Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 00:19, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в анализе внешней маркетинговой среды Жлобинской культурно-туристской зоны посредством рассмотрения и анализирования факторов внешнего окружения с помощью различного рода методик, чтобы в дальнейшем разработать новый туристический продукт, в который войдут объекты культурно-исторического значения, современные объекты различного типа туризма и отраслей промышленности.
Основной задачей написания данной работы является определения роли туристского продукта на территории Жлобинской туристской зоны, влияние на развитие турзоны различных стратегических зон хозяйствования, на разработку нового туристского продукта, анализ факторов, которые представляют важный потенциал для развития турпродукта и оказывают влияние на дальнейшее его использование и внедрение на рынок.
ВВЕДЕНИЕ
1. РАЗВИТИЕ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ЖЛОБИНСКОЙ КУЛЬТУРНО-ТУРИСТСКОЙ ЗОНЫ
1.1. Понятие и краткая характеристика туристского продукта
1.1.1. Структура турпродукта
1.1.2. Способы организации и внедрения на рынок туристского продукта
1.3. Характеристика Жлобинской туристской зоны
1.4. Анализ развития въездного и выездного туризма на территории Жлобинской туристской зоны
1.5. Анализ развития детского туризма на территории Жлобиснкой туристской зоны
1.6. Анализ промышленного потенциала Жлобинской туристской зоны
1.7. Разработка критериев для оценки культурно-исторической значимости и туристского потенциала Жлобинской туристской зоны
2. АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ НА ТЕРРИТОРИЮ ЖЛОБИНСКОЙ ТУРИСТСКОЙ ЗОНЫ
2.1. Качественный анализ факторов внешней среды
2.2. Количественный анализ факторов внешней среды
2.3. Анализ нестабильности факторов внешней среды
2.4. Выделение основных стратегических зон хозяйствования Жлобинской туристской зоны и оценка их привлекательности
2.5. Оценка конкурентных факторов на рынке
2.6. Анализ технологических факторов внешней маркетинговой среды
2.7. Анализ информационных технологий как фактора внешней среды
2.8. Влияние интернационализации на туристскую деятельность на Жлобинской туристской зоне …
3. СОЗДАНИЕ НОВОГО ТУРИСТСКОГО ПРОДУКТА НА ТЕРРИТОРИИ ЖЛОБИНСКОЙ КУЛЬТУРНО-ТУРИСТСКОЙ ЗОНЫ
3.1. Создание тура для СЗХ «детский отдых»
3.2. Создание экскурсионного тура для СЗХ «историко-архитектурные достопримечательности»
3.3. Организация экскурсии для студентов – выпускников ВУЗов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Окончание табл.2.7
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
Среднемесячная з/пл, тыс. руб. | 123,3 | 185,3 | 243,8 | 341,0 | 457,1 | 567,8 | 665,1 | 821,8 | 927,1 | |
Индекс потребит. цен | 146,1 | 134,8 | 125,4 | 114,4 | 108,0 | 106,6 | 112,1 | 113,3 | 110,1 | |
Уровень инфляции, % | 130,1 | 128,3 | 129,9 | 133,5 | 115 | 117,8 | 115,3 | 112,0 | 111 | |
Уровень безработ., % | 1,5 | 1,2 | 1,1 | 1,7 | 1,8 | 1,9 | 1,6 | 1,3 | 1,4 | |
Числен. трудоспособ. населен., тыс.чел | 818,8 | 859,9 | 884,1 | 888,9 | 892,9 | 893,8 | 891,9 | 889,4 | 885,9 | |
Протяженность автомобильных дорог общего пользования, тыс. км | 8,1 | 10,3 | 10,8 | 11,0 | 11,0 | 11,5 | 12,4 | 12,4 | 12,4 | |
Число объектов розн. торговой сети, шт.
| 4762 | 4789 | 4851 | 4913 | 4994 | 5258 | 5566 | 5992 | 6376 | |
Число об-ов общ. питания, шт. | 1469 | 1534 | 1605 | 1738 | 1780 | 1799 | 1817 | 1825 | 1871 | |
Число гостиниц и аналог. средств размещения, шт. | 45 | 45 | 49 | 48 | 47 | 47 | 48 | 47 | 49 | |
Число пром. предприятий, шт. | 362 | 325 | 486 | 516 | 675 | 702 | 759 | 1147 | 1231 | |
Прибыль от реализ. тов., продукции, работ, услуг, млрд.руб. | 40,1 | 44,2 | 59,4 | 63,4 | 66,5 | 73,2 | 88,8 | 212,9 | 184,5 |
Источник:[9,c.63-136]
На основе имеющихся исходных данных, необходимых для расчета определенных выше показателей, определяется динамика их величины за прошедшие периоды. Для целей регрессионного анализа необходимо, чтобы периодов анализа было как можно больше.
После проводится анализ качества построенной регрессионной модели и проверка ее адекватности эмпирическим данным.
Проведем регрессионный анализ и его результаты представим в табл.2.8:
Таблица 2.8. Результаты регрессионного анализа показателей Жлобинской туристской зоны
Переменные уравнения регрессии | Значения переменных | t - значение | p-уровень |
Общая статистика регрессионной модели | |||
1. Коэффициент детерминации R2 | 0,9 | - | - |
2. Скорректированный коэффициент детерминации R2скорр | 0,997 | - | - |
3.Значение F – статистики | 865,3454 | - | - |
Переменные регрессионной модели | |||
Y – пересечение | -72397,06911 | 352,246 | 0,123 |
Численность населения, тыс.чел. | 0 | 352,246 | 0,165 |
Естественный прирост насел. | 0 | 352,246 | 0,235 |
Денежные доходы на душу населения, тыс.руб. | -0,0728 | 352,246 | 0,458 |
Среднемесячная з/п., тыс. руб. | 0 | 352,246 | 0,713 |
Индекс потребит. Цен | -2,956 | 352,246 | 0,081 |
Уровень инфляции, % | 0,013 | 352,246 | 0,582 |
Уровень безработицы, % | 0,002 | 352,246 | 0,245 |
Числен. трудоспособного населения, тыс.чел | 0,603 | 352,246 | 0,876 |
Протяженность автомоб. дорог общего пользования, тыс. км | 0 | 352,246 | 0,423 |
Число объектов розн. торговой сети, шт. | 0 | 352,246 | 0,546 |
Число объектов обществ. питания, шт. | 0,004 | 352,246 | 0,584 |
Число гостиниц и аналогичных средств размещения, шт. | 0,046 | 352,246 | 0,123 |
Число промышленных предприятий, шт. | 0 | 352,246 | 0,789 |
Источник: собственная разработка
По результатам регрессионного анализа можно сделать следующий вывод: p-уровень по всем факторам больше 0,05 – это говорит о том, что значение R2 является статистически незначимым.
2.3. Анализ нестабильности факторов внешней среды
Проведем оценку нестабильности внешней среды Жлобинской туристской зоны. Оценка нестабильности внешней среды проводится с целью определения оптимальной системы управления на туристской зоне в существующих условиях внешнего окружения.
Для этого факторы внешней среды разобьем на группы: политические, экономические, технологические, социальные, выделим по несколько факторов в каждой группе и проведем их анализ с позиций привычности, предсказуемости и темпа изменения. Рассчитаем интегральный показатель степени нестабильности фактора внешней среды по следующей формуле [6,с.59]:
Нф=
где Нф – интегральный показатель степени нестабильности фактора внешней среды;
Пс – значение привычности событий для фактора;
Ти – значение темпа изменения фактора;
Пб – предсказуемость будущего в отношении изменения фактора.
Рассчитаем также интегральный показатель степени нестабильности каждой из 3 групп факторов по следующей формуле [6,с.59]:
где Нгф – интегральный показатель степени нестабильности группы факторов внешней среды;
кф - коэффициент значимости фактора внешней среды внутри группы;
н – число факторов, подвергнутых оценке.
Рассчитаем общий интегральный показатель нестабильности внешней среды по следующей формуле [6, с.60]:
где Н – интегральный показатель степени нестабильности внешней среды;
кгф – коэффициент значимости группы факторов внешней среды (∑кгф=1);
н – число анализируемых групп факторов.
Таблица 2.9. Оценка степени нестабильности
Фактор | Привычность события | Темп изменения | Предсказуемость будущего | Значение нестабильности фактора | |
Экономические факторы | |||||
Ден.доходы на душу населения | 2 | 0,5 | 3,5 | 1,5 | |
Индекс цен на туруслуги | 2,5 | 3 | 3,1 | 2,8 | |
Нестабильность группы экономических факторов =1,5*0,4+2,8*0,6=2,28 | |||||
Политические факторы | |||||
Государственная политика в области деятельности турзоны | 2 | 4,5 | 3,5 | 3,2 | |
Новые законы в области туризма | 1 | 4,2 | 3 | 2,3 | |
Нестабильность группы политических факторов = 3,2*0,35+2,3*0,65=2,62 | |||||
Технологические факторы | |||||
Технологические инновации | 4 | 4,8 | 3,5 | ||
Использование сырья и материалов | 3,2 | 3 | 4 | 3,4 | |
Нестабильность группы технологических факторов=4,06*0,5+3,4*0,5=3,73 | |||||
Социальные факторы | |||||
Соц. ценности, установки | 1 | 1,2 | 2,3 | ||
Изменение предпочтений населения | 5 | 4,8 | 2 | 3,6 | |
Нест-сть группы социальных факторов =1,4*0,3+ 3,6*0,7=2,94 | |||||
Степень нестабильности внешней среды= 2,28*0,3+2,62*0,3+3,73*0,2+2, |
Источник: собственная разработка
Из расчетов в таблице следует, что интегральный показатель степени нестабильности внешней среды равен 2,804. По матрице Ансоффа, при таком показателе рекомендуемая система управления – стратегическое планирование.
Оценка качественных характеристик внешнего окружения санаторной отрасли по подходу Минцберга предполагает анализ по четырем направлениям и расчет интегральных показателей качественных характеристик внешнего окружения, представленных в табл.2.10.
Таблица 2.10. Результаты оценки основных характеристик внешней маркетинговой среды
Показатель | Качественная характеристика /балл |
1. Стабильность | |
1.1. Привычность событий | привычные - оценка 0,5 |
1.2. Темп изменений | сравнимый с реакцией фирм - оценка 4 |
1.3. Предсказуемость будущего | частичная предсказуемость - оценка 3,2 |
Интегральный показатель по группе характеристик «Стабильность»: (0,5+4+3,2)/3=2,5балла | |
2. Комплексность | |
2.1. Сложность применяемых знаний | средней сложности - оценка 2,8 |
2.2. Структурированность применяемых знаний | находятся в процессе структурирования - оценка 3,1 |
Интегральный показатель по группе характеристик «Комплексность»: (2,8+3,1)/2=2,9 балла | |
3. Разнообразие | |
3.1. Степень диверсификации поставщиков | слабая - оценка 1,5 |
3.2. Степень диверсификации рынков | рынки недиверсифицированы - оценка 1,5 |
Интегральный показатель по группе «Разнообразие»: (1,5+1,5)/2=1,5 балла | |
4. Интенсивность конкурентного противодействия | |
4.1. Со стороны одноотраслевых конкурентов | высокая - оценка 4 |
4.2. Со стороны прочих контрагентов | средняя – 1,8 |
Интегральный показатель по группе «Интенсивность конкурентного противодействия»: (4+1,8)/2=2,9 балла | |
Итоговый показатель качественных характеристик внешнего окружения: (2,5+2,9+1,5+2,9)/4=2,45 балла |
Источник: собственная разработка
Таким образом, можно сделать вывод о том, что деятельность на территории Жлобинской туристской зоне характеризуется средней стабильностью, средней комплектностью, средним разнообразием, однако обладает относительно высокой интенсивностью конкурентного противодействия. Итоговый показатель качественных характеристик внешнего окружения находится на среднем уровне.
2.4. Выделение основных стратегических зон хозяйствования Жлобинской туристской зоны и оценка их привлекательности
На территории Жлобинской туристской зоны существуют и создаются различные туристские услуги (туры, экскурсии, продажа билетов, бронирование мест и многие другие), после осуществления которых можно ожидать различных результатов, как положительных, так и отрицательных. Поэтому необходима оценка внешнего окружения туристской зоны.
Для Жлобинской туристской зоны выделим следующие СЗХ:
1) агротуризм;
2) детский туризм;
3) использование историко-культурных достопримечательностей;
4) продвижение нового турпродукта.
Таблица 2.11. Качественная оценка СЗХ Жлобинской туристской зоны
Направление оценки критерия | Стратегические зоны хозяйствования | |||||
Агротуризм | Детский туризм | Использование историко-культ. достопримечат. | Продвижение нового турпродукта | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
1. Перспективы роста | ||||||
1.1. фаза развития спроса | Спрос на отдых со временем увеличивается,есть спрос со стороны иностр.населения | Спрос нестабилен | Спрос стабилен | Спрос нестабилен | ||
1.2. размер рынка | Емкость рынка не превышает возможности турзоны | Рынок ограничен | Рынок ограничен | Емкость рынка превышает возможностей турзоны | ||
1.3.покупательная способность | Покупательская способность спроса высокая | |||||
2. Перспективы рентабельности | ||||||
2.1. привычки покупателей | Большое количество постоянных клиентов | Относительно стабильны | Относительно стабильны | Больше убедительной рекламы | ||
2.2. состав конкурентов и интенсивность конкуренции | Сильная конкуренция среди турзон | Сильная конкуренция со стороны турзон с аналогичными услугами | Слабая конкуренция | Турзоны, предлагающиеаналогичные способы продвижения | ||
2.3. каналы сбыта | Широкая система каналов сбыта | Прямые | Прямые | Косвенные | ||
2.4.государственное регулирование | Нежесткое | Умеренный контроль | Нежесткое | |||
3. Уровень нестабильности | ||||||
3.1. эконом. среда | Высокий уровень нестабильности, связанный с финансовым кризисом | |||||
3.2. технич. среда | Средний уровень нестабильности | |||||
3.3. соц-пол. среда | Достаточно стабильна | |||||
4. Факторы успеха в конкуренции |