Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 00:19, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в анализе внешней маркетинговой среды Жлобинской культурно-туристской зоны посредством рассмотрения и анализирования факторов внешнего окружения с помощью различного рода методик, чтобы в дальнейшем разработать новый туристический продукт, в который войдут объекты культурно-исторического значения, современные объекты различного типа туризма и отраслей промышленности.
Основной задачей написания данной работы является определения роли туристского продукта на территории Жлобинской туристской зоны, влияние на развитие турзоны различных стратегических зон хозяйствования, на разработку нового туристского продукта, анализ факторов, которые представляют важный потенциал для развития турпродукта и оказывают влияние на дальнейшее его использование и внедрение на рынок.
ВВЕДЕНИЕ
1. РАЗВИТИЕ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ЖЛОБИНСКОЙ КУЛЬТУРНО-ТУРИСТСКОЙ ЗОНЫ
1.1. Понятие и краткая характеристика туристского продукта
1.1.1. Структура турпродукта
1.1.2. Способы организации и внедрения на рынок туристского продукта
1.3. Характеристика Жлобинской туристской зоны
1.4. Анализ развития въездного и выездного туризма на территории Жлобинской туристской зоны
1.5. Анализ развития детского туризма на территории Жлобиснкой туристской зоны
1.6. Анализ промышленного потенциала Жлобинской туристской зоны
1.7. Разработка критериев для оценки культурно-исторической значимости и туристского потенциала Жлобинской туристской зоны
2. АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ НА ТЕРРИТОРИЮ ЖЛОБИНСКОЙ ТУРИСТСКОЙ ЗОНЫ
2.1. Качественный анализ факторов внешней среды
2.2. Количественный анализ факторов внешней среды
2.3. Анализ нестабильности факторов внешней среды
2.4. Выделение основных стратегических зон хозяйствования Жлобинской туристской зоны и оценка их привлекательности
2.5. Оценка конкурентных факторов на рынке
2.6. Анализ технологических факторов внешней маркетинговой среды
2.7. Анализ информационных технологий как фактора внешней среды
2.8. Влияние интернационализации на туристскую деятельность на Жлобинской туристской зоне …
3. СОЗДАНИЕ НОВОГО ТУРИСТСКОГО ПРОДУКТА НА ТЕРРИТОРИИ ЖЛОБИНСКОЙ КУЛЬТУРНО-ТУРИСТСКОЙ ЗОНЫ
3.1. Создание тура для СЗХ «детский отдых»
3.2. Создание экскурсионного тура для СЗХ «историко-архитектурные достопримечательности»
3.3. Организация экскурсии для студентов – выпускников ВУЗов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Источник: собственная разработка
Таким образом, наиболее значимыми факторами макросреды для Жлобинской туристской зоны являются экономические, политические, конкурентные и социальные. Среди экономических факторов не оказывает особого влияния лишь уровень инфляции – при любом ценовом уровне качество предлагаемых услуг остается отличным и население готово пользоваться туристическими услугами, особенно если это туры национальной тематики и небольшой стоимости. Политические и социальные факторы, как показал анализ, очень важны: государство формирует законодательную базу в сфере туризма и осуществляет контроль за развитием национального туризма, что немаловажно, а потребительский спрос формирует тематику и разнообразие туров. Технологические факторы, касающиеся развития инноваций и прогресса в использовании сырья и материалов, также оказывают существенное влияние на развитие туристской зоны.
2.2. Количественный анализ факторов внешней среды
Целью методики количественного анализа является выявление значимых для туристской зоны и ее турпродукта факторов внешней среды. Наиболее часто используемыми методами такого анализа являются корреляционный и регрессионный анализ.
Корреляционный анализ— статистический метод оценки формы, знака и тесноты связи исследуемых признаков или факторов. Цель корреляционного анализа — обеспечить получение некоторой информации об одной переменной с помощью другой переменной [6,c.26].
Исходные данные для корреляционного анализа представлены в табл.2.5.
Таблица 2.5. Исходные данные для корреляционного анализа (по Гомельской области)
Наименование фактора | Годы | ||||||||
2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Численность населения, тыс.чел. | 1535,5 | 1527,5 | 1516,1 | 1505,4 | 1495,3 | 1485,1 | 1475,9 | 1468,6 | 1442,2 |
Естественный прирост насел. | 14748 | 14256 | 13952 | 13930 | 11119 | 14861 | 15993 | 16760 | 17133 |
Ден. доходы на душу насел, тыс.руб. | 200 | 515,7 | 46,5 | 250,8 | 329,3 | 416,9 | 503,9 | 648,2 | 753,6 |
Среднемесячная з/пл, тыс. руб. | 123,3 | 185,3 | 243,8 | 341,0 | 457,1 | 567,8 | 665,1 | 821,8 | 927,1 |
Индекс потребит. цен | 146,1 | 134,8 | 125,4 | 114,4 | 108,0 | 106,6 | 112,1 | 113,3 | 110,1 |
Уровень инфляции, % | 130,1 | 128,3 | 129,9 | 133,5 | 115 | 117,8 | 115,3 | 112,0 | 111 |
Уровень безработицы, % | 1,5 | 1,2 | 1,1 | 1,7 | 1,8 | 1,9 | 1,6 | 1,3 | 1,4 |
Числен. трудоспособ. населен., тыс.чел | 818,8 | 859,9 | 884,1 | 888,9 | 892,9 | 893,8 | 891,9 | 889,4 | 885,9 |
Протяженность автомоб. дорог общего пользов.,тыс.км | 8,1 | 10,3 | 10,8 | 11,0 | 11,0 | 11,5 | 12,4 | 12,4 | 12,4 |
Окончание табл. 2.5
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Число объектов розн. торговой сети, шт.
| 4762 | 4789 | 4851 | 4913 | 4994 | 5258 | 5566 | 5992 | 6376 |
Число объектов общественного питания, шт.
| 1469 | 1534 | 1605 | 1738 | 1780 | 1799 | 1817 | 1825 | 1871 |
Число гостиниц и аналогичных средств размещения, шт. | 45 | 45 | 49 | 48 | 47 | 47 | 48 | 47 | 49 |
Число промышл. предприятий, шт. | 362 | 325 | 486 | 516 | 675 | 702 | 759 | 1147 | 1231 |
Прибыль от реализации товаров, продукции, работ, услуг, млрд.руб. | 40,1 | 44,2 | 59,4 | 63,4 | 66,5 | 73,2 | 88,8 | 212,9 | 184,5 |
Источник: [9,c.63-136]
На основе имеющихся данных вышеперечисленных показателей определим коэффициент корреляции Пирсена при помощи функции MS Exсel «КОРРЕЛ». Полученное значение коэффициента корреляции проверяем на значимость. Для этого используем показатель t-статистики, определяемый по формуле [6,с.26]:
где r – это коэффициент корреляции Пирсена;
n – количество исследуемых периодов.
Полученное статистически значимое значение коэффициента корреляции интерпретируется с точки зрения тесноты взаимосвязи, а после – с точки зрения направления влияния (ПРИЛОЖЕНИЕ Б). Результаты корреляционного анализа представим в табл. 2.6.
Сравнивая показатель t-статистики с критическим значением, которое при доверительной вероятности 0,95 и числе степеней свободы 5 равно 2,57, можно сделать вывод о том, что результаты корреляции важны и выявили основные показатели влияния на Жлобинскую туристскую зону.
Таблица 2.6. Результаты корреляционного анализа
Показатель | Коэффициент корреляции | Показатель t-статистики | Показатель t- критическое | Теснота и направление связи |
Численность населения, тыс.чел. | -0,834646594
| -3,81 | 2,57 | Высокая теснота, обратная связь |
Естественный прирост насел. | 0,69343359
| 2,5 | 2,57 | Высокая теснота, прямая связь |
Денежные доходы на душу населения, тыс.руб. | 0,75536462
| 3 | 2,57 | Высокая/прямая |
Среднемесячная з/п., тыс. руб. | 0,883098065
| 4,85 | 2,57 | Высокая/прямая |
Индекс потребит. Цен | -0,474331781
| -1,38 | 2,57 | Невысокая/ обратная |
Уровень инфляции, % | -0,73575298
| -2,8 | 2,57 | Высокая/ обратная |
Уровень безработицы, % | -0,199740306
| -0,5 | 2,57 | Низкая/обратная |
Числен. трудоспособного населения, тыс.чел | 0,392455567
| 1,1 | 2,57 | Низкая/прямая |
Протяженность автомобильных дорог общего пользования, тыс. км | 0,696360793
| 2,48 | 2,57 | Высокая/прямая |
Число объектов розн. торговой сети, шт. | 0,929432887
| 6,12 | 2,57 | Высокая/прямая |
Число объектов общественного питания, шт. | 0,67983737
| 2,35 | 2,57 | Высокая/прямая |
Число гостиниц и аналогичных средств размещения, шт. | 0,387804361
| 1,06 | 2,57 | Низкая/прямая |
Число промышленных предприятий, шт. | 0,9488697
| 7,17 | 2,57 | Высокая/прямая |
Источник: собственная разработка
Из таблицы видно, что между численностью населения, уровнем инфляции и прибылью от реализации товаров (работ и услуг) связь обратная, но они являются значимыми, так как эти показатели выше критического значения и от них зависит степень потребления будущего турпродукта. Значение корреляции остальных факторов таких, как уровня безработицы, индекса потребительских цен, численности трудоспособного населения, числа средств размещения меньше критического значения, что говорит о том, что данное значение не является значимым.
Естественный прирост и з/п населения, число объектов розничной торговли и промышленности, протяженность и качество автомобильных дорог – являются главными показателями, оказывающими прямое влияние на прибыль от реализации услуг и находящихся с этим фактором в непосредственной тесной связи. Чем больше молодого и перспективного населения, тем больше заинтересованности в путешествиях и различных поездках, тем больше усовершенствуется сфера услуг, появляется больше объектов розничной торговли и работников промышленного комплекса.
Состояние автомобильных дорог тесно связано с индустрией туризма и хорошее их качество позволит больше организовывать туры на территорию туристской зоны, а также уровень развития промышленных предприятий позволит совершать производственные экскурсии, что будет очень интересно и познавательно для населения.
Проанализировав данные табл. 2.6, можно сделать вывод, что особое влияние на прибыль от реализации товаров (работ и услуг) на территории туристской зоны оказывают такие факторы, как численность населения, заработная плата рабочего населения, уровень инфляции, денежные доходы на душу населения, а также число объектов розничной торговли и промышленного комплекса. Уровень безработицы, численность трудоспособного населения, число средств размещения не оказывают особого влияния на прибыль туристской зоны и ее развитие. Хотя для туризма очень важны средства размещения туристов: гостиницы, отели и т.д. Скорее всего, что население не осведомлено о таких местах или для них это слишком дорого. Для этого нужно рассматривать скидки различным группам туристов (по возрасту) или усовершенствовать пути продвижения туристского продукта, в котором включается место проживания туристов. Это можно сделать с помощью СМИ или рекламных носителей.
Параметры регрессионной модели рассчитываются при помощи функции MS Excel Регрессия (Сервис-Анализ данных-Регрессия). Расчет регрессионной модели представлен в ПРИЛОЖЕНИИ В.
Исходные данные регрессионного анализа рассмотрим в следующей таблице:
Таблица 2.7. Исходные данные для регрессионного анализа
Наименование фактора | Годы | ||||||||
2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Численность населения, тыс.чел. | 1535,5 | 1527,5 | 1516,1 | 1505,4 | 1495,3 | 1485,1 | 1475,9 | 1468,6 | 1442,2 |
Естественный прирост насел. | 14748 | 14256 | 13952 | 13930 | 11119 | 14861 | 15993 | 16760 | 17133 |
Ден. доходы на душу н.,тыс.руб. | 200 | 515,7 | 46,5 | 250,8 | 329,3 | 416,9 | 503,9 | 648,2 | 753,6 |