Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2014 в 14:10, дипломная работа
Актуальность темы работы заключается в том, что исследование внутренней и внешней среды предприятия необходимо для определения реального уровня конкурентоспособности предприятия в результате сопоставления соответствующих факторов.
Цель работы - изучение внутренней и внешней среды предприятия с помощью различных методов и приемов маркетинговых исследований.
Введение 7
1 Теоретические основы маркетинговой среды предприятия 11
1.1 Содержание микросреды предприятия 11
1.2 Сущность макросреды предприятия 19
1.3 Методологические основы анализа маркетинговой среды 26
2 Исследование маркетинговой среды предприятия (на примере ОАО
«Тамбовский завод «Комсомолец» ) 34
2.1 Анализ внутренней среды предприятия 34
2.2 Анализ внешней среды предприятия 45
3 Комплексная оценка внешней и внутренней среды ОАО «Тамбовский
завод «Комсомолец» и выявление проблем его развития 53
3.1 SWOT-анализ внешней и внутренней среды, выявление
возможностей и угроз деятельности 53
3.2 Оценка делового потенциала и конкурентоспособности предприятия 60
Заключение 68
Глоссарий 72
Список использованных источников 74
Список сокращений 77
47 Основные отечественные конкуренты: «Национальные водные ресурсы»,
г.Москва, «Раеск-Аква». г. Москва, «Красный Котелыпик» г. Таганрог, «Курган Химмаш». г. Курган, «Тулагазстройпеталь», г.Тула, «Техноком». г. Электросталь, «Сплав», г. В. Новгород и т.д.
Иностранные конкуренты: «Циманн», Германия; «Холвриеко», Бельгия; «Танки», Финляндия; «Фольгебуш» Германия.
Рынки сбыта продукции (работ, услуг). Потребителей, делающих заказы из года в год нет, что обусловлено спецификой производимого оборудования (заводы-заказчики проводят реконструкцию модернизацию или строительство новых производственных мощностей не чаще 5-15 лет).
ОАО "Тамбовский завод "Комсомолец" им. Н.С.Артемова" специализируется на изготовлении уникальных заказов с высокой степенью сложности. Основными странами импортерами продукции предприятия являются: Казахстан, Узбекистан, Армения, Таджикистан, Монголия, Украина, Киргизия, Литва, Белоруссия, Туркменистан, Германия.
За 2006 г. основными заказчиками в части оборудования для пивоваренной промышленности являлись: ЗАО «Пивоварни Ивана Таранова» (7,9%); ЗАО «Ереванское пиво» (1,4%); ЗАО «Липецкпиво» (1,3%); ОАО «Амстар» (1,0%); ЗАО «Пивоварня Москва ЭФЕС» (1,0%).
В части оборудования для пищевой промышленности: ООО «Бизнес Альянс» (3,2%); ОАО «Лианозовский молочный комбинат» (1,8%); ЗАО «ТД Курские продукты» (1,0%).
В части оборудования для нефтегазовой промышленности: ЦКБН ОАО «Газпром» (2,5%); ООО «Уренгойгазпром» (1,5%); ООО "ОМНИ Технологии" (1,0%).
В части оборудования для ликероводочной и спиртовой промышленности: ООО Русский стандарт «ОАО «Мордовоспирт» (3,6%); ОАО «Московский завод «Кристалл» (3,3%); ОАО «Талвис» (2,0%).
В части химического оборудования: ООО «ЛЕННИИХИММАШ» (7,6%); ЗАО «Южтехмонтаж» (2,3%).
48 В части оборудования для атомной энергетики - ЗАО «КомплектАтомИжора»
(1,5%).
ОАО «Тамбовский завод "Комсомолец» им. Н.С.Артемова» работает на региональных, общероссийских и зарубежных рынках продукции по сегментам, входящим в сферу его интересов.
Анализ внешних контактных аудиторий предприятия.
Финансовые круги. Предприятие тесно взаимодействует с банками Тамбовского ОСБ, а также последнее время - с филиалом ОАО Банк «Менатеп Спб». Кредиты, выдаваемые предприятию, используются на пополнение оборотных средств, приобретение оборудования, выплату заработной платы.
Динамика кредитования ОАО «Тамбовский завод «Комсомолец» им. Н.С. Артемова» банками в период за 2006 - 2013 гг. представлена в таблице 2.10.
Таблица 2.10 - Динамика кредитования ОАО «Комсомолец» банками за 2006-2013гг., тыс. руб.
Наименование банка |
Годы |
Итого за период | |||||
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 | ||
Тамбовское отделение Сбербанка |
4000 |
7550 |
17725 |
15500 |
57500 |
1 19000 |
221275 |
Филиал ОАО Банк «Менатеп Спб» |
- |
- |
- |
2000 |
7000 |
- |
230275 |
Итого: |
4000 |
7550 |
17725 |
17500 |
64500 |
119000 |
221275 |
Анализ динамики кредитования предприятия показывает, что заемщик отдает предпочтение услугам Тамбовского ОСБ и является его постоянным клиентом. Об этом свидетельствует постоянная тенденция роста объемов кредитования. Так за исследуемый период объем кредитования заемщика данным банком увеличился на 115000 тыс. руб., по сравнению с кредитованием филиала ОАО Банк «Менатеп Спб», объем которого увеличился всего на 5000 тыс. руб. Эти тенденции можно наглядно отразить на графике (см. рис. 2.1).
49
140000 -
120000 -
100000 -
80000 -
60000 -
40000 -
20000 -
0 -
2000 2001 2003 2004 2005 2006 2007
Примечание: а - объем кредитования заемщика Тамбовским ОСБ; (3 - объем кредитования заемщика Филиалом ОАО Банк «Менатеп Спб»
Рис. 2.1- Динамика кредитования предприятия банками за 2008 - 2013 гг.
СМИ. Завод заинтересован в распространении информации о его деятельности. Для этого приглашаются корреспонденты, для которых проводятся экскурсии по заводу и беседы с главными специалистами. В основном информация распространяется через газеты и радиовещание. Также завод использует СМИ для привлечения кадров на замещение вакантных должностей на конкурсной основе. Для этого даются рекламные объявления на областном радио.
Государственные учреждения. Предприятие взаимодействует с налоговой инспекцией, куда ежеквартально предоставляются отчеты по установленным налогам; с Тамбовским областным статистическим управлением, для которого заполняются статистические формы; с внебюджетными фондами, куда направляются отчеты о правильности начисления и перечисления денежных средств.
Экономическая и финансовая среда. Общее состояние экономики страны в данный момент характеризуется динамичными темпами развития. Наблюдается ежегодный рост объема валового внутреннего продукта (в среднем 7-9 %), инвестиций в основной капитал (10-12 %), сокращение внешних долгов России (до
49
140000
120000
а
100000
80000 60000 40000 20000 0
Р
2000 2001 2003 2004 2005 2006 2007
Примечание: а - объем кредитования заемщика Тамбовским ОСБ; (3 - объем кредитования заемщика Филиалом ОАО Банк «Менатеп Спб»
Рис. 2.1- Динамика кредитования предприятия банками за 2008 - 2013 гг.
СМИ. Завод заинтересован в распространении информации о его деятельности. Для этого приглашаются корреспонденты, для которых проводятся экскурсии по заводу и беседы с главными специалистами. В основном информация распространяется через газеты и радиовещание. Также завод использует СМИ для привлечения кадров на замещение вакантных должностей на конкурсной основе. Для этого даются рекламные объявления на областном радио.
Государственные учреждения. Предприятие взаимодействует с налоговой инспекцией, куда ежеквартально предоставляются отчеты по установленным налогам; с Тамбовским областным статистическим управлением, для которого заполняются статистические формы; с внебюджетными фондами, куда направляются отчеты о правильности начисления и перечисления денежных средств.
Экономическая и финансовая среда. Общее состояние экономики страны в данный момент характеризуется динамичными темпами развития. Наблюдается ежегодный рост объема валового внутреннего продукта (в среднем 7-9 %), инвестиций в основной капитал (10-12 %), сокращение внешних долгов России (до
49
140000 i 120000
а 100000
80000 60000 40000 20000
0 J
2000 2001 2003 2004 2005 2006 2007
Примечание: а - объем кредитования заемщика Тамбовским ОСБ; (3 - объем кредитования заемщика Филиалом ОАО Банк «Менатеп Спб»
Рис. 2.1- Динамика кредитования предприятия банками за 2008 - 2013 гг.
СМИ. Завод заинтересован в распространении информации о его деятельности. Для этого приглашаются корреспонденты, для которых проводятся экскурсии по заводу и беседы с главными специалистами. В основном информация распространяется через газеты и радиовещание. Также завод использует СМИ для привлечения кадров на замещение вакантных должностей на конкурсной основе. Для этого даются рекламные объявления на областном радио.
Государственные учреждения. Предприятие взаимодействует с налоговой инспекцией, куда ежеквартально предоставляются отчеты по установленным налогам; с Тамбовским областным статистическим управлением, для которого заполняются статистические формы; с внебюджетными фондами, куда направляются отчеты о правильности начисления и перечисления денежных средств.
Экономическая и финансовая среда. Общее состояние экономики страны в данный момент характеризуется динамичными темпами развития. Наблюдается ежегодный рост объема валового внутреннего продукта (в среднем 7-9 %), инвестиций в основной капитал (10-12 %), сокращение внешних долгов России (до
50 3 % от ВВП), увеличение стабилизационного фонда (до 127 млрд. долл.) и
золотовалютных резервов (свыше 400 млрд. долл.).
Снижение процентных ставок по кредиту до 12 -16 % для промышленных предприятий дает возможность увеличивать кредитные ресурсы предприятия.
Покупательная способность населения также не берется в расчет, т.к. завод выпускает товары промышленного назначения.
Платежеспособность фирм-потребителей имеет большое значение. У предприятия сложилась разветвленная структура потребителей. Однако, потребителей, делающих заказы из года в год нет, что обусловлено спецификой производимого оборудования
Снижение налоговых ставок (налога на добавленную стоимость, налога на прибыль) положительно влияет на деятельность предприятия.
В целом влияние экономической среды оценивается как положительное.
Положительное влияние на развитие деятельности ОАО «Комсомолец» в последнее время играет оздоровление инвестиционного климата Тамбовской области и повышение притока инвестиций в отдельные отрасли промышленности.
За последние шесть лет область вышла на устойчивую динамику экономического развития. Прирост валового регионального продукта составил 52 %, валовой продукции сельского хозяйства - 43 %.
В последнее время наряду с ростом объема ВВП, объема промышленной продукции темп роста инвестиций с каждым годом увеличивается (см. рис. 2.2.)
Можно отметить положительную динамику рейтинга инвестиционного риска Тамбовской области. Так, с 2004 г. до 2012 г. рейтинг риска повысился с 67 места до 33. (см. табл. 2.11.).
Правовая среда. В последнее время в области наблюдается активизация деятельности региональных органов власти по реализации финансовой и инвестиционной политики. В области действует закон «О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Тамбовской области», формируется организационная инфраструктура управления инвестиционной деятельностью. Закон предусматривает гарантию защиты вкладываемых инвестиций
51 и значительные льготы инвесторам по налогам, зачисляемым в областной и местные
бюджеты.
- индекс физического объема ВВП, %
25223^ 21,04 22,09 25-9
Индекс физического объема промышленной продукции, % индекс физического объема инвестиций в основной капитал, %
123456789 10
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
Рис. 2.2 - Динамика основных макроэкономических показателей экономического развития Тамбовской области
Таблица 2.11 - Изменение рейтинга составляющих инвестиционного климата Тамбовской области за период с 2004 по 2012 гг.
Годы |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
Рейтинг инвестиционного потенциала |
62 |
57 |
59 |
57 |
55 |
55 |
59 |
57 |
59 |
Рейтинг инвестиционного риска |
67 |
52 |
32 |
40 |
36 |
50 |
48 |
57 |
33 |
В 2005г. в области была принята Стратегия социально-экономического развития Тамбовской области до 2015г. Основной целью стратегии является вывод экономики из кризиса и переход к устойчивому социально-экономическому развитию.
Демографическая среда не оказывает влияния на деятельность завода, т.к. спрос на производимые товары не зависит от демографических факторов (демографические взрывы и спады, старение населения, миграции и т.д.).
51 и значительные льготы инвесторам по налогам, зачисляемым в областной и местные
бюджеты.
о о
- индекс физического объема ВВП, %
ШтШг