Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2011 в 11:18, курс лекций
18 тем.
Лекция 11
Тема: Электронная
коммерция
Цель изучение материала: Формирование знаний об электронной коммерции, о структуре рынка электронной коммерции.
Рассматриваемые вопросы:
Понятия и определения электронной коммерции
В литературе используется несколько дополняющих друг друга определений электронной коммерции:
«Электронная коммерция — любой вид сделок, при которых взаимодействие сторон осуществляется электронным способом вместо физического обмена или непосредственного физического контакта». Являясь точным, такое определение не отражает дух электронной коммерции, порожденной возникновением новых запросов, технологий и ведущей к коренным изменениям в способах ведения бизнеса.
Определение электронной коммерции, данное в документах UNCITRAL (Комиссии ООН по международному торговому праву), представляет собой перечисление различных видов сделок, осуществляемых через Интернет и другие электронные средства коммуникаций, что обусловлено широким толкованием понятия «торговля». К ним относятся, любые торговые сделки (поставка товаров/услуг или обмен товарами/услугами), дистрибьюторские соглашения, факторинг, лизинг, инжиниринг, купля-продажа лицензий, банковские услуги, страхование, соглашения об эксплуатации и концессии, перевозка товаров и пассажиров воздушным, железнодорожным и автомобильным транспортом и другие формы коммерческого сотрудничества.
Электронная коммерция объединяет использование в коммерческой деятельности широкого спектра коммуникационных технологий: электронная почта, факс, электронный обмен данными EDI и электронные платежи EFT, Интернет, Интернет, Экстранет и т.п.
Необходимо
различать понятия «электронная коммерция»
и «Интернет-коммерция». Понятие «электронная
коммерция» шире, чем «Интернет-коммерция»,
поскольку в него входят все виды коммерческой
деятельности, осуществляемой электронным
путем, а Интернет-коммерция — это электронная
коммерция, ограниченная использованием
только компьютерной сети Интернет. Таким
образом, в Интернет-коммерцию не входят
банковское обслуживание через системы
«Клиент-Банк», коммерческая деятельность
с использованием VAN-сетей (в том числе
с технологиями EDI и EFT), мобильная коммерция
(в части, не связанной с использованием
WAP-протоколов), системы управления ресурсами
предприятия (MRP, MRP II, ERP, CSRP) и т.п.
Структура рынка электронной коммерции
Электронная коммерция может вестись на различных уровнях, начиная с простого представительства компании в сети, до электронной поддержки совместной деятельности, осуществляемой несколькими компаниями (например, аутсорсинг или виртуальное предприятие). Электронная коммерция, по сути, имеет глобальный характер. На интернациональном уровне по сравнению с внутринациональным электронная коммерция усложняется такими факторами, как различия в налогообложении, таможенных сборах и правилах банковской деятельности.
В зависимости от участников электронная коммерция подразделяется на основные секторы коммерческого взаимодействия между:
Рассмотрим разновидности отношений между участниками, их модели и информационные технологии, используемые в электронной коммерции.
В2В:
В2С:
B2G:
С2В:
С2С:
C2G:
G2B (электронное правительство):
G2C (электронное правительство):
G2G (электронное правительство):
Для снижения издержек используют следующие факторы:
Снижение затрат на получение маркетинговой информации. Интернет — наиболее дешевый источник информации. Для использования таких методов маркетинговых исследований, как опросы, эксперименты, анкетирование и т.п., нет необходимости лично встречаться с респондентами.
Снижение расходов на рекламу. В Интернет себестоимость создания и обслуживания рекламы ниже, а аудитория рекламного воздействия обычно ближе к целевой аудитории, чем при использовании традиционного рекламоносителя.
Снижение расходов на внутренние коммуникации. Экономия рабочего времени и соответственно снижение расходов на оплату труда за счет уменьшения числа и продолжительности совещаний, командировок, телефонных переговоров, сокращения времени на поиск нужной информации.
Снижение расходов на внешние коммуникации. Автоматизированные сбор и обработка заказов, доступ через веб - сайт к информации о состоянии заказа, сроках его исполнения существенно снижают нагрузку офис - менеджеров. Разместив ответы на стандартные вопросы на сайте, а также предложив задавать вопросы по e-mail, компании уменьшают потребность в телефонных линиях и обслуживающем персонале. При наличии региональных офисов или представителей, партнеров в других городах (странах) осуществляется экономия на междугородних (международных) звонках и поездках.
Снижение расходов на аренду офисных помещений, организацию рабочих мест и т.д. Многие сотрудники могут работать в удаленном режиме, находясь дома (телеработа).
Использование более дешевой рабочей силы. Снижение расходов за счет использования труда работников, проживающих в регионах с более низким уровнем оплаты труда.
Снижение
затрат на закупки товаров и услуг.
Использование электронной
Традиционные инструменты коммерческой деятельности: бумажный документооборот, телефонная связь, традиционная почта, уличная реклама и реклама в СМИ
Использование локальных компьютеров только в сфере учета и документооборота. Инструменты электронной коммерческой деятельности:
Вся компьютерная техника, используемая в хозяйственной деятельности, подключена к глобальной сети через собственные веб - и СУБД-сервера, что устраняет влияние географического фактора при получении информации и управлении финансовыми, материальными и информационными потоками
Базовые технологии электронной коммерции
Для адекватного понимания методов электронной коммерции обходимо ознакомиться с базовыми технологиями, являющимися основой.
Аутентификация — процесс идентификации, позволяющий удостовериться в личности, желающей получить интерактивный доступ к информации, услугам, заключить сделку и т.п.. Аутентификация дает гарантию того,
В настоящее время подавляющее большинство операции электронной коммерции во всем мире обслуживается с использованием цифровой подписи. Механизм применения ЭЦП включает в себя два криптографических преобразования: формирование ЭЦП под документом и проверку ее подлинности. Цифровая подпись реализуется так называемой криптографией с открытым ключом (асимметричной криптографией).
Криптография с открытым ключом — класс асимметричных криптографических методов, использующих двуключевые шрифты: открытый ключ и закрытый ключ. Открытый ключ владелец пары сообщает всем своим корреспондентам для декодирования получаемых от него сообщений, кодирования направляемых ему сообщений и проверки подлинности его ЭЦП под сообщениями. Закрытый ключ известен только его владельцу и используется для создания ЭЦП под документами (сообщениями) и расшифровки сообщений, зашифрованных открытым ключом.
На
использовании данного метода основывается
механизм ЭЦП. Для формирования ЭЦП
под документом владелец ключей сначала
по стандартному алгоритму вычисляет
свертку документа — его
Приведем сравнительную оценку собственноручной подписи, заверенной печатью, с цифровой подписью с точки зрения выполняемых ими защитных функций: