Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2014 в 14:10, дипломная работа
Актуальность темы работы заключается в том, что исследование внутренней и внешней среды предприятия необходимо для определения реального уровня конкурентоспособности предприятия в результате сопоставления соответствующих факторов.
Цель работы - изучение внутренней и внешней среды предприятия с помощью различных методов и приемов маркетинговых исследований.
Введение 7
1 Теоретические основы маркетинговой среды предприятия 11
1.1 Содержание микросреды предприятия 11
1.2 Сущность макросреды предприятия 19
1.3 Методологические основы анализа маркетинговой среды 26
2 Исследование маркетинговой среды предприятия (на примере ОАО
«Тамбовский завод «Комсомолец» ) 34
2.1 Анализ внутренней среды предприятия 34
2.2 Анализ внешней среды предприятия 45
3 Комплексная оценка внешней и внутренней среды ОАО «Тамбовский
завод «Комсомолец» и выявление проблем его развития 53
3.1 SWOT-анализ внешней и внутренней среды, выявление
возможностей и угроз деятельности 53
3.2 Оценка делового потенциала и конкурентоспособности предприятия 60
Заключение 68
Глоссарий 72
Список использованных источников 74
Список сокращений 77
7.Увеличение накладных расходов в результате нерациональной структуры управления.
8.Снижение объема продаж в результате неразвитой системы сбыта завода
9.Рост конкуренции, прежде всего со стороны западных компаний.
10.Снижение объема продаж в результате нестабильности потребителей
57 -на сегодняшний день в России, исключая ОАО «Комсомолец»,
наблюдается отсутствие машиностроительных предприятий, выпускающих многопрофильную номенклатуру технологического оборудования для пивоваров, отвечающую европейским стандартам;
-организационно-управленческая структура ОАО «Комсомолец» обладает специфическими особенностями, связанными с отраслевой принадлежностью и характером деятельности организации;
-основная часть продукции реализуется через прямые продажи;
-в области научно-технического развития на предприятии ведется регулярная работа в области изобретения, внедрения в производство, а также лицензирования и патентования новых методов и способов, новых изобретений;
Б) характеристика сильных сторон внешней среды:
-широкие рынки сбыта продукции; завод работает на региональных, общероссийских и зарубежных рынках продукции по сегментам, входящим в сферу его интересов;
-общее состояние экономики страны в данный момент характеризуется стабильностью и динамичными темпами развития, что положительно влияет на деятельность предприятия;
- снижение
процентных ставок по кредиту до 12 -16 %
для промышленных
предприятий дает возможность увеличивать
кредитные ресурсы предприятия;
-покупательная способность населения не влияет на объемы продаж , так как завод выпускает товары промышленного назначения;
-снижение налоговых ставок положительно влияет на деятельность предприятия;
-положительное влияние на развитие деятельности завода в последнее время играет оздоровление инвестиционного климата Тамбовской области и повышение притока инвестиций в отдельные отрасли промышленности;
58
- принятие законов, стимулирующих развитие региона также положительно
влияет на развитие предприятия;
- демографическая среда не оказывает влияния на деятельность завода;
- завод
следит за всеми новыми разработками,
научными достижениями,
новыми техническими решениями
и старается использовать
их у себя в
производстве.
К слабым сторонам деятельности предприятия относятся: А) характеристика слабых сторон внутренней среды:
- слишком
разветвлённая структура
управления, которая влияет
на
увеличение накладных расходов предприятия;
-система сбыта завода не развита, несмотря на то, что на заводе имеется отдел сбыта, пять отделов маркетинга для различного оборудования и отдел продвижения продукции; отсутствуют такие способы реализации как продажа продукции через филиалы, через дистрибьюторскую сеть, через магазины;
Б) характеристика слабых сторон внешней среды:
-насыщение рынка производимым оборудованием конкурентов в последние годы;
59 -анализ рынков сбыта продукции (работ, услуг) показал, что потребителей,
делающих заказы из года в год нет, что обусловлено спецификой производимого оборудования;
- возрастающие
негативные тенденции в демографической
среде региона,
переток трудовых ресурсов в регионы
с более высокими заработками;
-нестабильность налогового законодательства, частое изменение процедур взимания налогов;
- слабая
поддержка со стороны государства отрасли
машиностроения, что
может сказаться на ужесточении внешних
условий ведения бизнеса предприятия.
Возможности предприятия:
- для
повышения эффективности
использования средств производства
возможна замена устаревшего оборудования
и внедрение новых технологий (ноу-
хау);
- сокращение и продажа нерентабельных производств;
-возможно улучшение материально-технического снабжения и сбыта готовой продукции;
возможно внедрение системы снабжения «точно - во время», рационализация складского хозяйства, повышение эффективности подсобных хозяйств и сервиса;
- постоянное
изменение (улучшение)
структуры управления
ОАО
«Комсомолец»;
- возможность контроля за состоянием расчетов по просроченным
задолженностям; своевременное выявление недопустимых видов дебиторской и кредиторской задолженности;
- создание
на предприятии резервов на возможные
потери (резервы по
сомнительным долгам)
в зависимости
от классификации
дебиторской
задолженности;
- использование
государственной поддержки
при реализации крупных
инвестиционных проектов, способствующих
развитию региона;
- использование
финансовых ресурсов региона в результате
сложившегося
благоприятного инвестиционного климата.
Среди угроз предприятия можно отметить: ухудшение платежной дисциплины; рост цен на сырье, материалы и полуфабрикаты; невозможность покрытия наиболее срочных обязательств перед кредиторами; потеря поставщиков; неустойчивое финансовое состояние в области обеспеченности запасов и затрат источниками формирования; невозможность проведения финансовых маневров; увеличение накладных расходов в результате нерациональной структуры управления; снижение объема продаж в результате неразвитой системы сбыта завода; рост конкуренции, прежде всего со стороны западных компаний; снижение объема продаж в результате нестабильности потребителей.
3.2 Оценка делового потенциала и конкурентоспособности предприятия
SWOT - анализ ОАО «Комсомолец» можно дополнить количественным анализом делового потенциала предприятия и определить класс конкурентоспособности (см. табл. 2.13.).
61
Таблица 2.13- Оценка делового потенциала ОАО «Комсомолец»
Показатели |
Характеристика или значение |
Количе ство баллов |
Фактическая оценка (баллы) | ||
2010 |
2011 |
2012 | |||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ НА ДЕЛОВОЙ ПОТЕНЦИАЛ | |||||
Оценка отрасли и рынка сбыта | |||||
Стадия цикла развития отрасли или сектора экономики, в котором оперирует предприятие |
Зарождение и развитие |
1 |
3 |
3 |
3 |
Рост |
2 | ||||
Зрелость |
3 | ||||
Спад |
1 | ||||
Конкуренция |
Высокая: имеется свыше десяти конкурентов |
1 |
3 |
2 |
2 |
Средняя: имеется от пяти до десяти конкурентов |
2 | ||||
Низкая: имеется менее пяти конкурентов |
3 | ||||
Доля предприятия на рынке |
Предприятие является одним из лидеров рынка |
3 |
2 |
2 | |
Предприятие имеет среднюю долю рынка |
2 | ||||
Предприятие имеет незначительную долю рынка |
1 | ||||
Чувствительность предприятия к изменениям конъюнктуры или неценовым факторам спроса |
Низкая чувствительность, например, для предприятий, производящих товары первой необходимости |
3 |
2 |
2 |
2 |
Средняя чувствительность, изменения спроса не являются катастрофическими |
2 | ||||
Высокая чувствительность, спрос может упасть до нуля в результате неблагоприятных изменений в экономике или влияния неценовых факторов, таких как мода |
1 | ||||
Ассортиментный перечень |
Достаточно широкий, чтобы падение спроса на один вид продукции существенно не повлияло на выручку предприятия |
3 |
3 |
3 |
3 |
Падение спроса на один вид продукции может существенно повлиять на выручку предприятия |
2 | ||||
Узкий: падение спроса на один вид продукции приводит к катастрофическому сокращению выручки |
1 | ||||
Качество продукции предприятия |
Лучше, чем у конкурентов |
3 |
2 |
2 |
2 |
Примерно аналогично качеству большинства конкурентов |
2 | ||||
Хуже, чем у конкурентов |
1 |
62
Оценка прочих факторов внешней среды | |||||
Влияние факторов экономической и финансовой среды |
Частое изменение процентных ставок, ставок по налогообложению, кредитующих организаций, отрицательные тенденции в макроэкономике |
1 |
2 |
2 |
2 |
Ставки меняется не часто, зато часто изменяется процедура взимания налогов, меняются кредитные организации, динамика макроэкономики нестабильна |
2 | ||||
Существенных изменений в экономической и финансовой среде не происходит |
3 | ||||
Влияние факторов научно-технической и технологической среды |
Предприятие постоянно занимается нововведениями, поддерживает тесную связь с НИИ и Вузами, получает патенты и лицензии |
3 |
2 |
2 |
2 |
Предприятие занимается нововведениями по отдельным направлениям хозяйственной деятельности |
2 | ||||
Предприятие не занимается инновационной деятельностью |
1 | ||||
Влияние нормативно-правовой и демографической среды |
Постоянно меняющееся законодательство, ухудшение демографии |
1 |
1 |
1 |
1 |
Законы приняты, но работают на среднем уровне, не наблюдается увеличения смертности населения |
2 | ||||
Законодательство работает на высоком уровне, наблюдается прирост населения |
|||||
ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ НА ДЕЛОВОЙ ПОТЕНЦИАЛ | |||||
Оценка менеджмента | |||||
Успехи управленческой команды |
Высокие, предприятие существенно улучшило производственные, финансовые и социальные показатели |
3 |
1 |
2 |
2 |
Средние, производственные, финансовые и социальные показатели изменились незначительно |
2 | ||||
Низкие, показатели ухудшаются или остаются неизменными на фоне роста показателей конкурентов |
1 | ||||
Личные качества руководите лей |
Руководители обязательны, пунктуальны, четко выполняют взятые на себя обязательства, при необходимости договариваются об изменении сроков или условий выполнения обязательств |
3 |
2 |
2 |
2 |