Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2014 в 14:10, дипломная работа
Актуальность темы работы заключается в том, что исследование внутренней и внешней среды предприятия необходимо для определения реального уровня конкурентоспособности предприятия в результате сопоставления соответствующих факторов.
Цель работы - изучение внутренней и внешней среды предприятия с помощью различных методов и приемов маркетинговых исследований.
Введение 7
1 Теоретические основы маркетинговой среды предприятия 11
1.1 Содержание микросреды предприятия 11
1.2 Сущность макросреды предприятия 19
1.3 Методологические основы анализа маркетинговой среды 26
2 Исследование маркетинговой среды предприятия (на примере ОАО
«Тамбовский завод «Комсомолец» ) 34
2.1 Анализ внутренней среды предприятия 34
2.2 Анализ внешней среды предприятия 45
3 Комплексная оценка внешней и внутренней среды ОАО «Тамбовский
завод «Комсомолец» и выявление проблем его развития 53
3.1 SWOT-анализ внешней и внутренней среды, выявление
возможностей и угроз деятельности 53
3.2 Оценка делового потенциала и конкурентоспособности предприятия 60
Заключение 68
Глоссарий 72
Список использованных источников 74
Список сокращений 77
Оценка производственных ресурсов показала, что динамика оборачиваемости дебиторской задолженности, краткосрочных финансовых вложений и денежных средств за исследуемый период отрицательная. Основные средства на предприятии изношены менее, чем наполовину. Степень годности фондов намного выше, чем степень износа. Процессы обновления фондов проходят более интенсивно, чем выбытие.
Для предприятия характерна линейно-функциональная, или штабная структура управления, предусматривающая создание при основных звеньях линейной структуры функциональных подразделений.
Основная часть продукции реализуется через прямые продажи, расширяющаяся география поставок, освоение новых видов оборудования.
Анализ финансовой сферы за последние годы показал, что за последние годы наблюдается увеличение чистой прибыли и выручки от продаж.
Предприятие активно ведет разработки в области научно-технического развития. На предприятии ведется регулярная работа в области изобретения, внедрения в производство, а также лицензирования и патентования новых методов и способов, новых изобретений.
Если характеризовать сильные стороны внешней среды, то можно отметить широкие рынки сбыта продукции; стабильность и динамичные темпы развития экономики, что положительно влияет на деятельность предприятия; снижение процентных ставок по кредиту, что дает возможность увеличить кредитные ресурсы предприятия; оздоровление инвестиционного климата Тамбовской области и
70 повышение притока инвестиций в отдельные отрасли промышленности; принятие
законов, стимулирующих развитие региона также положительно влияет на развитие предприятия.
К слабым сторонам деятельности предприятия относятся следующие. С точки зрения внутренней среды: некоторое влияние сезонности, что отражается в увеличении объема продаж в период весна-лето; снижение оборачиваемости всех оборотных активов, ухудшение работы с дебиторами и снижение оборачиваемости денежных средств; слишком разветвлённая структура управления, которая влияет на увеличение накладных расходов предприятия; не развитая система сбыта завода; отсутствие такие способов реализации как продажа продукции через филиалы, через дистрибьюторскую сеть.
В финансовой сфере наблюдаются проблемы, выраженные в том, что предприятие развивается не стабильно; отмечены периоды убыточности, негативная динамика рентабельности собственного капитала, рентабельности активов, чистой прибыльности, рентабельности продаж и оборачиваемости капитала; коэффициенты ликвидности и финансовой устойчивости ниже нормативных уровней; темпы роста собственного капитала замедлились;
С точки зрения внешней среды наблюдается насыщение рынка производимым оборудованием конкурентов в последние годы; потребителей, делающих заказы из года в год нет, что обусловлено спецификой производимого оборудования.
На основании сильных сторон деятельности предприятия были определены его возможности на перспективу. Так, например, для повышения эффективности использования средств производства возможна замена устаревшего оборудования и внедрение новых технологий (ноу-хау); сокращение и продажа нерентабельных производств
В сфере снабжения предприятия возможно внедрение системы снабжения «точно - во время», рационализация складского хозяйства, повышение эффективности подсобных хозяйств и сервиса.
71
Необходимо постоянная оптимизация структуры управления ОАО «Комсомолец», исключение излишних звеньев управления и сокращение накладных расходов. Для этого необходимо совершенствование системы финансового менеджмента на предприятии за счет внедрения бюджетирования.
В сфере сбыта продукции возможно привлечение дополнительных финансовых ресурсов за счет улучшения расчетов с дебиторами; расширение хозяйственной деятельности за счет освоения новых видов продукции и захвата новых рынков сбыта;
В финансовой сфере необходимо повышение ликвидности и финансовой устойчивости, рост чистой прибыли, выручки, рентабельности и оборачиваемости; контроль за состоянием расчетов по просроченным задолженностям; своевременное выявление недопустимых видов дебиторской и кредиторской задолженности; создание на предприятии резервов на возможные потери в зависимости от классификации дебиторской задолженности; использование государственной поддержки при реализации крупных инвестиционных проектов, способствующих развитию региона; использование финансовых ресурсов региона в результате сложившегося благоприятного инвестиционного климата.
Среди угроз предприятия можно отметить: ухудшение платежной дисциплины; рост цен на сырье, материалы и полуфабрикаты; невозможность покрытия наиболее срочных обязательств перед кредиторами; потеря поставщиков; неустойчивое финансовое состояние в области обеспеченности запасов и затрат источниками формирования; невозможность проведения финансовых маневров; увеличение накладных расходов в результате нерациональной структуры управления; снижение объема продаж в результате неразвитой системы сбыта завода; рост конкуренции, прежде всего со стороны западных компаний.
SWOT -- анализ ОАО «Комсомолец» был дополнен количественным анализом делового потенциала предприятия и определен класс конкурентоспособности. За последние годы (2005г. и 2006 г.) предприятие было отнесено ко 2-му классу делового потенциала. Это означает, что деловой потенциал выше среднего, а конкурентоспособность предприятия повысилась.
72
ГЛОССАРИИ
п/Ц |
Понятие |
Содержание |
1 |
Маркетинг |
вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена |
2 |
Комплекс мероприятий маркетинговой деятельности |
анализ внешней (по отношению к предприятию) среды, анализ потребителей, как действующих, так и потенциальных, изучение существующих и планирование будущих товаров, планирование товародвижения и сбыта, фосстис, обеспечение ценовой политики, удовлетворение технических и социальных норм страны, управление маркетинговой деятельностью как системой |
■-у |
Маркетинговая среда фирмы |
совокупность активных субъектов и сил, действующих за пределами фирмы и влияющих на возможности руководства службой маркетинга устанавливать и поддерживать с целевыми клиентами отношения успешного сотрудничества. |
4 |
Цели исследований внутренней и внешней среды предприятий |
определение реального уровня конкурентоспособности предприятия в результате сопоставления соответствующих факторов. |
5 |
Микросреда |
силы, имеющие непосредственное отношение к самой фирме и её возможностям по обслуживанию клиентуры, т.е. сама фирма, её поставщики, маркетинговые посредники, клиенты, конкуренты и контактные аудитории |
6 |
Цели исследования товаров |
определение соответствия технико-экономических показателей и качества товаров, обращающихся на рынках, запросам и требованиям покупателей, а также анализ их конкурентоспособности. |
7 |
Цели исследования цены |
определение такого уровня и соотношения цен, который бы давал возможность получения наибольшей прибыли при наименьших затратах (минимизация затрат и максимизация выгоды). |
8 |
Исследование товародвижения и продаж |
Ставит цель определить наиболее эффективные пути, способы и средства быстрейшего доведения товара до потребителя и его реализации. |
9 |
Изучение фирменной структуры рынка |
получения сведений о возможных посредниках, с помощью которых предприятие будет в состоянии «присутствовать» на выбранных рынках. |
10 |
Субъекты посреднической деятельности |
частные лица, обладающие правом (лицензией) на осуществление посреднической деятельности; посреднические фирмы (организации), |
73
11 |
Целевой рынок |
это рынок, выбранный в результате сбыта той или иной продукции или услуги, характеризующийся минимальными расходами на маркетинг и обеспечивающий фирме основную долю результата ее деятельности |
12 |
Основные виды посредников |
Брокеры или простые посредники, агенты - импортёры (поверенные), комиссионеры, дилеры, торговые агенты, консигнаторы |
13 |
Макросреда |
силы более широкого социального плана, оказывающие влияние на микросреду, такие, как факторы демографического, экономического, природного, научно-технического, политического и культурного характера. |
14 |
Пять типов клиентурных рынков |
Потребительский рынок, рынок производителей, рынок промежуточных продавцов, рынок государственных учреждений, международный рынок |
15 |
Конкуренты |
физические или юридические лица (соперники), которые производят товары-аналоги, товары-заменители или осуществляют свою деятельность на том же самом рынке, что и другие производители. |
16 |
SWOT-аналш |
Метод оценки маркетинговой среды. Представляет собой составление матрицы. В переводе означает: strengths - сила, weaknesses - слабость, opportunities - возможность, threats - угроза |
74 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
4. Браун К. Практическое
пособие по стимулированию
сбыта.-М.:
ИНФРА-М, ИМИДЖ-Контакт, 2003. - с. 282-298
5. Васильев Г. А., Гайдаенко
Т. А. Маркетинг.- М.: Экономика, 2005, - с. 112-
134
Ю.Ильин А. И. Планирование на предприятии. -М.:«ИНФРА-М», 2004.-е. 37-43
П.Каменева Н.Г., Поляков В.А. Маркетинговые исследования. - М.: «ИНФРА-М», 2005. с. 143- 159
12.Коновалова Т. Ю. Ассортимент и качество. - М.: Экзамен, 2006.- с. 117 -126
13.Коссов В.В. Бизнес-план: обоснование решений.- М.: ГУ-ВШЭ, 2004. - с. 78-89
75
14. Котлер Ф. Маркетинг XXI века. Маркетинг от А до Я; Новые
маркетинговые технологии. Методики создания гениальных идей. Десять смертных грехов маркетинга . - М: Нева, 2005. - с. 143-150
15. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. -СПб.: Питер, 2004. - с, 234-240
16. Короткое А.В. Маркетинговые
исследования. - М.: ЮНИТИ-ДАНА,-
2005.-с. 130-145
17.Кредисов А.И. Маркетинг.- Киев.: Наукова думка, 2005. - с. 37-59 18.Круглова М. Г. Курс лекций по маркетингу. -М.: ГУ-ВШЭ, 2005.-е. 35 - 47 19.Липсиц И.В., Коссов В.В. Экономический анализ реальных инвестиций.-
М.: Экономистъ, 2003.- с. 335 -339
20.Моисеева Н.К., Анискин Ю.П. Современное предприятие:
конкурентоспособность, маркетинг, обновление. - М.: Внешторгиздат, 2007.- с. 98 -
112
21.Панкратов Ф.Г., Серёгина Т.К. Коммерческая деятельность. - М.:
Экономика, 2002.- с. 56- 80
22.Панкратов Ф.Г. Коммерческая деятельность.-М.: Экономика, 2005.- с. 135-
148
23.Пешкова Е.П. Маркетинговый анализ в деятельности фирмы.- М.: Экзамен,
2006.- с. 45-68
24.Портер М. Конкуренция.- Киев.: «Вильяме», 2000. - с. 145-160 25.Раицкий К.А. Экономика предприятия.- М.: «Маркетинг», 2006. - с. 69-78
26. Ричард Отт. Создавая спрос.
Эффективные советы и рекомендации по
маркетингу ваших товаров
и услуг / Перевод
с англ.-М.: Информационно-
издательский дом «Филинъ», 2003. с. 101-134
29.Смирнов А.Л. Организация финансирования инвестиционных проектов.-М.: АО «Консалтбанкир», 2006. - с. 23-38
76 ЗО.Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент. - М.: Дело, 2004. - с. 79-90
31.Форстер Р. Обновление производства: атакующие выигрывают.- М.: Прогресс, 2004. - с. 113 -117
32.Хрупкой В.Современный маркетинг.-М.:Экономика, 2006.-е.7-9 ЗЗ.Эванс Д.Р. Маркетинг.- М.: Экономика, 2002. - с. 79-112
34. Блинов А. Конкурентоспособность
российской экономики: миф
или
реальность ? // Инвестиции в России. -
№ 6. - 2006. - с. 17-21
35. Глухов А. Оценка
конкурентоспособности товара
и способы ее
обеспечения // Маркетинг.- № 11. - 2007.- с.
25-38