Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2014 в 14:10, дипломная работа
Актуальность темы работы заключается в том, что исследование внутренней и внешней среды предприятия необходимо для определения реального уровня конкурентоспособности предприятия в результате сопоставления соответствующих факторов.
Цель работы - изучение внутренней и внешней среды предприятия с помощью различных методов и приемов маркетинговых исследований.
Введение 7
1 Теоретические основы маркетинговой среды предприятия 11
1.1 Содержание микросреды предприятия 11
1.2 Сущность макросреды предприятия 19
1.3 Методологические основы анализа маркетинговой среды 26
2 Исследование маркетинговой среды предприятия (на примере ОАО
«Тамбовский завод «Комсомолец» ) 34
2.1 Анализ внутренней среды предприятия 34
2.2 Анализ внешней среды предприятия 45
3 Комплексная оценка внешней и внутренней среды ОАО «Тамбовский
завод «Комсомолец» и выявление проблем его развития 53
3.1 SWOT-анализ внешней и внутренней среды, выявление
возможностей и угроз деятельности 53
3.2 Оценка делового потенциала и конкурентоспособности предприятия 60
Заключение 68
Глоссарий 72
Список использованных источников 74
Список сокращений 77
~
Индекс физического объема промышленной продукции, % индекс физического объема инвестиций в основной капитал, %
■lit;
21,04 22,09 25'9
123456789 10
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
Рис. 2.2 - Динамика основных макроэкономических показателей экономического развития Тамбовской области
Таблица 2.11 - Изменение рейтинга составляющих инвестиционного климата Тамбовской области за период с 2004 по 2012 гг.
Годы |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
Рейтинг инвестиционного потенциала |
62 |
57 |
59 |
57 |
55 |
55 |
59 |
57 |
59 |
Рейтинг инвестиционного риска |
67 |
52 |
32 |
40 |
36 |
50 |
48 |
57 |
33 |
В 2005г. в области была принята Стратегия социально-экономического развития Тамбовской области до 2015г. Основной целью стратегии является вывод экономики из кризиса и переход к устойчивому социально-экономическому развитию.
Демографическая среда не оказывает влияния на деятельность завода, т.к. спрос на производимые товары не зависит от демографических факторов (демографические взрывы и спады, старение населения, миграции и т.д.).
52 Природная среда. Завод расположен в жилой зоне и поэтому надо
уменьшать отходы производства, загрязняющие окружающую среду. Для этого на заводе есть станция нейтрализации и лаборатории, следящие за выбросами в атмосферу и промышленными стоками. Предприятие платит налог за выбросы в атмосферу и налог за промышленные стоки в Госэпидемнадзор, расчет которых зависит от ПДВ и ПДК выбрасываемых в атмосферу веществ.
Научно-техническая среда. Завод следит за всеми новыми разработками, научными достижениями, новыми техническими решениями и старается использовать их у себя в производстве. При сотрудничестве завода с ведущими Вузами Региона (Тамбовским государственным техническим университетом) за последнее время были сделаны научные разработки в области нанотехнологий.
В скором времени планируется поездка в Германию и Францию ведущих специалистов завода за приобретением новых технологий, которые позволят более эффективно использовать имеющиеся ресурсы и снизить себестоимость продукции. Таким образом, научно-техническая среда оказывает положительное влияние на деятельность предприятия.
В целом внешняя среда положительно влияет на деятельность предприятия.
53 3 Комплексная оценка внешней и внутренней среды ОАО «Тамбовский
завод «Комсомолец» и выявление проблем его развития
3.1 SWOT --анализ внешней и внутренней среды, выявление возможностей и угроз деятельности
Для комплексной качественной оценки внешней и внутренней среды предприятия используем SWOT-анализ. Прагматичная целесообразность SWOT-анализа заключается в том, что он делает попытку конструктивного улучшения деятельности предприятия во внутренней и внешней среде.
На основе SWOT-матрицы необходимо сформулировать рекомендации и предложения, направленные на улучшение ситуации, сложившейся в деятельности объекта диагностирования за исследуемые периоды, (см. табл.2.12).
Организация должна максимально использовать свои сильные стороны, попытаться преодолеть слабости, воспользоваться благоприятными возможностями и защититься от потенциальных угроз.
К сильным сторонам деятельности предприятия можно отнести следующие позиции:
А) характеристика сильных сторон внутренней среды:
предприятие является современным производством с уникальной технологией и комплексом оборудования широкого спектра применения, находится в постоянном развитии и является одним из основных изготовителей-поставщиков оборудования для спиртовой и ликероводочной промышленности РФ;
- многопрофильность, разнообразие выпускаемой продукции, что стабильно поддерживает экономическую устойчивость завода;
-большое количество поставщиков, независимость от импортных поставок;
-основные средства на предприятии изношены менее, чем наполовину, степень годности фондов намного выше, чем степень износа, процессы обновления фондов проходят более интенсивно, чем выбытие;
54
Таблица 2.12 - SWOT - анализ маркетинговой среды ОАО «Комсомолец»
СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ
СЛАБЫЕ СТОРОНЫ
А) характеристика сильных сторон внутренней среды:
1 .Предприятие является современным производством с уникальной технологией и комплексом оборудования широкого спектра применения, находится в постоянном развитии и является одним из основных изготовителей-поставщиков оборудования для спиртовой и ликероводочной промышленности РФ.
2. Многопрофильность, разнообразие выпускаемой продукции, что стабильно поддерживает экономическую устойчивость завода.
3.Большое количество поставщиков, независимость от импортных поставок.
6. Организационно-
обладает
специфическими особенностями,
связанными с
отраслевой
принадлежностью
и характером деятельности организации;
7. Основная часть продукции реализуется через прямые продажи.
8. Расширяющаяся
география поставок,
освоение новых
видов
оборудования.
9. В финансовой
сфере за последние годы наблюдается
увеличение чистой
прибыли
и выручки от продаж.
10. В области
научно-технического развития на предприятии
ведется
регулярная
работа в области изобретения, внедрения
в производство, а также
лицензирования
и патентования новых методов и способов,
новых изобретений.
слабых
сторон
А) характеристика внутренней среды:
1. Некоторое
влияние сезонности,
что
отражается
в увеличении объема продаж
в период
весна-лето.
2. Снижение
оборачиваемости всех оборотных
активов,
ухудшение работы с дебиторами и снижение
оборачиваемости
денежных средств.
3. Слишком
разветвлённая структура
управления,
которая влияет
на увеличение
накладных
расходов предприятия.
6. В
финансовой сфере:
предприятие
развивается
не стабильно; отмечены
периоды
убыточности,
негативная динамика рентабельности
собственного
капитала, рентабельности
активов,
чистой
прибыльности, рентабельности
продаж и
оборачиваемости капитала; коэф
ликвидности
и финансовой устойчивости
ниже
нормативных
уровней; темпы роста
собственного
капитала
замедлились
55
Продолжение таблицы 2.12
Б) характеристика сильных сторон внешней среды:
3. Снижение
процентных ставок по
кредиту до 12
-16 % для
промышленных
предприятий дает возможность увеличивать
кредитные ресурсы
предприятия.
4. Покупательная
способность населения не влияет на объемы
продаж, так
как
завод выпускает товары промышленного
назначения.
5. Снижение
налоговых ставок положительно
влияет на деятельность
предприятия.
6. Положительное
влияние на развитие деятельности завода
в последнее
время
играет оздоровление инвестиционного
климата Тамбовской области
и
повышение
притока инвестиций в отдельные отрасли
промышленности.
7. Принятие
законов, стимулирующих
развитие региона
также
положительно
влияет на развитие предприятия.
Б) характеристика слабых сторон внешней среды:
1 .Насыщение рынка производимым
оборудованием конкурентов в последние годы.
4. Нестабильность
налогового законодательства,
частое
изменение процедур взимания налогов
5. Слабая поддержка
со стороны государства
отрасли
машиностроения, что может
сказаться на
ужесточении
внешних условий
ведения бизнеса
предприятия
56 Продолжение таблицы 2.12
ВОЗМОЖНОСТИ
1.Для повышения эффективности использования средств производства возможна замена устаревшего оборудования и внедрение новых технологий (ноу-хау)
4. Возможно
внедрение системы
снабжения «точно
- во время»,
рационализация
складского хозяйства, повышение
эффективности подсобных
хозяйств
и сервиса.
УГРОЗЫ