Маркетинговый анализ и оценка внутренней и внешней среды предприятия (на примере ОАО «Тамбовский завод «Комсомолец»

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2014 в 14:10, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность темы работы заключается в том, что исследование внутренней и внешней среды предприятия необходимо для определения реального уровня конкурентоспособности предприятия в результате сопоставления соответствующих факторов.
Цель работы - изучение внутренней и внешней среды предприятия с помощью различных методов и приемов маркетинговых исследований.

Оглавление

Введение 7
1 Теоретические основы маркетинговой среды предприятия 11
1.1 Содержание микросреды предприятия 11
1.2 Сущность макросреды предприятия 19
1.3 Методологические основы анализа маркетинговой среды 26
2 Исследование маркетинговой среды предприятия (на примере ОАО
«Тамбовский завод «Комсомолец» ) 34
2.1 Анализ внутренней среды предприятия 34
2.2 Анализ внешней среды предприятия 45
3 Комплексная оценка внешней и внутренней среды ОАО «Тамбовский
завод «Комсомолец» и выявление проблем его развития 53
3.1 SWOT-анализ внешней и внутренней среды, выявление
возможностей и угроз деятельности 53
3.2 Оценка делового потенциала и конкурентоспособности предприятия 60
Заключение 68
Глоссарий 72
Список использованных источников 74
Список сокращений 77

Файлы: 1 файл

Попова С..doc

— 8.31 Мб (Скачать)

 

41 Линейно-функциональная   структура,   как   было   сказано   выше,   содержит

элементы и функциональной структуры: сохраняется единоначалие, но по отдельным функциям управления формируются специальные подразделения, работники которых обладают знаниями и навыками работы в данной области управления. Основная роль функциональных подразделений состоит в подготовке проектов решений, которые вступают в силу после утверждения соответствующими линейными руководителями.

Наряду с линейными руководителями (директорами, начальниками филиалов и цехов) существуют руководители функциональных подразделений (планового, технического, финансового отделов, бухгалтерии), подготавливающие проекты планов, отчеты, которые превращаются в официальные документы после подписания линейными руководителями.

Организационно-управленческая структура ОАО «Комсомолец» обладает специфическими особенностями, связанными с отраслевой принадлежностью и характером деятельности организации.

Маркетинг, распределение и сбыт продукции.

На данный момент система сбыта продукции ОАО Завод «Комсомолец» выглядит следующим образом: продажа со склада занимает 98 %, продажа через представительства - 1 %, продажа через агентов - 1 %. Отсутствуют такие способы реализации как продажа продукции через филиалы, через дистрибьюторскую сеть, через магазины. Таким образом, система сбыта завода «Комсомолец» не развита, несмотря на то, что на заводе имеется отдел сбыта, пять отделов маркетинга для различного оборудования и отдел продвижения продукции.

Материально - техническим снабжением на ОАО «Комсомолец» занимаются: отдел материально-технического снабжения, инструментальный цех, транспортный цех. В инструментальном цехе изготавливается не только оснастка, но и нестандартное оборудование, в частности, станки для обработки пробок шаровых кранов, в цехе есть отделение термической обработки. Транспортировка материалов и изделий внутри цехов механизирована, на заводе применяются мостовые краны грузоподъёмностью от 5 до 15 тонн.

 

42 Основная часть продукции   реализуется через прямые продажи (до 95% от

выручки) покупателю. На сбыт продукции в сторону уменьшения может повлиять насыщение рынка производимым оборудованием. Факторами увеличения продаж являются: расширяющаяся география поставок, освоение новых видов оборудования, экономический рост в тех отраслях промышленности, на которых ориентировано производство ОАО "Тамбовский завод "Комсомолец" им. Н.С.Артемова", повышающаяся платежеспособность заказчиков.

Финансы.   В   таблице   2.5.   показана динамика показателей,

характеризующих прибыльность и убыточность предприятия, за пять полных лет. За исследуемый период предприятие развивалось не стабильно. В 2004 г. была отмечена убыточность хозяйственной деятельности и падение темпов роста выручки от реализации.

Таблица 2.5 - Показатели эффективности хозяйственной деятельности ОАО «Комсомолец»

 

Наименование показателя

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012г.

Выручка, тыс. руб.

447 281

583251

449 169

729 188

740 998

Темпы роста выручки, %

-

130,39

77,01

162,34

101,62

Валовая прибыль, тыс.руб.

155366

180347

98235

293883

227 569

Чистая прибыль (убыток), тыс.руб.

69 836

75595

-36 764

18 756

35 151

Изменение чистой прибыли

--

+108,24%

Снижение составило 112359 тыс. руб.

Увеличение составило 55520 тыс. руб.

+187,41%

Рентабельность собственного капитала, %

43,4

32,1

-18,7

6,8

22,9

Рентабельность активов, %

15,6

14,5

-5,7

2,3

7,2

Коэффициент чистой прибыльности, %

15,6

13,0

-8,2

2,6

4,7

Рентабельность продаж, %

23,4

18,2

1,6

18,5

15,9

Оборачиваемость капитала

2,8

2,5

2,0

2,0


 

43 За 2011г. и 20112 г.   наблюдается увеличение чистой прибыли и выручки от продаж. Однако в целом можно отметить негативную динамику рентабельности собственного капитала, рентабельности активов, чистой прибыльности, рентабельности продаж и оборачиваемости капитала.

Факторы, оказавшие влияние на изменение размера выручки от продажи предприятием товаров, продукции, работ, услуг и прибыли (убытков) предприятия от основной деятельности представлены в таблице 2.6. . Наиболее существенные факторы, повлиявшие на снижение результатов хозяйственной деятельности - это освоение выпуска новых видов продукции, диверсификация рынка сбыта, рост конкуренции, в т.ч. со стороны западных компаний.

Таблица 2.6 - Факторы, оказавшие влияние на изменение размера выручки от продажи и прибыли (убытков) ОАО «Комсомолец»

 

Наименование фактора

2008

2009

2010

2011

2012

Расширение географических рынков сбыта

30

0

0

0

0

Освоение выпуска новых видов продукции, диверсификация рынка сбыта

30

25

20

20

40

Рост конкуренции, в т.ч. со стороны западных компаний

25

35

40

45

25

Изменение курсов иностранных валют

5

0

0

0

0

Решения государственных органов

5

0

0

0

0

Изменения в налоговом законодательстве

5

25

10

15

15

Прочие

0

15

30

20

20

Всего баллов

100

100

100

100

100


Ликвидность предприятия, достаточность собственного капитала и оборотных средств показана в таблице 2.7. По результатам анализа можно отметить, что коэффициенты ликвидности ниже нормативных уровней. Это свидетельствует о недостаточности оборотных активов для покрытия обязательств предприятия за все анализируемые периоды. Коэффициент автономии также остается на низком уровне и не превышает нормативных значений, что говорит о не достаточности собственного капитала для обеспечения финансовой устойчивости предприятия.

 

44 Таблица 2.7 - Показатели ликвидности и финансовой устойчивости ОАО

«Комсомолец»

 

Наименование показателя

2008

2009

2010

2011

2012

Собственные оборотные средства, тыс. руб.

39 426

96 061

68 792

63 013

78 997

Коэффициент автономии

0,36

0,45

0,31

0,34

0,32

Индекс постоянного актива

0,75

0,75

0,80

1,03

0,93

Коэффициент текущей ликвидности

1,14

1,34

1,17

1,14

1,13

Коэффициент быстрой ликвидности

0,27

0,41

0,32

0,40

0,48


Структура акционерного капитала: обыкновенные акции составляют 34664 шт., стоимость 1 акции - 500 руб., общая сумма акционерного капитала составляет 17332 тыс.руб., привилегированные акции - 101196 шт., стоимость одной акции -1500 руб., общая сумма привилегированного капитала - 5098 тыс. руб. Размер и структура капитала представлены в таблице 2.8.

Таблица 2.8 - Динамика собственного капитала ОАО «Комсомолец»

 

Наименование показателя

2008

2009

2010

2011

2012

Уставный капитал

22 430

70 026

100 038

100 038

100 038

Добавочный капитал

59 013

59 013

59 013

59 013

59013

Резервный капитал

5 892

9 393

25 009

25 009

25 009

Нераспределенная прибыль прошлых лет

 

97 240

48 951

12 187

91490

Нераспределенная       прибыль отчетного года

73 465

   

79 303

32 093

Непокрытые убытки   отчетного года

   

-36 764

   

ИТОГО капитала:

160 800

235 672

205 766

275 550

307 643

Темпы         роста собственного капитала, %

--

146,56

87,31

133,91

111,64


 

45 Самая высокая величина нераспределенной прибыли наблюдается в 2011г.

Затем наблюдается ее снижение. В целом темпы роста собственного капитала замедлились, а в 2010 г. наблюдается снижение объема капитала по отношению к предыдущему периоду.

Финансовые вложения в ценные бумаги, обращающихся на рынке ценных бумаг отсутствуют. Резерв под обесценение ценных бумаг не создается.

Нематериальные активы на балансе предприятия не числятся. В области научно-технического развития на предприятии ведется регулярная работа в области изобретения, внедрения в производство, а также лицензирования и патентования новых методов и способов, новых изобретений. На предприятии собран коллектив, постоянно внедряющий в производство новые технологические и конструкторские разработки. Руководство предприятия поддерживает и поощряет нововведения. За последние 5 лет получен ряд патентов и лицензий в области научно-технического развития. Риск, связанный с возможностью истечения сроков действия лицензий, патентов и товарных знаков - незначителен.

2.2 Анализ внешней среды предприятия

Маркетинговый анализ внешней среды предприятия будет проведен по следующим направлениям: анализ рынка сбыта, в том числе, анализ потребителей и конкурентов; анализ внешних контактных аудиторий предприятия; анализ факторов внешней среды предприятия, а именно, воздействие экономико-правовой базы, научно-технических факторов и специфической культурно-этической среды региона.

Анализ рынка сбыта, потребителей и конкурентов.

Взаимоотношения предприятия с внешними субъектами представлены в таблице 2.9.

 

46

Таблица 2.9 - Взаимоотношение ОАО «Комсомолец» с внешними субъектами

Местный рынок (г.Тамбов, Тамбовская обл.) по видам продукции (услуг)

Доля на рынке по основным видам продукции

- спиртовое оборудование

70%

- ликеро-водочное оборудование

50%

- пивоваренное оборудование

20%

- прочее оборудование для предприятий пищевых отраслей

7%

- водоподготовительное оборудование

7%

- электро - и теплоэнергетическое оборудование

3%

- оборудование для газовой промышленности

6%

- трубопроводная арматура

2%

Региональный рынок (Центральночерноземный регион, Центральный федеральный округ) по видам продукции (услуг)

доля

- спиртовое оборудование

65%

- ликеро-водочное оборудование

48%

- пивоваренное оборудование

22%

- прочес оборудование для предприятий пищевых отраслей

6%

- водоподготовительное оборудование

4%

- электро - и теплоэнергетическое оборудование

1%

- оборудование для газовой промышленности

4%

- трубопроводная арматура

2%

- монтаж спиртового оборудования

 

Республиканский рынок (Россия) по видам продукции (услуг)

доля

- спиртовое оборудование

60%

- ликеро-водочное оборудование

35%

- пивоваренное оборудование

30%

- прочее оборудование для предприятий пищевых отраслей

2%

- водоподготовительное оборудование

4%

- электро - и теплоэнергетическое оборудование

3%

- оборудование для газовой промышленности

8%

- трубопроводная арматура

3%

Международный рынок (Ближнее и дальнее зарубежье) по видам продукции (услуг)

доля

- спиртовое оборудование

40%

- ликеро-водочное оборудование

10%

- пивоваренное оборудование

7%

- прочее оборудование для предприятий пищевых отраслей

-

- водоподготовительное оборудование

2%

- электро - и теплоэнергетическое оборудование

-

- оборудование для газовой промышленности

3%

- трубопроводная арматура

-

Информация о работе Маркетинговый анализ и оценка внутренней и внешней среды предприятия (на примере ОАО «Тамбовский завод «Комсомолец»