Маркетинговый анализ и оценка внутренней и внешней среды предприятия (на примере ОАО «Тамбовский завод «Комсомолец»

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2014 в 14:10, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность темы работы заключается в том, что исследование внутренней и внешней среды предприятия необходимо для определения реального уровня конкурентоспособности предприятия в результате сопоставления соответствующих факторов.
Цель работы - изучение внутренней и внешней среды предприятия с помощью различных методов и приемов маркетинговых исследований.

Оглавление

Введение 7
1 Теоретические основы маркетинговой среды предприятия 11
1.1 Содержание микросреды предприятия 11
1.2 Сущность макросреды предприятия 19
1.3 Методологические основы анализа маркетинговой среды 26
2 Исследование маркетинговой среды предприятия (на примере ОАО
«Тамбовский завод «Комсомолец» ) 34
2.1 Анализ внутренней среды предприятия 34
2.2 Анализ внешней среды предприятия 45
3 Комплексная оценка внешней и внутренней среды ОАО «Тамбовский
завод «Комсомолец» и выявление проблем его развития 53
3.1 SWOT-анализ внешней и внутренней среды, выявление
возможностей и угроз деятельности 53
3.2 Оценка делового потенциала и конкурентоспособности предприятия 60
Заключение 68
Глоссарий 72
Список использованных источников 74
Список сокращений 77

Файлы: 1 файл

Попова С..doc

— 8.31 Мб (Скачать)

Любая фирма функционирует в определенных социально-политических условиях и испытывает воздействие экономико-правовой базы, научно-технических факторов и специфической культурно-этической среды. Это необходимо учитывать в маркетинговой стратегии фирмы.

 

20 Макросреда  -   силы   более   широкого   социального   плана,   оказывающие

влияние на микросреду, такие, как факторы демографического, экономического, природного, научно-технического, политического и культурного характера.[1, с.81]

Изучение доминирующих факторов внешней среды при производстве товаров народного потребления целесообразно начинать с рынка сбыта, учитывая географию деятельности фирмы. Анализ рынка сбыта предполагает анализ потребителей продукции фирмы и конкурентов. Информационной базой здесь могут быть данные государственной статистики, почтового ведомства, переписей, панельных опросов, специальных выборочных обследований.

Исследование потребителей позволяет определить и исследовать весь комплекс побудительных факторов, которыми руководствуются потребители при выборе товаров (доходы, социальное положение, половозрастная структура, образование).

Существует пять типов клиентурных рынков:

  1. Потребительский     рынок     -     отдельные     лица     и     домохозяйства, 
    приобретающие товары и услуги для личного потребления.
  2. Рынок производителей - организации, приобретающие товары и услуги для 
    использования их в процессе производства.
  3. Рынок промежуточных продавцов - организации, приобретающие товары и 
    услуги для последующей перепродажи их с прибылью для себя.
  4. Рынок   государственных   учреждений   -   государственные   организации, 
    приобретающие товары и услуги либо для последующего их использования, либо 
    для передачи этих товаров и услуг тем, кто в них нуждается.
  5. Международный   рынок   -   покупатели   за   рубежами   страны,   включая 
    зарубежных     потребителей,     производителей,     промежуточных     продавцов     и 
    государственные учреждения.

Основная задача исследования конкурентов заключается в том, чтобы получить необходимые данные для обеспечения конкурентного преимущества на рынке, а также найти возможности сотрудничества и кооперации с возможными конкурентами.[2, с.58]

 

21

Конкуренты - это физические или юридические лица (соперники), которые

производят товары-аналоги, товары-заменители или осуществляют свою деятельность на том же самом рынке, что и другие производители. Слово "конкуренты" происходит от латинского "concure", что означает "бежать к цели". Основной элемент создания конкурентоспособного товара - это система ФОССТИС, что означает процесс формирования спроса и стимулирования сбыта. Механизм предложения и спроса стимулирует реализацию оптимальных связей между желаниями отдельных клиентов и возможностями производителя, а через них -- с поставщиками конкретных ресурсов необходимого количества и качества.

Именно наличие конкуренции вызывает расширение круга предоставляемых товаров и услуг, регулирование цены на них до приемлемого уровня. Кроме того, конкуренция обеспечивает обстановку, благоприятную для развития и совершенствования производителей. Неслучайно во всех странах с развитой рыночной экономикой существует законодательство о развитии и поддержании конкуренции. Антимонопольное регулирование опирается на административную и судебную практику, предусматривающую возможность ответственности, вплоть до уголовной. Все антимонопольные законы направлены на то, чтобы запретить производителям использовать свое доминирующее положение на рынке для устранения конкурентов и установления монополизма путем торговой политики или поглощения. В США, например, существует целый свод законов, обеспечивающих максимальную свободу конкуренции, а именно:

- Закон Шермана (1890г.), согласно которому нижняя граница монополизации 
определена на уровне 60% контролируемого рынка;

- Закон   Клейтона   (1914г.),   направленный   против   всех   видов   ценовой 
дискриминации;

- Закон о Федеральной торговой комиссии (1914г.). [11, с. 145] 
Необходимо  тщательно  изучать  и  анализировать  конкурентную  среду,   в

которой действует фирма.

Прежде всего, надо ответить на следующие вопросы [15, с.235] :

 

22

-кто основные конкуренты по ассортименту, товарным группам; географическому распределению; сегментам рынка; ценовой политике; каналам распределения и сбыта?

-какую долю рынка занимает Ваша фирма и кто её основные конкуренты?

-какова стратегия конкурентов?

-какие методы используют конкуренты в борьбе за рынок?

-каково финансовое состояние конкурентов?

-организационная структура и менеджмент конкурентов?

-какова эффективность программ маркетинга конкурентов (товар, цена, сбыт и стимулирование, коммуникации)?

-какова возможная реакция конкурентов на программу маркетинга Вашей фирмы?

-на какой стадии жизненного цикла находится Ваш товар и товар конкурента? Обычно выделяют четыре возможных типа рынка (см.табл.1.1.).

В зависимости от конкурентной структуры фирмы выбирают маркетинговую стратегию.

Предприятия, планирующие вход на новый для себя рынок, сталкиваются с необходимостью преодолеть барьеры, обусловленные объективными особенностями рынка, государственным вмешательством, действиями конкурентов.

Барьеры бывают:

  1. непреодолимые: фирма не в состоянии войти на рынок в течении 3-х лет 
    (при использовании собственных и при условии доступности необходимых заемных 
    средств); трехлетний период обусловлен максимальным сроком предоставления 
    коммерческого кредита.
  2. преодолимые:

-значительные: вход на рынок возможен при условии ввода дополнительных мощностей с привлечением заемных средств;

-незначительные: расходы на вхождение в рынок полностью покрываются за счет собственных средств без привлечения дополнительных источников финансирования;

 

23 -барьеры отсутствуют: вхождение на рынок не требует дополнительных затрат

по сравнению с издержками, которые несут уже действующие конкуренты.

 

Таблица]

1.1 -Характеристики типов рынков

 

Параметры

Совершенная

Монополистиче-

Олигополия

Монополия

 

конкуренция

ская конку-

   
   

ренция

   

1

2

3

4

5

1. Количество

Много

Много фирм,

Несколько

Один продукт, одна

фирм,

независимых

производящих

крупных фирм,

фирма

производящих

фирм, нет

сходные товары

производящих

 

продукт

контроля по

и услуги

товары и услуги

 
 

рынкам

     

2. Контроль

Нет. Цены

Влияние

Существует

Практически

над ценами

определяются

ограничено

влияние

полный контроль

 

рынком

возможностью

"ценового

 
   

замены

лидера"

 

3. Товарная

Нет. Продукты

Товары и

Существенны

Нет

дифференциация

не различимы по

услуги

для отдельных

 
 

свойствам и

дифференцирова

продуктов. Мала

 
 

качеству

ны для

-для

 
   

сегментов рынка

стандартизирова

 
     

иных

 

4. Лёгкость

Относительно

Относительно

Трудный.

Очень трудный

входа

лёгкий вход и

лёгкий вход и

Часто требует

 
 

выход

выход

больших

 
     

инвестиций

 

Среди объективных рыночных факторов, которые в наибольшей степени определяют наличие и высоту входных барьеров в отрасль необходимо оценить [16, с.130]:

  1. Степень концентрации рынка.
  2. Состояние спроса и предложения (насыщение рынка).
  3. Зрелость товара (рынка).
  4. Открытость рынка (влияние нормативно-правовых и  административных 
    барьеров).

Также важно определить исторические тенденции развития рынка, что дополняет процесс диагностики с помощью проведения исторических аналогий.

 

24 Исследование позиций конкурентов охватывает широкий спектр вопросов и

требует привлечения значительного объема информации. Она может быть получена из различных источников: общеэкономических, отраслевых, рекламных проспектов, буклетов, каталогов. Всестороннее и постоянное изучение конкурентов приносит заметные результаты.

Если ваш товар наряду с товарами других фирм удовлетворяет конкретную потребность, то говорят о функциональной конкуренции, а подобные товары называются товарно-родовыми конкурентами.

Видовая конкуренция возникает между различными разновидностями товара, в принципе удовлетворяющего одну и ту же потребность. При этом имеется, по крайней мере, один параметр, по которому они различаются.

Предметная конкуренция ведется по различным маркам одного и того же товара, выпускаемого разными фирмами.

Изучение конкурентной среды требует систематического наблюдения за главными конкурентами, не упуская из виду потенциальных конкурентов. Полученную информацию целесообразно накапливать в специальных банках данных. Анализ информации, ее интерпретация позволяют специалистам вывести обоснованные оценки по каждому фактору конкуренции и охарактеризовать общее положение фирмы на рынке по отношению к основным конкурентам.

Контактные аудитории -- это любые индивиды или социальные группы, которые проявляют реальный или потенциальный интерес к производителю или оказывают влияние на его деловую активность, эффективность и способность достигать поставленные цели. [23, с.46]

Контактные аудитории бывают трёх типов:

  1. Благотворные,       или   благожелательные,   т.е.   такие,   которые   активно 
    помогают производителю;  ими могут быть  акционеры,  клиенты,  некоторые из 
    контрагентов, посредников и проч.;
  2. Искомые,   благодаря   которым   производитель   существует   и   получает 
    прибыль. Ими могут быть потребители, клиенты.
  3.  
  4. 25 3. Нежелательные,    т.е.    такие,    которые    своей    деятельностью    мешают

производителю. Это - конкуренты, группы потребительского бойкота и др. Кроме того, существует несколько видов контактных аудиторий:

  1. финансовые    органы,    к   которым   относятся    банки,    инвестиционные 
    компании, брокерские фирмы или фондовые биржи, акционеры. Это те контактные 
    аудитории, успешная деятельность которых зависит от конкурентоспособности, 
    кредитоспособности, деловой активности самих производителей;
  2. средства массовой и локальной информации, отношение которых зависит от 
    множества внешних и внутренних факторов, определяющих взаимосвязи между 
    производителями и этими контактными аудиториями. Не на последнем месте стоят 
    эти органы при определении авторитета, рейтинга и имиджа производителей в 
    глазах потребителей;
  3. государственные учреждения, представленные финансовыми и налоговыми 
    органами, статистическими организациями, муниципалитетом и проч;
  4. гражданские   (социальные)   группы   -   защитники   окружающей   среды, 
    национальные  группы  со  своими  специфическими  требованиями,  религиозные 
    общины;
  5. местные   контактные   аудитории,   которые   включают   в   себя   жителей 
    близлежащих районов;
  6. широкая публика -- это все случайные потребители - клиенты, которые в 
    силу   конкретных   обстоятельств   пользуются   услугами   случайно    выбранных 
    учреждений.
  7. внутренние контактные аудитории, которые представлены работниками и 
    служащими   данной   фирмы,   членами   их   семей,   членами   Совета   директоров, 
    акционерами. [23, с.50]

Важным вопросом при исследовании внешней среды фирмы является состояние экономико-правовой базы страны (региона). Взаимосвязанный комплекс экономико-правовых факторов представляет собой внешнюю среду функционирования фирмы. Руководству фирмы необходимо знать, какие экономические  условия  деятельности  имеются  в  той  или  иной  стране,  чтобы

 

26 выработать правильную маркетинговую стратегию. В этом плане представляет

интерес объем производства страны-импортера, темпы роста отрасли, динамика рынка, его насыщенность, уровень инфляции и безработицы, процентные ставки за кредит, инвестиционная и налоговая политика, политика в области заработной платы и цен.

Как правило, экономическая деятельность фирмы формируется в рамках существующего законодательства. Необходимо не только знать законы, но и точно их исполнять, уметь предвидеть изменения той или иной ситуации.

Информация о работе Маркетинговый анализ и оценка внутренней и внешней среды предприятия (на примере ОАО «Тамбовский завод «Комсомолец»