Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 13:01, шпаргалка
69 ответов по педагогике
57. Цель профессиональной ориентации учащихся следует рассматривать в общей связи с более широкими целями и задачами трудовой подготовки школьников. Цель профессиональной подготовки на основе современных воззрений определена нами следующим образом: сформировать у школьников готовность к общественно полезному, производительному труду, т.е. выработать совокупность качеств и свойств, обусловливающих потребность и возможность успешно, с пользой для общества, с удовлетворением для себя работать в народном хозяйстве — это чувство общественного долга, трудолюбие, сознательность и добросовестное отношение к труду, коллективизм, организованность, дисциплинированность, прочные знания и умения по основам наук, техники, технологии, организации и экономики производства.
Основные ее задачи непосредственно связаны с целями общественно-полезной деятельности современной молодёжи. Именно она решает следующие задачи:
1. Информационная работа: ознакомление учащихся с профессиограммами, информация о потребностях в кадрах различных профессий, об условиях труда, о зарплате, о возможностях повышения квалификации.
2. Пропаганда профессий,
3. Профессиональная диагностика: для этого один или два раза в год в центре проводят полный цикл диагностического обследования школьников. При этом широко используют анкеты, тесты, технические средства диагностики и обработку полученных данных ЭВМ.
4. Профессиональная консультация, в процессе которой оказывают помощь молодежи при решении вопроса о выборе профессии.
5. Разработка методических
6. Организация совместной
7. Анализ результатов
8. Работа по повышению квалификации педагогов и наставников, занимающихся профориентационной работой.
Важным компонентом системы профессиональной ориентации учащихся является профессиональное просвещение - сообщение школьникам сведений о различных профессиях, их назначении для общества, потребностях в кадрах, условиях труда, требованиях, предъявляемых профессией к психофизиологическим качествам личности, способах и путях их получения, оплате труда. Именно в этом ракурсе могут себя применить учителя-предметники.
Кроме того, учащиеся должны знать основные общетрудовые и общепроизводственные понятия: что такое культура труда, трудовая дисциплина, принципы планирования, структура предприятия, оплата труда и т. д.
Во времена существования СССР работа по профессиональному самоопределению учащихся велась в школах на очень высоком уровне:
За эту работу отвечали специально обученные люди
В школах были оборудованы специальные кабинеты профессиональной ориентации
Существовали и неукоснительно
выполнялись планы
В настоящее время школа в этом направлении своей работы переживает, к нашему большому сожалению, не самые лучшие времена. Все те тенденции, которые проповедовала советская система образования в этой области, были полностью разрушены под влиянием наступившего времени и возникших жизненных условий. Следовательно, эту работу необходимо в каждой отдельно взятой школе выстраивать заново.
Каждый учитель имеет общее
представление о целях и
Задача по ознакомлению учащихся с современными профессиями, информированию их о потребностях общества в кадрах поставлена и в Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы на современном этапе ее развития.
Работа по профпросвещению включает в себя профинформацию, профпропаганду и профагитацию.
Чтобы работа по профпросвещению имела положительные результаты, она должна проводиться умело и с большим педагогическим тактом. Ориентируя учащихся на профессии, в которых страна испытывает недостаток, нужно избегать всякого рода нажимов, так как неумелое давление на школьников может привести лишь к окончательной потере у них интереса к рабочим профессиям.
Главный
принцип, которым следует
Казалось
бы, урок — это основная организационная
форма учебно-воспитательного
Профпросвещение на уроках может осуществляться путем беседы, рассказа, ситуационных производственных задач, использования литературных источников, звукозаписи и т.д. Урок технологии, например, служит важнейшим звеном в профессиональном просвещении. Основными методами при этом являются практические работы по конструированию, планированию и изготовлению изделий.
Но, для того чтобы практические работы оказывали действенное влияние на формирование у учащихся положительного отношения к рабочим профессиям, необходимо сочетать их со словесными методами: с беседой о профессиях, о современном производстве, об условиях труда, технологических процессах, требованиях, предъявляемых профессией к качествам и квалификации человека, и т.п.
Большая роль в профпросвещении учащихся принадлежит внеклассной работе, различным внеурочным мероприятиям. При этом большую роль играют школьные кружки, ученические производственные бригады и т. д.
Значительное место в нем занимают беседы, которые проводят классные руководители, учителя-предметники или представители разных профессий, наставники. Такие беседы посвящены ознакомлению с одной какой-то профессией, с группой родственных профессий, вопросам значимости правильного выбора их для человека. При этом тематика таких бесед должна отвечать возрастным особенностям школьников и охватывать круг вопросов, интересующих самих учащихся.
Ознакомление учащихся с профессиями в процессе беседы можно проводить по такому плану:
1. Общие сведения о профессии:
краткая характеристика отрасли народного хозяйства, где применяется профессия;
краткий исторический очерк и перспективы развития профессии;
основные специальности, связанные с данной профессией;
примеры биографий лучших представителей профессии.
2. Производственное содержание профессии:
место и роль профессии в научно-
предмет, средства и продукт (результат) труда;
содержание и характер (функция) трудовой деятельности;
объем механизации и автоматизации труда;
общие и специальные знания и умения специалиста данной профессии, моральные качества;
связь (взаимодействие) с другими специальностями.
3. Условия работы и требования профессии к человеку:
санитарно-гигиенические
элементы творчества, характер трудностей, степень ответственности, специальные требования к физиологическим и психологическим особенностям человека, отличительные качества хорошего работника;
специальные условия: влияние профессии на образ жизни работника, его быт и т. д.;
экономические условия: организация труда, система оплаты, отпуск.
4. Система подготовки к
пути получения профессии: бригадно-индивидуальное обучение, учебные комбинаты, курсы, УПК, СПТУ, техникумы, ВУЗы;
связь профессиональной подготовки с учебной и трудовой деятельностью в школе;
Известно, что процесс воспитания
— это организованное влияние
на подрастающее поколение, результатом
которого является формирование личности
современного человека. Важнейшими составными
частями профессионального восп
Профессиональное воспитание — завершающий этап системы профориентации школьников. В процессе профессионального становления будущего квалифицированного рабочего можно выделить три четко выраженных периода:
1. Период до поступления в профессиональное учебное заведение (профессиональная ориентация в школе, участие в деятельности трудовых объединений школьников, мотивированный выбор старшеклассниками той или иной профессии, профессиональное обучение).
2. Период обучения в
3. Начало трудовой деятельности (профессиональная адаптация в период прохождения производственной практики; закрепление и развитие полученных в школе, техникуме, ВУЗе умений и навыков, приобретение опыта работы по специальности, окончательное утверждение в избранной профессии).
Работа по решению задач, стоящих на каждом из этих этапов, и составляет сущность процесса профессионального воспитания.
Современные ученики, к несчастью, совершенно не мотивированы к получению знаний, умений и навыков и, как следствие, совершенно не знают многих профессий, где им можно было применить свои силы.
Используя не только опыт советской системы образования, но и наши изыскания в этой области, наша школа пытается разработать свою систему профориентационной работы с учащимися, что очень непросто сделать в отсутствие общегосударственной доктрины в этой области.
В частности, в рамках предметных недель, проводя различные мероприятия, каждый учитель имеет возможность рассказать немного больше и шире о тех профессиях, где можно применить знания и умения, приобретенные на его уроках.
Так же в рамках подготовки учащихся к защите учебных проектов, занимаясь интересующими именно их проблемами и вопросами, ребята приобретают необходимую мотивацию для получения и совершенствования приобретенных ранее знаний, умений и навыков, которые смогут им пригодиться во взрослой жизни. (смотри приложение)
На занятиях по так называемым элективным курсам, программы которых значительно выходят за рамки школьных дисциплин, ребята могут получить интересующие их знания и попробовать применить их на практике. (Программы этих курсов наши учителя разрабатывают таким образом, чтобы дать ребятам не только теоретические знания, но и дать им возможность их практического применения).
В заключении хотелось бы сказать, что основная цель профессионального воспитания в системе образования — это формирование личности труженика, отвечающего требованиям современного производства и социального прогресса, обладающего высокими, нравственными и профессиональными качествами.