Маркетинговый анализ и оценка внутренней и внешней среды предприятия (на примере ОАО «Тамбовский завод «Комсомолец»

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2014 в 14:10, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность темы работы заключается в том, что исследование внутренней и внешней среды предприятия необходимо для определения реального уровня конкурентоспособности предприятия в результате сопоставления соответствующих факторов.
Цель работы - изучение внутренней и внешней среды предприятия с помощью различных методов и приемов маркетинговых исследований.

Оглавление

Введение 7
1 Теоретические основы маркетинговой среды предприятия 11
1.1 Содержание микросреды предприятия 11
1.2 Сущность макросреды предприятия 19
1.3 Методологические основы анализа маркетинговой среды 26
2 Исследование маркетинговой среды предприятия (на примере ОАО
«Тамбовский завод «Комсомолец» ) 34
2.1 Анализ внутренней среды предприятия 34
2.2 Анализ внешней среды предприятия 45
3 Комплексная оценка внешней и внутренней среды ОАО «Тамбовский
завод «Комсомолец» и выявление проблем его развития 53
3.1 SWOT-анализ внешней и внутренней среды, выявление
возможностей и угроз деятельности 53
3.2 Оценка делового потенциала и конкурентоспособности предприятия 60
Заключение 68
Глоссарий 72
Список использованных источников 74
Список сокращений 77

Файлы: 1 файл

Попова С..doc

— 8.31 Мб (Скачать)

 

63

 

 

Были случаи невыполнения взятых на себя обязательств, но это не является системной практикой

2

     

Руководство предприятия часто не «держит слова» и не выказывает инициативы в решении возникающих проблем

1

Текучесть кадров

Высокая, в том числе в среде высшего и среднего менеджмента

1

2

3

3

Средняя, менеджмент, как правило, не меняется довольно длительное время

2

Низкая, предприятие имеет устоявшийся коллектив

3

Организационная структура

Полностью соответствует масштабам бизнеса

3

3

2

2

Имеются отдельные недостатки организационной структуры, например, частичное дублирование функций, либо идет процесс реорганизации предприятия

2

Не адекватна масштабам бизнеса, например, ввиду отсутствия формализованных процедур

1

Финансовый менеджмент

Финансовое состояние хорошее, абсолютная ликвидность баланса, высокая оборачиваемость и рентабельность бизнеса

3

1

2

2

Существуют отрицательная динамика по отдельным направлениям финансового состояния предприятия

2

Платежеспособность низкая, наблюдается убыточность производственной деятельности, низкая оборачиваемость капитала

1

Оценка сбыта продукции

Адекватность системы сбыта

Система сбыта налажена таким образом, что может быть реализован практически любой объем продукции, произведенной предприятием

3

2

 

3

Система сбыта в целом налажена, но иногда случаются затоваривания

2

Система сбыта не налажена, продукция отгружается «случайным» покупателям, затоваривания случаются довольно часто

1

Ценовая стратегия

Цены в целом соответствуют среднерыночным, имеется обоснованная ценовая стратегия, призванная стимулировать сбыт

3

3

2

2


 

64

 

 

Цены в целом соответствуют среднерыночным, но ценовая стратегия отсутствует или хуже чем у конкурентов

2

     

Цены выше среднерыночных для продукции аналогичного качества, обоснованность цен вызывает сомнения

1

Зависимость предприятия от одного покупателя

Низкая, потеря одного или нескольких клиентов существенно не скажется на объемах выручки

3

2

 

3

Средняя, потеря одного или нескольких клиентов существенно скажется на объемах выручки, но не катастрофически

2

Высокая, потеря одного клиента может привести к катастрофическим последствиям

1

Добросовестность дебиторов

Высокая, предприятие практически не имеет просроченной дебиторской задолженности

3

1

2

2

Средняя, зачастую возникают просрочки, но безнадежная задолженность отсутствует или ее доля незначительна

2

Низкая, просрочки являются обычной практикой, довольно существенна доля безнадежной задолженности

1

Оценка производства

Зависимость от поставщиков

Низкая, предприятие имеет возможность выбора из значительного количества поставщиков каждого вида сырья, материалов или комплектующих

3

2

3

3

Средняя, предприятие имеет возможность выбора из незначительного количества поставщиков каждого вида сырья, материалов или комплектующих либо по отдельным видам существует единственный поставщик

2

Высокая, предприятие не имеет возможности выбора поставщиков для основных видов сырья, материалов и комплектующих

1

Производствен ные мощности

Мощности предприятия загружены, но существует достаточный резерв мощностей, «узкие» участки отсутствуют

3

3

3

3

Мощности предприятия загружены, но существует достаточный резерв мощностей, хотя имеются отдельные «узкие» участки

2

Предприятие работает на пределе мощностей

1


 

 

65

 

Тип производства

Предприятие производит продукцию массовым или крупносерийным способом, которая находит сбыт независимо от наличия заказов

3

2

2

2

Предприятие производит продукцию мелкими сериями

2

Предприятие производит продукцию на заказ в соответствии с требованиями заказчика

1

Соблюдение технологических, санитарных, экологических норм и правил, а также норм охраны труда

Четкое соблюдение всех норм и правил, взыскания отсутствуют

3

2

2

3

Имеются отдельные недостатки, например, несоблюдение экологических норм, но эти недостатки не являются существенными

2

Предприятие постоянно нарушает установленные нормы и правила

1

Сумма баллов

 

46

50

50

Класс делового потенциала

 

3

2

2


За 2010 г. по сумме баллов предприятие было отнесено третьему классу. Это означает, что деловой потенциал ниже среднего, имеются проблемы в хозяйственной деятельности. В данном году у предприятия были проблемы в финансовом состоянии и оно закончило год с убытками.

За 2011г. и 2012 г. предприятие было отнесено ко 2-му классу делового потенциала. Это означает, что деловой потенциал выше среднего, а конкурентоспособность предприятия повысилась.

За последние 5 пять лет машиностроение в РФ развивается хотя и небольшими, но уверенными темпами (3-5% в год в зависимости от региона). Инвестиции в отрасль растут из года в год.

За последние годы в машиностроение проходит реконструкция и модернизация производственных мощностей предприятий, что требует значительного объема инвестиций. Хотя значительная часть фондов остается устаревшей как в физическом, так и в моральном плане (оборудование закупалось еще в 60-80-ых годах XX века).

Предприятиям машиностроения оказывается значительная поддержка со стороны местных органов власти.

 

66

За последние годы предприятие достиг значительного прогресса в области производства и реализации продукции. Рост объемов производства за период с 2009 по 2012 год составил 3,9 раза, хотя в 2009 году произошло некоторое его снижение.

В 2006-2007 годах был проведен первый этап реконструкции предприятия (реализован инвестиционный проект на сумму 1 млн. долларов США), которая позволила выпускать новые виды оборудования (крупногабаритное технологическое емкостное оборудование для производства пива, молока, нефтегазового комплекса) -- реконструкция производственных помещений, приобретение и самостоятельное изготовление нового оборудования. В 2003 был запущен новый инвестиционный проект (общая сумма более 2 млн. долларов) по модернизации производственных мощностей -- проводится практически полная замена металлообрабатывающего и сварочного оборудования на немецкие аналоги, производительность которых на порядок выше, меняются системы отопления, системы снабжения воздухом, строятся новые производственные помещения.

Общую оценку результатов деятельности предприятия в рамках отрасли можно охарактеризовать как положительную, динамику развития по сравнению с другими аналогичными предприятиями.

Среди положительных факторов развития можно назвать значительную диверсификацию бизнеса предприятия по рыночным сегментам: выход как на новые продуктовые рынки, так и на новые географические рынки. Кроме того, положительным моментом явилось проведение реконструкции и модернизации производства, что позволило предприятию оставаться на технологическом уровне, сопоставимом с производствами западных стран.

Среди негативных факторов, можно отметить резкое увеличение конкуренции в отрасли, в том числе и от западных фирм-производителей, пытающихся захватить отечественный рынок. В последнее время наряду с такими важными преимуществами конкурентов как скорость изготовления заказов, западные конкуренты предлагают более выгодные условия финансирования.

В области качества продукции и цен, несомненным лидером на территории РФ и стран СНГ является предприятие.

 

67

В качестве мер, принимаемых с целью повышения конкурентных преимуществ предприятия планируется:

-поиск новых рынков сбыта продукции;

- сотрудничество с западными компаниями по совместному производству 
оборудования    по    западным    технологиям    на    производственных    мощностях 
предприятия;

- сотрудничество   с   различными   финансовыми   институтами   с   целью 
предложения более конкурентных условий поставки (отсрочка, лизинг);

-продолжение обновления станочного парка с целью увеличения 
производственных мощностей, качества продукции, уменьшения сроков 
изготовления заказов. 

 

68 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенных исследований можно сделать следующие выводы.

Маркетинговая среда фирмы - совокупность активных субъектов и сил, действующих за пределами фирмы и влияющих на возможности руководства службой маркетинга устанавливать и поддерживать с целевыми клиентами отношения успешного сотрудничества.

Исследование внутренней и внешней среды предприятий ставит целью определение реального уровня конкурентоспособности предприятия в результате сопоставления соответствующих факторов.

Анализ внутренней среды фирмы предполагает анализ производства, финансов, оборудования, кадров и других ресурсов. Макросреда - силы более широкого социального плана, оказывающие влияние на микросреду, такие, как факторы демографического, экономического, природного, научно-технического, политического и культурного характера.

В последнее время в практике анализа маркетинговой среды все более широкое применение находит SWOT-анализ, скоринговый анализ и портфельный анализ.

Объектом исследования выпускной работы являлось открытое акционерное общество «Тамбовский завод «Комсомолец» им. Н.С.Артемова».

Для комплексного анализа маркетинговой среды был использован SWOT-анализ. В результате анализа были выявлены сильные и слабые стороны предприятия, а также возможности и угрозы.

Исследование внутренней среды предприятия было проведено на основании анализа потенциала предприятия по следующим разделам: производство; управление; распределение и сбыт продукции; маркетинг; финансы.

Основными видами деятельности предприятия являются разработка, изготовление и реализации продукции производственно-технического назначения,    в    том    числе:    оборудования    для химической промышленности,

 

69 спиртовой      и    ликероводочной промышленности;   оборудования   для   пищевой

промышленности;   оборудования для нефтегазовых предприятий;

оборудования для энергетического комплекса атомной энергетики; оборудование, использующееся при изготовлении сахара, а также монтаж и сервисное обслуживание поставляемого оборудования. Многопрофильность, разнообразие выпускаемой продукции стабильно поддерживает экономическую устойчивость завода. Предприятие работает с большим количеством как российских, так и зарубежных поставщиков сырья, материалов и комплектующих.

Информация о работе Маркетинговый анализ и оценка внутренней и внешней среды предприятия (на примере ОАО «Тамбовский завод «Комсомолец»