Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 13:13, дипломная работа
Цель дипломной работы – изучение теоретической базы анализа маркетинговой среды фирмы, определение ключевых компонентов среды, предоставление методик для их изучения и разработка конкретных предложений по управлению фирмой.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть сущность и роль факторов и сил маркетинговой среды фирмы;
- определить технологию изучения маркетинговой среды;
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1 Основные направления анализа маркетинговой среды фирмы
1.1 Классификация и характеристика маркетинговой среды фирмы
1.2 Мониторинг как технология изучения маркетинговой среды
1.3 Современные методы анализа маркетинговой среды
2 Исследование маркетинговой среды ООО «Вариант-ЛЛ»
2.1 Анализ микросреды ООО «Вариант-ЛЛ» и определение
позиции на рынке
2.2 Анализ влияния макросреды на маркетинг ООО «Вариант-ЛЛ» и
рыночную ситуацию в целом
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
1 Основные
направления анализа
1.1 Классификация и характеристика маркетинговой среды фирмы 7
1.2 Мониторинг как технология изучения маркетинговой среды 15
1.3 Современные методы анализа маркетинговой среды 18
2 Исследование
маркетинговой среды ООО «
позиции
на рынке
рыночную
ситуацию в целом
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
В современных рыночных условиях управляющие (менеджеры) разрабатывают стратегии, чтобы определить в каком направлении будет развиваться компания, и принимать обоснованные решения при выборе способа действия. Выбор менеджерами конкретной стратегии означает, что из всех возможных путей развития и способов действия, открывавшихся перед компанией, решено выбрать одно направление, в котором она и будет развиваться. Без стратегии у менеджера нет продуманного плана действий, нет путеводителя в мире бизнеса, нет единой программы достижения результатов.
Анализ маркетинговой среды — это очень важный для выработки стратегии организации и очень сложный процесс, требующий внимательного отслеживания происходящих в среде процессов, оценки факторов и установления связи между факторами и теми сильными и слабыми сторонами организации, а также возможностями и угрозами, которые заключены во внешней среде. Очевидно, что, не зная, что происходит во внешнем окружении и не развивая свои внутренние компетентные стороны, компания очень скоро начнет терять конкурентное преимущество, а затем может просто исчезнуть с рынка.
В силу вышесказанного можно сделать вывод, что единственно правильным вариантом поведения компании для достижения эффективного долгосрочного функционирования и успешного развития является уделение повышенного внимание осуществлению анализа маркетинговой среды. Это подразумевает проведение комплексного анализа, который может быть проведен с использованием современных методик, который дает достаточно ясное и объективное представление о конкурентном положении компании. Только при этом условии можно рассчитывать на эффективность принимаемых стратегических и оперативных управленческих решений.
Актуальность данной темы
При анализе маркетинговой
Цель дипломной работы –
Для достижения цели
- раскрыть сущность и роль факторов и сил маркетинговой среды фирмы;
- определить технологию изучения маркетинговой среды;
- рассмотреть современные методы анализа маркетинговой среды;
- проанализировать
микро- и макросреду Общества
с ограниченной
- дать оценку деятельности «Вариант-ЛЛ» и свои предложения по улучшению работы фирмы.
Объектом исследования данной работы является Общество с ограниченной ответственностью «Вариант-ЛЛ».
Предмет исследования –
Дипломная работа состоит из двух глав.
В первой главе рассматриваются характеристика и классификация маркетинговой среды и основной круг вопросов, касающихся выбора технологии изучения среды и современных методов анализа. В ней изложен теоретический базис анализа и методологический инструментарий.
Вторая глава содержит
Информационную базу исследования составляют: учебники отечественных и зарубежных специалистов в области маркетинга, стратегического менеджмента, финансового менеджмента и анализа хозяйственной деятельности предприятия, материалы периодической печати по наиболее значимым особенностям анализа маркетинговой среды на современном этапе, данные бухгалтерской отчетности предприятия, нормативно-техническая документация и ресурсы Интернет - источник статистической информации.
Методическую базу дипломного исследования
составляют: экономико-математические,
аналитические, графические методы, методы
статистической обработки информации,
методы экспертных оценок, методы сравнительного
анализа.
1 ОСНОВНЫЕ
НАПРАВЛЕНИЯ АНАЛИЗА
Маркетинговая среда фирмы — совокупность субъектов, действующих за пределами фирмы, и отношений, складывающихся между ним и фирмой и воздействующих на деятельность ее руководства в плане установления и поддержания отношений взаимодействия с клиентами.
Говоря о маркетинговой среде, необходимо выделять понятия микро- и макросреды. Иногда выделяют медиасреду [5].
Под микросредой понимают совокупность отношений, складывающихся внутри самой фирмы, между ней и поставщиками, посредниками, конкурентами и клиентами. На рисунке 1 представлены основные силы микросреды.
Рисунок
1 - Силы, действующие в рамках микросреды
фирмы
Поставщиками являются любые фирмы, снабжающие компанию необходимыми материально-техническими ресурсами. События, нарушающие нормальный ритм работы поставщиков или вызывающие изменение ценовых факторов, могут привести к нежелательным последствиям для фирмы. Поэтому необходим постоянный контроль [9].
Саму фирму в данных отношениях представляют различные службы: высшее руководство, финансовая служба, служба НИОКР, бухгалтерия, служба материально-технического снабжения, служба маркетинга, производство, которые показаны на рисунке 2.
Рисунок
2 - Влияние различных групп внутри самой
фирмы при разработке маркетинговых планов
Руководство фирмы определяет общие стратегические установки и текущую политику фирмы. Управляющие по маркетингу должны принимать решения, не противоречащие планам руководства фирмы, и работать в тесном контакте с другими службами и подразделениями. Финансовую службу волнуют проблемы наличия и использования средств. Служба НИОКР занимается техническими проблемами конструирования новых изделий и разработкой эффективных методов производства. Служба материально-технического снабжения заботится о наличии достаточного количества деталей и узлов для производства. Производственные подразделения несут ответственность за выпуск нужного количества продукции. Бухгалтерия следит за доходами и расходами.
Маркетинговые посредники – это фирмы, помогающие компании в продвижении, сбыте и распространении ее товаров среди клиентуры [11]. К ним относятся торговые посредники (помогают подыскивать клиентов и продавать товары), фирмы-специалисты по организации товародвижения (помогают транспортировать товары и организовывать их хранение), агентства по оказанию маркетинговых услуг (поиск рынков сбыта, реклама, консультации и т.п.), кредитно-финансовые учреждения (помогают в финансировании и страховании операций) [9].
Фирме необходимо тщательно
Рисунок
3 - Основные типы клиентурных рынков
Потребительский рынок - отдельные лица и домохозяйства, приобретающие товары и услуги для личного потребления.
Рынок производителей – организации, приобретающие товары и услуги для использования их в процессе производства.
Рынок промежуточных продавцов – организации, приобретающие товары и услуги для последующей перепродажи их с прибылью для себя.
Рынок государственных учреждений - государственные организации, приобретающие товары и услуги либо для последующего их использования в сфере коммунальных услуг, либо для передачи этих товаров и услуг тем, кто в них нуждается.
Международный рынок – покупатели за рубежами страны, включая зарубежных потребителей, производителей, промежуточных продавцов и государственные учреждения.
Любая фирма сталкивается с множеством разнообразных конкурентов. Различают четыре разновидности конкурентов: желания-конкуренты, товарно-родовые, товарно-видовые, марки-конкуренты.
Предположим, фирма «Швинн байсикл компани», одна из крупных производителей велосипедов в США, захотела выявить всех своих конкурентов. Лучший способ – это провести исследование, каким образом люди принимают решение о покупке. Исследователь может взять интервью у студента первого курса колледжа Джона Адамса. Джон обдумывает несколько вариантов действий, как истратить определенную сумму денег, в том числе покупка транспортного средства, покупка стереосистемы или поездка в Европу. Это желания-конкуренты, то есть желания, которые потребитель возможно захочет удовлетворить. Предположим, Джон Адамс решит, что он больше всего нуждается в улучшении своих транспортных возможностей. Перед ним несколько вариантов: покупка автомашины, покупка мотоцикла или покупка велосипеда. Это товарно-родовые конкуренты, то есть другие основные способы удовлетворения кого-либо конкретного желания. Если наиболее привлекательной альтернативой окажется приобретение велосипеда, Джон будет думать, какой тип велосипеда купить. Это товарно-видовые конкуренты, то есть разновидности товара, способных удовлетворить конкретное желание покупателя. В данном случае разновидностями товара будут трех-, пяти- и десятискоростные велосипеды. Джон, возможно остановится на десятискоростном велосипеде, после чего ему наверняка захочется познакомиться с несколькими марками-конкурентами. Это разные марки одного и того же товара, способные удовлетворить его желание. В данном случае это «Швинн», «Рали», «Сирс», «Азуки» и «Гитан». Управляющему захочется присмотреться ко всем четырем разновидностям конкурентов, обращая особое внимание на марки-конкуренты, поскольку именно они активно отбивают сбыт у фирмы «Швинн» [11].