Шпаргалка по "педагогике

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 23:18, шпаргалка

Краткое описание

Данная работа содержит ответы на вопросы по педагогике

Файлы: 1 файл

Приставки в глаголах.doc

— 52.00 Кб (Скачать)

                                      Приставки в глаголах 

В-, ВО- (перед группой согласных), ВЪ- (перед е).По значению отличается от приставки у-. Присоединяется к глаголам (внутриглагольное словообразование ).Придает им значения:

А) « направление движения внутрь чего-либо « : лететь à влететь (в комнату) ; вбежать, войти (в дом) , вписать ( в книгу ) , вобрать ( в себя) ,въехать (во двор) ;

Б) «направление движения вверх»: взбежать, вкатить(что-либо)

В) не выражает такого значения.

 

 

ПРИ-, У-.

ВЗ-, ВЗО- (перед группой согласных ) , ВС- (перед глухими согласными) , ВЗЪ- (перед е, я )- исконная приставка. Присоединяется к глаголам. Придает им значения:

А) «направление движения вверх» : бежать à взбежать, взлететь, взойти, вспорхнуть .

Б) «напряженность, сила возникающего действия, быстрое наступление указанного состояния «: бухнуть à взбухнуть ,взвыть, вскрикнуть, взъяриться ;

В) «законченность действия , обычно с  указанием на его полноту, интенсивность» : разг. Взлохматить ,взъерошить, вспенить, встревожить.

 

ВОЗ-, ВОЗО- (перед группой согласных), ВОС- (перед глухими согласными)- старославянская по происхождению. Содержащие ее слова обладают оттенком книжности, возвышенности.

Придает глаголом значения:

А) « направление движения вверх» (редко) : возводить, воздвигать, восходить.

Б) «торжественно совершить указанное  действие или высоко о нем отозваться»: зватьà воззвать, возвеличить, возложить, возлюбить, вознести,  воссиять, т о р ж. восславить, восседать.

В) «Совершить ответное (или  повторное) действие»: воздать, вознаградить, возобновить, возродить, воскресить , восстановить ,

Г) «интенсивность проявления действия или его исчерпанность»:гордиться àвозгордиться ,возликовать, возмечтать, воспрепятствовать .

ВЫ- -- в некоторых глаголах движения антонимична приставке в- (выехать-въехать);синонимична приставке из- (выгнать-изгнать).

Придает глаголам следующие  значения:

А) «направление движения изнутри наружу»:бежатьàвыбежать ;выйти, вынести (из дома) ;

Б) «извлечение одного предмета из другого»: выбить (что-то из чего-то), вывинтить, вырвать;

В) «законченность , тщательность действия»: белитьà выбелить ; выглядеть, вымесить, выместить, высушить;

Г) «достигнуть чего-то ,получить что-либо посредством указанного действия»: проситьà выпросить; выследить, высмотреть, выучить, вычитать.

ДЕ-, ДЕЗ- (перед гласными)- заимствованная (лат.) приставка.

Придает глаголам значения:

А) «совершить(совершать) действие, противоположное тому, которое названо производящим словом» : газировать à дегазировать ; дегенерировать, дезактивировать, демобилизовить;

Б) «аннулировать результат  действия, обозначенного производящим словом»: информироватьà дезинформировать; дезорцентировать, демаскировать.

ДО- Может дублироваться в предлоге (дочитывать до конца).

Придает глаголам значения:

А) «достижение какого-то места (пункта следования)» , «приближение»: бежать à добежать (до дерева) ; довезти ,дойти , донести, доплыть (до берега);

Б) «доведение действия до цели , до конца, до предела»: белитьà добелить ,доварить , дорыть, досидеть, дочитать;

В) «доведение действия до необходимой нормы или прибавка сверх нормы»: купитьà докупить ; доизбрать , доплатить, дополучить. В глаголах со связным корнем: добавить, донять.

 

ЗА- .Может дублироваться в предлоге (забросить за шкаф).

Придает глаголам значения:

А) «начало действия»: аплодировать àзааплодировать; загреметь, залететь, заплакать , запрыгать, запеть, заходить(начать ходить) , зашевелиться;

Б) «с помощью названного действия покрывать (закрыть) что-либо или 

покрыться тем, что названо производящим словом»: асфальтироватьàзаасфальтировать ; забрызгать , запудрить, заржаветь;

В) «достигнуть результата»: конспектироватьàзаконспектировать ; заработать, заслужить;

Г) «направить действие на какой-либо предмет ,в какое-либо место»; приставка дублируется в предлоге за: бросить à забросить( что-то куда-нибудь, за что-то ); завезти ,загнать, завернуть, зайти, (за дом),залететь, заплыть;

Д) «распространить действие на часть предмета»: мытьà замыть ;запилить, застирать , затесать.

ЗА- в предлоге не дублируется.

Придает глаголам значение «довести кого-то указанным действиям  до нежелательного состояния»: говоритьàзаговорить- «довести этим действием до утомления»; загонять, задергать, заездить, закормить.

 

ИЗ-, ИЗО- (перед группой согласных), ИС- (перед глухими согласными), ИЗЪ- (перед йотированными).

В отдельных значениях  антонимична приставке  в-, во- (извлечь- вовлечь), синонимична приставке  вы- (изгнать-выгнать).

Придает глаголам значения:

А) «направление движения изнутри», «извлечение чего-либо из предмета»: гнатьàизгнать; извлечь, избрать. У многих из таких глаголов связанные корни: извергнуть , изъять.

Б) «полностью израсходовать  объект действия»: мылитьàизмылить; износить( одежду, обувь), исписать , истратить;

В) «распространить действие на весь предмет или на многие предметы по всем направлениям»: ранитьàизранить; изрисовать, изъездить, изъязвить (ся);

Г) «довести указанное действие до результата»: жаритьà изжарить, изжевать, излечить, измучить, иззябнуть.

 

НА-, Может повторяться в предлоге ( наскочить на камень) . Придает глаголам значения

А) «направленность действия на предмет: столкновение(соприкосновение) с предметом , наложение (помещение) чего-то на предмет»: ехатьà наехать (на что-нибудь); наскочить, наткнуться (на сук) , наклеить (марку на конверт);

Б) «полнота , достаточность  действия», «распространение действия на множество предметов», «добавление  до нормы (предела)» : братьàнабрать(ягод); наговорить (дерзостей), наколоть (дров), нарастить(овощей), настирать, настроить(домов).

В) «незначительная степень проявления действия»: игратьàнаигрывать , напевать, насвистывать;

Г) «тщательность действия»: гладитьà нагладить (костюм) ; намыть(половицы), начистить (ботинки).

НАД-, НАДО- (перед группой согласных), НАДЪ- (перед йотированными).

Придает глаголам значения:

А) «увлечение, добавление чего-либо указанным действием» : вязатьà надвязать (чулки);  надклеить , надрисовать , настроить , надсыпать , (холм) – «увеличить в высоту» ; надставить  (рукава) – «удлинить» ;

Б) «распространение действия не на весь предмет ,а на его часть» : гнитьà надгнить(яблоко) , надкусить ,надрезать , надъесть;

В) Не выражает такого оттенка  значения.

 

См. ЗА-, ПО-, ПРИ-.

НЕ-. При глаголах часто употребляется отрицательная частица не. Она пишется с глаголами раздельно( не спать) . Лишь с несколькими глаголами отрицательная частица не срослась и превратилась в приставку :: негодовать, неможется- безличный глагол (кому?) ; ненавидеть (кого?)

 НЕДО- - сложная приставка. Возникла из соединения отрицательной частицы не и приставки до-. Придает глаголам значение « не полностью совершить действие ,названное производящим словом: выполнитьà недовыполнить, т.е. выполнить не полностью : недобрать, недодать, недозреть, недосолить , недоспать, недочитать(ся).

 

Такие глаголы не смешить с глаголами , которые имеют приставку до- и отрицательную частику не (она пишется отдельно от глагола ). Частица отрицает то, что выражено глаголом , содержащим приставку до-.

 

НИЗ-, НИЗО- (перед группой согласных) НИС – (перед глухими согласными)- старославянская по происхождению.

Выделяется в немногих словах книжного употребления.

Указывает «назначение  направление движения сверху вниз»; некоторые из таких глаголов содержат связанный корень: низвергать, низвергнуть (сбросить, свалить,)

 

0-, ОБ-, ОБО- (пред группой согласных), ОБЪ- (перед йотированными). Выбор морфа 0-, об-, обо- обусловливается требованиями благозвучия слова . Вместе с тем нередко он связан с различием смысла однокорневых слов( явление параномии).

Приставка 0-,об-, обо- придает  глаголам значения :

а) «направление действия по окружности , вокруг предмета»: вязатьà обвязать (голову платком); обежать, обойти, обрасти, окосить (болото), осмотреть (сад);

б) «направление движения мимо предмета» : гнать(ся)à обогнать(кого-либо) ; обойти (стороной) , объехать;

в) « названным действием  причинить ущерб»: весишьà обвесить; обделить, обмерить ,обокрасть, объесть;

г) «довести названное  действие до результата, часто –  нежелательного»: кормитà обкормить; обозлить , обучить , ослепнуть, опоить;

д) «названное действие совершить полностью, обстоятельно»: думатьà обдумать(предложение);

 

ОТ-, ОТО- (пред группой  согласных) ОТЬ- (перед йотированными). Может дублироваться в предлоге ( отлететь от города ).

Придает глаголам значения:

А) «удаление в движении от какого-то места»: лететьà отлететь (от города), отойти, отплыть, отъехать ;

Б) «отделение одного предмета от другого»: отклеить(марку от конверта); отколоть , отодрать , отпилить , отцепить (что-то от чего-то );

В) «завершение и прекращение названного действия»: барабанитьà р а з г. Отбарабанить- «кончить барабанить»; п е р е н. «громко, быстро и невыразительно произнести что-либо»; отгулять , отдежурить, отзвучать, отработать, отцвести;

Г) «законченность действия с оттенком тщательности или интенсивности его выполнения»: гладитьà отгладить (платье); отделать, отлакировать, отшлифовать;

Д) «довести указанное  действие до результата, обычно- нежелательного»: лежатьà отлежать (себе руку); отсидеть( ногу) .

Е) «совершить ответное или  обратное действие»: датьà отдать- «дать обратно, возвратить» (долг);

Отблагодарить, отомстить, отразить.

 

ПЕРЕ- исконная.

Придает глаголам следующие  значения:

А) «направление движения через что-нибудь», « передвижение с одного места на другое»: двигатьà передвигать(часовые стрелки) ; переплыть, перепрыгнуть, пересесть;

Б) «Совершить названное  производящим словом действие заново или иначе»: делатьà переделать(костюм), переписать (портрет) , перепланировать, переучить;

В) «совершить указанное  действие с нежелательно большой (чрезмерной) интенсивностью»: гретьà перегреть- «нагреть больше, чем нужно»(мотор) ; переперчить , перехвалить , переутомить;

Г) «распространить действие на все или многие предметы»; слова  характерны для обиходно-разговорной  речи: видатьà перевидать (много чего);

Д) «разделение предмета указанным действием на части(обычно две)»: перепилить, перерубить.

Е) «протяженность названного действия во времени»: зимоватьà перезимовать (в деревне); переночевать, переждать , пересидеть(грозу).

 

ПО- исконная. В отдельных  значениях синонимична приставкам вы- (построить- выстроить), пере-(поглотать- переглотать), у- (потерять- умерять).

Придает глаголам значения:

А) «начало действия»: бежатьà побежать (в аптеку) ; повеять, подуть, поплыть(по реке);

Б) « доведение указанного действия до результата»: благодаритьà поблагодарить; побрить , погасить, посеять, построить.

В) «распространение указанного действия на все или многие предметы, лица»: вывезтиàповывезти ;побросать , попрятать(ся) посажать. Приставка по- может сочетаться с приставкой на- при подчеркивании интенсивности действия. Такие слова характерны для обиходно-разговорной речи: понадергать, поназвать, понаехать, понавезти, понаставить , понастроить.

 

ПОД-, ПОДО-(перед группой  согласных), ПОДЪ (перед йотированными).

В отдельных значениях синонимична приставкам по-.

Придает глаголам значения:

А) «направление движения снизу вверх или внизу (понизу) чего-нибудь»: броситà подбросить(мяч) ; поджечь, подмокнуть, подписать, подпечь, подшить;

Б) «приближение к чему-либо»: бежатьà подбежать (к окну);подплыть, подползти.

В) «названное действие совершить  дополнительно при незначительной интенсивности»: гладитьà подгладить, подрисовать;

Г) «ослабленная степень  действия»: краситьà подкрасить(губы); подлечить, подсохнуть;

Д) «ослабленная степень действия»: глядетьà подглядеть;


Информация о работе Шпаргалка по "педагогике