Шпаргалка по "Педагогике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 07:31, шпаргалка

Краткое описание

1. Учет возхрастных и инд. особ-ей щшк-ов в пед. процессе.
Возраст
Д.Б. Эльконин
Теория психич. развития
Л.С. Выготс

Файлы: 1 файл

Билеты по педагогике.doc

— 852.50 Кб (Скачать)

Структура коллектива: органы управления, староста, сплачивающее ядро, воспитанники.

Этапы эволюции коллектива:

1. Становление: выдвиж. цели, форм-ие близких и дальних перспектив, выдел. актива; треб. ставит учитель.

2. Стабилизация: самоупр. под рук-вом актива, наличие ср. и дальних перспектив; треб. выдвигает актив.

3. Расцвет: выработано общественное мнение, отношения взаимной ответств-ти; треб. предъявляют все.

4. Высшая стадия: полное самоупр., общие ценности и нормы, традиции, треб. предъявляет каждый себе.

Сухомлинский сформулировал осн. принципы коллектива. Методы сплочения и формирования воспитательных коллективов (Конникова, Новикова). А.С.Макаренко придавал большое значение первичному коллективу, считая его "инструментом прикосновения к личности".

 

14. Нравств. воспитание

В. - это процесс  систематического и целенапр-го воздействия  на Ч., на его духовное и физическое развитие в целях подготовки его  к производственной, общественной и  культ. Д-ти.

Нравственное становление человека также является одним из направлений восп-ой Д-ти. Сущность НВ заключается в форм-ии у ребенка сист. отношений к обществу, другим людям, самому себе. В содержание НВ входит развитие у детей чуткости и отзывчивости, доброты и честности, спос-ти к сопереживанию, уважения к людям в сочетании с требовательностью к ним. Особое значение имеет форм-ие дисципл-ти и культуры поведения. Главный путь нравственного формирования ребенка- общение со взрослыми, и чем богаче общение, тем активнее эмоц.восприятие ребенком окруж. мира, тем шире возм-ти НВ. Также необходимо проведение бесед и диспутов на примере худ. произведений и практических ситуаций. Таким образом, НВ включает в себя вооружение ребенка знанием норм нравственности и морали, а также формирование у него поведения в соответствии с этими нормами.

Сущность  нравственного развития личности школьника

1) Становление  ребенка субъектом нравственных  отношений, субъектом своего нравственного  развития

2) Потребность и способность  строить жизнь по законам истины, добра и красоты (Щуркова)

Внешние и внутренние факторы развития

- Генетические предпосылки  (базовый уровень) - внутр., предопределяющая роль

- Самовоспитание - внутр., решающая роль

- Социальное воспитание - внешн., определяющая роль

- Воспитание - внешн., целенаправленное

+ потенциал уровня  интеллектуального развития (пример: у преступников низкий уровень  1(3)

+ среда (пример: родной дом, семья, сверстники).

Критерии нравственного  развития личности школьника

- Информационный: знание моральных норм

> полнота

> глубина

> степень осознания  ("польза обществу", по Щурковой)

- Мотив (глубина  осознания социально- личностной  значимости основных этических  норм, их эмоционально- положительное  восприятие)

- Свобода выбора ("я  это делаю не по принуждению")

Показатели:

- Реальное поведение,  умение соблюдать важнейшие правила  общежития, выполнять основные  социально-нравственные обязанности:

- Эмоциональные  реакции

- Поступки, поведение

- Реакции (слова,  суждения)

+ Мотивы (выявляются  отдельными методиками)

Уровни (по Колбергу):

- Синкретический (доморальный) - подражание, 0 - 6-7 лет

- Конвенциональный, 7-12

- Уровень автономной морали, 13—>

- Уровень формирования  устойчивых моральных принципов, 18—>

- Мировоззренческий.

Цель НВ – фрм-ие морально-нравственной культуры поведения и восприятия окруж. мира в соотв. с общечелов. нр. ценностями и общепринятыми моральными нормами.

Задачи:

- Приобретение  нравственных знаний и их адаптация  к самому себе

- Этическое образование

- Воспитание  нравственных чувств и отношений

- Обретение и  развитие нравственных навыков,  умений и привычек

- Выработка нравственных  убеждений

Содержание:

- формир. отношений к  Родине (патриотизм, нац. гордость, любовь  к родному краю, потребность его  хранить)

- к обществу (уважение  основ общества, межнац. толерантность, комп-ть)

- к труду (дисциплин-ть, самост-ть, трудоспос-ть, комп-ть, умение  сотрудничать)

- к людям (чувство  долга, отв-ти, милосердия, уважения, терпимости)

- к себе (гордость, скромность, ЧСдост-ва, самокритичность)

Организационные формы:

- Лекции, книги,  беседы, экскурсии, дискуссии, просмотр  фильмов и т. д. с обязательным  акцентом на эстетическую и  эмоциональную сторону сопереживаний.

- Включение в  педагогическое взаимодействие  элементов тренингов личностного  роста, встреч, гештальта, поведенческого и др.

- Включение в практическую  деятельность, затрагивающую морально-нравственные  проблемы жизнедеятельности в  окружающем мире.

 

15. Формирование мировоззр. уч-ся. Школа и религия

Мировоззрение – целостное представление о природе, обществе, чел-ке, находящая выражение в сист. ценностей и идеалов Л-ти, соц. группы, общества. Состав:

Знание как рез-т духовной и практической Д. людей. Сист. знаний о мире – миропонимание.

Взгляды – мнения, субъективный вывод чел-ка, связанный с объяснением явлений объективного мира, месте чел-ка в нем, и определением своего отношения к миру и самому себе.

Убеждения – прочно сложившиеся взгляды, основанные на глубоком признании их верности, ставшие принципами и мотивами поведения.

Хар-ка типой мир-ия:

1) Донаучное (обыденное, житейское) – основано на житейском опыте.

2) Религиозное – способ  осмысления, понимания, оценки объект. реальности на основе религ.-филос.  картины мира. В основе – вера.

3) Научное - способ  осмысления, понимания, оценки объект. реальности на основе научной картины мира.

Научное мировоззрение

Одной из ведущих  задач воспитания базовой культуры личности явл. формирование мировоз-я  школьников. Мировоз-е представляет собой целостную сист. науч., филосовских, соц.-полит., нравственных, эстетич. взглядов и убеждений человека, кот. отражает в его сознании целостную картину мира и определ. направленность его Д-ти.

Структура: знания, взгляды, убеждения.

Соединяя в  себе сложную совок-ть целостных  отношений чел. к окруж. действит-ти, науч. мировоз-е интегрирует все св-ва и кач-ва Л-ти, объединяя их в единое целое, определяет соц. ориентацию, личностную позицию, тип гражд. поведения и Д-ти. Формирование мировоз-я зависит от воздействия на интеллект, эмоции, волю, от акт. прак. Д-ти личности. Интеллект, компонент мировоз-я предполаг ает движение от непосредственного, чувственного отражения действит-ти к абстрактному, понятийному мышлению.

Эмоц.-волевой  компонент. Для того, чтобы знания переросли в убеждения, органически вошли в общ. сист. взглядов, доминирующих потребностей, они должны проникнуть в сферу чувств и переживаний. Готовность и решимость Л-ти достигнуть поставленной цели непосредственно связ. с волей.

Практически-действенный  компонент. Уч.-труд. и обществ, деят-ть вовлекает уч-ся в широкий круг соц. отношений, вооружает разносторонней инфо., опытом общения. Целостный проц. формир. у уч-ся науч. мировоз-я обеспечивается благодаря преемственности в обучении, межпредмет, связям.

Соц. и проф. позиция  педагога явл. важнейшим единством форм-ия науч. мировоз-я.

Черты научного мир-ия:

- Материалистичность  мира и объект. хар-р его развития.

- Признается движение  как форма существования материи

- Первичность материи,  втор. сознания

- Познаваемость мира

- Признает практику  как основу познания и критерий  истины.

Критерии оценки уровня развития научн. мир-ия:

1. Оптимальное усвоение  важнейших понятий, законов, теорий, имеющих определяющее значение  для понимания сущности природа,  общества, мышления.

2. Устойчивое осознанное  личностное отношение к изучаемому  материалу, его мировоззренческому содержанию.

3. Стремление и умение  отстаивать свои взгляды и  убеждения.

4. Проявление убежденности  повседневной Д. и поведений.

Показатели развития мир-ия: оценочные суждения, эмоц. реакции, поступки, мотивы, системы отношений, успеваемости по предметам.

Уровни сформированности мир-ия: Низкий (подражательный, примитивно-поведенческий), средний (эмоциональный), высокий (осознанно-поведенческий).

Содержание и формы  формир-ия научн. мир-ия:

В уч. процессе

Во внекл. работе

Содержание уч. предметов:

- ест-научн. уроки, гманит. практич-ие

- межпредметные связи

- интегративные предметы

Методы:

- теор. и практ-го исследования

- уч. экперимента

- дискуссии

Личность учителя:

- его проф. позиция

- его соц. позиция

Содержание, отбираемое учителем:

- Программа воспитания Щурковой:

1. Нормы культ. жизни

2. Чел. – субъект

3. Соц. устройство жизни

4. Образ жизни, достойной Чел-ка

5. Чел. – субъект жизненного  выбора

- Общественная Д.

- Общение в классном коллективе

Формы: научн. конфер., олимпиады,филос. слол…


Закон Российской Федерации "Об образовании" подчеркивает светский характер образования в школе.

 

16. Методы восп. в совр. школе

Метод воспитания - это путь достижения заданной цели воспитания. Методы - это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них заданных целью воспитания качеств.

Классификация методов воспитания

Воспитание есть процесс сознательного развития личности, разносторонне образованного  и гармонически развитого человека. Методы воспитания - это совокупность специфических способов и приемов воспит-ой работы и обучения.

Методы воспитания по Щукиной, Сластенину, Коджаспировой:

(основание: целостный  подход к форм-ию Л-ти, объединение  целевой, процессуальной и содерж. сторон методов восп.)

1) М. формир. сознания

Сознание - высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения  объективных устойчивых свойств  и законом-ей окруж-го мира, форм-ия у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается  познание и преобразование окружающей действит-ти. Ф-ция сознания заключается в формировании целей Д-ти, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и Д-ти человека. В сознание человека включено опред. отношение к окруж. среде, к другим людям.

Рассказ, беседа, лекция, диспут, анализ восп-ых ситуаций, пример +/–

2) Методы организации Д-ти и поведения

Сознательное  владение каким-либо приемом Д-ти называется умением', умение, доведенное до реально возможного автоматизма, хар-ся как навык. Если при наличии умения человек вынужден осуществлять оперативный контроль за выполнением действий, то на уровне навыка он специально не обдумывает каждый элемент Д-ти (хотя при необходимости может это свободно сделать). Таким образом, термины "умение" и "навык" отражают разный уровень сформированности соотв-щих действий и операций.

Упр., приучение, поручение, воспит. ситуации

3) Методы стимулирования в воспитательном процессе

Стимулирование как метод воздействия на мотивационную сферу предполагает форм-ие у уч-ся осознанных побуждений их жизнед-ти. В П. в качестве стимулирования распространены такие компоненты метода стимулирования, как поощрение и наказание.

Поощрением выражается положительная оценка действий воспитанников. Оно закрепляет положительные навыки и привычки. Виды: одобрение, похвала, благодарность, представление почетных прав, награждение. Наказание - это компонент педагогического стимулирования, применение которого должно предупреждать нежелательные поступки уч-ся, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и друтими людьми. Виды: наложение доп-ых обязанностей; лишение или ограничение опред- ых прав; выражение морального порицания, осуждения Методы стимулирования помогают человеку форм-ть умение правильно оценивать свое поведение, что способствует осознанию им своих потребностей - пониманию смысла своей жизнед-ти, выбору соотв-щих мотивов и соотв-ших им целей, то есть тому, что составляет суть мотивации. Поэтому метод самовоспитания, соотв-щий методу стимулирования, может быть определен как метод мотивации.

Требование, поощрение, наказание, м. естеств. последствий, «взрыв», соревнование.

4) М. самовоспитания

Рефлексия, м. форм-ия сознания , поведения и  его стимулиров.

5) М. контроля  и самоконтроля

Пед. наблюд., беседа, опрос, анализ рез-ов Д-ти восп-ка.

Условия эфф. выбора методов

Выбор методов восп. не есть произвольный акт. Он подчиняется  ряду законом-ей и завис-тей, среди  которых первостепенное значение имеют  цель, содержание и принципы восп., конкр. пед-ая задача и условия ее решения, учет возр. и инд-ых особ-ей уч-ся. Пед-ое мастерство приходит только к тому учителю, который ищет и находит оптимальное соответствие методов восп. закономерностям возр-го и инд-го развития уч-ся.

 

17. Особ-ти восп. работы со шк-ми, имеющими отклонения в поведении

«Трудный ребенок» (Степанов)- школьник, нарушения в поведении которого нелегко исправляются и требуют инд-го подхода со стороны воспитателя.

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"