Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 07:31, шпаргалка
1. Учет возхрастных и инд. особ-ей щшк-ов в пед. процессе.
Возраст
Д.Б. Эльконин
Теория психич. развития
Л.С. Выготс
8.Истероидный: Ярко выражен эгоцентризм и жажда быть в центре внимания. Они слабо переносят удары по эгоцентризму, испытывают боязнь разоблачения и боязнь быть осмеянными, а также склонны к суициду. Для них характерны упорство, инициативность, коммуникативность и активная позиция. Они выбирают наиболее популярные увлечения, которые легко меняют на ходу.
9. Проблема пед. цели в совр. пед. теории и практике
Цели обучения
Обучение есть система организации способов передачи индивиду общественно-исторического опыта, выработанного в процессе социальной практики: знаний, умений, способностей, видов и способов деятельности в нормативных для конкретно-исторических условий показателях. Целью этой Д. явл-ся планомерное и направленное психическое развитие индивида. Обучение происходит в форме сотрудничества, совместной Д. обучающего и обучаемого. Обучающий посредством общения и других средств организует Д. обучаемого, адекватную целям обучения. Обучаемый первоначально выполняет ее как совместную, распределенную деятельность, а затем в процессе ингериоризации эта совместная внешняя и развернутая Д. становится внутренней и свернутой Д. самого обучаемого. Обучение как творческий процесс - Обучение станет творческим процессом и для учащихся, и для учителя, если оно с самого начала будет строиться как исследовательская деятельность самих детей. Обучение традиционное - Характерной чертой градационного обучения является его обращенность в прошлое, к тем кладовым социального опыта, где хранятся знания, организованные в специфическом виде учебной информации. Отсюда ориентация обучения на запоминание материала.
Цель – идеальное представление о рез-те Д. Она объективна по происхождению, субъективна в сознании. Динамичность жизни обусловливает динамичность цели.
Содержательные параметры цели восп. отражают уровни цивилизации общества, его демократич. хар-к, экономических возм-ей, компетентности правительства и расчета реальных условий развития пед. систем.
Цель – исходный момент, первый элемент проф. Д. педагога.
- определяет содержание воспит процесса,
- обусловливает воспит. результат,
- служит критерием оценки проф. Д-ти педагога,
- явл-ся пост. объектом осмысления.
Три вида целей воспитания:
- представления о желаемых качествах поведения школьника;
- представления о том или ином желаемом наборе черт личности;
- представления
о желаемых характеристикахглуб
Цель воспитания Л. как нормативная
установка законодательно хар=ра была
введена в ранг требований гос. политики
в СССР.
Закон «Об образовании»: Содержание образования явл-ся одним из факторов экон-го и соц-го прогресса общ-ва и д.б. ориентировано на: обеспечение самоопределения Л-ти, создание условий для ее самореализации; разв. общ-ва; укрепл. и соверш. правового гос-ва. СО д.обеспечивать: адекватный мировому уровень общей и проф. культуры общ-ва; форм-ие у обучающегося адекватной совр-му уровню знаний и уровню образоват. программы (ступени обучения) картины мира; интеграцию Л-ти в нац-ую и мировую культуру; форм-ие чел-ка и гражданина, интегрированного в современное ему общ-во и нацеленного на соверш-ние этого общ-ва; форм-ие духовно-нравственной Л-ти; воспроизводство и развитие кадрового потенциала общ-ва.
Цель совр. восп: «Личность, способная строить жизнь, достойную Человека». Цель воспитания в современных условиях — целенаправленное влияние на развитие потребности и способности личности к саморазвитию.
Задача – ступень в общем движении к цели.
Цель и мотив всегда рядом, они определяют содержание и хар-р Д-ти. Педагог занимает «скрытую пед-ую позицию».
Фед. образ. стандарт определяет обяз. минимум содержания осн. образ-ых программ, макс. объем уч. нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников.
Гармонически развитая личность — это такая Л., которая готова и способна полноценно выполнять сист.соц-ых ролей. Задачей воспитания явл-ся формирование у уч-ся готовности и спос-ти выполнять соц-ые роли, взятые в конкретных условиях жизни и Д. и с учетом этапов развития Л-ти. Гармонизация предполагает неодинаковое развитие сущностных качеств, их качественное различие и разную меру выраженности.
Задачи пед.науки ограничиваются интерпретацией, разъяснением соцзаказа, а задачи пед. практики — исполнением соцзаказа.
10. Понятие о ЦПП, его зак-ях и принципах
Пед. процесс – спец. орг-ое взаимодействие педагога и шк-ов, направленное на усвоение соц. опыта и разв. лисности шк-ка.
Структура: педагог:S, ученик:S,O, содержание и ср-ва образования.
Двустор. хар-р пед. взаимод (пед-уч., пед-класс, пед-пед.колл.,пед-родители): S<–>S, сост. из воздействия на уч-ка и его реакции.
Пед.позиции: скрытая, не скрытая, скрытая опосредованная.
Пед. задача – ед-ца педпроцесса. реально возникающая педситуация, подчиненная педцели.
Виды педвзаимод.:
- руко-во/подчинение
- сотрудничество (предполагает
наличие общих целей и
Движ силой ПП явл. противоречия:
Внешние – целенапр-ть ПП и неупоряд-ть влияния соцсреды, нараст. поток инфо и ограниченные возм-ти, регламентация ПП исобств. активность восп-ка.
Внутренние – потр. развиваться Л-ти, потр. в одобрении, признании и любви, сформированный идеал Л-ти и реальное поведение.
Для преодоления
учит. д.:1)узнать, осознать,2)осмыслить,3)
ЦПП – взаимосвязь и взаимообусловленность процессов и явлений, в нем возникающих, во взаимоотн-ях всех субъектов ПП с явлениями внеш. среды.
- Л. учителя иученика – это целостные Л-ти. СО – целостное. Само влияние на воспит-ка д.б. целостным. Все субъекты д. работать во взаимод.
- Целостность
ПП раскрывается ч/з
- Рубинштейн: любой психический акт – суть двух психич. процессов: отражения и отношения. Отражение – процесс объективный, его рез-т явл. знание. За вормир. З отвеч. обуч. Отношение – субъективно, свободно.
Зак-ти ЦПП – объективно существующие, устойчивые, повторяющиеся, необходимые и существенные связи м/д пед.явлениями, процессами, отд. комп-ми ПП, хар-щие из развитие.
Группы зак-ей:
- обусловленные соц-ми условиями
- …природой чел-ка (опред. роль Д-ти и общения в формир. Л-ти., завис-ть восп. и обуч.от возрастных, индив. иполовых особ-ей)
- … сущностью восп., обуч., образования и равз. Л-ти (взаимозавис-ть процессов восп., образ, обуч., взаимосвязь группы и Л-ти в уч-воспит.процессе, -//- м/д пед.воздействием, взаимодействием и активной Д-ю восп.)ъ
Закономерности и принципы ЦПП
Обучение основывается на общих закономерностях познания.
Этапы познания. Вначале чувственное познание, которое приводит к многообразию представлений об окружающих ребенка природных и соц. явлениях, событиях, предметах. Чем более систематизированы и обобщенны эти чувственные образы, тем его обучаемость с точки зрения возм-тей познания выше.
Второй этап - абстрактное познание, овладение системой понятий. Познавательная Д. ученика становится односторонней. Он изучает определенные стороны окружающего мира через содержание учебных предметов. Если при конкретном, чувственном познании в сознании ребенка встает образная картина, например, леса и его обитателей, журчащих ручейков, порхающих бабочек, то абстрактное познание ведет к понятиям, правилам, теоремам, доказательствам. В сознании встают числа, определения, формулы. Младший школьник находится на этапе перехода познания от конкретного к абстрактному. Он начинает овладевать понятийными формами мышления.
Конкретное и абстрактное в познавательной Д. уч-ся выступают, как противоречивые силы и создают различные тенденции в умственном развитии. Учителю нужно знать механизмы возникновения и разрешения противоречий, чтобы умело управлять процессом обучения. Существует высший этап познания, когда на основе абстрактного высокоразвитого мышления, формируется обобщенное представление об окружающем мире, ведущее к формированию взглядов, убеждений, мировоззрения. Обучение значительно ускоряет темпы индивидуального психологического развития ученика. Ученик за короткий промежуток времени узнает то, что в истории человечества познается в течении веков.
Принципы – система исходных, осн.требований восп. и обуч., определяющая содердание, формы и методы ПП и обеспеч-щая его успешность.
- гуманизации (сочент целей общ-ва и Л-ти, вормир. всестор. разв.Л) - демократизации - природосообразности - культуросообразности - ед-ва знаний и умений, сознания и повед. - + эмоц.фон ПП - субъектности - эстетизации дет. жизни |
- научности - доступности и нараст. трудности - наглядности - систематичности и последовательности - сознательности и активности - прочности и осознанности - связи теории с практикой и с жизнью - учета возр. и инд. особ-ей | |
Обучение |
Воспитание | |
Педвзаим. ориент-ся на область сознания |
ПВ – на область чувств, эмоций, подсознания | |
Преобладает логический, когнитивный комп. |
Преобладает ценн.-ориент., отношенч., мотивац., эмоц., поведенческие акценты. | |
Возм-ть заменить машины |
многофакторность, противоречивость влияния, кот. трудно отследить и учесть. Особая роль субъектов. | |
Доминир-ие иск-ых объектов и систем |
Опора на реальные межлич.отнош. | |
Регламентация допускается |
Не м.б. жестко реглам. Динамичность, многовариантность, не сводимость к рецептурной структуре. | |
Возм-ть индив. возд. в пост. огр-ции, не доминирует фронтальное. |
Особая роль Л-ти воспитателя и колл-го взаимод. | |
Рез-т достигается легче и быстрее |
Процесс длительный, непрерывный. Рез-т вариативен и не виден сразу. Процесс устремлен на будущее. |
Автоматически связь обучения и воспитания не создается. Нужно спец. заботиться об этом: на уровне помимо обучающих ставить воспит. задачи, а на внекл. воспит. меропиятии воспит. задачи дополнять обуч. Для форм-ия всесторонне развитой личности необх. обеспечить ед-во образ-ой, разв-щей и восп-ной функций обучения.
Пед общение - уст-ие контакта м/д уч-ем и уч-ся.
Функции: 1) познание личности. 2) обмен инф-ей 3) самоутверждение
А) организация Д..
Структура: 1) моделирование пед-ом предстоящего общения с классом (учит, продумыв. мат-ал, возможн. вопр. и ответы.) 2) коммун-ая атака (быстрое включение класса в работу) 3) управление общением 4) анализ результатов.
Стиль общения. 1. Авторитарный - уч-ль определяет, кто с кем должен сидеть, работать, цели; методы учит-приказ, указание, инструкция, выговор. 2. Демократический (сотр-во, инициатива дет.) 3. Либеральный (попустительство, невмешательство)
Типы уч-ей: 1)проактивный ('знает чего хочет, достигает цель) 2 )реактивный (расплывчат, цели, следует за уч-ами) 3 Сверхактивный (склонен к завышению)
Модели общения: 1.Китайская стена(дистанция, кот. установил сам учитель) 2. Избирательное отношение, внимание либо на группе сильных уч-ся, либо на группе слабых. 3. Действует по плану, по программе. 4. Думает правильно ли поймут его ученики, что они подумают. 7. Поглощен своими мыслями - теряется обратная связь.
Культура пед. общения: умение упр-ть своими жестами мимикой, самообладание, умение выслуш, культ, речи, пед.такт (уравновеш. повед. учит.)
Пед. общение - неотъемлемый элемент проф-ой Д. любого пе-га, поскольку именно в общении с уч-ся он решает задачи обучения и воспитания. Хотя в ходе проф-го образования основы пед-го общения преподаются весьма поверхностно и фрагментарно, многие педагоги- практики тем не менее становятся блестящими мастерами общения. Однако их мастерство по большей части интуитивное, основанное на житейском здравом смысле и личном опыте.
Существуют диаметрально
противоположные взгляды на саму
суть пед-го общения, его приемы и
задачи. В рамках «традиционного»
подхода общение
11. Психолого-пед. треб. к Л-ти педагога и пед. Д-ти. Инновационная Д-ть учителя совр. школы.
Пед.Д-ть – особый вид соц.Д-ти, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных чел-вом культуры и опыта, созд. условий для их личностного разв. и подг-ку к выполнению опр.соц.ролей в общ-ве.
Цель ПД связана с реализацией цели воспитания – идеал гармонично развитой Л-ти.
Своеобразие пед.профессии состоит и в том, что она по своей природе имеет гуманистический, коллективный и творческий характер. Гуманистическая связана с развитием Л-ти ребенка, творч. инд-ти. Творч. потенциал Л-ти педагога форм-ся на основе накопленного им соц-го опыта, психолого-пед. и предметных знаний, новых идей, У и Н, позволяющих находить и применять оригинальные решения, новаторские формы и методы и тем самым соверш-ть исполнение своих проф.ф-ций. Колл-ый хар-р опред-ся комплексным влиянием всего пед.коллектива, семьи, окружения на шк-ка. Усвоенные педагогом алгоритмы, приемы и способы нормативной ПД включаются в огромное кол-во нестандартных, непредвиденных ситуаций, решение которых требует пост. упреждения, внесения изменений, коррекций и регулирования, что побуждает учителя к проявлению инновационного стиля пед. мышления.
Виды ПД – преподавание и воспитательная работа.
Воспит. работа – орг-ция восп. среды и управление разнообр. видами Д-ти воспитанников с пом. решения задач гармоничного развития Л-ти.
Преподавание – управление преимущественно познават-ой Д-ю шк-ов. Крит. эфф-ти – достиж. уч. цели или/и восп. задач. Особ-ти: спонтанность, системность, нет алгоритма.
Структура ПД:
1. Конструктивная Д.
- к.-содержательная (отбор и композиция уч-матер. планирования и построение ПП)
- к.-оперативная (планирование своих дейтсивй и д. уч-ся)
- к.-материальная (проектирование уч-матер. базы ПП)
2. Организаторская
Д. – выполнение системы
3. Комм. Д.
– установление отн-ий
Ильин разработал оригинальную концепцию преподавания литературы на основе педагогического общения (артистизм учителя, творческие задания, способствующие осмыслению образных, тематических и других линий в литературе, воспитанию культуры чтения.
Волков проблемой развития самостоятельности и творчества, развития способностей и склонностей. Он создал механизм выявления творческих способностей ребят и их развития.
Учитель как субъект Д. Проф-ые кач-ва педагога
Важными проф. кач-ми педагога мы должны признать трудолюбие, работоспособность, дисциплинированность, ответственность, умение поставить цель, избрать пути ее достижения, организованность, настойчивость, систематическое и планомерное повышение своего проф-го уровня, стремление постоянно повышать качество своего труда и т. д. Но, кроме того, особо важны человеческие качества педагога, которые становятся профессионально значимыми предпосылками создания благоприятных отношений в учебно-воспитат. процессе. В ряду этих качеств человечность, доброта, терпеливость, порядочность, честность, ответственность, справедливость, обязательность, объективность, щедрость, уважение к людям, высокая нравственность, оптимизм, эмоциональная уравновешенность, потребность к общению, интерес к жизни воспитанников, доброжелательность, самокритичность, дружелюбие, сдержанность, достоинство, патриотизм, религиозность, принципиальность, отзывчивость, эмоциональная культура и многие другие. Обязательное для учителя качество - гуманизм, т. е. отношение к растущему человеку как высшей ценности на земле, выражение этого отношения в конкретных делах и поступках. Учитель должен быть изобретательным, сообразительным, настойчивым, всегда готовым к самостоятельному разрешению любых ситуаций. Профессионально необходимыми качествами учителя являются выдержка и самообладание. Душевная чуткость в характере учителя - своеобразный барометр, позволяющий ему чувствовать состояние уч-ся, их настроение, вовремя приходить на помощь тем, кто в ней больше всего нуждается. Неотъемлемое проф. качество учителя - справедливость. Кроме того, воспитатель обязан быть требовательным.