Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2013 в 09:19, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Педагогике".
Коррекционная педагогика - специальная наука, исследующая обучения и воспитания детей с определенными недостатками сурдопедагогика (обучение и воспитание глухонемых, глухих и туговухих детей), тифлопедагогика (обучение и воспитание слепых х и слабовидящих детей), олигофренопедагогика (обучение и воспитание умственно отсталых детей), логопедия (обучение и воспитание детей с нарушением речи), исправительно-трудовая педагогика (перевоспитание несовершеннолетних и взрослых преступников)
Отдельные методики - предметные дидактики, исследующие специфику применения общих закономерностей обучения к преподаванию отдельных учебных предметов в учебных заведениях всех типов;
История педагогики и образования - наука, изучающая развитие педагогических идей и образовательной практики выдающимися отечественными и зарубежными педагогами в разные исторические эпохи;
Отраслевая педагогика (высшей школы, военная, медицинская, инженерная, спортивная, производственная и под) - изучает отраслевые аспекты образования, которые определяют специфику учебно-воспитательного процесса в тех или иных условиях, раскрывает его за акономирности;
Сравнительная педагогика - наука о сравнении систем народного образования в разных странах (по сравнению с отечественной);
Социальная педагогика - наука, изучающая влияние на педагогический процесс конкретных социальных институтов: семьи, школы, подросткового или молодежного объединения, учреждений культуры, спорта и т.д.; рассматривает личность как фокус системы социально-педагогического воздействия, как объект и субъект.
Анализ связей педагогики с
другими науками позволяет
- использование педагогикой основных идей, теоретических положений, обобщающих выводов других наук;
- творческое заимствование методов исследований, применяемых в этих науках;
-применение в педагогике конкретных результатов исследовавши, полученных в психологии, физиологии высшей нервной деятельности, социологии и других науках;
- участие педагогики в комплексных исследованиях человека.
Развитие связей педагогики с другими науками приводит к выделению новых отраслей педагогики — пограничных научных дисциплин. Сегодня педагогика представляет собой сложную систему педагогических наук. В ее структуру входят: общая педагогика, исследующая основные закономерности образования;
http://uchebnikionline.ru/
5 Отрасли и разделы педагогической науки.
Педагогика — наука, изучающая общие проблемы обучения и воспитания личности. Ее цель разработка основ процесса воспитания и обучения в различных образовательных учреждениях. Поэтому количество отраслей или разделов педагогики зависит от количества этих самых учебных заведений, а также от цели педагогического воздействия.
1. первая – общая педагогика. Эта отрасль занимается разработкой основных понятий и задач и включает теорию и практику обучения, воспитания а также теорию организации и руководства системой образования.
2. Возрастная педагогика – разрабатывает вопросы обучения и развития в зависимости от определенного возраста (пренатальный или дородовый, ясельный, дошкольный, и так далее). Включает ясельную, преддошкольную, дошкольную, педагогику школы и высшей школы.
3. Педагогика профессионального образования. Изучает особенности обучения и воспитания в зависимости от социальной группы и профессии: педагогика семьи, производственная, военная, правовая, спортивная.
4. Отраслевая педагогика. Цель ее исследования – особенности профессиональной подготовки человека.
5. Социальная педагогика. Занимается разработкой программ социальной помощи, социальной адаптации.
6. Сравнительная педагогика. Ее объект – системы воспитания в разных странах.
7. Коррекционная или специальная педагогика - логопедия, тифлопедагогика, сурдопедагогика, дефектология, олигофренопедагогика – рассматривает вопросы воспитания людей с отклонениями в развитии.
8. Лечебная педагогика. Эта отрасль развивается на грани с медициной и изучает систему деятельности педагогов с пациентами клиник.
9. Исправительно-трудовая педагогика
http://zsj.ru/otrasli-
6 Философские основания
В настоящее время одновременно сосуществуют различные философские учения (направления), выступающие в качестве методологии различных человековедческих наук, в том числе и педагогики: экзистенциализм, прагматизм, диалектический материализм, неотомизм, и др.
Экзистенциализм, или философия существования - это переживание человеком своего бытия в мире. Его основные представители - Н.А. Бердяев, Л.И.Шестов (Россия), М. Хайдеггер, К. Ясперс (Германия), Ж. Сартр, А. Камю (Франция), Э. Брейзах, П. Тиллих (США). Основное понятие экзистенциализма - существование (экзистенция) - индивидуальное бытие человека, погруженного в свое «Я». Для экзистенциалистов объективный мир существует лишь благодаря бытию субъекта. Они отрицают существование объективного знания и объективных истин. Внешний мир таков, каким его воспринимает внутреннее «Я» каждого. Экзистенциалисты отмечают деформацию личности в современном мире, ее отчуждение, утерю своеобразия и т.п. Выход из этого положения они видят в том, что индивид должен творить себя сам. Поэтому и цель школы состоит в том, чтобы научить школьников «творить себя как личность, учить их так, чтобы они создавали себя». Отрицая объективные знания, экзистенциалисты выступают против программ и учебников в школах. Поскольку ценность знаний определяется тем, насколько они важны для конкретной личности, то учитель должен предоставить ученику полную свободу в их усвоении. Ученик сам определяет смысл вещей и явлений. При этом ведущую роль играет не разум, а чувства, мечта, вера. Экзистенциализм выступает в качестве философского основания индивидуализации обучения.
Неотомизм - учение, идущее от средневекового религиозного философа Фомы Аквинского, который в целях усиления влияния церкви на людей признавал разум как средство, необходимое для доказательства религиозных догм. Неотомисты, развивая идеи средневекового философа в современных условиях, учитывают тот факт, что научные знания прочно вошли в жизнь людей. Но мир для них раздвоен на материальный и духовный. Материальный мир - мир «низшего ранга», «он мертв», «не имеет цели и сущности», его изучением занимается наука Неотомисты доказывают ведущую роль религии в воспитании подрастающих поколений.
Значительные открытия, сделанные в области химии и биологии на стыке XIX-ХХ вв., обусловили появление в философии нового направления - позитивизма Для позитивистов верным и испытанным является только то, что получено с помощью количественных методов. Они объявляют псевдонаучными проблемы, связанные с классовой борьбой, с развитием общества, социальными противоречиями. Позитивисты признают наукой лишь математику и естествознание, а обществознание относят к области мифологии.
Неопозитивизм-слабость педагогики неопозитивисты усматривают в том, что в ней доминируют бесполезные идеи и абстракции, а не реальные факты. Яркий представитель неопозитивизма - Дж. Конант, крупный ученый-атомщик и политический деятель США. Они отдают приоритет методам познания, а не его содержанию; главное «не знания, а методы их приобретения».
Прагматизм как философское течение возник на рубеже XIX-хх вв.. Главные понятия в прагматизме – «опыт», «дело». Познание действительности они сводят к индивидуальному опыту человека. Для них нет объективного научного знания. Всякое знание, утверждают они, истинно, если оно получено в процессе практической деятельности человека, полезно для него.
Ведущую
роль в развитии личности
http://rudocs.exdat.com/docs/