Введение
Понятие
коммуникации связано с информационными
обменами, которые существуют между
людьми в процессе совместной деятельности
и общения. Коммуникация – это
акт и процесс установления контактов
между субъектами взаимодействия посредством
выработки общего смысла передаваемой
и воспринимаемой информации. Действия,
целью которых является смысловое восприятие,
называют коммуникативными. Главной задачей
межличностной коммуникации выступает
достижение социальной общности. При этом
индивидуальность и уникальность каждого
субъекта взаимодействия сохраняются.
Поэтому социальная общность, достигаемая,
например, в толпе при панике, коммуникацией
не является, поскольку в данном случае
происходит деперсонализация личности,
и человек на какое-то время утрачивает
некоторые свои черты, растворяясь в общей
людной массе и подчиняясь её законам.
В
более широком философском смысле
коммуникация рассматривается как
социальный процесс, связанный либо
с общением, обменом мыслями, сведениями,
идеями и так далее, либо с передачей
содержания от одного сознания к другому
посредством знаковых систем. Социологический
аспект понимания коммуникации выявляет
специфику средств связи любых объектов
материального и духовного мира. Поэтому
данное понятие часто употребляется применительно
к многообразным средствам массовой передачи
информации (средства массовой коммуникации).
Их широкое распространение и влияние
почти на каждого человека, так или иначе
связанного с цивилизацией, породили понятие
общего информационного поля, в котором
живут современные люди. Как массовый
процесс коммуникация представляет собой
постоянное распространение информации
посредством технических средств связи
среди огромных рассредоточенных аудиторий,
воздействуя на оценки, мнения и поведение
людей. Как межиндивидный процесс коммуникация
определяет смысловое поле конкретных
взаимодействующих субъектов.
Функция
коммуникации проявляется в передаче
и принятии информации. Эта функция
играет важную роль в межличностных
отношениях, поскольку информационные
процессы в современном мире определяют
значительную часть жизнедеятельности
человека. Человек, передающий информацию,
называется коммуникатором, человек, воспринимающий
её, - реципиентом. В процессе взаимодействия
коммуникатор и реципиент меняются местами,
поскольку функции передачи и восприятия
информации переходят от одного к другому.
Существуют и такие ситуации взаимодействия,
когда данные функции жёстко закреплены
за субъектами в течение определённого
времени, например у преподавателя, и слушателей
на лекции.
Целью
данной работы является изучение вербального
общения, в том числе принципов и норм
данного общения в межличностном отношении,
так же изучение повседневной коммуникации
и функций речи в межличностном общении.
1
Вербальное общение
Вербальная
коммуникация использует в качестве
знаковой системы человеческую речь,
естественный звуковой язык, то есть систему
фонетических знаков, включающую два
принципа: лексический и синтаксический.
Речь является самым универсальным
средством коммуникации, поскольку
при передаче информации при помощи речи
менее всего теряется смысл сообщения.
Правда, этому должна сопутствовать высокая
степень общности понимания ситуации
всеми участниками коммуникативного процесса.
При
помощи речи осуществляется кодирование
и декодирование информации: коммуникатор
в процессе говорения кодирует, а реципиент
в процессе слушания декодирует эту информацию.
Последовательность
действий говорящего исследована достаточно
подробно. С точки зрения передачи
и восприятия смысла сообщения схема
«коммуникатор – сообщение – реципиент»
асимметрична.
Для
коммуникатора смысл информации
предшествует процессу кодирования, так
как «говорящий» сначала имеет
определённый замысел, а затем воплощает
его в систему знаков. Для «слушающего»
смысл принимаемого сообщения раскрывается
одновременно с декодированием. В этом
случае особенно отчётливо проявляется
значение ситуации совместной деятельности:
её осознание включено в сам процесс декодирования;
раскрытие смысла сообщения немыслимо
вне этой ситуации.
Точность
понимания слушающим смысла высказывания
может стать очевидной для
коммуникатора лишь тогда, когда
произойдёт смена «коммуникативных
ролей», т.е. когда реципиент превратится
в коммуникатора и своим высказыванием
даст знать о том, как он раскрыл
смысл принятой информации. Диалог как
специфический вид «разговора» представляет
собой последовательную смену коммуникативных
ролей, в ходе которой выявляется смысл
речевого сообщения.
Мера
известной согласованности действий
коммуникатора и реципиента в
ситуации попеременного принятия ими
этих ролей в большой степени зависит
от их включённости в общий контекст деятельности.
Успешность вербальной коммуникации в
случае диалога определяется тем, насколько
партнёры обеспечивают тематическую направленность
информации, а также её двусторонний характер.
При
характеристике диалога важно всё
время иметь в виду, что его
ведут между собой личности, обладающие
определёнными намерениями, то есть
диалог представляет собой «активный,
двусторонний характер взаимодействия
партнёров». Именно это предопределяет
необходимость внимания к собеседнику,
согласованность, скоординированность
с ним речи. В противном случае будет нарушено
важнейшее условие успешности вербальной
коммуникации понимания смысла того, что
говорит другой, в конечном счёте – понимания,
познания другой личности. Посредством
речи не просто «движется информация»,
но участники коммуникации особым способом
воздействуют друг на друга, ориентируют
друг друга, убеждают друг друга. Могут
существовать две разные задачи в ориентации
партнёра по общению. А.А.Леонтьев предлагает
обозначить их как личностно-речевая ориентация
и социально-речевая ориентация, что отражает
не столько различие адресатов сообщения,
сколько преимущественную тематику, содержание
коммуникации. Само же воздействием может
быть понято различно: оно может носить
характер манипуляции другим человеком,
то есть прямого навязывания ему какой-то
позиции, а может способствовать актуализации
партнёра.
В
социальной психологии существует большое
количество экспериментальных исследований,
выясняющих условия и способы повышения
эффекта речевого воздействия, достаточно
подробно исследованы как формы различных
коммуникативных барьеров, так и способы
их преодоления. Так, выражением сопротивления
принятию информации может быть отключение
внимания слушающего, умышленное снижение
в своём представлении авторитета коммуникатора,
такое же - умышленное или неумышленное
«непонимание» сообщения: то ли в силу
специфики фонетики говорящего, то ли
в силу особенностей его стилистики или
логики построения текста. Соответственно
всякий оратор должен обладать умением
вновь включить внимание слушающего, чем-то
привлечь его, точно так же подтвердить
свой авторитет, совершенствовать манеру
подачи материала. Особое значение имеет
и факт соответствия характера высказывания
ситуации общения, мера и степень формального
характера общения и другие показатели.
Совокупность
определённых мер, направленных на повышение
эффективности речевого воздействия,
получила название «убеждающей коммуникации»,
на основе которой разрабатывается так
называемая экспериментальная риторика
– искусство убеждения посредством речи.
Для учёта всех переменных, включённых
в процесс речевой коммуникации, К.Ховландом
предложена «матрица убеждающей коммуникации»,
которая представляет собой своего рода
модель речевого коммуникативного процесса
с обозначением его отдельных звеньев.
Смысл построения такого рода моделей
в том, чтобы при повышении эффективности
воздействия не упустить ни одного элемента
процесса. Американский журналист Г.Лассуэлл
предложил простейшую модель для изучения
убеждающего воздействия средств массовой
информации:
1)
Кто? (передаёт сообщение) - Коммуникатор
2)
Что? (передаётся) - Сообщение (текст)
3)
Как? (осуществляется передача) - Канал
4)
Кому? (направлено сообщение) - Аудитория
5)
С каким эффектом? - Эффективность
По
поводу каждого элемента этой схемы
предпринято много разнообразных
исследований. Например, всесторонне
описаны характеристики коммуникатора,
способствующие повышению эффективности
его речи. Может быть три типа: открытая
– коммуникатор открыто объявляет себя
сторонником излагаемой точки зрения,
оценивает различные факты в подтверждение
этой точки зрения; отстранённая – коммуникатор
держится подчёркнуто нейтрально, сопоставляет
противоречивые точки зрения, не исключая
ориентации на одну из них, но не заявленную
открыто; закрытая – коммуникатор умалчивает
о своей точке зрения, даже прибегает иногда
к специальным мерам, чтобы скрыть её.
Точно
так же всесторонне исследованы
способы повышения воздействия текста
сообщения. Именно в этой области применяется
методика контент-анализа, устанавливающая
определённые пропорции в соотношении
различных частей текста. Особое значение
имеют работы по изучению аудитории. Результаты
исследования в этой области опровергли
традиционный для XIX века взгляд, что логически
и фактически обоснованная информация
автоматически изменяет поведение аудитории.
Выяснилось (в экспериментах Клаппера),
что никакого автоматизма в данном случае
нет: в действительности наиболее важным
фактором оказалось взаимодействие информации
и установок аудитории.
Рассмотренная
схема играет определённую положительную
роль при познании способов и средств
воздействия в процессе коммуникации.
Однако она и подобные ей схемы
фиксируют лишь структуру процесса
коммуникации, но ведь этот процесс включён
в более сложное явление – общение, поэтому
важно и в этой одной стороне общения увидеть
его содержание. А содержание это состоит
в том, что в процессе коммуникации осуществляется
взаимовлияние людей друг на друга. Чтобы
полностью описать процесс взаимовлияния,
недостаточно только знать структуру
коммуникативного акта, необходимо ещё
проанализировать и мотивы общающихся,
их цели, установки и прочее. Для этого
нужно обратиться к тем знаковым системам,
которые включены в речевое общение помимо
речи.
2
Принципы и нормы вербальной
коммуникации в межличностном
общении
2.1
Особенности повседневной
коммуникации
Основная
форма вербальной коммуникации в
межличностном общении – беседа,
разговор. Будучи средством организации
общения небольшого числа находящихся
рядом и хорошо знакомых друг другу людей,
такая речь обладает несколькими отличительными
особенностями. Это – так называемая
фатическоя речь,
основная цель которой – говорить, чтобы
высказаться и встретить понимание. Обычно
это обмен репликами, содержание которых
ассоциативно связано друг с другом. Поддержание
разговора может служить самоцелью.
Пример:
–
Опять погода портится;
–
У нас всегда так,
после жары – грозы,
а потом холодно;
–
А что творилось
в Москве – слышали?
Какой страшный ураганище?
–
Да, но это еще
что. Вот когда
я несколько лет
назад был на Дальнем
Востоке... и т. д.
Правила,
которыми пользуются собеседники, определяются
ими, скорее, интуитивно. Это обмен
мнениями и чувствами, нелогичный, но
достаточно искренний. Партнеры не стремятся
прийти к единой точке зрения, решить какую-то
проблему, поэтому не особенно соразмеряют
и контролируют сказанное, не очень стараются
подбирать «уместные» слова и фразы, сравнительно
мало перебивают друг друга. Говорящий
зачастую предпочитает сконструировать
новое слово, чем отыскивать в памяти нужное.
Словотворчество и речевой автоматизм
облегчают процесс построения речи и активно
используются.
Повседневная
речь может принять форму разговора
«кругами».
«Говорить
кругами» означает говорить без доказательств,
особенно если тема вызывает у кого-либо
из собеседников сильные эмоции или он
уверен, что его взгляды принимаются всеми.
В этом случае человек просто настаивает
на своем, по принципу «это так, потому
что это так».
Пример:
–
Развод – это ужасно.
–
Почему?
–
Потому что моя
мама считает это
ужасным.
–
Почему она так
считает?
–
Да потому что это
ужасно!
Фатическое
речевое поведение (ассоциативный
способ общения)-речевое
поведение, направленное
на то, чтобы высказаться
и встретить понимание,
на поддержание разговора;
осуществляется обычно
в виде обмена репликами,
содержание которых
ассоциативно связано
друг с другом.