Шпаргалка по "Педагогике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 07:31, шпаргалка

Краткое описание

1. Учет возхрастных и инд. особ-ей щшк-ов в пед. процессе.
Возраст
Д.Б. Эльконин
Теория психич. развития
Л.С. Выготс

Файлы: 1 файл

Билеты по педагогике.doc

— 852.50 Кб (Скачать)

Методолог. подходы:

- личностный (Л.  как субъект, рез-т и гл. крит. эфф-ти. Созд.условий для естеств.  саморазв. задатков)

- деят-ый (А.Н.  Леонтьев, вовлечь р. в Д.)

- диалогич. = полисубъектный (во взаимод. с др. людьми)

- культурологич. (освоение личностью культуры  и способов творч. Д.)

- этнопедагогич. (Ед-во интернац., нац-го и индивид-го)

- антропологич. (Ушинский, учет всех данных в  чел-ке в проц. его воспит.)

Логика науч. исслед.: Цель, Эмпирич. описание, Теор. модель, Нормат. модель (в ходе опыта) = проект.

Уровни методологии:

1. Филос. знания (общие принципы познания и  категориальный строй науки в  целом)

2. Общенаучная  методология (теор.концепции, применяемые  к научн. дисциплинам)

3. Конкретно-научная  м. = м. педагогики (раскрывается ч/з специфические подходы и принципы)

4. Технологич. м. = методика+техника исследования (набор  процедур, обеспечивающих получение  достоверного эмпирического материала  и его первичную обработку)

Филос. учения:

- Экзистенциализм  (существование, индивидуализация обучения)

- Неотомизм (религия,  разв. «досозн» стремления к Богу, Ф.Аквинский)

- (Нео-)позитивизм (реальные факты)

- Прагматизм (опыт  нравств. воспит.)

- Диалектич.  материализм (Л. форм-ся в Д-ти)

Теоретическое основы П.

Объект П. - воспитательно-образоват. процесс. Предмет П -закономерные и устойчивые связи, существующие между воспитательно-образоват. процессом и развитием личности.

Задачи, решаемые педагогикой: 1) зачем учить и воспитывать? - задача педагогического целеполагания; 2) чему учить и воспитывать? - задача построения содержания образования и воспитания; 3) как учить и воспитывать? - задача отыскания наиболее эффективных и оптимальных средств, методов и способов образования, воспитания и контроля (педагогических технологий и приемов).

Основными категориями педагогики являются: развитие, воспитание, образование, обучение.

Развитие Ч. —  это процесс становления его  Л. под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых  соц-ых и природных факторов. Воспитание в широком см. представляет собой целенаправленный процесс форм-ия интеллекта, физич. и духовных сил Л., подготовки ее к жизни, активному участию в трудовой Д.

Образование —  процесс и результат усвоения опред-ой сист. знаний и обеспечение  на этой основе соотв-го уровня развития Л. Обучение — это целенаправленный процесс двусторонней Д. педагога и уч-ся по передаче и усвоению знаний.

Предмет педагогики — процесс направленного развития и формирования человеческой личности в условиях ее обучения, образования, воспитания, или, более кратко, это воспитание человека как особая функция общества.

Структура П.:

Педагогика как  наука подразделяется на ряд самостоятельных  педагогических дисциплин:

1. Общая П., исследует  основные законом-ти восп-ия человека; раскрывает сущность, цели, задачи  и законом-ти восп-ия, его роль  в жизни общества и развитии  Л., процесс образования и обучения.

2. Возрастная  П., изучающая особ-ти воспитания  людей на различных этапах  возрастного развития;

3. Специальная  П.-дефектология, изучающая особ-ти  развития, обучения и воспитания  аномальных детей;

4. Частная методика, исследующая специфику применения общих законом-ей обучения к преподаванию опред. предмета (ИЯ, химии и др.);

5. История педагогики, изучающая развитие педагогических  идей и практики воспитания  в различные исторические эпохи.

Методология П. Наука может развиваться лишь в том случае, если она будет пополняться все новыми фактами, для накопления и интерпретации кот. нужны научно обоснованные методы исслед.

Методология - наука  о принципах построения, формах и  способах научно-познавательной деятельности. В педагогике - совокупность теоретических положений о пед. познании и преобразовании действительности. Под пед. исслед. понимается проц. и результат науч. деят-ти, направленной на получение новых знаний о законом-ях образования, его структуре и мех-мах, содержании, принципах и технологиях.

Пед. исслед.: 1. Фундаментальные своим результатом им. обобщающие концепции, кот. подводят итоги теоретич. и практич. достижений педагогики.

2. Прикладные  направлены на углубленное изучение  отдельных сторон пед. проц.

Разработки направлены на обоснование конкретных научно-практических рекомендаций, учитывающих уже известные теоретич. положения. Программа исслед. им. 2 раздела: методологический и процедурный. Первый включает обоснование актуальности темы, формулировку проблемы, определение объекта и предмета, целей и задач, формулировку осн. понятий, предварительный систем, анализ и выдвижение рабочей гипотезы. Во втором разделе раскрывается стратегический план исслед.

Методы пед. исслед.:

1. Методы изучения  пед. опыта (методы эмпирического познания пед. явл.) служат средством сбора научно-пед. фактов: наблюдение, методы опроса (беседа интервью, анкетирование), изучение продуктов деятельности учащихся, изучение шк. документации.

Эксперимент - спец. организованная проверка метода работы для выявления его пед. эфф-ти.

Этапы: 1) теоретический (постановка проблемы, опред-ие цели, объекта, предмета, задач, гипотез)

2) методич. (разработка  методики исслед.)

3) собственно  эксперимент (серия опытов)

4) аналитический  (колич. и кач. анализ).

2. Методы теоретического исслед.: теоретич анализ и синтез, индуктивный и дедуктивный методы. Теоретич методы связ. с изучение лит-ры: составление библиографии, рефератирование, конспектирование, цитирование.

3. Математические  и статистические методы применяются для обработки получ. данных методами опроса, эксперимента, для установления колич. завис-ей (регистрация, ранжирование)

 

8. Проблема развития, социализации и восп. Л-ти в психологии

Индивид – отдельно взятый чел-к в сов-ти всех присущих ему качеств: биол., соц-ых.

Индивидуальность – своеобразное сочетание индивидных свойств ч., отличающее его от др. людей.

Субъект – активное самосознающее начало душевной жизни, которое противопоставляет себя внешнему миру и своим собственным состояниям, рассматривая их как объект.

Личность – совокупность устойчипых психол. кач-в чел-ка, составляющих его инд-ть.

Структура Л. (Рубинштейн):

1. Направленность – сист. устойчиво доминирующих мотивов. Проявл-ся в интересах, идеалах, убеждениях, мировоззрении, ценностях, желаниях, стремлениях. Виды: на себя, на др., на дело.

2. ЗУН – приобрет. в проц. жизнедеят.

3. Индивидуально-типологич.  особ-ти – темперамент, хар-р,  спос-ти.

Мех-мы разв. Л.:

1) М. сдвига мотива на  цель. На раннем этапе разв. Треб. оснащены личностным смыслом,т.к. они прямо связ. с предметом его потребности.

2) М. идентификации. У  дошк. в ролевой игре (в родит.)

3) М. освоения соц. ролей.  Соц. позиция – функциональное  место, кот. м. занять чел.  по отн. к др. людям. Хар-ся  сов-ю прав и обязан-ей. Соц.  роль – в ходе освоения и вып-ия роли: - появл. нов мотивы, - происх. их соподчинение, - видоизменяется сист. взглядов, ценностей, отношений.

Диалектическая цонцепция разв. – развитие как уменьшение и увеличение, как повторение, движения остается в тени самодвижение, его двигательная сила, его источник, его мотив.

Метафизич. конц.разв. – развитие как единство противоположностей, гл. внимание устремляется именно на познание источника движения.

Условия разв. Л.:

1. Наследств.

2. Соц. усл.

3. Активность

4. Движ. силы разв.Л. – противоречия м/д потребностями и возм-ми их удовлетворения. М.б. общие (в опред возр. периоды, хар-ны для всех людей. разрешение этих против. выводи Л.на нов. этап разв.) и частные (в жизни в проц. воспит.).

Самооценка = притязания / возможности. Неадекватность самооценки м. привести к крайне нереалистичным (завышенным или заниженным) притязаниям.

Уровень притязаний - желаемый уровень самооценки Л-ти; определяется степ. трудности тех задач, которые Л. перед собой ставит.

Социализация  личности

С. личности представляет собой процесс формирования личности в опред. соц. условиях, процесс усвоения человеком соц. опыта, в ходе кот. Ч. преобразует соц. опыт в собственные  ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, кот-ые приняты в обществе или группе. Нормы поведения, нормы морали, убеждения человека определяются теми нормами, которые приняты в данном обществе.

Термин "С." соответствует концепции, согласно которой Ч. (ребенок) изначально асоциален или его социальность сводится к потребности в общении. В этом случае социальность - процесс превращения изначально асоциального субъекта в социальную Л., владеющую принятыми в обществе моделями поведения, воспринявшую соц. нормы и роли. Считается, что такой взгляд на развитие социальности характерен для психоанализа.

Понимание процесса усвоения соц. норм, умений, стереотипов, формирования соц. установок и убеждений, обучения принятым в обществе нормам поведения и общения, вариантам жизненного стиля, вхождения в группы и взаимодействия с их членами как С. имеет смысл, если изначально индивид понимается как несоц. существо, и его несоциальность должна в процессе воспитания в обществе не без сопротивления преодолеваться. В иных случаях термин "С." применительно к социальному развитию личности избыточен. Понятие "социальность" не подменяет и не заменяет собой известных в педагогике и в педагогической психологии понятий обучения и воспитания.

Стадии С.:

Первичная социализация, или стадия адаптации (от рождения до подросткового периода ребенок усваивает соц. опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает).

Стадия индивидуализации (появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения). В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения "мир и я" хар-ся как промежуточная С., так как все еще неустойчиво в мировоззрении и характере подр.

Юношеский возраст (18-25 лет) характеризуется как устойчиво концептуальная С., когда вырабатываются устойчивые свойства личности. Стадия интеграции (появляется желание найти свое место в обществе, "вписаться" в общество). Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности, когда Ч. не только усваивает соц.опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия чел-ка на среду ч/з свою Д.

Послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство соц-го опыта, в процесс передачи его новым поколениям.

Среда — важнейший фактор социализации человека и его становления. Выделяют: Микросреду— контактное, т.е. непосредственное окружение человека (родители, воспитатели, родственники, школа, "улица" и т.п.); социальную среду — конкретные общественные отношения, традиции, нравственные и правовые устои, при которых рождается и живет человек; естественную среду — определенные климатические, географические условия, формирующие этнопсихологические особенности личности. Гл. цель развития Л-ти - возможно более полная реализация человеком самого себя, своих способностей и возможностей, возможно более полное самовыражение и самораскрытие. Основными психол. кач-ми, лежащими в основании развитой Л-ти, явл. активность, стремление к реализации себя и сознательное принятие идеалов общ-ва, превращение их в глубоко личные для данного чел. ценности, убежд., потр-ти.

Личко

1.Гипертимный: Пост. повыш. настр. и жизненный тонусе, активность и жажда общения, в тенденция разбрасываться и не доводить начатое до конца. Отличает энергичность, активная жизненная позиция, коммуникабельность, а хорошее настроение мало зависит от обстановки. Люди с гипертимной акцентуацией легко меняют свои увлечения, любят риск.

2.Лабильный: Крайне выраженную переменчивость настроения. Богатая чувственная сферу, весьма чувствительны к знакам вним. Слабая сторона их проявляется при эмоц.отвержении со стороны близких людей, утрате близких и разлуке с теми, к кому они привязаны. Демонстр. общительность, добродушие, искреннюю привяз. и соц.отзывчивость. Интересуются общением, тянутся к своим сверстникам, довольствуются ролью опекаемого.

3.Астено-невротический: Астено-невротический тип характеризуется повышенной утомляемостью и раздражительностью. Астено-невротические люди склонны к ипохондрии, у них высокая утомляемость при соревновательной деятельности. У них могут наблюдаться внезапные аффективные вспышки по ничтожному поводу, эмоциональный срыв в случае осознания невыполнимости намеченных планов. Они аккуратны и дисциплинированы.[2]

4.Сенситивный  (сензитивный): Впечатлительны, хар-ся чувством собств.неполн-ти, робостью, застенчивостью. Зачастую в подростковом возрасте становятся объектами насмешек. Они легко способны проявлять доброту, спокойствие и взаимопомощь. Их интересы лежат в интелл.-эстетич.сфере, им важно социальное признание.

5.Психастенический: Склонность к самоанализу и рефлексии. Колеблются при принятии решений и не переносят высоких требований и груза отв-ти за себя и др. Демонстрируют аккуратность и рассуд-ть, хар-на самокритичность и надёжность. Обычно ровное настроение без резких перемен.

6.Шизоидный: Замкнутость, отгороженность от др.людей. Недостаёт интуиции и умения сопереживать. Они тяжело устанавливают эмоц.контакты. Имеют стабильные и постоянные интересы. Весьма немногословны. Внутренний мир почти всегда закрыт для других и заполнен увлечениями и фантазиями, кот. предназначены т. для услаждения самого себя.

7.Эпилептоидный: Возбудимость, напряжённость и авторитарность индивида. Склонен к периодам злобно-тоскливого настроения, раздражения с аффективными взрывами, поиску объектов для снятия злости. Мелочная аккуратность, скрупулезность, дотошное соблюдение всех правил, даже в ущерб делу, допекающий окружающих педантизм обычно рассм-ся как компенсация собственной инертности. Они не переносят неподчинения себе и матер. потери. Впрочем, они тщательны, внимательны к своему здоровью и пунктуальны. Стремятся к доминированию над сверстниками. В интимно-личностной сфере у них ярко выражается ревность.

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"