Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 13:13, дипломная работа
Цель дипломной работы – изучение теоретической базы анализа маркетинговой среды фирмы, определение ключевых компонентов среды, предоставление методик для их изучения и разработка конкретных предложений по управлению фирмой.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть сущность и роль факторов и сил маркетинговой среды фирмы;
- определить технологию изучения маркетинговой среды;
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1 Основные направления анализа маркетинговой среды фирмы
1.1 Классификация и характеристика маркетинговой среды фирмы
1.2 Мониторинг как технология изучения маркетинговой среды
1.3 Современные методы анализа маркетинговой среды
2 Исследование маркетинговой среды ООО «Вариант-ЛЛ»
2.1 Анализ микросреды ООО «Вариант-ЛЛ» и определение
позиции на рынке
2.2 Анализ влияния макросреды на маркетинг ООО «Вариант-ЛЛ» и
рыночную ситуацию в целом
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Одновременно проявляется влияние фактора
дохода, связанного с составом и размером
семьи. Число иждивенцев (прежде всего
- дети) находится в обратной пропорции
с покупательной способностью семьи. Это
может быть отражено регрессионной моделью,
построенной по гиперболической функции.
Графическая модель данной зависимости
представлена на рисунке 16.
Рисунок 16 - Зависимость потребительских расходов одного члена семьи
(в среднем
за месяц) от количества детей
в семье
Сокращение денежных затрат в расчете на одного члена семьи, наблюдаемое на графике, объясняется несколькими причинами: дотациями на детей, льготами налоговой системы для многодетных семей и, наконец, экономией, которая соблюдается в многодетных семьях (например, «переход» одежды, обуви, мебели, игрушек от старшего поколения к младшему).
В-третьих, процесс урбанизации (соотношение городского и сельского населения) также значительно сказывается на уровне и структуре спроса. Здесь налицо не только разница в уровне денежных доходов и структуре населения, но и фактор натурального потребления, который преобладает в сельской местности.
На стыке демографической и экономической
среды действует фактор социального расслоения
населения. Информация о распределении
населения по уровню доходов не только
дает маркетологам ориентир, на потребности
какой группы им равняться, но и позволяет
выявить специфику спроса. Проблема социальной
стратификации населения относится к
числу наиболее сложных. Существуют различные
и достаточно расходящиеся оценки распределения
населения по уровню доходов и сбережений.
Рассмотрим структуру потребительских
расходов домохозяйств по 10%-ным группам
обследуемого населения выборочного обследования
домашних хозяйств (таблица 7).
Таблица 7 - Структура расходов домохозяйств с различным уровнем дохода на душу населения в 2005 г.
Группа домохозяйств по уровню среднемесячного душевого дохода |
Душевой потребительский расход за месяц, руб. |
В том числе в процентах на: | ||
продукты питания | Непродово-
льственные товары |
Оплату услуг | ||
Первая (с наименьшим доходом) | 2514,4 |
57,3 |
18,6 |
12,2 |
Вторая | 2719,8 | 53,8 | 20,9 | 12,1 |
Третья | 3005,4 | 51,3 | 22,3 | 12,1 |
Четвертая | 3211,8 | 50,1 | 23,3 | 11,9 |
Пятая | 3587,6 | 48,1 | 24,6 | 11,9 |
Шестая | 3804,6 | 46,5 | 25,5 | 11,7 |
Седьмая | 4112,0 | 44,9 | 26,6 | 11,6 |
Восьмая | 4564,2 | 43,0 | 27,8 | 11,4 |
Девятая | 5486,5 | 40,3 | 29,5 | 11,3 |
Десятая (с наибольшим доходом) | 6866,7 |
34,3 |
32,1 |
11,1 |
Для торговли данные таблицы представляют значительный интерес. Во-первых, путем несложных расчетов (умножением среднедушевых показателей на численность населения) можно получить общую сумму потребительских расходов, а отсюда рассчитать структуру расходов по социальным группам. Это обеспечивает возможность выбора наиболее привлекательного сегмента рынка.
Удельный вес потребительских расходов в общей сумме расходов по каждой группе сокращается по мере увеличения дохода. Спорить не о чем: малообеспеченные граждане вынуждены все свободные деньги (за вычетом налогов) тратить на пищу, одежду, бытовые услуги, а обеспеченные слои делают сбережения, расходуют деньги на удовлетворение высших потребностей. В низшей группе удельный вес покупательных фондов в общей сумме расходов составляет 90%, а в высшей - 79,6%. Возможность обеспеченных семей тратить денег больше, чем у менее обеспеченных, реализуется за счет концентрации денежных средств в такой группе.
Во-вторых, в структуре расходов на покупки четко прослеживается действие закона Энгеля: по мере роста дохода сокращение удельного веса продуктов питания и рост удельного веса непродовольственных товаров. В период кризиса это расхождение усиливается: в первую очередь удовлетворяются важнейшие, жизненно важные потребности, а уж то, что остается, тратится на остальные нужды.
Блок экономических факторов, или экономическая среда, оказывает непосредственное влияние на маркетинг, формируя покупательные фонды населения, а через них - спрос. На покупательском спросе сильно сказывается уровень безработицы, причем, фактором ограничения спроса является не только неизбежный в таких условиях коллапс дохода, но и психологический стресс, заставляющий ограничить потребление, удовлетворяя минимум потребностей. Уровень официально зарегистрированной безработицы на 1 января 2006 года составил 2,07% (на 1.01.05 – 1,63%). В кризисных условиях влияние роста дохода сдерживается инфляционными процессами. Динамика потребительских цен существенно замедлилась. В апреле 2006 года уровень инфляции составил 100,4%, в мае оценивается в 100,3-100,4%. Это существенно ниже как показателей соответствующего периода прошлого года так и, тем более, первых месяцев текущего. Замедление инфляции обусловлено эффектом от укрепления рубля.
Рисунок
17 – Инфляция на потребительском рынке
Серьезной особенностью изменения доходов является их дифференциация по социальным признакам, о которой говорилось выше.
Многие стороны маркетинговой деятельности зависят от политической среды: законодательной деятельности государства в рыночной сфере, от принципов и методов налогообложения, порядка ценообразования, государственной политики в области регулирования рыночных процессов, от развития системы государственной стандартизации и сертификации, контроля за качеством товаров и порядком торговли, а также юридической защищенности бизнеса и потребителей.
Действие политико-правовой среды крайне неоднозначно для ООО «Вариант-ЛЛ». В настоящее время оптово-отпускная цена компьютеров и комплектующих оценивается в иностранной валюте.
Главный фактор формирования валютных курсов - соотношение объемов взаимного экспорта и импорта между различными странами. В России на формирование курсов иностранных валют влияет еще один фактор - инфляция.
Динамика экспорта в России существенно ускорилась (рисунок 18). В апреле 2006 года его прирост составил 4,6%, что втрое выше среднемесячного показателя за первый квартал (1,6%). Причем, интенсивный рост наблюдался по широкому кругу товаров. В наибольшей степени он коснулся нефти (где происходит быстрая компенсация прошлогоднего провала), нефтепродуктов, ряда видов сырья. В то же время, динамика экспорта машин и оборудования замедлилась. Рост импорта в апреле затормозился: 0,4% против 2% в среднем за первый квартал.
Рисунок
18 - Экспорт и импорт товаров (млрд.долл.)
Продолжился интенсивный рост курса рубля по отношению к доллару США. Эта тенденция связана, прежде всего, с ослаблением доллара на мировом рынке (рисунок 19).
Денежные власти обязаны корректировать политику валютного курсообразования и задавать определенные ориентиры для рынков. Необходимо изменить систему расчетов, как во внешнеэкономической деятельности, так и внутри страны, с учетом используемых валют. По итогам 2005 года 55% российского экспорта составляли нефть, нефтепродукты и газ, которые экспортируются всего 10 крупными компаниями, а с учетом химической и металлургической продукции - около 17-18 компаний. Та валюта, в которой эти компании ведут расчеты, прямым образом влияет на курсовые соотношения между долларом и евро на российских биржах. Их доли фактически и определяют курсовую ориентацию российского рубля.
Рисунок 19 – Динамика номинального обменного курса рубля (руб./долл.)
и евро
(долл./евро)
Использование достижений НТП научно-технической среды является составным элементом инновационной политики ООО «Вариант-ЛЛ». Научно-техническая среда влияет на теорию и практику маркетинга.
Предприятию «Вариант-ЛЛ» необходимо внедрять прогрессивные методы сбыта и торговли (ценовое стимулирование, стимулирование натурой, активное предложение, применение средств маркетинговых коммуникаций: рекламу, личные продажи, продвижение продаж и паблик рилейшенз), использовать полную компьютеризацию маркетинговой деятельности, использовать экономико-математические методы моделирования и управления перемещением и складированием товаров (торгово-сбытовая логистика) и так далее.
Культурно-образовательная среда оказывает определенное влияние на структуру спроса. В этой среде формируется понятие субкультуры компьютерного андеграунда.
Субкультурный мир
Одной из основных черт современного образовательного процесса в университете является его всё возрастающая информатизация и компьютеризация, всестороннее внедрение новых информационных технологий. Технической базой информатизации образования является развитие микроэлектроники, наноэлектроники, оптоэлектроники и компьютерной техники. В современном обществе новые информационные технологии предоставляют гигантские возможности для получения, хранения, поиска, обработки и передачи информации, поэтому необходимо обучать студентов университетов не только решать конкретные задачи в различных областях знания, но и уметь быстро и эффективно находить нужную информацию. Любая современная научная работа, в том числе и студенческая, немыслима без написания содержательного и лаконичного литературного обзора по теме проводимых исследований. И неоценимую помощь в этом оказывают компьютерные и информационные технологии. При помощи всемирной сети Internet можно за считанные минуты находить в громадном объёме информации нужные сведения или научные статьи. "Информационный взрыв" приводит к тому, что информация становится основным продуктом и одной из главных ценностей общества.
Информационная среда, средства массовой информации оказывают влияние на маркетинг, которое трудно уловить и конкретизировать. Конечно, данная среда формирует общественное мнение и отношение потребителей как к производителям, так и к торговле. Кроме того, средства массовой информации - важнейший проводник рекламы.
Любой человек, решив купить компьютер, обращается к источнику информации о фирмах, занимающихся продажей такой группы товаров, и ассортименту предлагаемой продукции. Чаще всего это рекламная информация из крупных печатных изданий. Данный обзор представляет собой анализ рекламной информации о рынке компьютерных технологий в г.Ульяновск и делает выводы о соответствии рекламной информации реальному положению рынка.
С точки зрения маркетинга, равно как и
с точки зрения социологии, одним из важнейших
показателей состояния сегмента рынка
компьютерных технологий и покупаемости
этой самой продукции вообще является
количество рекламы, ее содержание, способ
подачи информации и, ориентировочно,
те средства, которые продавец считает
нужным в нее вложить. Для исследования
был выбран один из номеров газеты "Из
рук в руки". Всего рекламных объявлений
30. Приведенная ниже таблица 8, безусловно,
справедлива только для настоящего момента.
Таблица 8 –Анализ содержания рекламы фирм-конкурентов
№ п/п | Информация | Количество объявлений |
1 | Цена | 23 |
2 | Скидки | 17 |
3 | Ассортимент | 30 |
4 | Технические характеристики | 11 |
5 | Производитель | 21 |
6 | Электронный адрес | 14 |
ООО
«Вариант-ЛЛ» размещает