Шпаргалка по "Педагогике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2013 в 09:19, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Педагогике".

Файлы: 1 файл

педагогика.docx

— 34.17 Кб (Скачать)

 1 Педагогика как область гуманитарного научного знания.

 

  Свое название педагогика получила от греческих слов «пайдос» - дитя и «аго» - вести. В дословном переводе слово «педагогика» означает «детовождение

   Объектом педагогики выступают явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Такими явлениями являются воспитание, образование, обучение. Предметом педагогики является педагогический процесс.

   Педагогика выполняет следующие функции теоретическую и технологическую.

    Педагогика, пройдя длительный путь развития, накопив информацию, превратилась в разветвленную систему педагогических наук: общая педагогика, которая состоит из четырех разделов (общие основы педагогики; теория обучения (дидактика); теория воспитания; управление образовательными системами.)

    В зависимости от того, какая сторона человеческой деятельности взята за основу, выделяют различные виды отраслевой педагогики: военную, инженерную, спортивную, театральную, музейную, производственную, пенитенциарную (педагогику исправительно-трудовых учреждений).

   Существуют педагогические дисциплины, развивающиеся как межпредметные, на основе интеграции различных наук: социальная педагогика, сравнительная педагогика, этнопедагогика, история образования и педагогической мысли, философия воспитания и образования и др. Особую группу педагогических наук составляют так называемые частные, или предметные, методики, исследующие закономерности преподавания и изучения конкретных учебных дисциплин во всех типах учебно-воспитательных учреждений.

    Педагогика не является изолированной областью человеческого знания. Она связана со всеми науками, изучающими человека.

  Особое значение для педагогики имеет ее связь с психологией, изучающей закономерности развития психики человека. Информатика и кибернетика открывают перед педагогикой новые дополнительные возможности обучения и воспитания. Используя их данные, педагогическая наука разрабатывает новые формы образовательных процессов (программированное, дистанционное обучение), совершенствует способы и механизмы управления учебно-воспитательным процессом.

 

           2 Объект, предмет, задачи, функции педагогической науки

  Объект (от лат. оbjecio – противопоставляю) – это то, что противопоставляется субъекту, на что направлена его познавательная или иная деятельность. Объектом педагогики является человек, развивающийся в результате воспитательных отношений.

   Предмет – это то, что изменяется в деятельности. Данная категория обозначает некоторую целостность, выделенную из мира объектов в процессе познания мира. Главное отличие предмета от объекта состоит в выделении свойств и признаков.

                        Источниками развития педагогики являются:  

1) многовековой практический опыт  воспитания, закрепленный в образе  жизни, традициях, обычаях людей,  народной педагогике; 2) философские,  обществоведческие, педагогические  и психологические труды; 3) текущая  мировая и отечественная практика  воспитания; 4) данные специально  организованных педагогических  исследований; 5) опыт педагогов-новаторов,  предлагающих оригинальные идеи  и системы воспитания в современных  быстро изменяющихся условиях.

                                                        Задачи педагогики.

Выделяют  научные и практические задачи педагогики. Задачи науки – вести исследования, увеличивая запас открытий, разработок, конструирования моделей образовательно-воспитательных решений, задачи практики – осуществлять воспитание, образование школьников.Все задачи, решаемые педагогической наукой, делятся на два класса: постоянные и временные. Постоянные задачи педагогики не могут быть решены до степени исчерпаемости. Возникновение временных задач диктуется потребностями практики и самой науки, они отражают необозримое богатство педагогической действительности.К постоянным задачам относятся: вскрытие закономерностей в областях воспитания, образования, обучения, управления образовательными и воспитательными системами; Примерами временных задач могут быть: создание библиотек электронных учебников; разработка стандартов педагогического профессионализма; выявление типичных стрессоров в работе учителей;

         Функции педагогики как науки обусловлены ее предметом.

  Педагогика реализует в органичном  единстве функции на 3 уровнях. Теоретический уровень подразумевает реализацию следующих функций:1объяснительной, состоящей в том, что наука описывает педагогические факты, явления, процессы, объясняет, по каким законам, при каких условиях, почему протекают процессы воспитания, образования и развития, изучает передовой и новаторский педагогический опыт ;2диагностической, которая заключается в выявлении состояния педагогических явлений, успешности или эффективности деятельности педагога и учащихся, установлении условий и причин, их обеспечивающих;3прогностической, предполагающей обоснованное предвидение развития педагогической действительности, включающей в себя и теорию, и практику.

Технологический уровень предполагает реализацию таких функций педагогики, как:

– проективная, связанная с разработкой методических материалов (учебных планов, программ, учебников и учебных пособий, педагогических рекомендаций), воплощающих в себе теоретические концепции и определяющих «нормативный или регулятивный» (В.В. Краевский) план педагогической деятельности, ее содержание и характер;

– преобразовательная, направленная на внедрение достижений педагогической науки в образовательную практику с целью ее совершенствования и реконструкции

– рефлексивная и корректировочная, предполагающие оценку влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания и последующую коррекцию во взаимодействии научной теории и практической деятельности;

 

 

 

 

 

 

               3  Основные понятия и категории педагагогики.                                   Любая наука, в том числе и педагогика, имеет понятийный и категориальный аппараты. Понятие — это мысль, которая фиксирует в обобщенной форме предметы и явления действительности. Научные понятия отображают существенные признаки предмета, явления, которые позволяют отличать их от смежных с ними предметов и явлений.   Понятие имеет содержание и объем.    Содержание — это совокупность отраженных в понятии признаков; существенный из них составляет ядро. Объем — множество предметов, имеющих однородные признаки. Понятия необходимы в педагогике для точного обозначения элементов и явлений учебно-воспитательного процесса.  Категории — общие, фундаментальные понятия, которые отражают наиболее существенные связи и отношения реальной действительности. В педагогике, очевидно, к таким понятиям следует отнести «развитие» и «формирование», «этапы (стадии)» и «периоды» развития; к педагогическим категориям — образование, воспитание, обучение.  Понятия и категории составляют костяк науки педагогики. Они выражаются в терминах. Единая терминология нужна для взаимопонимания в науке как общий язык. Научная терминология отличается некоторыми особенностями: точностью, однозначностью, краткостью, дефинитивностью, определенностью и системностью. Развитая система категорий и понятий, точная и однозначная терминология в педагогике — это условие и показатель уровня ее развития как науки.Развитие человека — процесс (от лат. processus — продвижение) последовательной смены состояний, ход закономерного, необратимого, направленного изменения качеств и свойств человека, становления его личности под воздействием различных факторов. Такое продвижение идет от простого к сложному, от низших уровней к высшим. Философы рассматривают развитие как универсальное свойство материи. Оно полностью присуще как отдельному человеку, так и обществу в целом. Развитие бывает: экзогенным, когда оно определяется только извне окружающим миром. Подлинное развитие бывает эндогенным, если его источник находится внутри самого человека. Развитие — это общий процесс становления человека в физическом, психическом и духовном плане. Путь развития, в процессе которого происходит формирование, называют периодом. Период — это время, которое необходимо для наступления очередного, более высокого этапа (стадии) развития человека. В частности, говорят о развитии ребенка в период дошкольного детства, в период младшего школьного возраста, в период юности и т.п. Воспитание как категория педагогики также многозначно.Дать определение такой категории, как воспитание, сложно и трудно. Это предельно широкая категория и притом не только педагогики, но и философии, социологии, психологии, антропологии. Кроме того, воспитание означает и социальное явление, и педагогический процесс. И, стало быть, определения воспитания как понятия не совпадут.       Действенным фактором развития человека выступает процесс социализации, под которым подразумевается усвоение и воспроизводство человеком культурных ценностей и социальных норм общества, в котором он живет (А. В. Мудрик). Общество, люди преднамеренно создают благоприятные условия для социализации, которые относительно контролируются. В данном случае имеется ввиду процесс воспитания.  Воспитание — целенаправленный и контролируемый (относительно) процесс, но процесс этот не единственный фактор социализации и развития личности. Воспитание -двухсторонний. Он предполагает также влияние младших поколений на старшие. Процесс преднамеренного взаимодействия старших и подрастающих поколений по передаче, усвоению и воспроизводству общечеловеческого опыта и культуры для разностороннего гармоничного развития личности. Образование — процесс и результат усвоения обучавшимися системы знаний, умений и навыков, способов познавательной деятельности и формирования на этой основе заданных педагогом качеств личности. Это важнейшее, хотя и не единственное средство воспитания и развития личности.

       I ступень — самая высокая и предельно широкая по смыслу. На этой ступени рассматривается возникновение воспитания как общественного явления, как вечной социальной категории, как передача опыта старших поколений младшим. На этом уровне анализируется история развития воспитания, идеалы и особенности воспитания, присущие конкретному обществу и общественным формациям, народам, общественным движениям. Здесь проявляются законы социальной педагогики.

      II ступень — воспитание в обще педагогическом смысле, подразумеваемом как целенаправленная деятельность учебно-воспитательных учреждений, но без конкретного адреса к отдельным лицам, группам, личности.

       III ступень — воспитание в частно педагогическом смысле конкретизирует его объекты и условия.. На этой ступени, когда известно направление воспитания и конкретизирован его объект, уже можно формулировать общую технологию воспитания, а также в значительной мере можно проконтролировать процесс воспитания.

       IV ступень — конкретно-педагогический смысл, когда цель и задачи, объект воспитания совершенно конкретны. На этой ступени возможно поставить и реализовать цели и задачи воспитания, конструировать предельно конкретную педагогическую технологию, контролировать ее реальное выполнение. Это — уровень конкретного взаимодействия субъекта воспитания с объектом, соприкосновение воспитателя с личностью с целью формирования у нее заранее заданных качеств.

      V ступень — индивидно-педагогический уровень воспитания. Он означает изучение и знание индивида и адресное воздействие на каждого воспитанника с учетом только ему присущих особенностей физического, интеллектуального и духовного развития. Именно на IV и V ступенях определяются точные, диагностируемые параметры воспитательной работы, конкретизируются цели и задачи, уточняются индикаторы, по которым можно судить, в какой мере достигается (или не достигается) конкретная цель. При этом возможно и необходимо иметь эталоны уровня воспитанности.

   В. И. Гинецинский приходит к мысли, что необходимо выделять по крайней мере пять уровней реализации самого воспитательного процесса:    - социетарный, как трансляцию от поколения к поколению культуры общества. институциональный — в рамках воспитательного учреждения; социально-психологический — воспитательное воздействие социальных общностей разного типа межличностный — практика межличностного взаимодействия. интроперсональный — самовоспитание.Воспитание многомерно, — утверждает группа ученых педагогов …— Оно бывает индивидуальным, групповым, коллективным, массовым, региональным, национальным, государственным»

http://paidagogos.com/?p=5

 

   

 

           4  Связь педагогики с другими науками и ее структура.

 

     Большое значение для развития педагогики имеют ее связи с другими науками: философией, психологией, физиологией человека, генетикой, этнографией, математикой и др. Укрепляя и совершенствуя эти связи педагогика заимствует и интерпретирует соответствии с предметом своего исследования идеи других наук, которые помогают глубже проникнуть в суть воспитания и разрабатывать его теоретические основи. Связь педагогики с философией наиболее длительным и продуктивным Философские идеи производили педагогические концепции и теории, определяли перспективу педагогического поиска и служили ее методологической основой. Методологическая функция философии относительно педагогики является сегодня общепризнанной Это обусловлено самой сутью философского знания По своей природе оно является мировоззренческим и соответствующим задачам особенностью мышления места человека в мире, которые длительное время решает человечество . На основе знаний анатомии и физиологии о строении и жизнедеятельность человеческого организма как единого целого.Педагогика разрабатывает условия рациональной организации педагогического процесса, правильного режима обучения, воспитания, о мира, содержание и методы физического, трудового воспитания и др. На основе знаний генетики о зависимости наследственности ребенка от его генотипа, довольно сложную природу генетической мутации, функционально-направленное действие генов и хромосом, высокую пластичность детского организма педагогика критически переоценивает немало постоянных положений о закономерностях человеческого развития, пытается обосновать оптимальные условия для всестороннего развития каждого ребенка, формирования его личности.  Особое значение для педагогики имеет ее связь с психологией .Опираясь на знание закономерностей и механизмов психического развития человека, его личностного формирования, психологических связей и завис ценностей, характерных для педагогического процесса, педагогика обосновывает эффективные пути и способы, которые приводят к желаемым изменениям во внутреннем мире и поведении человека

 

 

   Общая педагогика - базовая научная дисциплина, которая изучает основные закономерности процесса направленного личностного развития, разрабатывает общие основы педагогического процесса в учебных заведениях всех типов.

  Относительно раздела педагогических  наук по отраслям, то их насчитывается  около двадцати. Это самостоятельные науки, имеющие свой предмет, методы исследованияют.д

   Возрастная педагогика - дошкольное, школьное педагогика, педагогика взрослых, изучающая возрастные аспекты обучения и воспитания, которые определяют специфику учебно-воспитательной работы с определенными возрастными группами Возрастная педагогика ох оплюе всю систему общего среднего образования: различные типы общеобразовательных школ, профессионально-технические училища, средние специальные учебные заведения.

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"