Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2011 в 11:18, курс лекций
18 тем.
Лекция 6.
Тема: Информационные технологии обеспечения управленческой деятельности.
Цель изучение материала: Формирование знания об управленческих информационных системах. и области использования корпоративных информационных систем (КИС) в управлении предприятием
Рассматриваемые вопросы:
Понятие корпоративной информационной системы (КИС)
Нововведения в теории и практике менеджмента, изменение функций системы управления являются определяющим условием перехода к модернизации информационных систем. Прогресс в области компьютерных систем обработки данных, сетевых технологий, разработка стандартов и интерфейсов интеграции данных и приложений обеспечивают реализацию и экономическую эффективность информационных технологий управления. Под корпоративной информационной системой понимается система,(КИС) реализующая информационные технологии для применения эффективных методов управления предприятием масштаба корпорации. Характерные черты КИС,
открытая архитектура построения;
распределенная система обработки данных;
развитая коммуникационная подсеть (интрасеть);
многоплатформенность приложений и БД;
новые информационные технологии корпоративного типа;
Создание КИС обусловлено потребностью системы управления предприятием в реализации новых информационных технологий управления.
Аналитическая компания «Gartner Group» выделила следующие показатели, характеризующие тенденции развития экономики предприятий.
В рыночных условиях «выживают» предприятия, обладающие финансовой устойчивостью, ведущие бизнес в национальном и мировом масштабах. Корпорации и акционерные общества являются наиболее распространенными представителями бизнес - структур. Корпорация - форма организации предпринимательской деятельности, предусматривающая:
• долевую собственность;
• юридический статус;
• сосредоточение функций управления в руках профессиональных управляющих — менеджеров, работающих по найму.
Преимущества корпораций заключены: в неограниченных возможностях привлечения капитала; разделении прав акционеров на имущественные и личные; возможности привлечения профессиональных специалистов для управления — менеджеров; стабильности функционирования корпорации.
Достаточно часто наряду с термином «предприятие» используют термин «фирма», под которым понимают объединение нескольких предприятий для эффективного использования их ресурсов при производстве товаров или услуг. Существуют различные экономические теорий, описывающие поведение фирмы с точки зрения максимизации:
• прибыли (дохода);
• объемов продаж и дохода (заработная плата менеджеров зависит от объемов продаж);
• роста фирмы (выгодно как менеджерам, так и акционерам) в двух направлениях:
В результате слияния или разделения фирм создаются новые структурных фирм
с горизонтальной интеграцией — объединение предприятий одной отросли;
c вертикальной интеграцией – объединение предприятий одного производственного процесса, относящихся к разным отраслям.
Деятельность фирм согласуется с принятой стратегией, которая может носить оборонительный (иначе — пассивный) характер — ориентация на конкурентов, поддержание среднего уровня развития, наступательный (или активный) характер - курс на нововведения. Ошибки в стратегии фирмы ведут к ее банкротству. Для погашения долгов фирмы-банкрота ее имущество либо распродается на торгах, либо выкупается работниками. Чтобы поддержать деятельность фирмы-банкрота, осуществляют ее санацию — проводят мероприятия по улучшению финансового положения, повышения конкурентоспособности продукции, работ и услуг. Деятельность корпораций имеет ряд характерных черт:
• расширение (диверсификация) видов экономической деятельности корпораций;
• рост масштабов и объемов ресурсов, вовлеченных в экономическую деятельность;
• увеличение чисел работающих;
• расширение географии фирм-корпораций (распределение организационных единиц предприятий);
• учет внешней экономической среды (нормативно-правовой базы, инфраструктуры рынка, конкуренции и др.) при разработке стратегии деятельности фирмы;
• применение информационных технологий управления.
Роль и место информационных технологий в управлении предприятием.
В системе управления предприятиями применяют различные методы управления, основанные на конкретных алгоритмах подготовки управленческих решений с использованием информационных технологий.
Временной цикл — от момента поступления заявки до полного мнения поломки — оценивает скорость реакции, возникшую пробы
Качество определяется процентом выполненных по первому требованию заявок относительно числа повторных вызовов.
Показатель затрат отражает эффективность — стоимость использованных для оказания послепродажных услуг.
Обучение - это составляющая имеет следующие направления оценка квалификации работника и возможностей ИС; мотивация сотрудника, делегирование ему полномочий, соответствие его личных целей. Цель возможностей работника — мобилизация его творческих возможностей на достижение стратегических целей компании (рис. 4.12). Ключевые показатели статуса персонала: удовлетворенность работника; сохранение кадровой базы; эффективность работника; показатель дохода на одного работающего, т.е. количество продукции, которое он производит; показатель добавленной стоимости на одного работника (исключая затраты на материалы и услуги из объема доходов); показатель отношения объема производства к суммарной заработной плате работников (оценивается «производительность» денежных средств, затрачиваемых на оплату труда, но не рентабельность численности персонала).
Результаты:
Информационные технологии
Электронный магазин – организованное предпринимателем представительство в сети Интернет на основе создания специализированного web – сервера. Главная цель – обеспечение продажи товаров и услуг другим пользователям Интернет.
В2В – это сектор электронной торговли, ориентируемый на организацию практической работы между предприятиями в процессе производства товаров. Этот сектор кроме продажи корпоративными клиентами друг другу сырья, полуфабрикатов и материалов для производства продукции занимается еще и разработкой систем электронного сбора и передачи информации, обеспечивающих необходимую интеграцию партнеров по коммерции.
Электронные расчеты. Самой проблематичной частью системы электронной коммерции являются электронные платежи. До сих пор, общепринятой являлась схема, при которой покупатель сообщает в зашифрованном виде атрибуты своей магнитной карточки, а продавец, в свою очередь, выставляет счет в банк. Подобная схема платежей находится в сильной зависимости от порядочности пользователя и попыток перехватить и расшифровать информацию от покупателя
Интернет-трейдинг – это услуга, оказываемая брокерскими компаниями и альтернативными торговыми системами своим клиентам с использованием сети Internet, имеющая целью предоставление возможности заключать сделки покупки или продажи финансовых инструментов.
Биржи пока ведут тестирование систем Интернет-торговли. Массового и активного участия клиентов в таких торгах не наблюдается. Дело в том, что прямого участия в торгах с удаленных терминалов клиенты не получат в любом случае, так как это запрещено законодательством.
Выводы к лекции 6
Выводы по первому вопросу, данный вопрос содержит определения о понятии корпоративной информационной системы (КИС) и характерные черты КИС,
Выводы по второму вопросу, в данном вопросе рассматривается роль и место информационных технологий в управлении предприятием
Литература
В.П. Живоглядов, А.В. Сбарская. Введение в компьютерные информационные системы. Учебное пособие - Бишкек, ИИМОП КГНУ,1998г.
В.П. Живоглядов Интегрированные и многоуровневые системы управления производством - Фрунзе: ИЛИМ, 1980г.
Введение в автоматизированные системы./ Учебное пособие. Основ системного анализа (Комплект материалов для изучения). МУК, Бишкек, 1994г
И. Ложе. Информационные системы: методы и средства. М: Мир, 1979.
А.Н. Романов, Б.Е. Одинцов. Советующие информационные системы в экономике. Учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000 487с.
Семенов М.И., Трубилин И.Т. Автоматизированные информационные технологии в экономике, Финансы и статистика, 2000.-416с.
Организация и современные методы защиты информации, 1998
Трахтенгерц Э.А. Компьютерная поддержка принятия решений. Синтег, 1998.-371с.
Козлов В.А. Открытые информационные системы. Финансы и статистика, 1999.-224с.
Абдрахимова Н.Д., Яр-Мухамедов И.Г. Практикум «Информационные системы и технологии в экономике и управлении». АУПКР, 2005.-18с.
12.Абдрахимова Н.Д. Краткий курс по информационным системам и технологиям АУПКР, 2006.-144с.
Вендров A.M. Проектирование программного обеспечения экономических информационных систем. Финансы и статистика, 2000.-352с.
Макаренко Г.Л. Компьютерные технологии в науке, технике и политике. Научная книга,
1998.- 89с. Управление организацией: Учебник. Под ред. А.Г. Поршнева и др. М.-.ИНФРА-М, 1998.
Куперштейн В. Современные информационные технологии в делопроизводстве и управлении. БХВ-Санкт Петербург, 1999, - 256с.
Контрольные вопросы на зачет