Маркетинговый анализ и оценка внутренней и внешней среды предприятия (на примере ОАО «Тамбовский завод «Комсомолец»

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2014 в 14:10, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность темы работы заключается в том, что исследование внутренней и внешней среды предприятия необходимо для определения реального уровня конкурентоспособности предприятия в результате сопоставления соответствующих факторов.
Цель работы - изучение внутренней и внешней среды предприятия с помощью различных методов и приемов маркетинговых исследований.

Оглавление

Введение 7
1 Теоретические основы маркетинговой среды предприятия 11
1.1 Содержание микросреды предприятия 11
1.2 Сущность макросреды предприятия 19
1.3 Методологические основы анализа маркетинговой среды 26
2 Исследование маркетинговой среды предприятия (на примере ОАО
«Тамбовский завод «Комсомолец» ) 34
2.1 Анализ внутренней среды предприятия 34
2.2 Анализ внешней среды предприятия 45
3 Комплексная оценка внешней и внутренней среды ОАО «Тамбовский
завод «Комсомолец» и выявление проблем его развития 53
3.1 SWOT-анализ внешней и внутренней среды, выявление
возможностей и угроз деятельности 53
3.2 Оценка делового потенциала и конкурентоспособности предприятия 60
Заключение 68
Глоссарий 72
Список использованных источников 74
Список сокращений 77

Файлы: 1 файл

Попова С..doc

— 8.31 Мб (Скачать)

 

47 Основные   отечественные   конкуренты:   «Национальные   водные   ресурсы»,

г.Москва, «Раеск-Аква». г. Москва, «Красный Котелыпик» г. Таганрог, «Курган Химмаш». г. Курган, «Тулагазстройпеталь», г.Тула, «Техноком». г. Электросталь, «Сплав», г. В. Новгород и т.д.

Иностранные конкуренты: «Циманн», Германия; «Холвриеко», Бельгия; «Танки», Финляндия; «Фольгебуш» Германия.

Рынки сбыта продукции (работ, услуг). Потребителей, делающих заказы из года в год нет, что обусловлено спецификой производимого оборудования (заводы-заказчики проводят реконструкцию модернизацию или строительство новых   производственных мощностей не чаще 5-15 лет).

ОАО "Тамбовский завод "Комсомолец" им. Н.С.Артемова" специализируется на изготовлении уникальных заказов с высокой степенью сложности. Основными странами импортерами продукции предприятия являются: Казахстан, Узбекистан, Армения, Таджикистан, Монголия, Украина, Киргизия, Литва, Белоруссия, Туркменистан, Германия.

За 2006 г. основными заказчиками в части оборудования для пивоваренной промышленности являлись: ЗАО «Пивоварни Ивана Таранова» (7,9%); ЗАО «Ереванское пиво» (1,4%); ЗАО «Липецкпиво» (1,3%); ОАО «Амстар» (1,0%); ЗАО «Пивоварня Москва ЭФЕС» (1,0%).

В части оборудования для пищевой промышленности: ООО «Бизнес Альянс» (3,2%); ОАО «Лианозовский молочный комбинат» (1,8%); ЗАО «ТД Курские продукты» (1,0%).

В части оборудования для нефтегазовой промышленности: ЦКБН ОАО «Газпром» (2,5%); ООО «Уренгойгазпром» (1,5%); ООО "ОМНИ Технологии" (1,0%).

В части оборудования для ликероводочной и спиртовой промышленности: ООО Русский стандарт «ОАО «Мордовоспирт» (3,6%); ОАО «Московский завод «Кристалл» (3,3%); ОАО «Талвис» (2,0%).

В части химического оборудования: ООО «ЛЕННИИХИММАШ» (7,6%); ЗАО «Южтехмонтаж» (2,3%).

 

48 В части оборудования для атомной энергетики - ЗАО «КомплектАтомИжора»

(1,5%).

ОАО «Тамбовский завод "Комсомолец» им. Н.С.Артемова» работает на региональных, общероссийских и зарубежных рынках продукции по сегментам, входящим в сферу его интересов.

Анализ внешних контактных аудиторий предприятия.

Финансовые круги. Предприятие тесно взаимодействует с банками Тамбовского ОСБ, а также последнее время - с филиалом ОАО Банк «Менатеп Спб». Кредиты, выдаваемые предприятию, используются на пополнение оборотных средств, приобретение оборудования, выплату заработной платы.

Динамика кредитования ОАО «Тамбовский завод «Комсомолец» им. Н.С. Артемова» банками в период за 2006 - 2013 гг. представлена в таблице 2.10.

Таблица 2.10 - Динамика кредитования ОАО «Комсомолец» банками за 2006-2013гг., тыс. руб.

 

Наименование банка

Годы

Итого за период

2008

2009

2010

2011

2012

2013

Тамбовское отделение Сбербанка

4000

7550

17725

15500

57500

1 19000

221275

Филиал       ОАО Банк «Менатеп Спб»

-

-

-

2000

7000

-

230275

Итого:

4000

7550

17725

17500

64500

119000

221275


Анализ динамики кредитования предприятия показывает, что заемщик отдает предпочтение услугам Тамбовского ОСБ и является его постоянным клиентом. Об этом свидетельствует постоянная тенденция роста объемов кредитования. Так за исследуемый период объем кредитования заемщика данным банком увеличился на 115000 тыс. руб., по сравнению с кредитованием филиала ОАО Банк «Менатеп Спб», объем которого увеличился всего на 5000 тыс. руб. Эти тенденции можно наглядно отразить на графике (см. рис. 2.1).

 

49

140000 -

120000 -

100000 -

80000 -

60000 -

40000 -

20000 -

0 -

2000    2001    2003   2004   2005  2006  2007

Примечание: а - объем кредитования заемщика Тамбовским ОСБ; (3 - объем кредитования заемщика Филиалом ОАО Банк «Менатеп Спб»

Рис. 2.1- Динамика   кредитования   предприятия банками за 2008 - 2013 гг.

СМИ. Завод заинтересован в распространении информации о его деятельности. Для этого приглашаются корреспонденты, для которых проводятся экскурсии по заводу и беседы с главными специалистами. В основном информация распространяется через газеты и радиовещание. Также завод использует СМИ для привлечения кадров на замещение вакантных должностей на конкурсной основе. Для этого даются рекламные объявления на областном радио.

Государственные учреждения. Предприятие взаимодействует с налоговой инспекцией, куда ежеквартально предоставляются отчеты по установленным налогам; с Тамбовским областным статистическим управлением, для которого заполняются статистические формы; с внебюджетными фондами, куда направляются отчеты о правильности начисления и перечисления денежных средств.

Экономическая и финансовая среда. Общее состояние экономики страны в данный момент характеризуется динамичными темпами развития. Наблюдается ежегодный рост объема валового внутреннего продукта (в среднем 7-9 %), инвестиций в основной капитал (10-12 %), сокращение внешних долгов России (до

 

49

140000

120000

а

100000

80000 60000 40000 20000 0 

Р

2000 2001 2003         2004        2005     2006       2007

Примечание: а - объем кредитования заемщика Тамбовским ОСБ; (3 - объем кредитования заемщика Филиалом ОАО Банк «Менатеп Спб»

Рис. 2.1- Динамика   кредитования   предприятия банками за 2008 - 2013 гг.

СМИ. Завод заинтересован в распространении информации о его деятельности. Для этого приглашаются корреспонденты, для которых проводятся экскурсии по заводу и беседы с главными специалистами. В основном информация распространяется через газеты и радиовещание. Также завод использует СМИ для привлечения кадров на замещение вакантных должностей на конкурсной основе. Для этого даются рекламные объявления на областном радио.

Государственные учреждения. Предприятие взаимодействует с налоговой инспекцией, куда ежеквартально предоставляются отчеты по установленным налогам; с Тамбовским областным статистическим управлением, для которого заполняются статистические формы; с внебюджетными фондами, куда направляются отчеты о правильности начисления и перечисления денежных средств.

Экономическая и финансовая среда. Общее состояние экономики страны в данный момент характеризуется динамичными темпами развития. Наблюдается ежегодный рост объема валового внутреннего продукта (в среднем 7-9 %), инвестиций в основной капитал (10-12 %), сокращение внешних долгов России (до

 

49

140000 i 120000

а 100000

80000 60000 40000 20000

0 J

2000 2001 2003         2004        2005     2006      2007

Примечание: а - объем кредитования заемщика Тамбовским ОСБ; (3 - объем кредитования заемщика Филиалом ОАО Банк «Менатеп Спб»

Рис. 2.1- Динамика   кредитования   предприятия банками за 2008 - 2013 гг.

СМИ. Завод заинтересован в распространении информации о его деятельности. Для этого приглашаются корреспонденты, для которых проводятся экскурсии по заводу и беседы с главными специалистами. В основном информация распространяется через газеты и радиовещание. Также завод использует СМИ для привлечения кадров на замещение вакантных должностей на конкурсной основе. Для этого даются рекламные объявления на областном радио.

Государственные учреждения. Предприятие взаимодействует с налоговой инспекцией, куда ежеквартально предоставляются отчеты по установленным налогам; с Тамбовским областным статистическим управлением, для которого заполняются статистические формы; с внебюджетными фондами, куда направляются отчеты о правильности начисления и перечисления денежных средств.

Экономическая и финансовая среда. Общее состояние экономики страны в данный момент характеризуется динамичными темпами развития. Наблюдается ежегодный рост объема валового внутреннего продукта (в среднем 7-9 %), инвестиций в основной капитал (10-12 %), сокращение внешних долгов России (до

 

50 3   %  от ВВП),  увеличение  стабилизационного  фонда (до   127  млрд.  долл.)  и

золотовалютных резервов (свыше 400 млрд. долл.).

Снижение процентных ставок по кредиту до 12 -16 % для промышленных предприятий дает возможность увеличивать кредитные ресурсы предприятия.

Покупательная способность населения также не берется в расчет, т.к. завод выпускает товары промышленного назначения.

Платежеспособность фирм-потребителей имеет большое значение. У предприятия сложилась разветвленная структура потребителей. Однако, потребителей, делающих заказы из года в год нет, что обусловлено спецификой   производимого    оборудования

Снижение налоговых ставок (налога на добавленную стоимость, налога на прибыль) положительно влияет на деятельность предприятия.

В целом влияние экономической среды оценивается как положительное.

Положительное влияние на развитие деятельности ОАО «Комсомолец» в последнее время играет оздоровление инвестиционного климата Тамбовской области и повышение притока инвестиций в отдельные отрасли промышленности.

За последние шесть лет область вышла на устойчивую динамику экономического развития. Прирост валового регионального продукта составил 52 %, валовой продукции сельского хозяйства - 43 %.

В последнее время наряду с ростом объема ВВП, объема промышленной продукции темп роста инвестиций с каждым годом увеличивается (см. рис. 2.2.)

Можно отметить положительную динамику рейтинга инвестиционного риска Тамбовской области. Так, с 2004 г. до 2012 г. рейтинг риска повысился с 67 места до 33. (см. табл. 2.11.).

Правовая среда. В последнее время в области наблюдается активизация деятельности региональных органов власти по реализации финансовой и инвестиционной политики. В области действует закон «О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Тамбовской области», формируется организационная инфраструктура управления инвестиционной деятельностью. Закон предусматривает гарантию защиты вкладываемых инвестиций

 

51 и значительные льготы инвесторам по налогам, зачисляемым в областной и местные

бюджеты.

- индекс физического объема ВВП, %


25223^       21,04     22,09       25-9



Индекс физического объема промышленной продукции, % индекс физического объема инвестиций в основной капитал, %

123456789 10

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012


Рис. 2.2 - Динамика основных макроэкономических показателей экономического развития Тамбовской области

Таблица    2.11  - Изменение    рейтинга    составляющих    инвестиционного климата Тамбовской области за период с 2004  по 2012 гг.

 

Годы

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

Рейтинг инвестиционного потенциала

62

57

59

57

55

55

59

57

59

Рейтинг инвестиционного риска

67

52

32

40

36

50

48

57

33


В 2005г. в области была принята Стратегия социально-экономического развития Тамбовской области до 2015г. Основной целью стратегии является вывод экономики из кризиса и переход к устойчивому социально-экономическому развитию.

Демографическая среда не оказывает влияния на деятельность завода, т.к. спрос на производимые товары не зависит от демографических факторов (демографические взрывы и спады, старение населения, миграции и т.д.).

 

51 и значительные льготы инвесторам по налогам, зачисляемым в областной и местные

бюджеты.

о о 

- индекс физического объема ВВП, %

ШтШг

Информация о работе Маркетинговый анализ и оценка внутренней и внешней среды предприятия (на примере ОАО «Тамбовский завод «Комсомолец»