Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2014 в 14:10, дипломная работа
Актуальность темы работы заключается в том, что исследование внутренней и внешней среды предприятия необходимо для определения реального уровня конкурентоспособности предприятия в результате сопоставления соответствующих факторов.
Цель работы - изучение внутренней и внешней среды предприятия с помощью различных методов и приемов маркетинговых исследований.
Введение 7
1 Теоретические основы маркетинговой среды предприятия 11
1.1 Содержание микросреды предприятия 11
1.2 Сущность макросреды предприятия 19
1.3 Методологические основы анализа маркетинговой среды 26
2 Исследование маркетинговой среды предприятия (на примере ОАО
«Тамбовский завод «Комсомолец» ) 34
2.1 Анализ внутренней среды предприятия 34
2.2 Анализ внешней среды предприятия 45
3 Комплексная оценка внешней и внутренней среды ОАО «Тамбовский
завод «Комсомолец» и выявление проблем его развития 53
3.1 SWOT-анализ внешней и внутренней среды, выявление
возможностей и угроз деятельности 53
3.2 Оценка делового потенциала и конкурентоспособности предприятия 60
Заключение 68
Глоссарий 72
Список использованных источников 74
Список сокращений 77
Таблица 2.8
Динамика кредитования ОАО «Комсомолец» банками за 2000-2007гг., тыс. руб.
Наименование банка |
Годы |
Итого за период | |||||
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 | ||
Тамбовское отделение Сбербанка |
4000 |
7550 |
17725 |
15500 |
57500 |
1 19000 |
221275 |
Филиал ОАО Банк «Менатеп Спб» |
- |
- |
- |
2000 |
7000 |
- |
230275 |
Итого: |
4000 |
7550 |
17725 |
17500 |
64500 |
119000 |
221275 |
140000 1
120000
100000
80000
60000
40000
20000
0
а
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
Примечание: а - объем кредитования заемщика Тамбовским ОСБ; (3 - объем кредитования заемщика Филиалом ОАО Банк «Менатеп Спб»
Рис. 2.1 Динамика кредитования предприятия банками за 2000 - 2007 гг.
32J47
о о
120 -i
- индекс физического объема ВВП, %
23*9 21,04 22,09
Индекс физического объема промышленной продукции, % индекс физического объема инвестиций в основной капитал, %
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
Рис. 2.2 - Динамика основных макроэкономических показателей экономического развития Тамбовской области
Таблица 2.9
Изменение рейтинга составляющих инвестиционного климата Тамбовской области за период с 1996 по 2006 гг.
Годы |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
Рейтинг инвестиционного потенциала |
62 |
57 |
59 |
57 |
55 |
55 |
59 |
57 |
59 |
Рейтинг инвестиционного риска |
67 |
52 |
32 |
40 |
36 |
50 |
48 |
57 |
33 |
SWOT -- анализ маркетинговой среды ОАО «Комсомолец»
Таблица 2.10
СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ |
СЛАБЫЕ СТОРОНЫ |
А) характеристика сильных сторон внутренней среды: 1 .Предприятие является современным производством с уникальной технологией и комплексом оборудования широкого спектра применения, находится в постоянном развитии и является одним из основных изготовителей-поставщиков оборудования для спиртовой и ликероводочной промышленности РФ. 2. Многопрофильность, разнообразие выпускаемой продукции, что стабильно поддерживает экономическую устойчивость завода. 3.Большое количество поставщиков, независимость от импортных поставок. 4. Основные средства на предприятии изношены менее, чем наполовину, степень годности фондов намного выше, чем степень износа, процессы обновления фондов проходят более интенсивно, чем выбытие. 5. На сегодняшний день в России, исключая ОАО «Комсомолец», наблюдается отсутствие машиностроительных предприятий, выпускающих многопрофильную номенклатуру технологического оборудования для пивоваров, отвечающую европейским стандартам. 6. Организационно-управленческая структура ОАО «Комсомолец» обладает специфическими особенностями, связанными с отраслевой принадлежностью и характером деятельности организации; 7. Основная часть продукции реализуется через прямые продажи. 8. Расширяющаяся география поставок, освоение новых видов оборудования. 9. В финансовой сфере за последние годы наблюдается увеличение чистой прибыли и выручки от продаж. 10. В области научно-технического развития на предприятии ведется регулярная работа в области изобретения, внедрения в производство, а также лицензирования и патентования новых методов и способов, новых изобретений. |
А) характеристика слабых сторон внутренней среды: 1. Некоторое влияние сезонности, что отражается в увеличении объема продаж в период весна-лето. 2. Снижение оборачиваемости всех оборотных активов, ухудшение работы с дебиторами и снижение оборачиваемости денежных средств. 3. Слишком разветвлённая структура управления, которая влияет на увеличение накладных расходов предприятия. 4. Система сбыта завода не развита, несмотря на то, что на заводе имеется отдел сбыта, пять отделов маркетинга для различного оборудования и отдел продвижения продукции; отсутствуют такие способы реализации как продажа продукции через филиалы, через дистрибьюторскую сеть, через магазины. 5. Нестабильность связана с освоением выпуска новых видов продукции, диверсификацией рынка сбыта, ростом конкуренции, в т.ч. со стороны западных компаний. 6. В финансовой сфере: предприятие развивается не стабильно; отмечены периоды убыточности, негативная динамика рентабельности собственного капитала, рентабельности активов, чистой прибыльности, рентабельности продаж и оборачиваемости капитала; коэффициенты ликвидности и финансовой устойчивости ниже нормативных уровней; темпы роста собственного капитала замедлились; |
Б) характеристика сильных сторон внешней среды: 1. Широкие рынки сбыта продукции; завод работает на региональных, общероссийских и зарубежных рынках продукции по сегментам, входящим в сферу его интересов. 2. Общее состояние экономики страны в данный момент характеризуется стабильностью и динамичными темпами развития, что положительно влияет на деятельность предприятия. 3. Снижение процентных ставок по кредиту до 12 -16 % для промышленных предприятий дает возможность увеличивать кредитные ресурсы предприятия. 4. Покупательная способность населения не влияет на объемы продаж, так как завод выпускает товары промышленного назначения. 5. Снижение налоговых ставок положительно влияет на деятельность предприятия. 6. Положительное влияние на развитие деятельности завода в последнее время играет оздоровление инвестиционного климата Тамбовской области и повышение притока инвестиций в отдельные отрасли промышленности. 7. Принятие законов, стимулирующих развитие региона также положительно влияет на развитие предприятия. 8. Демографическая среда не оказывает влияния на деятельность завода. 9. Завод следит за всеми новыми разработками, научными достижениями, новыми техническими решениями и старается использовать их у себя в производстве. |
Б) характеристика слабых сторон внешней среды: 1.Насыщение рынка производимым оборудованием конкурентов в последние годы. 2. Анализ рынков сбыта продукции (работ, услуг) показал, что потребителей, делающих заказы из года в год нет, что обусловлено спецификой производимого оборудования. 3. Возрастающие негативные тенденции в демографической среде региона, переток трудовых ресурсов в регионы с более высокими заработками 4. Нестабильность налогового законодательства, частое изменение процедур взимания налогов 5. Слабая поддержка со стороны государства отрасли машиностроения, что может сказаться на ужесточении внешних условий ведения бизнеса предприятия |
Продолжение таблицы 2.10 | |
возможности |
УГРОЗЫ |
1.Для повышения эффективности использования средств производства возможна замена устаревшего оборудования и внедрение новых технологий (ноу-хау) 2. Сокращение и продажа нерентабельных производств. 3. Возможно улучшение материально-технического снабжения и сбыта готовой продукции. 4. Возможно внедрение системы снабжения «точно - во время», рационализация складского хозяйства, повышение эффективности подсобных хозяйств и сервиса. 5. Постоянное изменение (улучшение) структуры управления ОАО «Комсомолец» 6. Привлечение дополнительных финансовых ресурсов за счет улучшения расчетов с дебиторами. 7. Расширение хозяйственной деятельности за счет освоения новых видов продукции и захвата новых рынков сбыта. 8. Использование денежных средств за счет увеличения денежных поступлений. 9. Повышение ликвидности и финансовой устойчивости, рост чистой прибыли, выручки, рентабельности и оборачиваемости. 10. Совершенствование системы финансового менеджмента на предприятии за счет внедрения бюджетирования. 11. Возможность контроля за состоянием расчетов по просроченным задолженностям; своевременное выявление недопустимых видов дебиторской и кредиторской задолженности. 12. Создание на предприятии резервов на возможные потери (резервы по сомнительным долгам) в зависимости от классификации дебиторской задолженности. 13. Использование государственной поддержки при реализации крупных инвестиционных проектов, способствующих обновлению основных фондов предприятия и развитию региона. 14. Использование финансовых ресурсов региона в результате сложившегося благоприятного инвестиционного климата. |
1. Ухудшение платежной дисциплины 2. Рост цен на сырье, материалы и полуфабрикаты 3. Невозможность покрытия наиболее срочных обязательств перед кредиторами 4. Потеря поставщиков 5. Неустойчивое финансовое состояние в области обеспеченности запасов и затрат источниками формирования 6. Невозможность проведения финансовых маневров 7.Увеличение накладных расходов в результате нерациональной структуры управления. 8.Снижение объема продаж в результате неразвитой системы сбыта завода 9-Рост конкуренции, прежде всего со стороны западных компаний. 10.Снижение объема продаж в результате нестабильности потребителей |
Таблица 2.11
Оценка делового потенциала ОАО «Комсомолец»
Показатели |
Характеристика или значение |
Количество баллов |
Фактическая оценка (баллы) | ||
2010 |
2011 |
2012 | |||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ НА ДЕЛОВОЙ ПОТЕНЦИАЛ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ | |||||
Оценка отрасли и рынка сбыта | |||||
Стадия цикла развития отрасли или сектора экономики, в котором оперирует предприятие |
Зарождение и развитие |
1 |
3 |
3 |
3 |
Рост |
2 | ||||
Зрелость |
3 | ||||
Спад |
1 | ||||
Конкуренция |
Высокая: имеется свыше десяти конкурентов |
1 |
2 |
2 | |
Средняя: имеется от пяти до десяти конкурентов |
2 | ||||
Низкая: имеется менее пяти конкурентов |
3 | ||||
Доля предприятия на рынке |
Предприятие является одним из лидеров рынка |
3 |
3 |
2 |
2 |
Предприятие имеет среднюю долю рынка |
2 | ||||
Предприятие имеет незначительную долю рынка |
1 | ||||
Чувствительность предприятия к изменениям конъюнктуры или неценовым факторам спроса |
Низкая чувствительность, например, для предприятий, производящих товары первой необходимости |
3 |
2 |
2 |
2 |
Средняя чувствительность, изменения спроса не являются катастрофическими |
2 | ||||
Высокая чувствительность, спрос может упасть до нуля в результате неблагоприятных изменений в экономике или влияния неценовых факторов, таких как мода |
1 | ||||
Ассортиментный перечень |
Достаточно широкий, чтобы падение спроса на один вид продукции существенно не повлияло на выручку предприятия |
3 |
3 |
3 |
3 |
Падение спроса на один вид продукции может существенно повлиять на выручку предприятия |
2 | ||||
Узкий: падение спроса на один вид продукции приводит к катастрофическому сокращению выручки |
1 | ||||
Качество продукции предприятия |
Лучше, чем у конкурентов |
3 |
2 |
2 |
2 |
Примерно аналогично качеству большинства конкурентов |
2 | ||||
Хуже, чем у конкурентов |
1 | ||||
Оценка прочих факторов внешней среды | |||||
Влияние факторов экономической и финансовой среды |
Частое изменение процентных ставок, ставок по налогообложению, кредитующих организаций, отрицательные тенденции в макроэкономике |
1 |
2 |
2 |
2 |
Ставки меняется не часто, зато часто изменяется процедура взимания налогов, меняются кредитные организации, динамика макроэкономики нестабильна |
2 | ||||
Существенных изменений в экономической и финансовой среде не происходит |
3 | ||||
Влияние факторов научно-технической и технологической среды |
Предприятие постоянно занимается нововведениями, поддерживает тесную связь с НИИ и Вузами, получает патенты и лицензии |
3 |
2 |
2 |
2 |
Предприятие занимается нововведениями по отдельным направлениям хозяйственной деятельности |
2 | ||||
Предприятие не занимается инновационной деятельностью |
1 | ||||
Влияние нормативно-правовой и демографической среды |
Постоянно меняющееся законодательство, ухудшение демографии |
1 |
1 |
1 |
1 |
Законы приняты, но работают на среднем уровне, не наблюдается увеличения смертности населения |
2 | ||||
Законодательство работает на высоком уровне, наблюдается прирост населения |
3 |
ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ НА ДЕЛОВОЙ ПОТЕНЦИАЛ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ | |||||
Оценка менеджмента | |||||
Успехи управленческой команды |
Высокие, предприятие существенно улучшило производственные, финансовые и социальные показатели |
3 |
1 |
2 |
2 |
Средние, производственные, финансовые и социальные показатели изменились незначительно |
2 | ||||
Низкие, показатели ухудшаются или остаются неизменными на фоне роста показателей конкурентов |
1 | ||||
Личные качества руководите лей |
Руководители обязательны, пунктуальны, четко выполняют взятые на себя обязательства, при необходимости договариваются об изменении сроков или условий выполнения обязательств |
3 </t |