Маркетинговая среда фирмы

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 13:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучение маркетинговой среды ООО «Гранд-Империя Тур».
Задачи работы:
1. Рассмотреть теоретические аспекты понятий «окружающая среда маркетинга».
2. Назвать и описать основные факторы, воздействующие на фирму как извне, так и внутри.
3. Описать маркетинговую среду функционирования ООО «Гранд-Империя Тур».

Оглавление

Введение
1. Теоретические аспекты маркетинговой среды фирмы
1.1 Среда маркетинга фирмы; понятие, сущность и ее факторы
1.2 Контролируемые факторы окружающей среды маркетинга
1.3 Неконтролируемые факторы окружающей среды маркетинга
2. Маркетинговая среда ООО «Гранд-Империя Тур»
2.1 Характеристика ООО «ГРАНД-ИмперияТур»
2.2 Анализ маркетинговой среды турфирмы «ГРАНД-ИмперияТур»
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Маркетинговая среда фирмы.docx

— 937.29 Кб (Скачать)

     ТЕМА: «Маркетинговая среда фирмы»

     Содержание 

Введение

1. Теоретические  аспекты маркетинговой среды  фирмы

1.1 Среда маркетинга фирмы; понятие, сущность и ее факторы

1.2 Контролируемые факторы окружающей среды маркетинга

1.3 Неконтролируемые факторы окружающей среды маркетинга

2. Маркетинговая  среда ООО «Гранд-Империя Тур»

2.1 Характеристика  ООО «ГРАНД-ИмперияТур»

2.2 Анализ маркетинговой  среды турфирмы «ГРАНД-ИмперияТур»

Заключение

Библиографический список

Приложения 

 

      Введение 

     Одним из ключевых понятий маркетинга является понятие окружающей маркетинговой  среды (далее - ОМС). ОМС представляет собой совокупность субъектов и  сил (факторов), активно действующих  и влияющих на конъюнктуру рынка  и эффективность деятельности субъектов  маркетинга. Принято различать макро- и микросреду. Макросреда включает в себя факторы широкого социального  плана: политические, правовые, экономические, демографические, географические, национальные, социокультурные, научно-технические, технологические и др. Ни один из них не замыкается для субъекта маркетинга на одно или несколько юридических (и тем более - физических) лиц, а  представляет собой факторы системного, общерыночного действия.

     Актуальность  данной темы заключается  в том, что в отличие от других сфер экономики, образование имеет наиболее широкие, устойчивые и сильные обратные связи со своей макро-ОМС, т.к. формирует целые поколения политиков, правоведов, ученых и других специалистов, которые в своей дальнейшей деятельности начинают определять изменения ОМС. С другой стороны, образование в большей степени, чем какая-либо другая сфера деятельности, испытывает на себе воздействие макро-ОМС, являясь по существу ее слепком.

     Для выработки маркетинговой стратегии  в рамках предприятия, фирмы или  компании важен анализ окружающей среды, маркетинга. Маркетинговая среда  формируется из множества действующих  на компанию или предприятие факторов, которые влияют на всю их деятельность. Маркетинговая среда содержит как  возможность, так и угрозу для  деятельности компании.

     Цель  работы: изучение маркетинговой среды  ООО «Гранд-Империя Тур».

     Задачи  работы:

     1. Рассмотреть теоретические аспекты  понятий «окружающая среда маркетинга».

     2. Назвать и описать основные  факторы, воздействующие на фирму  как извне, так и внутри.

     3. Описать маркетинговую среду  функционирования ООО «Гранд-Империя  Тур».

     Для решения задач, поставленных в работе, будет использована учебная и  методическая литература в области  маркетинга, результаты маркетинговых исследований (в том числе проведенные в рамках этой работы) периодические издания, а также материалы с официального сайта компании ООО «Гранд-Империя Тур» в Интернет, внутренние документы компании, ее рекламные материалы.

 

      1. Теоретические  аспекты маркетинговой  среды фирмы

     1.1 Среда маркетинга фирмы; понятие, сущность и ее факторы

 

     Ф. Котлер определяет маркетинговую среду  так: "Маркетинговая среда фирмы - совокупность активных субъектов  и сил, действующих за пределами  фирмы и влияющих на возможности  руководства службой маркетинга устанавливать и поддерживать с  целевыми клиентами отношения успешного  сотрудничества".[10, с.85]

     Маркетинговая среда слагается из микросреды и  макросреды. Микросреда представлена силами, имеющими непосредственное отношение  к самой фирме и ее возможностям по обслуживанию клиентуры, т.е. поставщиками, маркетинговыми посредниками, клиентами, конкурентами и контактными аудиториями. Макросреда представлена силами более  широкого социального плана, которые  оказывают влияние на микросреду: факторы демографическою, экономического, природного, технического, политического  и культурного характера.

     Таким образом, Ф. Котлер предлагает рассматривать  маркетинговую среду как слагаемое  микроструктуры и макроструктуры. Микросреда представлена силами, имеющими непосредственное отношение к самой фирме, а  макросреда - силами более широкого социального плана, приходящими  в столкновение с интересами фирмы. [12, с.6]

     Необходимо  рассмотреть еще одну теорию среды  маркетинга, чтобы создать стройную и полную схему.

     Окружающая  среда маркетинга (marketing environment) - это окружение, в котором фирма осуществляет маркетинговую и иную хозяйственную деятельность. Различают внешнюю и внутреннюю окружающую среду маркетинга, выделяют контролируемые и неконтролируемые факторы среды.

     Любая фирма функционирует, имея связи  с рынком, поставляя свои товары и обеспечивая покупателей соответствующей  информацией. В свою очередь, с рынка  фирма получает денежный эквивалент реализуемых товаров, услуг и  информацию. Наряду с ней существует еще одна замкнутая система, в  которой фирма выступает как  принимающее звено по отношению  к поставщикам сырья, полуфабрикатов, комплектующих, разного рода нормативным  актам правительственных органов, документам банка. В ответ на это  фирма выдает соответствующую информацию и деньги. Внутреннюю же структуру  называют внутренней средой. Как видно, такой подход несколько отличается от определения Ф. Котлера.

     Внешняя среда здесь - сложное комплексное  явление. В нее входят покупатели, конкуренты, посредники, финансовые учреждения, рекламные агентства, таможенные и  правовые органы. К ней также следует  отнести общеэкономическую ситуацию, положение на рынке, политический климат, правительственную политику, научно-технические  достижения, культурные и иные традиции. Совершенно очевидно, что нельзя ставить  знак равенства между этим понятием и макросредой по Котлеру, а также  между микросредой и внутренней средой. Эти схемы обладают отличными  друг от друга взаимосвязями разных элементов. [12, с.7]

     К внутренней среде относятся функциональные структуры фирмы, обеспечивающие управление, разработку и тестирование новых  товаров, производство, продвижение  товара к покупателю, сбыт, обслуживание, взаимоотношения с поставщиками сырья, материалов и т.д., а также  с финансовыми и иными внешними органами. В понятие внутренней среды  входят и квалификация кадров, их использование, системы передачи информации по вертикали  и горизонтали, гибкость структур по отношению к изменениям рыночной ситуации и внешней среды.

     Все многообразие факторов внешней и  внутренней среды (другими словами, факторов микро- и макросреды) можно подразделить на контролируемые и неконтролируемые.

     К числу контролируемых относятся  факторы, которые управляются фирмой и ее сотрудниками по маркетингу. Ряд  взаимосвязанных основных решений  принимается высшим руководством. Затем  эти решения конкретизируются руководством маркетинговых служб.

     В своем комплексе эти факторы  образуют общую стратегию маркетинга.

     Неконтролируемые - это факторы, которые воздействуют на деятельность фирмы, но не могут  управляться ею. Неконтролируемые переменные, которые особо следует учитывать  и предвидеть, - это потребители, конкуренты, правительство, экономика, технология и средства массовой информации. Любой, даже идеальный план продаж может  провалиться при негативном воздействии  неконтролируемых факторов, поэтому  необходимо постоянно следить за внешней средой и учитывать ее влияние.

     Предположения фирмы и влияние неконтролируемой окружающей среды взаимодействуют  и определяют степень успеха или  неудачи организации в достижении целей.

     Обратная  связь имеет место, когда фирма  пытается следить за неконтролируемыми  факторами и оценивать их сильные  и слабые стороны.

     Адаптация - это изменения в плане маркетинга, которые фирма осуществляет, чтобы  приспособиться к неконтролируемой окружающей среде. [12, с.8]

     Если  фирма не хочет рассматривать  всю окружающую среду (контролируемые и неконтролируемые факторы) с позиций  системного подхода, возрастает вероятность  того, что организация утратит  чувство перспективы и не достигнет  должных результатов.

     Итак, большое число факторов воздействует на то, как принимаются фирма и  ее предложения на рынке. Например, если в силу тех или иных привычек или традиций товар не пользуется спросом, конкуренция приводит к снижению цены, то существенно законодательство воздействует на сбыт. Многое может произойти: уровень инфляции замедлит рост продаж, нехватка ресурсов приведет к тому, что не будет требуемых компонентов, средства массовой информации создадут негативное мнение о фирме. Анализ потребителей окажется неточным, некоторые маркетинговые функции будут упущены. Можно предложить еще множество таких вероятных ситуаций, но ясно одно: невнимание к какому-либо из элементов той или другой среды способно привести к серьезным провалам на рынке.

     Будучи  изменчивой, налагающей ограничения  и полная неопределенности маркетинговая  среда глубоко затрагивает жизнь  фирмы. Происходящие в этой среде  изменения нельзя назвать немедленными и предсказуемыми. Она, как уже  было сказано, способна преподнести  крупные неожиданности и тяжелые  удары.

     1.2 Контролируемые факторы окружающей среды маркетинга

 

     Контролируемые  факторы - это те факторы окружающей среды маркетинга, которые управляются  руководителями и сотрудниками фирмы. Другими словами, контролируемыми  факторами управляют организации и сотрудники их маркетинговых служб. Некоторыми из этих факторов управляет высшее руководство. Они не контролируются службами маркетинга, которые должны разрабатывать планы для удовлетворения целей организации.

     Нужно сказать, что в небольших и  средних организациях как вопросы  общей политики, так и маркетинговые  решения принимает одно лицо, обычно владелец, но в этих случаях сначала  нужно установить общие цели, а  затем к ним приспособить маркетинговые  планы. Что касается крупных фирм, имеющих целую систему подразделений, то успех руководства маркетингом зависит и от деятельности остальных подразделений фирмы. Поэтому очевидно, что при разработке маркетинговых планов руководители службы маркетинга должны учитывать интересы прочих групп внутри самой организации, таких как высшее руководство, финансовая служба, служба НИОКР (научные исследования и опытно-конструкторские разработки), служба материально-технического снабжения, производство и бухгалтерия. Для разработчиков маркетинговых планов все эти группы составляют микросреду фирмы. (см. Приложение 1)

     Таким образом, вышеперечисленные факторы  являются факторами микросреды (по Котлеру), но только внутренними, поддающимися контролю.

     Итак, управляющие по маркетингу должны работать в тесном сотрудничестве и с другими  подразделениями фирмы. Деятельность всех подразделений так или иначе  сказывается и на планах, и на действиях службы маркетинга.

     Высшее  руководство определяет цели фирмы, ее общие стратегические установки  и текущую политику. Управляющие  по маркетингу должны принимать решения, не противоречащие планам высшего эшелона  руководства. Более того, все их маркетинговые  проекты подлежат утверждению высшим руководством. Такая постановка вопроса  обязывает рассматривать контролируемые факторы среды маркетинга в несколько  ином разрезе.

     До  сих пор в качестве контролируемых факторов были рассмотрены внутренние факторы микросреды, или микросреда фирмы. Но нельзя ограничиваться лишь таким подходом. Важно и совершенно необходимо рассматривать контролируемые факторы окружающей среды маркетинга с другой точки зрения, т.е. все  контролируемые факторы подразделять на факторы, определяемые высшим руководством, и факторы, определяемые маркетингом. [6, с.134]

Информация о работе Маркетинговая среда фирмы