Шпаргалка по "Педагогике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2013 в 09:19, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Педагогике".

Файлы: 1 файл

педагогика.docx

— 34.17 Кб (Скачать)

   Коррекционная педагогика - специальная наука, исследующая обучения и воспитания детей с определенными недостатками сурдопедагогика (обучение и воспитание глухонемых, глухих и туговухих детей), тифлопедагогика (обучение и воспитание слепых х и слабовидящих детей), олигофренопедагогика (обучение и воспитание умственно отсталых детей), логопедия (обучение и воспитание детей с нарушением речи), исправительно-трудовая педагогика (перевоспитание несовершеннолетних и взрослых преступников)

   Отдельные методики - предметные дидактики, исследующие специфику применения общих закономерностей обучения к преподаванию отдельных учебных предметов в учебных заведениях всех типов;

   История педагогики и образования - наука, изучающая развитие педагогических идей и образовательной практики выдающимися отечественными и зарубежными педагогами в разные исторические эпохи;

   Отраслевая педагогика (высшей школы, военная, медицинская, инженерная, спортивная, производственная и под) - изучает отраслевые аспекты образования, которые определяют специфику учебно-воспитательного процесса в тех или иных условиях, раскрывает его за акономирности;

  Сравнительная педагогика - наука о сравнении систем народного образования в разных странах (по сравнению с отечественной);

  Социальная педагогика - наука, изучающая влияние на педагогический процесс конкретных социальных институтов: семьи, школы, подросткового или молодежного объединения, учреждений культуры, спорта и т.д.; рассматривает личность как фокус системы социально-педагогического воздействия, как объект и субъект.

 

  Анализ связей педагогики с  другими науками позволяет выделить  следующие их формы (Р. Г.  Гурова):

-  использование педагогикой основных идей, теоретических положений, обобщающих выводов других наук;

- творческое заимствование методов исследований, применяемых в этих науках;

-применение в педагогике конкретных результатов исследовавши, полученных в психологии,   физиологии высшей нервной деятельности, социологии и других науках;

- участие педагогики в комплексных исследованиях человека.

  Развитие связей педагогики с другими науками приводит к выделению новых отраслей педагогики — пограничных научных дисциплин. Сегодня педагогика представляет собой сложную систему педагогических наук. В ее структуру входят: общая педагогика, исследующая основные закономерности образования;

 

                   http://uchebnikionline.ru/pedagogika/pedagogika_-    

              5 Отрасли и разделы педагогической науки. 

Педагогика — наука, изучающая общие проблемы обучения и воспитания личности. Ее цель разработка основ процесса воспитания и обучения в различных образовательных учреждениях. Поэтому количество отраслей или разделов педагогики зависит от количества этих самых учебных заведений, а также от цели педагогического воздействия.

  1.  первая – общая педагогика. Эта отрасль занимается разработкой основных понятий и задач и включает теорию и практику обучения, воспитания а также теорию организации и руководства системой образования.

  2. Возрастная педагогика – разрабатывает вопросы обучения и развития в зависимости от определенного возраста (пренатальный или дородовый, ясельный, дошкольный, и так далее). Включает ясельную, преддошкольную, дошкольную, педагогику школы и высшей школы.

 3. Педагогика профессионального образования. Изучает особенности обучения и воспитания в зависимости от социальной группы и профессии: педагогика семьи, производственная, военная, правовая, спортивная.

 4. Отраслевая педагогика. Цель ее исследования – особенности профессиональной подготовки человека.

 5. Социальная педагогика. Занимается разработкой программ социальной помощи, социальной адаптации.

 6. Сравнительная педагогика. Ее объект – системы воспитания в разных странах.

 7. Коррекционная или специальная педагогика - логопедия, тифлопедагогика, сурдопедагогика, дефектология, олигофренопедагогика – рассматривает вопросы воспитания людей с отклонениями в развитии.

 8. Лечебная педагогика. Эта отрасль развивается на грани с медициной и изучает систему деятельности педагогов с пациентами клиник.

 9. Исправительно-трудовая педагогика

   http://zsj.ru/otrasli-pedagogiki-14.html

 

                    6  Философские основания педагогики

В настоящее  время одновременно сосуществуют различные  философские учения (направления), выступающие  в качестве методологии различных  человековедческих наук, в том числе и педагогики: экзистенциализм, прагматизм, диалектический материализм, неотомизм, и др.

     Экзистенциализм, или философия существования - это переживание человеком своего бытия в мире. Его основные представители - Н.А. Бердяев, Л.И.Шестов (Россия), М. Хайдеггер, К. Ясперс (Германия), Ж. Сартр, А. Камю (Франция), Э. Брейзах, П. Тиллих (США). Основное понятие экзистенциализма - существование (экзистенция) - индивидуальное бытие человека, погруженного в свое «Я». Для экзистенциалистов объективный мир существует лишь благодаря бытию субъекта. Они отрицают существование объективного знания и объективных истин. Внешний мир таков, каким его воспринимает внутреннее «Я» каждого. Экзистенциалисты отмечают деформацию личности в современном мире, ее отчуждение, утерю своеобразия и т.п. Выход из этого положения они видят в том, что индивид должен творить себя сам. Поэтому и цель школы состоит в том, чтобы научить школьников «творить себя как личность, учить их так, чтобы они создавали себя». Отрицая объективные знания, экзистенциалисты выступают против программ и учебников в школах. Поскольку ценность знаний определяется тем, насколько они важны для конкретной личности, то учитель должен предоставить ученику полную свободу в их усвоении. Ученик сам определяет смысл вещей и явлений. При этом ведущую роль играет не разум, а чувства, мечта, вера. Экзистенциализм выступает в качестве философского основания индивидуализации обучения.     

Неотомизм - учение, идущее от средневекового религиозного философа Фомы Аквинского, который в целях усиления влияния церкви на людей признавал разум как средство, необходимое для доказательства религиозных догм. Неотомисты, развивая идеи средневекового философа в современных условиях, учитывают тот факт, что научные знания прочно вошли в жизнь людей. Но мир для них раздвоен на материальный и духовный. Материальный мир - мир «низшего ранга», «он мертв», «не имеет цели и сущности», его изучением занимается наука Неотомисты доказывают ведущую роль религии в воспитании подрастающих поколений.

      Значительные открытия, сделанные  в области химии и биологии  на стыке XIX-ХХ вв., обусловили  появление в философии нового  направления - позитивизма Для позитивистов верным и испытанным является только то, что получено с помощью количественных методов. Они объявляют псевдонаучными проблемы, связанные с классовой борьбой, с развитием общества, социальными противоречиями. Позитивисты признают наукой лишь математику и естествознание, а обществознание относят к области мифологии.

     Неопозитивизм-слабость педагогики неопозитивисты усматривают в том, что в ней доминируют бесполезные идеи и абстракции, а не реальные факты. Яркий представитель неопозитивизма - Дж. Конант, крупный ученый-атомщик и политический деятель США. Они отдают приоритет методам познания, а не его содержанию; главное «не знания, а методы их приобретения».

     Прагматизм как философское течение возник на рубеже XIX-хх вв.. Главные понятия в прагматизме – «опыт», «дело». Познание действительности они сводят к индивидуальному опыту человека. Для них нет объективного научного знания. Всякое знание, утверждают они, истинно, если оно получено в процессе практической деятельности человека, полезно для него.

  Ведущую  роль в развитии личности играет  воспитание, которое представляет  собой сложный социальный процесс,  имеющий исторический и классовый  характер. Личность и деятельность  человека находятся в единстве: личность проявляется и формируется  в деятельности.

http://rudocs.exdat.com/docs/index-20860.html?page=2

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"