Маркетинговый анализ и оценка внутренней и внешней среды предприятия (на примере ОАО «Тамбовский завод «Комсомолец»

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2014 в 14:10, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность темы работы заключается в том, что исследование внутренней и внешней среды предприятия необходимо для определения реального уровня конкурентоспособности предприятия в результате сопоставления соответствующих факторов.
Цель работы - изучение внутренней и внешней среды предприятия с помощью различных методов и приемов маркетинговых исследований.

Оглавление

Введение 7
1 Теоретические основы маркетинговой среды предприятия 11
1.1 Содержание микросреды предприятия 11
1.2 Сущность макросреды предприятия 19
1.3 Методологические основы анализа маркетинговой среды 26
2 Исследование маркетинговой среды предприятия (на примере ОАО
«Тамбовский завод «Комсомолец» ) 34
2.1 Анализ внутренней среды предприятия 34
2.2 Анализ внешней среды предприятия 45
3 Комплексная оценка внешней и внутренней среды ОАО «Тамбовский
завод «Комсомолец» и выявление проблем его развития 53
3.1 SWOT-анализ внешней и внутренней среды, выявление
возможностей и угроз деятельности 53
3.2 Оценка делового потенциала и конкурентоспособности предприятия 60
Заключение 68
Глоссарий 72
Список использованных источников 74
Список сокращений 77

Файлы: 1 файл

Попова С..doc

— 8.31 Мб (Скачать)


~



Индекс физического объема промышленной продукции, % индекс физического объема инвестиций в основной капитал, %

■lit;




21,04      22,09       25'9


123456789 10


2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012


Рис. 2.2 - Динамика основных макроэкономических показателей экономического развития Тамбовской области

Таблица    2.11  - Изменение    рейтинга    составляющих    инвестиционного климата Тамбовской области за период с 2004 по 2012 гг.

 

Годы

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

Рейтинг инвестиционного потенциала

62

57

59

57

55

55

59

57

59

Рейтинг инвестиционного риска

67

52

32

40

36

50

48

57

33


В 2005г. в области была принята Стратегия социально-экономического развития Тамбовской области до 2015г. Основной целью стратегии является вывод экономики из кризиса и переход к устойчивому социально-экономическому развитию.

Демографическая среда не оказывает влияния на деятельность завода, т.к. спрос на производимые товары не зависит от демографических факторов (демографические взрывы и спады, старение населения, миграции и т.д.).

 

52 Природная   среда.   Завод   расположен   в   жилой   зоне   и   поэтому   надо

уменьшать отходы производства, загрязняющие окружающую среду. Для этого на заводе есть станция нейтрализации и лаборатории, следящие за выбросами в атмосферу и промышленными стоками. Предприятие платит налог за выбросы в атмосферу и налог за промышленные стоки в Госэпидемнадзор, расчет которых зависит от ПДВ и ПДК выбрасываемых в атмосферу веществ.

Научно-техническая среда. Завод следит за всеми новыми разработками, научными достижениями, новыми техническими решениями и старается использовать их у себя в производстве. При сотрудничестве завода с ведущими Вузами Региона (Тамбовским государственным техническим университетом) за последнее время были сделаны научные разработки в области нанотехнологий.

В скором времени планируется поездка в Германию и Францию ведущих специалистов завода за приобретением новых технологий, которые позволят более эффективно использовать имеющиеся ресурсы и снизить себестоимость продукции. Таким образом, научно-техническая среда оказывает положительное влияние на деятельность предприятия.

В целом внешняя среда положительно влияет на деятельность предприятия.

 

53 3 Комплексная оценка внешней и внутренней среды ОАО «Тамбовский

завод «Комсомолец» и выявление проблем его развития

3.1 SWOT --анализ внешней и внутренней среды, выявление возможностей и угроз деятельности

Для комплексной качественной оценки внешней и внутренней среды предприятия используем SWOT-анализ. Прагматичная целесообразность SWOT-анализа заключается в том, что он делает попытку конструктивного улучшения деятельности предприятия во внутренней и внешней среде.

На основе SWOT-матрицы необходимо сформулировать рекомендации и предложения, направленные на улучшение ситуации, сложившейся в деятельности объекта диагностирования за исследуемые периоды, (см. табл.2.12).

Организация должна максимально использовать свои сильные стороны, попытаться преодолеть слабости, воспользоваться благоприятными возможностями и защититься от потенциальных угроз.

К сильным сторонам деятельности предприятия можно отнести следующие позиции:

А) характеристика сильных сторон внутренней среды:

предприятие является современным производством с уникальной технологией и комплексом оборудования широкого спектра применения, находится в постоянном развитии и является одним из основных изготовителей-поставщиков оборудования для спиртовой и ликероводочной промышленности РФ;

- многопрофильность, разнообразие выпускаемой продукции, что стабильно поддерживает экономическую устойчивость завода;

-большое количество поставщиков, независимость от импортных поставок;

-основные средства на предприятии изношены менее, чем наполовину, степень годности фондов намного выше, чем степень износа, процессы обновления фондов   проходят более интенсивно, чем выбытие;

 

54

Таблица 2.12 - SWOT - анализ маркетинговой среды ОАО «Комсомолец»


СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ 


СЛАБЫЕ СТОРОНЫ

 

А) характеристика сильных сторон внутренней среды:


1 .Предприятие является современным производством с уникальной технологией и комплексом оборудования широкого спектра применения, находится в постоянном развитии и является одним из основных изготовителей-поставщиков оборудования для спиртовой и ликероводочной промышленности РФ.

2. Многопрофильность, разнообразие выпускаемой продукции, что стабильно поддерживает экономическую устойчивость завода.

3.Большое количество поставщиков, независимость от импортных поставок.

  1. Основные средства на предприятии   изношены менее, чем наполовину, 
    степень  годности     фондов  намного  выше,  чем  степень     износа,  процессы 
    обновления фондов   проходят более интенсивно, чем выбытие.
  2. На сегодняшний день      в      России, исключая ОАО «Комсомолец», 
    наблюдается    отсутствие    машиностроительных    предприятий,    выпускающих 
    многопрофильную номенклатуру        технологического        оборудования        для 
    пивоваров, отвечающую европейским стандартам.

6. Организационно-управленческая     структура     ОАО     «Комсомолец» 
обладает      специфическими      особенностями,      связанными      с      отраслевой 
принадлежностью и характером деятельности организации;

7. Основная часть продукции реализуется через прямые продажи.

8. Расширяющаяся     география     поставок,     освоение     новых     видов 
оборудования.

9. В финансовой сфере за последние годы   наблюдается увеличение чистой 
прибыли и выручки от продаж.

10. В  области научно-технического  развития на предприятии  ведется 
регулярная работа в области изобретения, внедрения в производство, а также 
лицензирования и патентования новых методов и способов, новых изобретений. 

слабых

сторон



А)        характеристика внутренней среды:

1. Некоторое     влияние     сезонности,     что 
отражается в    увеличении объема продаж в период 
весна-лето.

2. Снижение оборачиваемости всех оборотных 
активов, ухудшение работы с дебиторами и снижение 
оборачиваемости денежных средств.

3. Слишком      разветвлённая       структура 
управления,     которая     влияет     на     увеличение 
накладных расходов предприятия.

  1. Система сбыта завода не развита, несмотря на 
    то, что на заводе имеется отдел сбыта, пять отделов 
    маркетинга   для   различного   оборудования   и   отдел 
    продвижения продукции; отсутствуют такие способы 
    реализации как продажа продукции через филиалы, 
    через дистрибьюторскую сеть, через магазины.
  2. Нестабильность связана с освоением выпуска 
    новых    видов    продукции,    диверсификацией    рынка 
    сбыта, ростом конкуренции, в т.ч. со стороны западных 
    компаний.

6. В      финансовой      сфере:      предприятие 
развивается        не    стабильно;    отмечены    периоды 
убыточности, негативная    динамика рентабельности 
собственного   капитала,       рентабельности   активов, 
чистой    прибыльности,    рентабельности    продаж    и 
оборачиваемости капитала; коэффициенты 
ликвидности    и    финансовой    устойчивости    ниже 
нормативных   уровней;   темпы   роста   собственного 
капитала замедлились

 

55

Продолжение таблицы   2.12

Б) характеристика сильных сторон внешней среды:


  1. Широкие рынки сбыта продукции; завод   работает на региональных, 
    общероссийских и зарубежных рынках продукции по сегментам, входящим в 
    сферу его интересов.
  2. Общее состояние экономики страны в данный момент характеризуется 
    стабильностью и динамичными темпами развития, что положительно влияет на 
    деятельность предприятия.

3. Снижение    процентных   ставок   по    кредиту   до    12    -16    %    для 
промышленных предприятий дает возможность увеличивать кредитные ресурсы 
предприятия.

4. Покупательная способность населения не влияет на объемы продаж, так 
как завод выпускает товары промышленного назначения.

5. Снижение  налоговых  ставок  положительно  влияет  на деятельность 
предприятия.

6. Положительное влияние на развитие деятельности завода   в последнее 
время играет оздоровление инвестиционного    климата    Тамбовской области и 
повышение притока инвестиций в отдельные отрасли промышленности.

7. Принятие    законов,     стимулирующих    развитие    региона    также 
положительно влияет на развитие предприятия.

  1. Демографическая среда не оказывает влияния на деятельность завода.
  2. Завод следит за всеми новыми разработками, научными достижениями, 
    новыми   техническими   решениями   и   старается   использовать   их   у   себя   в 
    производстве.
 

Б) характеристика слабых сторон внешней среды:

1 .Насыщение рынка производимым

оборудованием конкурентов в последние годы.

  1. Анализ   рынков   сбыта   продукции   (работ, 
    услуг) показал, что потребителей,   делающих   заказы 
    из   года   в   год   нет,   что   обусловлено спецификой 
    производимого    оборудования.
  2. Возрастающие    негативные    тенденции    в 
    демографической среде региона,    переток трудовых 
    ресурсов в регионы с более высокими заработками

4. Нестабильность налогового законодательства, 
частое изменение процедур взимания налогов

5. Слабая поддержка со стороны государства 
отрасли   машиностроения,   что   может   сказаться   на 
ужесточении   внешних      условий   ведения   бизнеса 
предприятия

 

56 Продолжение таблицы 2.12


ВОЗМОЖНОСТИ


1.Для повышения эффективности использования средств производства возможна замена устаревшего оборудования и внедрение новых технологий (ноу-хау)


  1. Сокращение и продажа нерентабельных производств.
  2. Возможно улучшение материально-технического снабжения и сбыта 
    готовой продукции.

4. Возможно    внедрение    системы    снабжения    «точно    -   во    время», 
рационализация   складского   хозяйства,   повышение   эффективности  подсобных 
хозяйств и сервиса.

  1. Постоянное    изменение    (улучшение)    структуры    управления    ОАО 
    «Комсомолец»
  2. Привлечение дополнительных финансовых ресурсов за счет улучшения 
    расчетов с дебиторами.
  3. Расширение хозяйственной деятельности за счет освоения новых видов 
    продукции и захвата новых рынков сбыта.

 

  1. Использование   денежных   средств   за   счет   увеличения   денежных 
    поступлений.
  2. Повышение   ликвидности   и   финансовой   устойчивости,   рост  чистой 
    прибыли, выручки, рентабельности и оборачиваемости.
  3. Совершенствование системы финансового менеджмента на предприятии 
    за счет внедрения бюджетирования.

 

  1. Возможность контроля за    состоянием расчетов по просроченным 
    задолженностям; своевременное выявление   недопустимых видов дебиторской и 
    кредиторской задолженности.
  2. Создание  на предприятии резервов на возможные потери (резервы по 
    сомнительным    долгам)    в    зависимости    от    классификации    дебиторской 
    задолженности.
  3. Использование государственной поддержки при реализации крупных 
    инвестиционных   проектов,   способствующих     обновлению   основных   фондов 
    предприятия и развитию региона.
 

УГРОЗЫ

  1. Ухудшение платежной дисциплины
  2. Рост цен на сырье, материалы и полуфабрикаты
  3. Невозможность   покрытия   наиболее   срочных 
    обязательств перед кредиторами
  4. Потеря поставщиков
  5. Неустойчивое финансовое состояние в области 
    обеспеченности    запасов    и    затрат    источниками 
    формирования
  6. Невозможность        проведения        финансовых 
    маневров

Информация о работе Маркетинговый анализ и оценка внутренней и внешней среды предприятия (на примере ОАО «Тамбовский завод «Комсомолец»