Анализ маркетинговой среды фирмы

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 13:13, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы – изучение теоретической базы анализа маркетинговой среды фирмы, определение ключевых компонентов среды, предоставление методик для их изучения и разработка конкретных предложений по управлению фирмой.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть сущность и роль факторов и сил маркетинговой среды фирмы;
- определить технологию изучения маркетинговой среды;

Оглавление

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1 Основные направления анализа маркетинговой среды фирмы
1.1 Классификация и характеристика маркетинговой среды фирмы
1.2 Мониторинг как технология изучения маркетинговой среды
1.3 Современные методы анализа маркетинговой среды
2 Исследование маркетинговой среды ООО «Вариант-ЛЛ»
2.1 Анализ микросреды ООО «Вариант-ЛЛ» и определение
позиции на рынке
2.2 Анализ влияния макросреды на маркетинг ООО «Вариант-ЛЛ» и
рыночную ситуацию в целом
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 945.00 Кб (Скачать)

     Одновременно проявляется влияние фактора дохода, связанного с составом и размером семьи. Число иждивенцев (прежде всего - дети) находится в обратной пропорции с покупательной способностью семьи. Это может быть отражено регрессионной моделью, построенной по гиперболической функции. Графическая модель данной зависимости представлена на рисунке 16. 

Рисунок 16 - Зависимость потребительских расходов одного члена семьи

(в среднем  за месяц) от количества детей  в семье 

     Сокращение денежных затрат в расчете на одного члена семьи, наблюдаемое на графике, объясняется несколькими причинами: дотациями на детей, льготами налоговой системы для многодетных семей и, наконец, экономией, которая соблюдается в многодетных семьях (например, «переход» одежды, обуви, мебели, игрушек от старшего поколения к младшему).

     В-третьих, процесс урбанизации (соотношение городского и сельского населения) также значительно сказывается на уровне и структуре спроса. Здесь налицо не только разница в уровне денежных доходов и структуре населения, но и фактор натурального потребления, который преобладает в сельской местности.

    На стыке демографической и экономической среды действует фактор социального расслоения населения. Информация о распределении населения по уровню доходов не только дает маркетологам ориентир, на потребности какой группы им равняться, но и позволяет выявить специфику спроса. Проблема социальной стратификации населения относится к числу наиболее сложных. Существуют различные и достаточно расходящиеся оценки распределения населения по уровню доходов и сбережений. Рассмотрим структуру потребительских расходов домохозяйств по 10%-ным группам обследуемого населения выборочного обследования домашних хозяйств (таблица 7). 

Таблица 7 - Структура расходов домохозяйств с различным уровнем дохода на душу населения в 2005 г.

 
 
Группа домохозяйств по уровню среднемесячного душевого дохода
 
Душевой потребительский расход за месяц, руб.
 
 
В том числе в процентах на:
продукты  питания Непродово-

льственные  товары

Оплату услуг
Первая (с наименьшим доходом)  
2514,4
 
57,3
 
18,6
 
12,2
Вторая 2719,8 53,8 20,9 12,1
Третья 3005,4 51,3 22,3 12,1
Четвертая 3211,8 50,1 23,3 11,9
Пятая 3587,6 48,1 24,6 11,9
Шестая 3804,6 46,5 25,5 11,7
Седьмая 4112,0 44,9 26,6 11,6
Восьмая 4564,2 43,0 27,8 11,4
Девятая 5486,5 40,3 29,5 11,3
Десятая (с наибольшим доходом)  
6866,7
 
34,3
 
32,1
 
11,1
 

     Для торговли данные таблицы представляют значительный интерес. Во-первых, путем несложных расчетов (умножением среднедушевых показателей на численность населения) можно получить общую сумму потребительских расходов, а отсюда рассчитать структуру расходов по социальным группам. Это обеспечивает возможность выбора наиболее привлекательного сегмента рынка.

     Удельный вес потребительских расходов в общей сумме расходов по каждой группе сокращается по мере увеличения дохода. Спорить не о чем: малообеспеченные граждане вынуждены все свободные деньги (за вычетом налогов) тратить на пищу, одежду, бытовые услуги, а обеспеченные слои делают сбережения, расходуют деньги на удовлетворение высших потребностей. В низшей группе удельный вес покупательных фондов в общей сумме расходов составляет 90%, а в высшей - 79,6%. Возможность обеспеченных семей тратить денег больше, чем у менее обеспеченных, реализуется за счет концентрации денежных средств в такой группе.

     Во-вторых, в структуре расходов на покупки четко прослеживается действие закона Энгеля: по мере роста дохода сокращение удельного веса продуктов питания и рост удельного веса непродовольственных товаров. В период кризиса это расхождение усиливается: в первую очередь удовлетворяются важнейшие, жизненно важные потребности, а уж то, что остается, тратится на остальные нужды.

     Блок экономических факторов, или экономическая среда, оказывает непосредственное влияние на маркетинг, формируя покупательные фонды населения, а через них - спрос. На покупательском спросе сильно сказывается уровень безработицы, причем, фактором ограничения спроса является не только неизбежный в таких условиях коллапс дохода, но и психологический стресс, заставляющий ограничить потребление, удовлетворяя минимум потребностей. Уровень официально зарегистрированной безработицы на 1 января 2006 года составил 2,07% (на 1.01.05 – 1,63%). В кризисных условиях влияние роста дохода сдерживается инфляционными процессами. Динамика потребительских цен существенно замедлилась. В апреле 2006 года уровень инфляции составил 100,4%, в мае оценивается в 100,3-100,4%. Это существенно ниже как показателей соответствующего периода прошлого года так и, тем более, первых месяцев текущего. Замедление инфляции обусловлено эффектом от укрепления рубля.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рисунок 17 – Инфляция на потребительском рынке 

     Серьезной особенностью изменения доходов является их дифференциация по социальным признакам, о которой говорилось выше.

     Многие стороны маркетинговой деятельности зависят от политической среды: законодательной деятельности государства в рыночной сфере, от принципов и методов налогообложения, порядка ценообразования, государственной политики в области регулирования рыночных процессов, от развития системы государственной стандартизации и сертификации, контроля за качеством товаров и порядком торговли, а также юридической защищенности бизнеса и потребителей.

     Действие политико-правовой среды крайне неоднозначно для ООО «Вариант-ЛЛ». В настоящее время оптово-отпускная цена компьютеров и комплектующих оценивается в иностранной валюте.

     Главный фактор формирования валютных курсов - соотношение объемов взаимного экспорта и импорта между различными странами. В России на формирование курсов иностранных валют влияет еще один фактор - инфляция.

     Динамика экспорта в России существенно ускорилась (рисунок 18). В апреле 2006 года его прирост составил 4,6%, что втрое выше среднемесячного показателя за первый квартал (1,6%). Причем, интенсивный рост наблюдался по широкому кругу товаров. В наибольшей степени он коснулся нефти (где происходит быстрая компенсация прошлогоднего провала), нефтепродуктов, ряда видов сырья. В то же время, динамика экспорта машин и оборудования замедлилась. Рост импорта в апреле затормозился: 0,4% против 2% в среднем за первый квартал.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рисунок 18 - Экспорт и импорт товаров (млрд.долл.) 

     Продолжился интенсивный рост курса рубля по отношению к доллару США. Эта тенденция связана, прежде всего, с ослаблением доллара на мировом рынке (рисунок 19).

     Денежные власти обязаны корректировать политику валютного курсообразования и задавать определенные ориентиры для рынков. Необходимо изменить систему расчетов, как во внешнеэкономической деятельности, так и внутри страны, с учетом используемых валют. По итогам 2005 года 55% российского экспорта составляли нефть, нефтепродукты и газ, которые экспортируются всего 10 крупными компаниями, а с учетом химической и металлургической продукции - около 17-18 компаний. Та валюта, в которой эти компании ведут расчеты, прямым образом влияет на курсовые соотношения между долларом и евро на российских биржах. Их доли фактически и определяют курсовую ориентацию российского рубля.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рисунок 19 – Динамика номинального обменного курса рубля (руб./долл.)

и евро (долл./евро) 

     Использование достижений НТП научно-технической среды является составным элементом инновационной политики ООО «Вариант-ЛЛ».  Научно-техническая среда влияет на теорию и практику маркетинга.

     Предприятию «Вариант-ЛЛ» необходимо внедрять прогрессивные методы сбыта и торговли (ценовое стимулирование, стимулирование натурой, активное предложение, применение средств маркетинговых коммуникаций: рекламу, личные продажи, продвижение продаж и паблик рилейшенз), использовать полную компьютеризацию маркетинговой деятельности, использовать экономико-математические методы моделирования и управления перемещением и складированием товаров (торгово-сбытовая логистика) и так далее.   

     Культурно-образовательная среда оказывает определенное влияние на структуру спроса. В этой среде формируется понятие субкультуры компьютерного андеграунда.

     Субкультурный мир компьютерного  андеграунда, так же как и  другие субкультурные образования,  обладает собственным способом  и языком общения, имеет иерархическую структуру:

  • юзеры
  • «пойнты»
  • «сисопы»
  • «сетевые коммуникаторы».

     Одной из основных черт современного образовательного процесса в университете является его всё возрастающая информатизация и компьютеризация, всестороннее внедрение новых информационных технологий. Технической базой информатизации образования является развитие микроэлектроники, наноэлектроники, оптоэлектроники и компьютерной техники. В современном обществе новые информационные технологии предоставляют гигантские возможности для получения, хранения, поиска, обработки и передачи информации, поэтому необходимо обучать студентов университетов не только решать конкретные задачи в различных областях знания, но и уметь быстро и эффективно находить нужную информацию. Любая современная научная работа, в том числе и студенческая, немыслима без написания содержательного и лаконичного литературного обзора по теме проводимых исследований. И неоценимую помощь в этом оказывают компьютерные и информационные технологии. При помощи всемирной сети Internet можно за считанные минуты находить в громадном объёме информации нужные сведения или научные статьи. "Информационный взрыв" приводит к тому, что информация становится основным продуктом и одной из главных ценностей общества.

     Информационная среда, средства массовой информации оказывают влияние на маркетинг, которое трудно уловить и конкретизировать. Конечно, данная среда формирует общественное мнение и отношение потребителей как к производителям, так и к торговле. Кроме того, средства массовой информации - важнейший проводник рекламы.

     Любой человек, решив купить компьютер, обращается к источнику информации о фирмах, занимающихся продажей такой группы товаров, и ассортименту предлагаемой продукции. Чаще всего это рекламная информация из крупных печатных изданий. Данный обзор представляет собой анализ рекламной информации о рынке компьютерных технологий в г.Ульяновск и делает выводы о соответствии рекламной информации реальному положению рынка.

     С точки зрения маркетинга, равно как и с точки зрения социологии, одним из важнейших показателей состояния сегмента рынка компьютерных технологий и покупаемости этой самой продукции вообще является количество рекламы, ее содержание, способ подачи информации и, ориентировочно, те средства, которые продавец считает нужным в нее вложить. Для исследования был выбран один из номеров газеты "Из рук в руки". Всего рекламных объявлений 30. Приведенная ниже таблица 8, безусловно, справедлива только для настоящего момента.  

Таблица 8 –Анализ содержания рекламы фирм-конкурентов

№ п/п Информация Количество  объявлений
1 Цена 23
2 Скидки 17
3 Ассортимент 30
4 Технические характеристики 11
5 Производитель 21
6 Электронный адрес 14
 

     ООО  «Вариант-ЛЛ» размещает рекламу  в 4 периодических изданиях:

  • «Мозаика»;
  • «Симбирск-Град»;
  • «Товары и цены»;
  • «Из рук в руки».

Информация о работе Анализ маркетинговой среды фирмы