Маркетинговый анализ и оценка внутренней и внешней среды предприятия (на примере ОАО «Тамбовский завод «Комсомолец»

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2014 в 14:10, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность темы работы заключается в том, что исследование внутренней и внешней среды предприятия необходимо для определения реального уровня конкурентоспособности предприятия в результате сопоставления соответствующих факторов.
Цель работы - изучение внутренней и внешней среды предприятия с помощью различных методов и приемов маркетинговых исследований.

Оглавление

Введение 7
1 Теоретические основы маркетинговой среды предприятия 11
1.1 Содержание микросреды предприятия 11
1.2 Сущность макросреды предприятия 19
1.3 Методологические основы анализа маркетинговой среды 26
2 Исследование маркетинговой среды предприятия (на примере ОАО
«Тамбовский завод «Комсомолец» ) 34
2.1 Анализ внутренней среды предприятия 34
2.2 Анализ внешней среды предприятия 45
3 Комплексная оценка внешней и внутренней среды ОАО «Тамбовский
завод «Комсомолец» и выявление проблем его развития 53
3.1 SWOT-анализ внешней и внутренней среды, выявление
возможностей и угроз деятельности 53
3.2 Оценка делового потенциала и конкурентоспособности предприятия 60
Заключение 68
Глоссарий 72
Список использованных источников 74
Список сокращений 77

Файлы: 1 файл

Попова С..doc

— 8.31 Мб (Скачать)

7.Увеличение накладных расходов в результате нерациональной структуры управления.

8.Снижение объема продаж в результате неразвитой системы сбыта завода

9.Рост конкуренции, прежде всего со стороны западных компаний.

10.Снижение объема продаж в результате нестабильности потребителей

 

57 -на сегодняшний день         в         России, исключая ОАО «Комсомолец»,

наблюдается отсутствие машиностроительных предприятий, выпускающих многопрофильную номенклатуру технологического оборудования для пивоваров, отвечающую европейским стандартам;

-организационно-управленческая структура ОАО «Комсомолец» обладает специфическими особенностями, связанными с отраслевой принадлежностью и характером деятельности организации;

-основная часть продукции реализуется через прямые продажи;

  • расширяющаяся география поставок, освоение новых видов оборудования;
  • в финансовой сфере за последние годы     наблюдается увеличение чистой 
    прибыли и выручки от продаж;

-в области научно-технического развития на предприятии ведется регулярная работа в области изобретения, внедрения в производство, а также лицензирования и патентования новых методов и способов, новых изобретений;

Б) характеристика сильных сторон внешней среды:

-широкие рынки сбыта продукции; завод работает на региональных, общероссийских и зарубежных рынках продукции по сегментам, входящим в сферу его интересов;

-общее состояние экономики страны в данный момент характеризуется стабильностью и динамичными темпами развития, что положительно влияет на деятельность предприятия;

- снижение процентных ставок по кредиту до 12 -16 % для промышленных 
предприятий дает возможность увеличивать кредитные ресурсы предприятия;

-покупательная способность населения не влияет на объемы продаж , так как завод выпускает товары промышленного назначения;

-снижение налоговых ставок положительно влияет на деятельность предприятия;

-положительное влияние на развитие деятельности завода в последнее время играет оздоровление инвестиционного климата Тамбовской области и повышение притока инвестиций в отдельные отрасли промышленности;

 

58

- принятие законов, стимулирующих развитие региона также положительно

влияет на развитие предприятия;

- демографическая среда не оказывает влияния на деятельность завода;

- завод следит за всеми новыми разработками, научными достижениями, 
новыми   техническими   решениями   и   старается   использовать   их   у   себя   в 
производстве.

К слабым сторонам деятельности предприятия относятся: А) характеристика слабых сторон внутренней среды:

  • некоторое влияние сезонности, что отражается в увеличении объема продаж 
    в период весна-лето;
  • снижение оборачиваемости всех оборотных активов, ухудшение работы с 
    дебиторами и снижение оборачиваемости денежных средств;

- слишком   разветвлённая   структура   управления,   которая   влияет   на 
увеличение накладных расходов предприятия;

-система сбыта завода не развита, несмотря на то, что на заводе имеется отдел сбыта, пять отделов маркетинга для различного оборудования и отдел продвижения продукции; отсутствуют такие способы реализации как продажа продукции через филиалы, через дистрибьюторскую сеть, через магазины;

  • нестабильность связана с    освоением выпуска новых видов продукции, 
    диверсификацией рынка сбыта, ростом конкуренции, в т.ч. со стороны западных 
    компаний;
  • в финансовой сфере: предприятие развивается    не стабильно; отмечены 
    периоды   убыточности,   негативная       динамика   рентабельности   собственного 
    капитала, рентабельности активов, чистой прибыльности, рентабельности продаж и 
    оборачиваемости капитала; коэффициенты ликвидности и финансовой устойчивости 
    ниже нормативных уровней; темпы роста собственного капитала замедлились;

Б) характеристика слабых сторон внешней среды:

-насыщение рынка производимым оборудованием конкурентов в последние годы;

 

59 -анализ рынков сбыта продукции (работ, услуг) показал, что   потребителей,

делающих     заказы     из     года     в     год     нет,     что     обусловлено спецификой производимого    оборудования;

- возрастающие негативные тенденции в демографической среде региона, 
переток трудовых ресурсов в регионы с более высокими заработками;

-нестабильность налогового законодательства, частое изменение процедур взимания налогов;

- слабая поддержка со стороны государства отрасли машиностроения, что 
может сказаться на ужесточении внешних условий ведения бизнеса предприятия.

Возможности предприятия:

- для   повышения   эффективности      использования   средств   производства 
возможна замена устаревшего оборудования и внедрение новых технологий (ноу- 
хау);

- сокращение и продажа нерентабельных производств;

-возможно улучшение    материально-технического     снабжения     и     сбыта готовой продукции;

возможно внедрение системы снабжения «точно - во время», рационализация складского хозяйства, повышение эффективности подсобных хозяйств и сервиса;

- постоянное     изменение     (улучшение)     структуры     управления     ОАО 
«Комсомолец»;

  • привлечение дополнительных финансовых ресурсов за  счет улучшения 
    расчетов с дебиторами;
  • расширение хозяйственной деятельности за счет освоения новых видов 
    продукции и захвата новых рынков сбыта;

 

  • использование денежных средств за счет увеличения денежных поступлений;
  • повышение ликвидности и финансовой устойчивости, рост чистой прибыли, 
    выручки, рентабельности и оборачиваемости;
  • совершенствование системы финансового менеджмента на предприятии за 
    счет внедрения бюджетирования;
  •  
  • 60

- возможность   контроля   за       состоянием   расчетов   по   просроченным

задолженностям; своевременное выявление    недопустимых видов дебиторской и кредиторской задолженности;

- создание    на предприятии резервов на возможные потери (резервы по 
сомнительным     долгам)     в     зависимости     от     классификации     дебиторской 
задолженности;

- использование   государственной   поддержки   при   реализации   крупных 
инвестиционных проектов, способствующих развитию региона;

- использование финансовых ресурсов региона в результате сложившегося 
благоприятного инвестиционного климата.

Среди угроз предприятия можно отметить: ухудшение платежной дисциплины; рост цен на сырье, материалы и полуфабрикаты; невозможность покрытия наиболее срочных обязательств перед кредиторами; потеря поставщиков; неустойчивое финансовое состояние в области обеспеченности запасов и затрат источниками формирования; невозможность проведения финансовых маневров; увеличение накладных расходов в результате нерациональной структуры управления; снижение объема продаж в результате неразвитой системы сбыта завода; рост конкуренции, прежде всего со стороны западных компаний; снижение объема продаж в результате нестабильности потребителей.

3.2 Оценка делового потенциала и конкурентоспособности предприятия

SWOT - анализ ОАО «Комсомолец» можно дополнить количественным анализом делового потенциала предприятия и определить класс конкурентоспособности (см. табл. 2.13.).

 

61

Таблица 2.13- Оценка делового потенциала ОАО «Комсомолец»

 

Показатели

Характеристика или значение

Количе ство баллов

Фактическая оценка (баллы)

2010

2011

2012

1

2

3

4

5

6

ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ НА ДЕЛОВОЙ ПОТЕНЦИАЛ

Оценка отрасли и рынка сбыта

Стадия цикла развития отрасли или сектора экономики, в котором оперирует предприятие

Зарождение и развитие

1

3

3

3

Рост

2

Зрелость

3

Спад

1

Конкуренция

Высокая: имеется свыше десяти конкурентов

1

3

2

2

Средняя: имеется от пяти до десяти конкурентов

2

Низкая: имеется менее пяти конкурентов

3

Доля предприятия на рынке

Предприятие является одним из лидеров рынка

3

 

2

2

Предприятие имеет среднюю долю рынка

2

Предприятие имеет незначительную долю рынка

1

Чувствительность предприятия к изменениям конъюнктуры или неценовым факторам спроса

Низкая чувствительность, например, для предприятий, производящих товары первой необходимости

3

2

2

2

Средняя чувствительность, изменения спроса не являются катастрофическими

2

Высокая чувствительность, спрос может упасть до нуля в результате неблагоприятных изменений в экономике или влияния неценовых факторов, таких как мода

1

Ассортиментный перечень

Достаточно широкий, чтобы падение спроса на один вид продукции существенно не повлияло на выручку предприятия

3

3

3

3

Падение спроса на один вид продукции может существенно повлиять на выручку предприятия

2

Узкий: падение спроса на один вид продукции приводит к катастрофическому сокращению выручки

1

Качество продукции предприятия

Лучше, чем у конкурентов

3

2

2

2

Примерно аналогично качеству большинства конкурентов

2

Хуже, чем у конкурентов

1


 

 

62

 

Оценка прочих факторов внешней среды

Влияние факторов экономической и финансовой среды

Частое изменение процентных ставок, ставок по налогообложению, кредитующих организаций, отрицательные тенденции в макроэкономике

1

2

2

2

Ставки меняется не часто, зато часто изменяется процедура взимания налогов, меняются кредитные организации, динамика макроэкономики нестабильна

2

Существенных изменений в экономической и финансовой среде не происходит

3

Влияние факторов научно-технической и технологической среды

Предприятие постоянно занимается нововведениями, поддерживает тесную связь с НИИ и Вузами, получает патенты и лицензии

3

2

2

2

Предприятие занимается нововведениями по отдельным направлениям хозяйственной деятельности

2

Предприятие не занимается инновационной деятельностью

1

Влияние нормативно-правовой и демографической среды

Постоянно меняющееся законодательство, ухудшение демографии

1

1

1

1

Законы приняты, но работают на среднем уровне, не наблюдается увеличения смертности населения

2

Законодательство работает на высоком уровне, наблюдается прирост населения

 

ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ НА ДЕЛОВОЙ ПОТЕНЦИАЛ

Оценка менеджмента

Успехи управленческой команды

Высокие, предприятие существенно улучшило производственные, финансовые и социальные показатели

3

1

2

2

Средние, производственные, финансовые и социальные показатели изменились незначительно

2

Низкие, показатели ухудшаются или остаются неизменными на фоне роста показателей конкурентов

1

Личные качества руководите лей

Руководители обязательны, пунктуальны, четко выполняют взятые на себя обязательства, при необходимости договариваются об изменении сроков или условий выполнения обязательств

3

2

2

2

Информация о работе Маркетинговый анализ и оценка внутренней и внешней среды предприятия (на примере ОАО «Тамбовский завод «Комсомолец»