Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2011 в 11:18, курс лекций
18 тем.
Лекция 5
Тема: Основы создания информационных систем.
Цель изучение материала: Формирование знаний об основных понятиях создания информационных систем и технологии предприятия. Методические основы создания информационных систем.
Рассматриваемые вопросы:
Основные понятия.
Основу процесса формирования и развития информационной системы управления предприятием составляют отношения субъекта и объекта. Объектом управления выступает предприятие, а субъектом - система управления предприятием в лице управленческого персонала (генерального директора, бухгалтера, финансового директора, кладовщика " т.д.). Инструментом управления является информационная система, использующаяся для удовлетворения внутренних и внешних потребностей в информационном обслуживании с учетом изменяющихся факторов внешней и внутренней среды предприятия. За работу ИС отвечает исполнительный директор (вице-президент) по информационным ресурсам — информационный менеджер (Chief Information Officer —CIO).
Управление
осуществляется на основе модели объекта
управления. Для теоретического познания
и построения модели управления необходимо
проанализировать объект в аспекте,
обусловленном применяемым
Реальный объект, взятый в одном из аспектов, образует предмет. Используя методологические подходы, исследователь выявляет и существенные закономерности, свойственные данному предмету. При одном методологическом подходе к конкретному объекту получают частные результаты исследования, а при многоаспектном – обобщающие.
Организация и становление информационных систем и технологий должны базироваться на системно, информационном, стратегическом и объектно-ориентированном подходах. В литературе, как правило, рассматривается информационный подход для выявления информационных потоков, а системный и объектно-ориентированный – для формирования информационной системы.
Системный подход — это направление методологии научного познания и социальной практики, в основе который лежит исследование объектов как систем. Ключевыми являются понятия: система — множество элементов находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определенную целостность, единство; элемент — предел членения системы с точек зрения решения конкретной задачи и поставленной цели; структура — совокупность элементов и связей между ними; связь — характеризует одновременно и строение (статику), и функционирование (динамику) системы, состояние — множество существенных свойств, которыми система обладает в данный момент времени; поведение — способность системы переходить из одного состояния в другое; внешняя среда — множество элементов, которые не входят в систему, но изменение их состояния вызывает изменение поведения системы;
модель — описание системы, отображающее определенную группу ее свойств;
равновесие — способность системы отсутствие внешних возмущающих воздействий сохранять свое состояние сколь угодно долго;
устойчивость
— способность системы
цель — идеальное устремление, которое позволяет коллективу увидеть перспективы филиальные возможности, обеспечивающие своевременность завершения очередного этапа на пути к идеальным устремлениям.
Используя данные выше определения, дадим формальное описание информационной системы S на языке теории множеств:
S = {E,R,Z,F},
где. Е — множество элементов; R — множество отношений между элементами; Z — целевая функция; F— внешние факторы.
Например, если элементарную схему коммуникации считать системой, то описание можно представить в следующем виде:
E = {е1,е2,e3},
где е1_ коммуникант; е2 - сообщение; е3 - реципиент;
R={r1,2 ,r3,2,r1,3,r3,1
где - отношение коммуникант - сообщение; г3- отношение реципиент;
Z = {z1z2,z3},
где z1- функция связи; z2 – субъект - субъектное отношение; z3 –субъект - объектное отношение;
F={f1f2.f3},
где f1 - канал связи; f2 - помехи; f3 - шумы.
Рассмотрим закономерности информационных систем среди которых можно выделить следующие.
Целостность. Проявляется в возникновении новых интегративных качеств информационной системы, не свойственных образующим ее компонентам. Свойства информационной системы не являются суммой свойств каждого элемента, но зависят от этих свойств каждого элемента или ее части.
Интегративностъ. Интегративными называют системоохраняющие факторы, важными среди которых являются неоднородность и противоречивость ее элементов, например, объем и скорость преобразования информации.
Коммуникативность. Информационная система не изолирована, она связана множеством каналов связи с внешней средой, которая неоднородна и представляет собой сложное образование, содержит вышестоящую систему, задающую требования и ограничения для нее.
Иерархичность. Заключается в том, что закономерность целостности проявляется на каждом уровне иерархии информационной системы. Благодаря этому, на каждом уровне возникают новые свойства, которые не могут быть выведены как сумма свойств элементов. Здесь важно то, объедение нескольких элементов в подсистему приводит не только к появлению у нее новых свойств и утрате части прежних, но и то, что каждый элемент приобретает новые свойства, отсутствующие у него до этого.
Эквифинальность. Характеризует предельные возможности информационных систем данного класса. Термин ввел Л. фон Берталанфи, который определяет Эквифинальность открытой системы как способность полностью детерминированных начальными условиями систем достигать не зависящего от времени состояния. Эта закономерность начинает проявляться, начиная с некоторого уровня сложности, достигаемого информационной системой.
Методические основы создания информационных систем
Ключевыми
подразделениями в
открытую архитектуру, которая легко интегрируется и расширяется третьими фирмами;
• открытую архитектуру, которая легко интегрируется и третьими фирмами;
• экспорт и импорт гетерогенных данных наряду с их проверкой очисткой и возможным ведением истории накопления;
• доступ к разделяемым метаданным со стороны процессов разработки хранилища, извлечения и трансформации данных, управления сервером и анализа данных конечными пользователями;
• встроенные службы планирования задач, управления дисковой памятью, мониторинга производительности, оповещения и реакции на события.
Таким образом, применяя тот или иной методологический подход (системный, операционный, объектно-ориентированный и т.д.), мы строим соответствующую ему модель, на базе которой и ведется создание ИС предприятия.
Выводы к лекции 5
Выводы по первому вопросу, данный вопрос содержит основные понятия об информационной системе, использующейся для удовлетворения внутренних и внешних потребностей в информационном обслуживании с учетом изменяющихся факторов внешней и внутренней среды предприятия.
Выводы по второму вопросу, в данном вопросе дается конкретное определение ключевого понятия: система — множество элементов находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определенную целостность,
Выводы по третьему вопросу, в данном вопросе дан методологический подход (системный, операционный, объектно-ориентированный и т.д.), на основании которого строится соответствующая ему модель, на базе которой и ведется создание ИС предприятия.
Литература
В.П. Живоглядов, А.В. Сбарская. Введение в компьютерные информационные системы. Учебное пособие - Бишкек, ИИМОП КГНУ,1998г.
В.П. Живоглядов Интегрированные и многоуровневые системы управления производством - Фрунзе: ИЛИМ, 1980г.
Введение в автоматизированные системы./ Учебное пособие. Основ системного анализа (Комплект материалов для изучения). МУК, Бишкек, 1994г
И. Ложе. Информационные системы: методы и средства. М: Мир, 1979.
А.Н. Романов, Б.Е. Одинцов. Советующие информационные системы в экономике. Учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000 487с.
Семенов М.И., Трубилин И.Т. Автоматизированные информационные технологии в экономике, Финансы и статистика, 2000.-416с.
Организация и современные методы защиты информации, 1998
Трахтенгерц Э.А. Компьютерная поддержка принятия решений. Синтег, 1998.-371с.
Козлов В.А. Открытые информационные системы. Финансы и статистика, 1999.-224с.
Абдрахимова Н.Д., Яр-Мухамедов И.Г. Практикум «Информационные системы и технологии в экономике и управлении». АУПКР, 2005.-18с.
12.Абдрахимова Н.Д. Краткий курс по информационным системам и технологиям АУПКР, 2006.-144с.
Вендров A.M. Проектирование программного обеспечения экономических информационных систем. Финансы и статистика, 2000.-352с.
Макаренко Г.Л. Компьютерные технологии в науке, технике и политике. Научная книга,
1998.- 89с. Управление организацией: Учебник. Под ред. А.Г. Поршнева и др. М.-.ИНФРА-М, 1998.
Куперштейн В. Современные информационные технологии в делопроизводстве и управлении. БХВ-Санкт Петербург, 1999, - 256с.
Контрольные вопросы на зачет
Контрольные вопросы и задания