Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 07:31, шпаргалка
1. Учет возхрастных и инд. особ-ей щшк-ов в пед. процессе.
Возраст
Д.Б. Эльконин
Теория психич. развития
Л.С. Выготс
Методолог. подходы:
- личностный (Л. как субъект, рез-т и гл. крит. эфф-ти. Созд.условий для естеств. саморазв. задатков)
- деят-ый (А.Н. Леонтьев, вовлечь р. в Д.)
- диалогич. = полисубъектный (во взаимод. с др. людьми)
- культурологич. (освоение личностью культуры и способов творч. Д.)
- этнопедагогич. (Ед-во интернац., нац-го и индивид-го)
- антропологич. (Ушинский, учет всех данных в чел-ке в проц. его воспит.)
Логика науч. исслед.: Цель, Эмпирич. описание, Теор. модель, Нормат. модель (в ходе опыта) = проект.
Уровни методологии:
1. Филос. знания (общие принципы познания и категориальный строй науки в целом)
2. Общенаучная
методология (теор.концепции,
3. Конкретно-научная м. = м. педагогики (раскрывается ч/з специфические подходы и принципы)
4. Технологич. м.
= методика+техника исследования (набор
процедур, обеспечивающих получение
достоверного эмпирического
Филос. учения:
- Экзистенциализм (существование, индивидуализация обучения)
- Неотомизм (религия, разв. «досозн» стремления к Богу, Ф.Аквинский)
- (Нео-)позитивизм (реальные факты)
- Прагматизм (опыт нравств. воспит.)
- Диалектич.
материализм (Л. форм-ся в Д-
Теоретическое основы П.
Объект П. - воспитательно-образоват. процесс. Предмет П -закономерные и устойчивые связи, существующие между воспитательно-образоват. процессом и развитием личности.
Задачи, решаемые педагогикой: 1) зачем учить и воспитывать? - задача педагогического целеполагания; 2) чему учить и воспитывать? - задача построения содержания образования и воспитания; 3) как учить и воспитывать? - задача отыскания наиболее эффективных и оптимальных средств, методов и способов образования, воспитания и контроля (педагогических технологий и приемов).
Основными категориями педагогики являются: развитие, воспитание, образование, обучение.
Развитие Ч. — это процесс становления его Л. под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых соц-ых и природных факторов. Воспитание в широком см. представляет собой целенаправленный процесс форм-ия интеллекта, физич. и духовных сил Л., подготовки ее к жизни, активному участию в трудовой Д.
Образование — процесс и результат усвоения опред-ой сист. знаний и обеспечение на этой основе соотв-го уровня развития Л. Обучение — это целенаправленный процесс двусторонней Д. педагога и уч-ся по передаче и усвоению знаний.
Предмет педагогики — процесс направленного развития и формирования человеческой личности в условиях ее обучения, образования, воспитания, или, более кратко, это воспитание человека как особая функция общества.
Структура П.:
Педагогика как наука подразделяется на ряд самостоятельных педагогических дисциплин:
1. Общая П., исследует
основные законом-ти восп-ия
2. Возрастная П., изучающая особ-ти воспитания людей на различных этапах возрастного развития;
3. Специальная П.-дефектология, изучающая особ-ти развития, обучения и воспитания аномальных детей;
4. Частная методика, исследующая специфику применения общих законом-ей обучения к преподаванию опред. предмета (ИЯ, химии и др.);
5. История педагогики,
изучающая развитие
Методология П. Наука может развиваться лишь в том случае, если она будет пополняться все новыми фактами, для накопления и интерпретации кот. нужны научно обоснованные методы исслед.
Методология - наука о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности. В педагогике - совокупность теоретических положений о пед. познании и преобразовании действительности. Под пед. исслед. понимается проц. и результат науч. деят-ти, направленной на получение новых знаний о законом-ях образования, его структуре и мех-мах, содержании, принципах и технологиях.
Пед. исслед.: 1. Фундаментальные своим результатом им. обобщающие концепции, кот. подводят итоги теоретич. и практич. достижений педагогики.
2. Прикладные
направлены на углубленное
Разработки направлены на обоснование конкретных научно-практических рекомендаций, учитывающих уже известные теоретич. положения. Программа исслед. им. 2 раздела: методологический и процедурный. Первый включает обоснование актуальности темы, формулировку проблемы, определение объекта и предмета, целей и задач, формулировку осн. понятий, предварительный систем, анализ и выдвижение рабочей гипотезы. Во втором разделе раскрывается стратегический план исслед.
Методы пед. исслед.:
1. Методы изучения
пед. опыта (методы эмпирическо
Эксперимент - спец. организованная проверка метода работы для выявления его пед. эфф-ти.
Этапы: 1) теоретический (постановка проблемы, опред-ие цели, объекта, предмета, задач, гипотез)
2) методич. (разработка методики исслед.)
3) собственно эксперимент (серия опытов)
4) аналитический (колич. и кач. анализ).
2. Методы теоретического исслед.: теоретич анализ и синтез, индуктивный и дедуктивный методы. Теоретич методы связ. с изучение лит-ры: составление библиографии, рефератирование, конспектирование, цитирование.
3. Математические
и статистические методы
8. Проблема развития, социализации и восп. Л-ти в психологии
Индивид – отдельно взятый чел-к в сов-ти всех присущих ему качеств: биол., соц-ых.
Индивидуальность – своеобразное сочетание индивидных свойств ч., отличающее его от др. людей.
Субъект – активное самосознающее начало душевной жизни, которое противопоставляет себя внешнему миру и своим собственным состояниям, рассматривая их как объект.
Личность – совокупность устойчипых психол. кач-в чел-ка, составляющих его инд-ть.
Структура Л. (Рубинштейн):
1. Направленность – сист. устойчиво доминирующих мотивов. Проявл-ся в интересах, идеалах, убеждениях, мировоззрении, ценностях, желаниях, стремлениях. Виды: на себя, на др., на дело.
2. ЗУН – приобрет. в проц. жизнедеят.
3. Индивидуально-типологич. особ-ти – темперамент, хар-р, спос-ти.
Мех-мы разв. Л.:
1) М. сдвига мотива на
цель. На раннем этапе разв. Треб.
оснащены личностным смыслом,т.
2) М. идентификации. У дошк. в ролевой игре (в родит.)
3) М. освоения соц. ролей. Соц. позиция – функциональное место, кот. м. занять чел. по отн. к др. людям. Хар-ся сов-ю прав и обязан-ей. Соц. роль – в ходе освоения и вып-ия роли: - появл. нов мотивы, - происх. их соподчинение, - видоизменяется сист. взглядов, ценностей, отношений.
Диалектическая цонцепция разв. – развитие как уменьшение и увеличение, как повторение, движения остается в тени самодвижение, его двигательная сила, его источник, его мотив.
Метафизич. конц.разв. – развитие как единство противоположностей, гл. внимание устремляется именно на познание источника движения.
Условия разв. Л.:
1. Наследств.
2. Соц. усл.
3. Активность
4. Движ. силы разв.Л. – противоречия м/д потребностями и возм-ми их удовлетворения. М.б. общие (в опред возр. периоды, хар-ны для всех людей. разрешение этих против. выводи Л.на нов. этап разв.) и частные (в жизни в проц. воспит.).
Самооценка = притязания / возможности. Неадекватность самооценки м. привести к крайне нереалистичным (завышенным или заниженным) притязаниям.
Уровень притязаний - желаемый уровень самооценки Л-ти; определяется степ. трудности тех задач, которые Л. перед собой ставит.
Социализация личности
С. личности представляет собой процесс формирования личности в опред. соц. условиях, процесс усвоения человеком соц. опыта, в ходе кот. Ч. преобразует соц. опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, кот-ые приняты в обществе или группе. Нормы поведения, нормы морали, убеждения человека определяются теми нормами, которые приняты в данном обществе.
Термин "С." соответствует концепции, согласно которой Ч. (ребенок) изначально асоциален или его социальность сводится к потребности в общении. В этом случае социальность - процесс превращения изначально асоциального субъекта в социальную Л., владеющую принятыми в обществе моделями поведения, воспринявшую соц. нормы и роли. Считается, что такой взгляд на развитие социальности характерен для психоанализа.
Понимание процесса усвоения соц. норм, умений, стереотипов, формирования соц. установок и убеждений, обучения принятым в обществе нормам поведения и общения, вариантам жизненного стиля, вхождения в группы и взаимодействия с их членами как С. имеет смысл, если изначально индивид понимается как несоц. существо, и его несоциальность должна в процессе воспитания в обществе не без сопротивления преодолеваться. В иных случаях термин "С." применительно к социальному развитию личности избыточен. Понятие "социальность" не подменяет и не заменяет собой известных в педагогике и в педагогической психологии понятий обучения и воспитания.
Стадии С.:
Первичная социализация, или стадия адаптации (от рождения до подросткового периода ребенок усваивает соц. опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает).
Стадия индивидуализации (появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения). В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения "мир и я" хар-ся как промежуточная С., так как все еще неустойчиво в мировоззрении и характере подр.
Юношеский возраст (18-25 лет) характеризуется как устойчиво концептуальная С., когда вырабатываются устойчивые свойства личности. Стадия интеграции (появляется желание найти свое место в обществе, "вписаться" в общество). Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности, когда Ч. не только усваивает соц.опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия чел-ка на среду ч/з свою Д.
Послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство соц-го опыта, в процесс передачи его новым поколениям.
Среда — важнейший фактор социализации человека и его становления. Выделяют: Микросреду— контактное, т.е. непосредственное окружение человека (родители, воспитатели, родственники, школа, "улица" и т.п.); социальную среду — конкретные общественные отношения, традиции, нравственные и правовые устои, при которых рождается и живет человек; естественную среду — определенные климатические, географические условия, формирующие этнопсихологические особенности личности. Гл. цель развития Л-ти - возможно более полная реализация человеком самого себя, своих способностей и возможностей, возможно более полное самовыражение и самораскрытие. Основными психол. кач-ми, лежащими в основании развитой Л-ти, явл. активность, стремление к реализации себя и сознательное принятие идеалов общ-ва, превращение их в глубоко личные для данного чел. ценности, убежд., потр-ти.
Личко
1.Гипертимный: Пост. повыш. настр. и жизненный тонусе, активность и жажда общения, в тенденция разбрасываться и не доводить начатое до конца. Отличает энергичность, активная жизненная позиция, коммуникабельность, а хорошее настроение мало зависит от обстановки. Люди с гипертимной акцентуацией легко меняют свои увлечения, любят риск.
2.Лабильный: Крайне выраженную переменчивость настроения. Богатая чувственная сферу, весьма чувствительны к знакам вним. Слабая сторона их проявляется при эмоц.отвержении со стороны близких людей, утрате близких и разлуке с теми, к кому они привязаны. Демонстр. общительность, добродушие, искреннюю привяз. и соц.отзывчивость. Интересуются общением, тянутся к своим сверстникам, довольствуются ролью опекаемого.
3.Астено-невротический: Астено-невротический тип характеризуется повышенной утомляемостью и раздражительностью. Астено-невротические люди склонны к ипохондрии, у них высокая утомляемость при соревновательной деятельности. У них могут наблюдаться внезапные аффективные вспышки по ничтожному поводу, эмоциональный срыв в случае осознания невыполнимости намеченных планов. Они аккуратны и дисциплинированы.[2]
4.Сенситивный (сензитивный): Впечатлительны, хар-ся чувством собств.неполн-ти, робостью, застенчивостью. Зачастую в подростковом возрасте становятся объектами насмешек. Они легко способны проявлять доброту, спокойствие и взаимопомощь. Их интересы лежат в интелл.-эстетич.сфере, им важно социальное признание.
5.Психастенический: Склонность к самоанализу и рефлексии. Колеблются при принятии решений и не переносят высоких требований и груза отв-ти за себя и др. Демонстрируют аккуратность и рассуд-ть, хар-на самокритичность и надёжность. Обычно ровное настроение без резких перемен.
6.Шизоидный: Замкнутость, отгороженность от др.людей. Недостаёт интуиции и умения сопереживать. Они тяжело устанавливают эмоц.контакты. Имеют стабильные и постоянные интересы. Весьма немногословны. Внутренний мир почти всегда закрыт для других и заполнен увлечениями и фантазиями, кот. предназначены т. для услаждения самого себя.
7.Эпилептоидный: Возбудимость, напряжённость и авторитарность индивида. Склонен к периодам злобно-тоскливого настроения, раздражения с аффективными взрывами, поиску объектов для снятия злости. Мелочная аккуратность, скрупулезность, дотошное соблюдение всех правил, даже в ущерб делу, допекающий окружающих педантизм обычно рассм-ся как компенсация собственной инертности. Они не переносят неподчинения себе и матер. потери. Впрочем, они тщательны, внимательны к своему здоровью и пунктуальны. Стремятся к доминированию над сверстниками. В интимно-личностной сфере у них ярко выражается ревность.