаешь?)
6. защита от оскорблений со стороны, попытка опрадать р. более серьезными причинами («В вашем возрасте…»)
7. рождение неожиданного пед. решения («Раз так, конечно надо…»)
18. Функции, задачи, осн. направления Д-ти кл. рук. (педагога-воспитателя)
К каждому классу, исключая начальные, приказом по школе прикрепляется один из успешно работающих в данном классе учителей. В СПТУ за учебной группой на весь период обучения закрепляется один из штатных преподавателей. Это – кл. руководитель, наставник учащихся. Впервые должность классного руководителя (групповода) в школе была введена в 30-е годы. До этого воспитательную работу в группах выполняли учителя.
Функции: он осуществляет организацию
всей внеклассной восп. работы в прикрепленном
классе, группе.
Обязанности:
Назначается директором по закону (со
стажем не менее 5 лет).
Орг-ция Д-ти класса, учебной и внеуч. работы,
изучение личности, соц. защита школьников,
работа с родителями.
Проверка дневников.
Координирует работу коллектива.
Организационно-творческие дела.
Ведение журнала.
Организация дежурства класса.
Контроль за посещаемостью и учебой.
Работа с хар-ми уч-ся.
Изучение личности школьника.
Контроль и учет неблагополучных семей.
Пед. процесс в классе направлен на всестороннее
развитие школьников. КР организует, стимулирует
и координирует все воспитательных влияний
в прикрепленном классе. В рамках своей
Д-ти он осуществляет комплексный подход
к воспитательной работе с учащимися.
Доступными и корректными средствами
КР согласовывает учебно-воспитательную
работу учителей, преподающих в классе,
мастеров производственного обучения;
формирует коллектив учащихся и направляет
его работу; координирует совместную Д.
учителей и коллектива учащихся; собственными
силами, а также привлекая учителей и специалистов
со стороны, проводит внеклассную восп.
работу; организует и регулирует многосторонние
связи класса с внешним миром.
Важнейшей функцией классного руководителя
является воспитание у учащихся ответственного
отношения к учению и спос-ти учиться самостоятельно.
Он располагает немалыми возможностями
для развития эстетических интересов
и художественного вкуса у учащихся. Его
педагогический долг – заботиться также
о сохранении и укреплении здоровья воспитанников.
Повышая педагогическую культуру родителей
учащихся, он добивается единства в восп.
Д-ти школы и семьи.
КР работает под непосредственным рук-вом
директора школы, училища и его заместителей.
Они же оказывают ему нужную организационно-педагогическую
помощь.
Профессионально-педагогические
требования к КР: высокоий уровень культуры
и хорошей психолого-педагогической подготовки.
Воспитателю, как никому, присуще чувство
времени, он всегда в курсе всех событий
в мире и внутри страны. Он должен первым
приходить к ученикам с актуальной инфо
и уметь ее преподносить. Он честен и справедлив,
порядочен во всех своих мыслях и действиях.
Такой наставник знает и понимает духовный
мир своих воспитанников, живет их радостями
и печалями, дорожит их доверием, всегда
деликатен и тактичен в обращении с ними,
не злопамятен, терпелив и отходчив. Он
любит и глубоко уважает каждого своего
воспитанника, внимателен, заботлив.
Воспитание
– это Д., устремленная в будущее. Одним
из профессиональных качеств КР явл. умение
прогнозировать духовное становление
восп., а следовательно, и жизнь коллектива
класса. Кратко это можно выразить словами:
цель – план – система.
Система работы
классного руководителя
Д. КР представляет собой часть общего
процесса воспитания, поэтому важно согласовывать
ее со всеми другими звеньями шк. работы,
ориентируясь на общешкольный годовой
план.
Организационно-педагогическая работа
КР включает в себя постоянное изучение
учащихся, мероприятия по орг-ации и формированию
коллектива уч-ся, а также совместную работу
с родителями.
КР, как правило, работает с одним и тем
же составом уч-ся несколько лет. Поэтому
логика в восп. мероприятиях д. прослеживаться
не только по месяцам, но и по учебным годам.
19. Пед. технология, ее предмет и слагаемые
В наст. время пед. технологии рассм-ся как один из видов человековедческих технологий и базируются на теориях психодидактики, социальной психологии, кибернетики, управления и менеджмента Пед. технологию понимают как послед-ную взаимосв. сист. действий педагога, направленных на решение пед. задач, или как планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного пед. процесса.
Пед. техника – сов-ть умений и навыков, которая необходима для эффективного применения системы методов пед. воздействия на отдельных учащихся и коллектив в целом: умение выбрать правильный стиль и тон в обращении с восп-ми, умение управлять вниманием, чувство темпа, навыки управления и демонстрации своего отношения к поступкам учащихся и др.
В структуру педагогической технологии входят:
- содержательная часть обучения: цели обучения, общие и конкр., сод. уч. Материала,
- концептуальная основа
- процессуальная часть
– технологич. процесс: орг-ция
уч. процесса, методы и формы уч.
Д-ти шк-ов и учителя, Д-ть
учителя по управлению
Пед. технология определяется как:
- целенапр. исп-ие объектов, приемов, технич. ср-в обучения, событий и отношений в уч.-восп. процессе;
- целенапр. структур. и представление пед. инфо и системы организации коммуникаций в пед. процессе;
- система управления познават. Д-ти уч-ся;
- конструирование средств и методов пед. процесса для решения опр. задач;
- планирование процесса обуч. и восп.;
- комплексный интегративный процесс, включающий системное соединение идей, способов орг-ции Д-ти людей, ресурсов для достижения целей образ;
- технология проектирования пед. систем;
- методология планирования, реализации и оценивания образовательных процессов.
Концептуальность. Каждой пед. технологии должна быть присуща опора на опр. научную концепцию, включающую филос., психол., дидакт. и соц.-пед. обоснование достижение образоват. целей.
Системность. Пед. технология д. обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью.
Управляемость предполагает возможность диагностич. целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования ср-ми и методами с целью коррекции рез-ов.
Эффективность. Совр. пед. технологии существуют в конкурентных условиях и д.б. эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.
Воспроизводимость подразумевает возм-ть применения пед. технологии в других однотипных образ. учрежд., другими субъектами.
20. Сотрудничество семьи и школы по воспитанию детей
Начальной структурной
единицей общества, закладывающей основы
личности, явл. семья. Она связана
кровными и родственными отношениями
и объединяет супругов, детей и
родителей. Брак двух людей еще не
составляет семью: она появляется с рождением детей. В
воспроизводстве человеческого рода,
в деторождении и воспитании заключены
основные функции семьи.
Семья –
это соц.-пед. группа людей, предназначенная
для оптимального удовлетворения потребностей
в самосохранении (продолжении рода) и
самоутверждении (самоуважении) каждого
ее члена. Семья создает у человека понятие
дома не как помещения, где он живет, а
как чувства, ощущения, где ждут, любят,
понимают, защищают. Семья – это такое
образование, которое «охватывает» человека
целиком во всех его проявлениях. В семье
могут формироваться все личностные качества.
Судьбоносная значимость семьи в развитии
Л-ти растущего человека общеизвестна.
Семейное
воспитание – это система восп. и образ.,
складывающаяся в условиях конкретной
семьи силами родителей и родственников.
Семейное воспитание – сложная система.
На него влияют наследственность
и биологическое (природное) здоровье
детей и родителей, материально-экономическая
обеспеченность, социальное положение,
уклад жизни, количество членов семьи,
место проживания (место дома), отношение
к р.
Задачи семьи:
создать максимальные условия для
роста и развития р.;
стать соц.-экон. и психол. защитой р.;
передать опыт создания и сохранения семьи,
воспитания в ней детей и отношения к старшим;
научить детей полезным прикладным Н и
У, направленным на самообслуживание и
помощь близким;
воспитать чувство собственного дост.,
ценности собственного «я».
Принципы сем.
восп.:
гуманность и милосердие к растущему
человеку;
вовлечение детей в жизнедеятельность
семьи как ее равноправных участников;
открытость и доверительность отношений
с детьми;
оптимистичность взаимоотношений в семье;
послед-ть в своих требованиях (не требовать
невозможного);
оказание посильной помощи своему р., готовность
отвечать на вопросы.
Частные принципы:
запрещение физических наказаний, запрещение
читать чужие письма и дневники; поморализировать,
не говорить слишком много, не требовать
немедленного повиновения, не потакать
и др.
Содержание семейного воспитания охватывает
все направления. В семье осуществляется
физическое, эстетическое, трудовое, умственное
и нравственное восп. детей, изменяясь
от возраста к возрасту.