Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 09:49, курсовая работа
При проведении маркетинговых исследований наибольший интерес представляет изучение маркетинговой среды. Для каждой фирмы важно постоянно отслеживать происходящие изменения и своевременно адаптироваться к ним. Маркетинговая среда – это все, что оказывает влияние на деятельность фирмы.
Любой предприятии разработка и осуществление эффективной стратегии деятельности возможно только при учете того факта, что одновременно она является частью сложной и динамичной маркетинговой среды, с которой постоянно и непрерывно взаимодействует в течение всей своей деятельности.
Введение…………………………………………………………………3
Глава 1. Маркетинговая среда предприятия……………………….4
1.1. Понятие маркетинговой среды, ее сущность и основные характеристики………………………………………………………………….4
1.2. Факторы маркетинговой среды прямого воздействия………….6
1.3. Факторы маркетинговой среды косвенного воздействия………10
Глава 2. Анализ маркетинговой среды предприятия на примере ОАО «Байкалфарм»………………………………………………………….14
2.1. Общая характеристика ОАО «Байкалфарм»…………………….14
2.2. Особенности алкогольного рынка (на примере Республики Бурятия)………………………………………………………………………..22
2.3. Анализ маркетинговой среды ОАО «Байкалфарм»……………26
Заключение……………………………………………………………..31
Список использованной литературы………………………………33
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Бурятский государственный университет»
Факультет экономики и управления
Кафедра экономики
Анализ
маркетинговой среды
(на примере ОАО «Байкалфарм»)
(курсовая работа)
Выполнила: ст-ка гр. № 11380
Чернинова Б.Л.
Улан-Удэ
2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава
1. Маркетинговая среда
1.1. Понятие маркетинговой среды,
ее сущность и основные характеристики…………………………………………
1.2. Факторы маркетинговой среды прямого воздействия………….6
1.3. Факторы маркетинговой среды косвенного воздействия………10
Глава
2. Анализ маркетинговой среды
2.1. Общая характеристика ОАО «Байкалфарм»…………………….14
2.2. Особенности
алкогольного рынка (на примере
Республики Бурятия)…………………………………………………………
2.3. Анализ маркетинговой среды ОАО «Байкалфарм»……………26
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………33
Введение
При проведении маркетинговых исследований наибольший интерес представляет изучение маркетинговой среды. Для каждой фирмы важно постоянно отслеживать происходящие изменения и своевременно адаптироваться к ним. Маркетинговая среда – это все, что оказывает влияние на деятельность фирмы.
Любой предприятии разработка и осуществление эффективной стратегии деятельности возможно только при учете того факта, что одновременно она является частью сложной и динамичной маркетинговой среды, с которой постоянно и непрерывно взаимодействует в течение всей своей деятельности. И только хорошо изучив механизм этого взаимодействия, предприятие может эффективно планировать свою деятельность в долгосрочном периоде и своевременно и адекватно реагировать на изменения, происходящие во внешней маркетинговой среде. В этом заключается актуальность данной темы.
Предметом данной курсовой работы является анализ маркетинговой среды предприятия.
Объектом анализа является ОАО «Байкалфарм».
Цель курсовой работы – проанализировать маркетинговую среду предприятия.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
Глава 1. Маркетинговая среда предприятия
Результаты деятельности предприятия в значительной степени определяются его маркетинговой средой. Поэтому необходимы знания этой среды и умение реагировать на ее изменения и воздействия на внутренние структуры предприятия [10, с.41]. Изменения, происходящие во внешней среде, оказывают влияние на показатели функционирования организации. Воздействию этих изменений подвергаются цели, стратегии и сама миссия организации. Поэтому актуальной задачей руководства является обеспечение адекватности стратегии организации окружающей ее среде. Руководство должно иметь четкое представление, в какой стратегической ситуации находится организация в данный момент.
Маркетинговая среда представляет собой совокупность активных субъектов и сил, действующих за пределами фирмы и влияющих на возможности ее успешного сотрудничества с целевыми клиентами. Иными словами, маркетинговая среда характеризует факторы и силы, которые влияют на возможности предприятия устанавливать и поддерживать успешное сотрудничество с потребителями.
Основными характеристиками маркетинговой среды являются:
Эффективная деятельность организации предполагает, что менеджер обладает навыками работы в условиях неопределенности внешней среды, отсутствии достаточной информацией для того, чтобы точно прогнозировать динамику нужд потребителей и изменения внешних факторов. Когда скорость происходящих изменений возрастает, организация сталкивается с достаточно высоким уровнем неопределенности. В результате организации необходимо максимально быстро адаптироваться к быстрым изменениям, но это требует значительных усилий, временных и финансовых затрат.
Маркетинговая среда предприятия представлена на рисунке 1.
Рис. 1.1. Маркетинговая среда предприятия.
На рис. 1.1. видно, что маркетинговая среда неоднородна и дифференцирована по силе, периодичности, характеру влияния на организацию. В ней выделяют среду косвенного воздействия (макросреда) и среду непосредственного воздействия (микросреда).
К маркетинговой
среде непосредственного
Рассмотрим влияние этих факторов подробнее.
Потребители являются одним из самых значимых факторов среды непосредственного окружения предприятия. Известный специалист по управлению Питер Ф. Друкер, говоря о цели организации, выделял единственную подлинную цель бизнеса – создание потребителя. Под этим понимается следующее: самовыживание и оправдание существования организации зависит от ее способности находить потребителя результатов ее деятельности и удовлетворять его запросы. Все многообразие внешних факторов находит отражение в потребителе и через него влияет на организацию, ее цели и стратегию.
Эффективные фирмы преуспели главным образом не из-за своих товаров или ориентации на исследования, а благодаря тому, что были всегда ориентированы на потребителя. Именно постоянный поиск возможностей применения своих технических знаний для удовлетворения потребителей объясняет многочисленные удачи новой продукции.
Изменение вкусов
и приоритетов потребителей вызывает
множество проблем в
Поставщики – это предприятия и отдельные лица, принимающие участие в процессе материально-технического снабжения производственной деятельности предприятия и обеспечивающие его материальными ресурсами, необходимыми для производства конкретных товаров и услуг. Продукция поставщика занимает важное место в производстве товара данной отрасли (предприятия). Поставщики обеспечивают организацию комплектующими изделиями, полуфабрикатами, запасными частями, сырьем, материалами, рабочей силой, топливом и энергией, различного рода услугами, необходимыми для организации производства и сбыта продукции. Управляющие по маркетингу должны внимательно следить за ценами и качеством на предметы снабжения, так как изменения качества поставляемых товаров, услуг и сырья, их цен, объемов поставки, договорных условий существенно влияют на выпуск конечной продукции и отражаются на торговом обороте предприятия.
Посредники – это фирмы, которые содействуют компании в продвижении, сбыте и распространении ее товаров среди клиентуры, предоставляя торговые, транспортные, финансовые и маркетинговые услуги. К ним относятся торговые посредники, фирмы-организаторы товародвижения, агентства по оказанию маркетинговых услуг и кредитно-финансовые учреждения.
Среди многочисленных отношений хозяйственной среды, влияющих на характер экономики предприятия, важнейшим является конкуренция. Под конкурентной средой фирмы понимают совокупностью субъектов и факторов рынка, влияющих на отношение между производителем (продавцом) и потребителем продукции. Конкуренция рассматривается как эффективное средство саморегулирования экономики, развития отраслей, поскольку позволяет координировать индивидуальные усилия субъектов рынка [2, с.37]. Конкуренция заставляет предприятие снижать издержки производства, повышать качество продукции при сохранении уровня цены или ее незначительного повышения, улучшать надежность продукции, обеспечивать гарантийное и послепродажное обслуживание, совершенствовать сбыт и т.д. [4, с.165].
Любая фирма сталкивается с множеством разнообразных конкурентов:
Каждая из организаций, осуществляя деятельность, стремиться укрепить и расширить свои позиции на рынке. Качество продукции, цены, дизайн, гарантии, дополнительные услуги, реклама и др. – все это инструменты, к которым прибегают организации в этой борьбе. Тот или иной успех будет определяться имеющимися у организации конкурентными преимуществами.
Изучение конкурентов, с которыми организации приходится бороться за ресурсы, полученные из внешней среды, занимает важное место в стратегическом управлении. Данное изучение направлено на то, чтобы выявить слабые и сильные стороны конкурентов и на базе этого строить свою стратегию конкурентной борьбы.
Таким образом,
мы пришли к выводу, что факторы
прямого воздействия
Фирма и ее поставщики, маркетинговые посредники, клиентура, конкуренты и контактные аудитории функционируют в рамках сил более обширной макросреды, которые либо открывают новые возможности, либо грозят фирме новыми опасностями. Эти силы представляют собой не поддающиеся контролю факторы, за которыми фирма должна внимательно следить и на которые должна реагировать. Макросреда слагается из шести основных факторов: демографического, экономического, политического, научно-технического, природного и социокультурного окружения.
Факторы среды косвенного воздействия или общее внешнее окружение обычно не влияют на организацию также заметно, как факторы среды прямого воздействия. Однако руководству необходимо учитывать их. При ее исследовании обычно опираются, прежде всего, на прогнозы.
Демографическая среда. Демография – наука, изучающая население с точки зрения численности и плотности размещения. Для маркетологов демографическая среда представляет интерес, поскольку рынки состоят из людей.
В рамках краткосрочного и среднесрочного периодов демографические тенденции служат исключительно надежными факторами развития. Фирма может взять перечень основных демографических тенденций и точно определить, какое значение будет иметь для нее каждая из них.
Экономическая среда. Экономические изменения отражают общую экономическую ситуацию в стране или регионе, в котором работает компания. Экономические факторы являются наиболее существенными, поскольку текущее и прогнозируемое состояние экономики может негативно влиять на стратегические цели организации. Такие показатели, как темп инфляции, стабильность национальной валюты, международный платежный баланс, налоговая ставка, покупательская способность населения, динамика ВНП, ВВП, уровень безработицы, процентные ставки, а также основные тенденции изменения структуры отраслей и организационных форм хозяйствования, должны постоянно диагностироваться и оцениваться. Каждый из них может представлять либо угрозу, либо новую возможность для организации.