Шпаргалка по "Педагогике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 07:31, шпаргалка

Краткое описание

1. Учет возхрастных и инд. особ-ей щшк-ов в пед. процессе.
Возраст
Д.Б. Эльконин
Теория психич. развития
Л.С. Выготс

Файлы: 1 файл

Билеты по педагогике.doc

— 852.50 Кб (Скачать)

Социальная  ситуация: ШКОЛА (контроль, смера соц. роли, основы шк. дружбы, проивольность) и СЕМЬЯ (сем. ценности, уровень притязаний)

 

3. Психол. особ-ти мл. шк-в

Кризис 6-7 лет.

К концу дошк. возраста складывается целая сист. противоречий, свидет-щая о форм-ии псих-ой гот-ти к шк. обучению. Становление ее предпосылок обусл. кризисом 6-7 лет, который Выготский связывал с утратой детской непосредственности и возн-ем осмыс.ориентировки в собственных переживаниях (т.е. обобщением переживаний).

Божович связывает кризис 6—7 лет с появлением сист.новообразования  — внутр. позиции, выражающей новый  уровень самосознания и рефлексии  ребенка: он хочет выполнять соц. значимую и социально оцениваемую  Д, каковой в современных культ-истор. усл. оказывается обучение в шк.

К 6—7 годам выделяются две  группы детей:

1) дети, которые по внутренним предпосылкам уже готовы стать шк.и осваивать уч.Д;

2) дети, которые, не имея этих предпосылок, продолжают оставаться на уровне игровой Д-ти.

Осн. цель и гл. рез-т Д. – усвоение научных знаний и соотв. умений. Структура: Уч. сит=задачи – уч. действия – контроль – оценка(+/–).

У мл. шк. нужно  сформ-ть сист. требуемых уч. действий. Первоначально функцию контроля выполняет полностью учитель.

Динамика отношения  к учению: сначала как к общественно  полезной Д. вообще, затем их привлекает отд. прием уч. работы, наконец, дети начинают самост. преобразовывать конкретно-практические задачи в уч-теоретические, интресуясь внутр. содержанием уч. Д.

Разв. р. в  мл.шк. возрасте

В период мл. шк. возраста осущ-ся развитие таких психич. ф-ций, как память, мышление, восприятие, речь. В 7 лет уровень развития восприятия достаточно высок. Р. воспринимает цвета и формы предметов. Высок уровень развития зрительного и слухового восприятия. На начальном этапе обучения выявляются сложности в процессе дифференциации. Это обусловлено еще не сформировавшейся системой анализа восприятия. Способность детей производить анализ и дифференциацию предметов и явлений связана с еще не сформировавшимся наблюдением. Уже мало просто ощущать и выделять отдельные свойства предметов. Наблюдение быстро формируется в системе школьного обучения. Восприятие приобретает целенаправленные формы, перекликаясь с другими психич. процессами и переходя на новый уровень — уровень произвольного наблюдения.

Память в период младшего школьного возраста отличается ярким познавательным хар-ом. Ребенок в этом возрасте начинает понимать и выделять мнемическую задачу. Происходит процесс формирования методов и приемов запоминания.

Для этого возраста характерен ряд особ-ей: детям проще  запоминать материал на

основе наглядности, чем на основе объяснений; конкретные названия и наименования откладываются в памяти лучше, чем абстрактные; для того чтобы информация прочно закрепилась в памяти, даже если это абстрактный материал, необходимо связывать ее с фактами. Для памяти характерно развитие в произвольном и осмысленном направлениях. На начальных этапах обучения детям свойственна непроизвольная память. Это связано с тем, что они еще не могут сознательно анализировать получаемую информацию. Оба вида памяти в этом возрасте сильно изменяются и объединяются, появляются абстрактная и обобщенная формы мышления.

Периоды развития мышления: ,1) преобладание наглядно-действенного мышления. Период схож с процессами мышления в дошкольном возрасте. Дети еще не умеют логически доказывать свои умозаключения. Они выстраивают суждения на основе отдельных признаков, чаще всего внешних; 2) дети овладевают таким понятием, как классификация. Они все еще судят о предметах по внешним признакам, но уже способны выделить и соединить отдельные части, объединив их. Так, обобщая, дети учатся абстрактному мышлению.

Ребенок в этом возрасте достаточно хорошо овладевает родным языком. Высказывания носят  непосредственный характер. Ребенок  либо повторяет высказывания взрослых, либо просто называет предметы и явления. Также в этом возрасте ребенок знакомится с письменной речью.

Новообр. начальной  шк. жизни.

Самыми важными  новообразованиями в начальный  период школьной жизни являются произвольность, рефлексия и внутренний план действий.

С появлением этих новых способностей психика ребенка  подготавливается к следующему этапу обучения — переходу к обучению в средних классах.

Возникновение этих психических качеств объясняется  тем, что, придя в школу, дети сталкиваются с новыми требованиями, которые им предъявили учителя как школьникам.

Ребенку следует научиться управлять своим вниманием, быть собранным и не отвлекаться на различные раздражающие факторы. Происходит формирование такого психического процесса, как произвольность, которая необходима для достижения поставленных целей и определяет умение ребенка находить наиболее оптимальные варианты для достижения цели, избегая или преодолевая возникающие сложности. Изначально дети, решая различные задачи, сначала обсуждают пошагово свои действия с учителем. Далее у них происходит формирование такого умения, как планирование действия про себя, т.е. формируется внутренний план действия.

Одним из основных требований, предъявляемых к детям, является умение развернуто отвечать на поставленные вопросы, уметь привести доводы и аргументы. С самого начала обучения за этим следит учитель. Значимым является отделение от ответов-шаблонов собственных умозаключений и рассуждений ребенка. Формирование умения самостоятельно давать оценку является основополагающим в развитии рефлексии.

Значимым является еще одно новообразование — умение управлять собственным поведением, т.е. саморегуляция поведения.

До того как  ребенок поступил в школу, у него не было необходимости преодолевать собственные желания (бегать, прыгать, разговаривать и т.д.).

Попав же в новую  для себя ситуацию, он вынужден подчиняться установленным правилам, не бегать по школе, не разговаривать во время урока, не вставать и не заниматься посторонними вещами во время занятий.

С другой стороны, он должен выполнять сложные двигательные действия: писать, рисовать. Все это требует от ребенка значительной саморегуляции и самоконтроля, в формировании которых ему должен помочь взрослый.

 

4. Психол. особ-ти подростков

Соц. ситуация разв.подростков:

- измен-ся положение  в сист. деловых и личн. взаимоотн.  с окруж.

- общение со сверстниками носит интимно-личн. хар-р, расшир. круг общения, возник. неформ. компании, группы

- возраст. треб. к интеллекту

- нов. стиль  общения учителей и родит (бо  разум, логика, ме чувства), конфликты из-за контроля

- стили воспитания: демократичный, авторитарный, гипоопека (отсутствие контроля, безразличие), гиперопека

- процесс познавательного  развития

- Подростки м. мыслить логически, заниматься теор. рассужд. и самоанализом (спос-ть к индукции и дедукции, умение оперироватьгипотезами, сформ-ть теор. и слов.-логич. мышл., изменение мотивации осн. видов Д: учения, общения, труда, соверш. самоконтроль Д-ти)

- перестройка  памяти (активно логическая, произв. и опосред., равз. чтения, монологич.  и письм. речи)

- уменьшение  воздействия семьи на воспит. и разв.

Психические ф-ции: разв. теор. рефлексивногомышл., становление формально-логич. операций, интеллектуализация восприятия и памяти, разв. воображения (творч., фантазийное)

Специфика развития подростков

В подростковом возрасте организм детей перестраивается и претерпевает ряд изменений.

Первой начинает меняться их эндокринная система. В  кровь поступает множество гормонов, способствующих развитию и росту  тканей. Дети начинают быстро расти. В  это же время происходит их половое  созревание. У мальчиков эти процессы происходят в 13—15 лет, тогда как у девочек — в 11—13.

Скелетно-мышечная система подростков также изменяется. Поскольку в этот период происходит скачок в росте, то эти перемены ярко выражены. У подростков появляются свойственные женскому и мужскому полу черты, меняются пропорции тела.

Размеров, подобных взрослым, в первую очередь достигают  голова, кисти рук и ступни,  после удлиняются конечности, а самым  последним увеличивается туловище. Это расхождение в пропорциях и является причиной угловатости детей в подростковом возрасте.

Сердечно-сосудистая и нервная системы также подвержены изменениям в этот период. Поскольку  развитие организма идет достаточно быстрыми темпами, то могут появиться  сложности в работе сердца, легких и в кровоснабжении головного мозга.

Все эти изменения  обусловливают как прилив энергии, так и острую чувствительность к  различным воздействиям. Негативных проявлений м. избежать, не перегружая р. множеством заданий, ограждая его  от воздействия длительных отрицат. переживаний.

Половое созревание является важным моментом в становлении ребенка как личности. Внешние изменения делают его похожим на взрослых, и ребенок начинает ощущать себя иначе (старше, взрослее, самостоятельнее).

Психические процессы, как и физиологические, также  претерпевают изменения. В этом возрасте ребенок начинает осознанно управлять собственными мыслительными операциями. Это влияет на все психические функции: память восприятие, внимание. Ребенка увлекает само мышление, то, что он может оперировать различными понятиями, гипотезами. Восприятие ребенка становится более осмысленным.

Память проходит процесс интеллектуализации. Иными  словами, ребенок запоминает инфо целенаправленно, осознанно.

В период возрастает значение функции общения. Происходит социализация личности. Р. усваивает моральные нормы и правила.

Разв. личности: самостоятельность (эмансипация он взрослых, появл. увлечений), увлечения м.б. интелл.-эстетич. (интерес клюбимому занятию), эгоцентр. (ср-во демонстрации св. успехов), лидерские, телесно-мануальные (важен рез-т: укрепление силы), накопительские, информативно-комм.(потребность в легком общении со сверстниками)

Личность подростка  только начинает формироваться. Большое  значение имеет самосознание. Впервые  ребенок узнает о себе в семье. Именно со слов родителей р. узнает, какой он, и составляет мнение о себе, в зависимости от которого в дальнейшем выстраивает отношения с другими людьми. Это является важным моментом, так как ребенок начинает ставить перед собой опр. цели, достижение которых продиктовано его понимании своих возможностей и потребностей. Потребность в понимании себя характерна для подростков. Самосознание ребенка выполняет важную функцию — социально-регуляторную. Понимая и изучая себя, подросток в первую очередь выявляет свои недостатки. У него появляется желание их устранить. По прошествии времени ребенок начинает осознавать все свои индивидуальные особенности (как отрицат., так и положит.). С этого момента он старается реально оценивать свои возм-ти и достоинства.

Для этого возраста характерно желание быть похожим на кого-то, т.е. создание устойчивых идеалов. Для подростков, только вступивших в подростковый период, важными критериями в выборе идеала являются не личностные качества человека, а наиболее типичное его поведение, поступки. Так, например, он хочет быть похожим на человека, часто помогающего другим. Старшие подростки чаще не хотят быть похожими на конкретного человека. Они выделяют определенные личностные качества людей (нравственные, волевые качества, мужественность для мальчиков и т.д.), к которым стремятся. Чаще всего идеалом для них выступает человек, который старше по возрасту.

Развитие личности подростка достаточно противоречиво. В этот период дети в большей степени  стремятся к общению со сверстниками, формируются межличностные контакты, у подростков возрастает желание быть в какой-то группе, коллективе.

В это же время  ребенок становится более самостоятельным, формируется как личность, иначе  начинает смотреть на окружающих и  внешний мир. Эти особенности  психики ребенка перерастают в подростковый комплекс, в который входят:

1) мнение окружающих по поводу их внешности, возможностей, умений и т.д.;

2) самонадеянность (подростки достаточно резко высказываются отношении других, считая свое мнение единственно верным);

3) полярные чувства, поступки и поведение. Так, они могут быть жестокими и милосердными, развязными и скромными, могут быть против общепризнанных людей и поклоняться случайному идеалу и пр.

Для подростков также характерна акцентуация характера. В этот период они очень эмоциональны, возбудимы, их настроение может быстро меняться и т.д. Эти процессы связаны с формированием личности, характера.

 

5. Психол. особ-ти разв. ст. шк-ов.

Соц. ситуация разв.ст.шк.:

- изменение условий  (физиологии орг-ма, отнош. с людьми, уровень разв. интеллекта, спос-ей, центр физич. и духов. жизни перемещается из дома во внешний мир)

- период становления  личности (основы нравственности, соц. установки, отнош. к себе, людям, обществу, стабилиз. честр хар-ра и осн. формы межлич. поведения)

- стремление быть похожим на старших (взрослые спрашивают больше, многое разрешают, подражание внеш. атрибутам взрослости)

- сформир. внурт.  речи

- интелл. развитость

- начало поры  любви и установлением интимных  отнош. с людьми против.пола

- акцентуация  характера.

Кризис юношеского возраста:

- значимость  собств. ценностей

- внешнее влияние

- тревожность,  связ. с самооценкой

- поиски смысла  жизни, своего места в мире

- нов. потреб-ти  интелл. и соц-го порядка

- интерес к  общению со взрослыми (доверие,  дистанция)

- интимно-личн. общение со сверстн.

Развитие в  юнош. возрасте:

1) создание жизненного  плана, мировоззрения

2) проф. самоопределение

3) личностное  самоопределение:

- нов. восприятие времени:  временная перспектива

- 10 кл – устойчивая  самооценка, формир. «Я-концепции»

Я-концепция — сист. представлений индивида о себе самом. Выделяют когнитивную (представления индивида о самом себе, набор характеристик, которыми, как ему кажется, он обладает), оценочную (как индивид оценивает эти хар-ки, как к ним отн-ся) и поведенческую (как ч. в действ-ти поступает.) составляющие.

- 11 кл. – необх.  жизн. выбора

- развитие саморегуляции

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"