Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 13:13, дипломная работа
Цель дипломной работы – изучение теоретической базы анализа маркетинговой среды фирмы, определение ключевых компонентов среды, предоставление методик для их изучения и разработка конкретных предложений по управлению фирмой.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть сущность и роль факторов и сил маркетинговой среды фирмы;
- определить технологию изучения маркетинговой среды;
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1 Основные направления анализа маркетинговой среды фирмы
1.1 Классификация и характеристика маркетинговой среды фирмы
1.2 Мониторинг как технология изучения маркетинговой среды
1.3 Современные методы анализа маркетинговой среды
2 Исследование маркетинговой среды ООО «Вариант-ЛЛ»
2.1 Анализ микросреды ООО «Вариант-ЛЛ» и определение
позиции на рынке
2.2 Анализ влияния макросреды на маркетинг ООО «Вариант-ЛЛ» и
рыночную ситуацию в целом
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Таблица 3 - Сравнительная таблица факторов, определяющих успех поставщика
№ п/п |
Ключевые факторы успеха |
Кзн |
Оценка поставщиков | |||||||
ОАО «USN» | ОАО «Бюрократ» | ОАО «Никс» | ООО «Ультра» | |||||||
балл | взвеш. | балл | взвеш. | балл | взвеш. | балл | взвеш. | |||
1 | Цена | 1 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 |
2 | Качество | 0,8 | 4 | 3,2 | 5 | 4 | 4 | 3,2 | 5 | 4 |
3 | Ассортимент | 0,9 | 4 | 3,6 | 5 | 4,5 | 4 | 3,6 | 4 | 3,6 |
4 | Объемы поставок | 0,9 | 5 | 4,5 | 4 | 3,6 | 5 | 4,5 | 5 | 4,5 |
5 | Сроки поставок | 1 | 5 | 5 | 4 | 4 | 5 | 5 | 4 | 4 |
Итого | 21,3 | 21,1 | 21,3 | 21,1 |
На основании данных таблицы
можно построить графическую
модель факторов, определяющих успех
поставщика, то есть определим их имидж
(рисунок 12).
Рисунок
12 – Имидж поставщика (статус)
Предприятию «Вариант-ЛЛ»
Оценка
организации и ее конкурентов производится
по балльным взвешенным показателям для
каждого конкурента и каждого ключевого
фактора успеха индивидуально со своими
значениями коэффициента значимости "Кзн"
и балльной оценки "Б". Взвешенная
рассчитывается по формуле:
Р = Кзн*Б,
где Кзн – коэффициент значимости,
Б – балльная оценка.
Результаты оценок, их суммирование и
расчет итоговых показателей по каждому
конкуренту оформляется в сводную матрицу
оценок (таблица 3).
Таблица 3 - Сводная матрица оценок
№ п/п |
Ключевые факторы успеха |
Кзн |
Оценка ООО «Вариант-ЛЛ» |
Оценка конкурентов | ||||||
ООО «Раздолье» | ООО «Симбирск М-Плюс» | ЗАО «Венс» | ||||||||
балл | взвешенная | балл | взвеш. | балл | взвеш. | балл | взвеш. | |||
1 | Цена | 1 | 5 | 5,0 | 3 | 3,0 | 5 | 5,0 | 5 | 4 |
2 | Качество | 0,8 | 4 | 3,2 | 3 | 2,4 | 5 | 4,0 | 3 | 2,4 |
3 | Ассоритмент | 0,9 | 5 | 4,5 | 4 | 3,6 | 5 | 4,5 | 3 | 4,5 |
4 | Система обслуживания | 1 | 5 | 5,0 | 5 | 5,0 | 4 | 4,0 | 5 | 5,0 |
5 | Реклама | 0,6 | 3 | 1,8 | 5 | 3 | 4 | 3,0 | 3 | 1,8 |
6 | Имидж | 0,9 | 3 | 2,7 | 3 | 2,7 | 5 | 4,5 | 4 | 3,6 |
Итого | 22,2 | 19,7 | 25,0 | 21,3 |
По таблице 3 можно сделать вывод, что лидером является ООО «Симбирск М-Плюс». Наша фирма отстает в рекламе и признании имиджа.
Построим графическую модель ключевых
факторов успеха исследуемых фирм (рисунок
13).
Рисунок
13 – Ключевые факторы успеха фирмы
и конкурентов
Следующий шаг в ходе исследования структуры конкуренции в отрасли — это изучение положения на рынке конкурирующих компаний. Один из инструментов сравнения конкурентных позиций фирм отрасли — разработка карты стратегических групп. Этот аналитический прием связывает анализ отрасли в целом и оценку положения каждой фирмы в отдельности. Его использование наиболее эффективно в том случае, когда в отрасли действует так много конкурентов, что практически невозможно всесторонне изучить каждого из них.
Анализ стратегических групп помогает прежде всего углубить понимание сущности конкурентной борьбы. Начать с того, что движущие и конкурентные силы нередко оказывают благоприятное влияние на одни стратегические группы и причиняют вред другим. Фирмы, входящие в состав стратегических групп которые испытывают на себе негативное влияние, нередко пытаются переместиться в группу, занимающую более благоприятную позицию. Результативность такого перемещения зависит от того, высоки или низки барьеры вступления в выбранную ими группу. Попытки конкурирующих фирм войти в новую стратегическую группу почти всегда приводят к возрастанию интенсивности конкуренции.
Второе, что можно определить в процессе анализа стратегических групп, это связаны ли различия в потенциальной прибыльности отдельных стратегических групп с сильной или слабой рыночной позицией каждой из них. Различная прибыльность может быть обусловлена неодинаковой степенью давления со стороны поставщиков или потребителей и также со стороны товаров-субститутов, производящихся в других отраслях.
Используя этот анализ можно составить двухмерную карту стратегических групп (рисунок 14).
Цена/качество
уровень
Рисунок 14 - Карта стратегических групп конкурентов ООО «Вариант-ЛЛ»
- ООО «Симбирск М-Плюс»;
- ЗАО «Венс»;
- ООО «Раздолье»;
- ООО «Вариант-ЛЛ»
ООО «Симбирск М-Плюс»
ЗАО «Венс» имеет низкие
ООО «Раздолье» имеет высокие
цены, небольшой ассортимент, есть
внутренние ресурсы, борется
ООО «Вариант-ЛЛ» имеет низкие цены и средний уровень качества, широкий ассортимент. Приближаемся к лидеру.
Для определения сильных
и слабых сторон «Вариант-ЛЛ» по сравнению
с конкурентами, а также рыночные возможности
и угрозы необходимо построить SWOT-матрицу
и матрицу комбинированного SWOT-анализа
таблица 4.
Таблица 4 - SWOT-матрица для ООО «Вариант-ЛЛ»
Сильные стороны | Возможности |
Более низкие издержки (преимущество по издержкам) | Возможность обслужить новые группы клиентов |
Высокий уровень обслуживания | Возможность быстрого развития в связи с ростом спроса на рынке |
Эффективный менеджмент | Ослабление позиций фирм-конкурентов |
Слабые стороны | Угрозы |
Недостаточный имидж на рынке | Выход на рынок
иностранных конкурентов с |
Неэффективная рекламная компания | Ухудшение покупательской способности клиентов |
Плохая сбытовая сеть | Неблагоприятное изменение курсов иностранных валют |
Активами предприятия «Вариант-ЛЛ» в конкурентной борьбе, то есть сильными сторонами являются более низкие цены, высокий уровень обслуживания, широкий ассортимент. Сильные стороны могут быть использованы как конкурентные преимущества. Главным достоинством организации является преимущество в ценах.
Возможности – это то, что дает фирме шанс сделать что-то новое. Компания имеет возможность обслужить новые группы клиентов, возможность быстрого развития в связи ростом спроса.
Слабыми сторонами является
На основании SWOT-анализа, прогноза шагов конкурентов и прогноза конкурентной позиции организации выбирается и обосновывается одна из конкурентных стратегий:
ООО «Вариант-ЛЛ» осуществляет конкурентную
стратегию лидерства по издержкам. В таблице
5 приведены основные черты данной стратегии.
Таблица 5 - Основные черты стратегии «лидерство по издержкам»
Основные направления | Характеристика |
Стратегическая цель | Ориентация на весь рынок |
Основа конкурентного преимущества | Издержки ниже, чем у конкурентов |
Ассортиментный набор | Приемлемое качество и ограниченный выбор |
Маркетинг | Выделение тех характеристик товара, которые ведут к снижению издержек |
Поддержка стратегии | Разумные цены/Хорошая ценность |
Основными контактными аудиториями ООО «Вариант-ЛЛ» являются финансовые круги (банк «Русский стандарт»), местные контактные аудитории (местные жители) и внутренние контактные аудитории (персонал организации).