Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2014 в 14:10, дипломная работа
Актуальность темы работы заключается в том, что исследование внутренней и внешней среды предприятия необходимо для определения реального уровня конкурентоспособности предприятия в результате сопоставления соответствующих факторов.
Цель работы - изучение внутренней и внешней среды предприятия с помощью различных методов и приемов маркетинговых исследований.
Введение 7
1 Теоретические основы маркетинговой среды предприятия 11
1.1 Содержание микросреды предприятия 11
1.2 Сущность макросреды предприятия 19
1.3 Методологические основы анализа маркетинговой среды 26
2 Исследование маркетинговой среды предприятия (на примере ОАО
«Тамбовский завод «Комсомолец» ) 34
2.1 Анализ внутренней среды предприятия 34
2.2 Анализ внешней среды предприятия 45
3 Комплексная оценка внешней и внутренней среды ОАО «Тамбовский
завод «Комсомолец» и выявление проблем его развития 53
3.1 SWOT-анализ внешней и внутренней среды, выявление
возможностей и угроз деятельности 53
3.2 Оценка делового потенциала и конкурентоспособности предприятия 60
Заключение 68
Глоссарий 72
Список использованных источников 74
Список сокращений 77
63
Были случаи невыполнения взятых на себя обязательств, но это не является системной практикой |
2 |
||||
Руководство предприятия часто не «держит слова» и не выказывает инициативы в решении возникающих проблем |
1 | ||||
Текучесть кадров |
Высокая, в том числе в среде высшего и среднего менеджмента |
1 |
2 |
3 |
3 |
Средняя, менеджмент, как правило, не меняется довольно длительное время |
2 | ||||
Низкая, предприятие имеет устоявшийся коллектив |
3 | ||||
Организационная структура |
Полностью соответствует масштабам бизнеса |
3 |
3 |
2 |
2 |
Имеются отдельные недостатки организационной структуры, например, частичное дублирование функций, либо идет процесс реорганизации предприятия |
2 | ||||
Не адекватна масштабам бизнеса, например, ввиду отсутствия формализованных процедур |
1 | ||||
Финансовый менеджмент |
Финансовое состояние хорошее, абсолютная ликвидность баланса, высокая оборачиваемость и рентабельность бизнеса |
3 |
1 |
2 |
2 |
Существуют отрицательная динамика по отдельным направлениям финансового состояния предприятия |
2 | ||||
Платежеспособность низкая, наблюдается убыточность производственной деятельности, низкая оборачиваемость капитала |
1 | ||||
Оценка сбыта продукции | |||||
Адекватность системы сбыта |
Система сбыта налажена таким образом, что может быть реализован практически любой объем продукции, произведенной предприятием |
3 |
2 |
3 | |
Система сбыта в целом налажена, но иногда случаются затоваривания |
2 | ||||
Система сбыта не налажена, продукция отгружается «случайным» покупателям, затоваривания случаются довольно часто |
1 | ||||
Ценовая стратегия |
Цены в целом соответствуют среднерыночным, имеется обоснованная ценовая стратегия, призванная стимулировать сбыт |
3 |
3 |
2 |
2 |
64
Цены в целом соответствуют среднерыночным, но ценовая стратегия отсутствует или хуже чем у конкурентов |
2 |
||||
Цены выше среднерыночных для продукции аналогичного качества, обоснованность цен вызывает сомнения |
1 | ||||
Зависимость предприятия от одного покупателя |
Низкая, потеря одного или нескольких клиентов существенно не скажется на объемах выручки |
3 |
2 |
3 | |
Средняя, потеря одного или нескольких клиентов существенно скажется на объемах выручки, но не катастрофически |
2 | ||||
Высокая, потеря одного клиента может привести к катастрофическим последствиям |
1 | ||||
Добросовестность дебиторов |
Высокая, предприятие практически не имеет просроченной дебиторской задолженности |
3 |
1 |
2 |
2 |
Средняя, зачастую возникают просрочки, но безнадежная задолженность отсутствует или ее доля незначительна |
2 | ||||
Низкая, просрочки являются обычной практикой, довольно существенна доля безнадежной задолженности |
1 | ||||
Оценка производства | |||||
Зависимость от поставщиков |
Низкая, предприятие имеет возможность выбора из значительного количества поставщиков каждого вида сырья, материалов или комплектующих |
3 |
2 |
3 |
3 |
Средняя, предприятие имеет возможность выбора из незначительного количества поставщиков каждого вида сырья, материалов или комплектующих либо по отдельным видам существует единственный поставщик |
2 | ||||
Высокая, предприятие не имеет возможности выбора поставщиков для основных видов сырья, материалов и комплектующих |
1 | ||||
Производствен ные мощности |
Мощности предприятия загружены, но существует достаточный резерв мощностей, «узкие» участки отсутствуют |
3 |
3 |
3 |
3 |
Мощности предприятия загружены, но существует достаточный резерв мощностей, хотя имеются отдельные «узкие» участки |
2 | ||||
Предприятие работает на пределе мощностей |
1 |
65
Тип производства |
Предприятие производит продукцию массовым или крупносерийным способом, которая находит сбыт независимо от наличия заказов |
3 |
2 |
2 |
2 |
Предприятие производит продукцию мелкими сериями |
2 | ||||
Предприятие производит продукцию на заказ в соответствии с требованиями заказчика |
1 | ||||
Соблюдение технологических, санитарных, экологических норм и правил, а также норм охраны труда |
Четкое соблюдение всех норм и правил, взыскания отсутствуют |
3 |
2 |
2 |
3 |
Имеются отдельные недостатки, например, несоблюдение экологических норм, но эти недостатки не являются существенными |
2 | ||||
Предприятие постоянно нарушает установленные нормы и правила |
1 | ||||
Сумма баллов |
46 |
50 |
50 | ||
Класс делового потенциала |
3 |
2 |
2 |
За 2010 г. по сумме баллов предприятие было отнесено третьему классу. Это означает, что деловой потенциал ниже среднего, имеются проблемы в хозяйственной деятельности. В данном году у предприятия были проблемы в финансовом состоянии и оно закончило год с убытками.
За 2011г. и 2012 г. предприятие было отнесено ко 2-му классу делового потенциала. Это означает, что деловой потенциал выше среднего, а конкурентоспособность предприятия повысилась.
За последние 5 пять лет машиностроение в РФ развивается хотя и небольшими, но уверенными темпами (3-5% в год в зависимости от региона). Инвестиции в отрасль растут из года в год.
За последние годы в машиностроение проходит реконструкция и модернизация производственных мощностей предприятий, что требует значительного объема инвестиций. Хотя значительная часть фондов остается устаревшей как в физическом, так и в моральном плане (оборудование закупалось еще в 60-80-ых годах XX века).
Предприятиям машиностроения оказывается значительная поддержка со стороны местных органов власти.
66
За последние годы предприятие достиг значительного прогресса в области производства и реализации продукции. Рост объемов производства за период с 2009 по 2012 год составил 3,9 раза, хотя в 2009 году произошло некоторое его снижение.
В 2006-2007 годах был проведен первый этап реконструкции предприятия (реализован инвестиционный проект на сумму 1 млн. долларов США), которая позволила выпускать новые виды оборудования (крупногабаритное технологическое емкостное оборудование для производства пива, молока, нефтегазового комплекса) -- реконструкция производственных помещений, приобретение и самостоятельное изготовление нового оборудования. В 2003 был запущен новый инвестиционный проект (общая сумма более 2 млн. долларов) по модернизации производственных мощностей -- проводится практически полная замена металлообрабатывающего и сварочного оборудования на немецкие аналоги, производительность которых на порядок выше, меняются системы отопления, системы снабжения воздухом, строятся новые производственные помещения.
Общую оценку результатов деятельности предприятия в рамках отрасли можно охарактеризовать как положительную, динамику развития по сравнению с другими аналогичными предприятиями.
Среди положительных факторов развития можно назвать значительную диверсификацию бизнеса предприятия по рыночным сегментам: выход как на новые продуктовые рынки, так и на новые географические рынки. Кроме того, положительным моментом явилось проведение реконструкции и модернизации производства, что позволило предприятию оставаться на технологическом уровне, сопоставимом с производствами западных стран.
Среди негативных факторов, можно отметить резкое увеличение конкуренции в отрасли, в том числе и от западных фирм-производителей, пытающихся захватить отечественный рынок. В последнее время наряду с такими важными преимуществами конкурентов как скорость изготовления заказов, западные конкуренты предлагают более выгодные условия финансирования.
В области качества продукции и цен, несомненным лидером на территории РФ и стран СНГ является предприятие.
67
В качестве мер, принимаемых с целью повышения конкурентных преимуществ предприятия планируется:
-поиск новых рынков сбыта продукции;
- сотрудничество
с западными компаниями по совместному
производству
оборудования по
западным технологиям
на производственных
мощностях
предприятия;
- сотрудничество
с различными финансовыми
институтами с целью
предложения более конкурентных условий
поставки (отсрочка, лизинг);
-продолжение обновления
станочного парка с целью увеличения
производственных мощностей, качества
продукции, уменьшения сроков
изготовления заказов.
68 ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенных исследований можно сделать следующие выводы.
Маркетинговая среда фирмы - совокупность активных субъектов и сил, действующих за пределами фирмы и влияющих на возможности руководства службой маркетинга устанавливать и поддерживать с целевыми клиентами отношения успешного сотрудничества.
Исследование внутренней и внешней среды предприятий ставит целью определение реального уровня конкурентоспособности предприятия в результате сопоставления соответствующих факторов.
Анализ внутренней среды фирмы предполагает анализ производства, финансов, оборудования, кадров и других ресурсов. Макросреда - силы более широкого социального плана, оказывающие влияние на микросреду, такие, как факторы демографического, экономического, природного, научно-технического, политического и культурного характера.
В последнее время в практике анализа маркетинговой среды все более широкое применение находит SWOT-анализ, скоринговый анализ и портфельный анализ.
Объектом исследования выпускной работы являлось открытое акционерное общество «Тамбовский завод «Комсомолец» им. Н.С.Артемова».
Для комплексного анализа маркетинговой среды был использован SWOT-анализ. В результате анализа были выявлены сильные и слабые стороны предприятия, а также возможности и угрозы.
Исследование внутренней среды предприятия было проведено на основании анализа потенциала предприятия по следующим разделам: производство; управление; распределение и сбыт продукции; маркетинг; финансы.
Основными видами деятельности предприятия являются разработка, изготовление и реализации продукции производственно-технического назначения, в том числе: оборудования для химической промышленности,
69 спиртовой и ликероводочной промышленности; оборудования для пищевой
промышленности; оборудования для нефтегазовых
оборудования для энергетического комплекса атомной энергетики; оборудование, использующееся при изготовлении сахара, а также монтаж и сервисное обслуживание поставляемого оборудования. Многопрофильность, разнообразие выпускаемой продукции стабильно поддерживает экономическую устойчивость завода. Предприятие работает с большим количеством как российских, так и зарубежных поставщиков сырья, материалов и комплектующих.