Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2014 в 14:10, дипломная работа
Актуальность темы работы заключается в том, что исследование внутренней и внешней среды предприятия необходимо для определения реального уровня конкурентоспособности предприятия в результате сопоставления соответствующих факторов.
Цель работы - изучение внутренней и внешней среды предприятия с помощью различных методов и приемов маркетинговых исследований.
Введение 7
1 Теоретические основы маркетинговой среды предприятия 11
1.1 Содержание микросреды предприятия 11
1.2 Сущность макросреды предприятия 19
1.3 Методологические основы анализа маркетинговой среды 26
2 Исследование маркетинговой среды предприятия (на примере ОАО
«Тамбовский завод «Комсомолец» ) 34
2.1 Анализ внутренней среды предприятия 34
2.2 Анализ внешней среды предприятия 45
3 Комплексная оценка внешней и внутренней среды ОАО «Тамбовский
завод «Комсомолец» и выявление проблем его развития 53
3.1 SWOT-анализ внешней и внутренней среды, выявление
возможностей и угроз деятельности 53
3.2 Оценка делового потенциала и конкурентоспособности предприятия 60
Заключение 68
Глоссарий 72
Список использованных источников 74
Список сокращений 77
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
УТВЕРЖДАЮ Зав. кафедрой
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к дипломной работе на тему:
«Маркетинговый анализ и оценка внутренней и внешней среды предприятия (на примере ОАО «Тамбовский завод «Комсомолец».
Автор дипломной
работы
Группа
СЭМ- Специальность 080111 - «Маркетинг»
Обозначение дипломной работы ТГТУ.080111.005
Руководитель работы
|
подпись, дата |
Нормоконтролер |
подпись, дата |
Тамбов 2014 г.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования «Тамбовский государственный технический университет»
Кафедра «Маркетинг»
2013 г.
Воронкова
УТВЕРЖДАЮ
Завкафедрой
О.В.
подпись
« »
ЗАДАНИЕ НА ДИПЛОМНУЮ РАБОТУ
код
Студент
1
Тема
фамилия, инициалы РАЗРАБОТКА
утверждено приказом по ТГТУ
от «
2014 г.
2 Срок представления к защите «_
2014 г.
3 Исходные данные: законы, инструкции,
учебники, учебные пособия,
монографии, периодическая
литература, статистическая и бухгалтерская
отчетность предприятия
Руководитель работы
инициалы, фамилия
подпись, дата
Задание принял к исполнению
подпись, дата
инициалы, фамилия
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 7
1 Теоретические основы маркетинговой среды предприятия 11
2 Исследование
маркетинговой среды предприятия (на примере
ОАО
«Тамбовский завод «Комсомолец» ) 34
3 Комплексная
оценка внешней и внутренней среды ОАО
«Тамбовский
завод «Комсомолец» и выявление проблем
его развития 53
3.1 SWOT-анализ внешней и внутренней
среды, выявление
возможностей и угроз деятельности 53
3.2 Оценка делового потенциала и конкурентоспособности предприятия 60
Заключение 68
Глоссарий 72
Список использованных источников 74
Список сокращений 77
7 ВВЕДЕНИЕ
Любое предприятие представляет собой самоорганизующийся и саморазвивающийся объект, функции которого обеспечиваются его «внутренней средой». Действует же предприятие во "внешней среде". Все факторы внутренней и внешней сред могут как способствовать, так и затруднять его производственно-коммерческую деятельность.
Элементы внутренней среды относятся большей частью к числу контролируемых руководством предприятия и его сотрудниками. К ним, в числе других, относятся продукт, его внешний вид, качественные характеристики, разнообразие, технология производства, квалификация персонала, методы выхода на рынки и др.
Неконтролируемые факторы - это воздействующие на деятельность предприятия внешней среды, которые не могут управляться им или его службой маркетинга. В числе этих факторов - экономика, законы, правительственные распоряжения, стандарты, таможенные правила и тарифы, природные условия и т.д.
Необходимо учитывать, что любой, даже идеальный план деятельности может провалиться при негативном воздействии неконтролируемых факторов. Поэтому требуется постоянное слежение за внешней средой и учет ее влияния. Более того, важной частью маркетинговой деятельности должны стать процедуры, разработанные на случай возникновения непредвиденных обстоятельств. В настоящее время в целях обеспечения эффективной реализации товаров предприятие должно проводить комплекс мероприятий, обеспечивающих физическое распределение товарной массы в рыночном хозяйстве, активное воздействие на ценовую политику, рекламу, а также сервисное обеспечение проданных товаров. На этот комплекс приходится значительный объем целенаправленных маркетинговых действий, как самого предприятия, так и его торговых агентов и других коммерческих посредников.
8 Маркетинговая деятельность представляет собой комплекс мероприятий,
ориентированных на исследование таких вопросов, как:
-анализ внешней (по отношению к предприятию) среды, в которую входят рынки, источники снабжения и многое другое. Анализ позволяет выявить факторы, содействующие коммерческому успеху или создающие препятствие этому. В результате анализа формируется банк данных для принятия обоснованных маркетинговых решений;
-анализ потребителей, как актуальных (действующих, покупающих продукцию предприятия), так и потенциальных (которых еще требуется убедить стать актуальными). Данный анализ заключается в исследовании демографических, экономических, географических и иных характеристик людей, имеющих право принимать решение о покупке, а также их потребностей в широком смысле этого понятия и процессов приобретения как нашего, так и конкурирующего товаров;
-изучение существующих и планирование будущих товаров, то есть разработка концепций создания новых товаров или модернизации старых, включая ассортимент их и параметрические ряды, упаковку и т.д. устаревшие, не дающие заданной прибыли товары, снимаются с производства и экспорта;
-планирование товародвижения и сбыта, включая создание, если это необходимо, соответствующих сбытовых сетей со складами и магазинами, а также агентских сетей;
-обеспечение формирование спроса и стимулирования сбыта (фосстис) путем комбинации рекламы, личной продажи, престижных некоммерческих мероприятий («паблик рилейшнз») и разного рода экономических стимулов, направленных на покупателей, агентов и непосредственных продавцов;
-обеспечение ценовой политики, заключающейся в планировании систем и уровней цен на экспортируемые товары, определении «технологии» использования цен, сроков кредита, скидок и т.д.;
-удовлетворение технических и социальных норм страны, импортирующей товары предприятия, что означает обязанность обеспечить должные уровни
9
безопасности использования товара и защиты окружающей среды; соответствие
морально-этическим правилам; должный уровень потребительских свойств товара;
-управление маркетинговой деятельностью (маркетингом) как системой, т.е. планирование, выполнение и контроль маркетинговой программы и индивидуальных обязанностей каждого участника работы предприятия, оценка рисков и прибылей, эффективности маркетинговых решений;
Задача предприятия - ради повышения эффективности своей работы максимально изменять в нужном направлении поддающиеся управлению факторы и максимально приспосабливаться к факторам, неподдающимся изменению.
Маркетинговый анализ внутренней среды предприятия проводится по следующим направлениям: анализ организации управления предприятием; анализ товарной политики; анализ ценовой политики предприятия; анализ сбытовой политики; анализ результатов хозяйственной деятельности предприятия.
Изучение поставщиков, посредников, конкурентов и окружающих условий позволяет определить возможности фирмы для достижения ее маркетинговых целей. На основе анализа производства, финансов, оборудования, кадров и других ресурсов фирма выясняет, какие ресурсы у нее имеются в наличии, какие требуется приобрести и за какую цену, а также сможет ли производство обеспечить надлежавшее количество и качество товара. Изучение возможностей предприятия направлено на раскрытие его потенциала, сильных и слабых сторон деятельности. По существу изучение возможностей предприятия сводится к сравнительному анализу потенциала предприятия и существующих и перспективных рыночных потребностей.
Любая фирма функционирует в определенных социально-политических условиях и испытывает воздействие экономико-правовой базы, научно-технических факторов и специфической культурно-этической среды. Это необходимо учитывать в маркетинговой стратегии фирмы.
Макросреда - силы более широкого социального плана, оказывающие влияние на микросреду, такие, как факторы демографического, экономического, природного, научно-технического, политического и культурного характера.
10 В последнее время в практике анализа маркетинговой среды все более
широкое применение находит SWOT-анализ, скоринговый анализ и портфельный анализ. Наиболее актуальным является SWOT - анализ, который может проводиться для организации в целом по рынкам, на которых присутствует (или может присутствовать) ее продукция, по видам выпускаемой продукции, а также для оценки организации сбыта и уровня квалификации специалистов по продажам.
Актуальность темы работы заключается в том, что исследование внутренней и внешней среды предприятия необходимо для определения реального уровня конкурентоспособности предприятия в результате сопоставления соответствующих факторов.
Цель работы - изучение внутренней и внешней среды предприятия с помощью различных методов и приемов маркетинговых исследований.
Предмет исследования - маркетинговая среда предприятия.
Объект исследования - «Тамбовский завод «Комсомолец» им. Н.С.Артемова».
Методология и методика исследования: экономико-статистический и экономико-математический методы, методы сравнения, анализ экономических и финансовых коэффициентов.
При написании работы были использованы труды отечественных и зарубежных ученых -- экономистов: С.Абрамова, Б.Б. Бермана, А. Зелль, Т. Коноваловой, М.Г. Кругловой, И.В.Сергеева, Р.А. Фатхутдинова, Р. Форстера, Д. Эванс, В.Москвина и др.
11
1 Теоретические основы маркетинговой среды предприятия
1.1 Содержание микросреды предприятия
Исследование внутренней и внешней среды предприятий ставит целью определение реального уровня конкурентоспособности предприятия в результате сопоставления соответствующих факторов.[6, с.35]
Маркетинговая среда фирмы - совокупность активных субъектов и сил, действующих за пределами фирмы и влияющих на возможности руководства службой маркетинга устанавливать и поддерживать с целевыми клиентами отношения успешного сотрудничества.
Микросреда - силы, имеющие непосредственное отношение к самой фирме и её возможностям по обслуживанию клиентуры, т.е. сама фирма, её поставщики, маркетинговые посредники, клиенты, конкуренты и контактные аудитории (см. рис.1 Л.).
Влияние
экономико-правовой базы страны
Влияние научно-технических факторов
Влияние культурно-этической среды
Т
I
Т
Фирма
Конкуренты
Маркетинг. посредники
Клиентура
Контактные аудитории фирмы
Рис. 1.1 Основные силы, действующие в макросреде и микросреде фирмы
12
Анализ внутренней среды фирмы предполагает анализ производства, финансов, оборудования, кадров и других ресурсов. При этом фирма выясняет, какие ресурсы у нее имеются в наличии, какие требуется приобрести и за какую цену, а также сможет ли производство обеспечить надлежавшее количество и качество товара. Изучение возможностей предприятия направлено на раскрытие его потенциала, сильных и слабых сторон деятельности. По существу изучение возможностей предприятия сводится к сравнительному анализу потенциала предприятия и существующих и перспективных рыночных потребностей.