Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 07:31, шпаргалка
1. Учет возхрастных и инд. особ-ей щшк-ов в пед. процессе.
Возраст
Д.Б. Эльконин
Теория психич. развития
Л.С. Выготс
Структура коллектива: органы управления, староста, сплачивающее ядро, воспитанники.
Этапы эволюции коллектива:
1. Становление: выдвиж. цели, форм-ие близких и дальних перспектив, выдел. актива; треб. ставит учитель.
2. Стабилизация: самоупр. под рук-вом актива, наличие ср. и дальних перспектив; треб. выдвигает актив.
3. Расцвет: выработано общественное мнение, отношения взаимной ответств-ти; треб. предъявляют все.
4. Высшая стадия: полное самоупр., общие ценности и нормы, традиции, треб. предъявляет каждый себе.
Сухомлинский сформулировал
14. Нравств. воспитание
В. - это процесс систематического и целенапр-го воздействия на Ч., на его духовное и физическое развитие в целях подготовки его к производственной, общественной и культ. Д-ти.
Нравственное становление человека также является одним из направлений восп-ой Д-ти. Сущность НВ заключается в форм-ии у ребенка сист. отношений к обществу, другим людям, самому себе. В содержание НВ входит развитие у детей чуткости и отзывчивости, доброты и честности, спос-ти к сопереживанию, уважения к людям в сочетании с требовательностью к ним. Особое значение имеет форм-ие дисципл-ти и культуры поведения. Главный путь нравственного формирования ребенка- общение со взрослыми, и чем богаче общение, тем активнее эмоц.восприятие ребенком окруж. мира, тем шире возм-ти НВ. Также необходимо проведение бесед и диспутов на примере худ. произведений и практических ситуаций. Таким образом, НВ включает в себя вооружение ребенка знанием норм нравственности и морали, а также формирование у него поведения в соответствии с этими нормами.
Сущность нравственного развития личности школьника
1) Становление
ребенка субъектом
2) Потребность и способность строить жизнь по законам истины, добра и красоты (Щуркова)
Внешние и внутренние факторы развития
- Генетические предпосылки (базовый уровень) - внутр., предопределяющая роль
- Самовоспитание - внутр., решающая роль
- Социальное воспитание - внешн., определяющая роль
- Воспитание - внешн., целенаправленное
+ потенциал уровня интеллектуального развития (пример: у преступников низкий уровень 1(3)
+ среда (пример: родной дом, семья, сверстники).
Критерии нравственного развития личности школьника
- Информационный: знание моральных норм
> полнота
> глубина
> степень осознания ("польза обществу", по Щурковой)
- Мотив (глубина
осознания социально-
- Свобода выбора ("я это делаю не по принуждению")
Показатели:
- Реальное поведение,
умение соблюдать важнейшие
- Эмоциональные реакции
- Поступки, поведение
- Реакции (слова, суждения)
+ Мотивы (выявляются отдельными методиками)
Уровни (по Колбергу):
- Синкретический (доморальный) - подражание, 0 - 6-7 лет
- Конвенциональный, 7-12
- Уровень автономной морали, 13—>
- Уровень формирования устойчивых моральных принципов, 18—>
- Мировоззренческий.
Цель НВ – фрм-ие морально-нравственной культуры поведения и восприятия окруж. мира в соотв. с общечелов. нр. ценностями и общепринятыми моральными нормами.
Задачи:
- Приобретение
нравственных знаний и их
- Этическое образование
- Воспитание
нравственных чувств и
- Обретение и
развитие нравственных навыков,
- Выработка нравственных убеждений
Содержание:
- формир. отношений к Родине (патриотизм, нац. гордость, любовь к родному краю, потребность его хранить)
- к обществу (уважение основ общества, межнац. толерантность, комп-ть)
- к труду (дисциплин-ть, самост-ть, трудоспос-ть, комп-ть, умение сотрудничать)
- к людям (чувство долга, отв-ти, милосердия, уважения, терпимости)
- к себе (гордость, скромность, ЧСдост-ва, самокритичность)
Организационные формы:
- Лекции, книги,
беседы, экскурсии, дискуссии,
- Включение в
педагогическое взаимодействие
элементов тренингов
- Включение в практическую
деятельность, затрагивающую морально-
15. Формирование мировоззр. уч-ся. Школа и религия
Мировоззрение – целостное представление о природе, обществе, чел-ке, находящая выражение в сист. ценностей и идеалов Л-ти, соц. группы, общества. Состав:
Знание как рез-т духовной и практической Д. людей. Сист. знаний о мире – миропонимание.
Взгляды – мнения, субъективный вывод чел-ка, связанный с объяснением явлений объективного мира, месте чел-ка в нем, и определением своего отношения к миру и самому себе.
Убеждения – прочно сложившиеся взгляды, основанные на глубоком признании их верности, ставшие принципами и мотивами поведения.
Хар-ка типой мир-ия:
1) Донаучное (обыденное, житейское) – основано на житейском опыте.
2) Религиозное – способ
осмысления, понимания, оценки объект.
реальности на основе религ.-
3) Научное - способ осмысления, понимания, оценки объект. реальности на основе научной картины мира.
Научное мировоззрение
Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности явл. формирование мировоз-я школьников. Мировоз-е представляет собой целостную сист. науч., филосовских, соц.-полит., нравственных, эстетич. взглядов и убеждений человека, кот. отражает в его сознании целостную картину мира и определ. направленность его Д-ти.
Структура: знания, взгляды, убеждения.
Соединяя в себе сложную совок-ть целостных отношений чел. к окруж. действит-ти, науч. мировоз-е интегрирует все св-ва и кач-ва Л-ти, объединяя их в единое целое, определяет соц. ориентацию, личностную позицию, тип гражд. поведения и Д-ти. Формирование мировоз-я зависит от воздействия на интеллект, эмоции, волю, от акт. прак. Д-ти личности. Интеллект, компонент мировоз-я предполаг ает движение от непосредственного, чувственного отражения действит-ти к абстрактному, понятийному мышлению.
Эмоц.-волевой компонент. Для того, чтобы знания переросли в убеждения, органически вошли в общ. сист. взглядов, доминирующих потребностей, они должны проникнуть в сферу чувств и переживаний. Готовность и решимость Л-ти достигнуть поставленной цели непосредственно связ. с волей.
Практически-действенный компонент. Уч.-труд. и обществ, деят-ть вовлекает уч-ся в широкий круг соц. отношений, вооружает разносторонней инфо., опытом общения. Целостный проц. формир. у уч-ся науч. мировоз-я обеспечивается благодаря преемственности в обучении, межпредмет, связям.
Соц. и проф. позиция педагога явл. важнейшим единством форм-ия науч. мировоз-я.
Черты научного мир-ия:
- Материалистичность мира и объект. хар-р его развития.
- Признается движение
как форма существования
- Первичность материи, втор. сознания
- Познаваемость мира
- Признает практику
как основу познания и
Критерии оценки уровня развития научн. мир-ия:
1. Оптимальное усвоение
важнейших понятий, законов,
2. Устойчивое осознанное
личностное отношение к
3. Стремление и умение отстаивать свои взгляды и убеждения.
4. Проявление убежденности повседневной Д. и поведений.
Показатели развития мир-ия: оценочные суждения, эмоц. реакции, поступки, мотивы, системы отношений, успеваемости по предметам.
Уровни сформированности мир-ия: Низкий (подражательный, примитивно-поведенческий), средний (эмоциональный), высокий (осознанно-поведенческий).
Содержание и формы формир-ия научн. мир-ия:
В уч. процессе |
Во внекл. работе |
Содержание уч. предметов: - ест-научн. уроки, гманит. практич-ие - межпредметные связи - интегративные предметы Методы: - теор. и практ-го исследования - уч. экперимента - дискуссии Личность учителя: - его проф. позиция - его соц. позиция |
Содержание, отбираемое учителем: - Программа воспитания Щурковой: 1. Нормы культ. жизни 2. Чел. – субъект 3. Соц. устройство жизни 4. Образ жизни, достойной Чел-ка 5. Чел. – субъект жизненного выбора - Общественная Д. - Общение в классном коллективе Формы: научн. конфер., олимпиады,филос. слол… |
Закон Российской Федерации "Об образовании" подчеркивает светский характер образования в школе.
16. Методы восп. в совр. школе
Метод воспитания - это путь достижения заданной цели воспитания. Методы - это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них заданных целью воспитания качеств.
Классификация методов воспитания
Воспитание есть процесс сознательного развития личности, разносторонне образованного и гармонически развитого человека. Методы воспитания - это совокупность специфических способов и приемов воспит-ой работы и обучения.
Методы воспитания по Щукиной, Сластенину, Коджаспировой:
(основание: целостный
подход к форм-ию Л-ти, объединение
целевой, процессуальной и
1) М. формир. сознания
Сознание - высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и законом-ей окруж-го мира, форм-ия у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действит-ти. Ф-ция сознания заключается в формировании целей Д-ти, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и Д-ти человека. В сознание человека включено опред. отношение к окруж. среде, к другим людям.
Рассказ, беседа, лекция, диспут, анализ восп-ых ситуаций, пример +/–
2) Методы организации Д-ти и поведения
Сознательное владение каким-либо приемом Д-ти называется умением', умение, доведенное до реально возможного автоматизма, хар-ся как навык. Если при наличии умения человек вынужден осуществлять оперативный контроль за выполнением действий, то на уровне навыка он специально не обдумывает каждый элемент Д-ти (хотя при необходимости может это свободно сделать). Таким образом, термины "умение" и "навык" отражают разный уровень сформированности соотв-щих действий и операций.
Упр., приучение, поручение, воспит. ситуации
3) Методы стимулирования в воспитательном процессе
Стимулирование как метод воздействия на мотивационную сферу предполагает форм-ие у уч-ся осознанных побуждений их жизнед-ти. В П. в качестве стимулирования распространены такие компоненты метода стимулирования, как поощрение и наказание.
Поощрением выражается положительная оценка действий воспитанников. Оно закрепляет положительные навыки и привычки. Виды: одобрение, похвала, благодарность, представление почетных прав, награждение. Наказание - это компонент педагогического стимулирования, применение которого должно предупреждать нежелательные поступки уч-ся, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и друтими людьми. Виды: наложение доп-ых обязанностей; лишение или ограничение опред- ых прав; выражение морального порицания, осуждения Методы стимулирования помогают человеку форм-ть умение правильно оценивать свое поведение, что способствует осознанию им своих потребностей - пониманию смысла своей жизнед-ти, выбору соотв-щих мотивов и соотв-ших им целей, то есть тому, что составляет суть мотивации. Поэтому метод самовоспитания, соотв-щий методу стимулирования, может быть определен как метод мотивации.
Требование, поощрение, наказание, м. естеств. последствий, «взрыв», соревнование.
4) М. самовоспитания
Рефлексия, м. форм-ия сознания , поведения и его стимулиров.
5) М. контроля и самоконтроля
Пед. наблюд., беседа, опрос, анализ рез-ов Д-ти восп-ка.
Условия эфф. выбора методов
Выбор методов восп. не есть произвольный акт. Он подчиняется ряду законом-ей и завис-тей, среди которых первостепенное значение имеют цель, содержание и принципы восп., конкр. пед-ая задача и условия ее решения, учет возр. и инд-ых особ-ей уч-ся. Пед-ое мастерство приходит только к тому учителю, который ищет и находит оптимальное соответствие методов восп. закономерностям возр-го и инд-го развития уч-ся.
17. Особ-ти восп. работы со шк-ми, имеющими отклонения в поведении
«Трудный ребенок» (Степанов)- школьник, нарушения в поведении которого нелегко исправляются и требуют инд-го подхода со стороны воспитателя.