Анализ внутренней маркетинговой среды предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 08:39, контрольная работа

Краткое описание

Достижение поставленных предприятием целей зависит не только от ресурсных возможностей предприятия, но и от состояния конкуренции между предприятиями, от тенденций и событий, имеющих место в маркетинговой среде вообще.
Маркетинговая среда обладает качествами изменчивости, неопределенности, наложения ограничений и глубоко затрачивает деятельность предприятия. Маркетинговая среда несет в себе и возможности, и предотвращения негативных последствий предприятие должно следить за изменениями среды, используя маркетинговые исследования и текущую маркетинговую информацию.
Маркетинговая среда складывается из микросреды и макросреды предприятия.

Файлы: 1 файл

Маркетинговый анализ.doc

— 104.00 Кб (Скачать)

 

1. Маркетинговая  среда предприятия

 

 Достижение поставленных  предприятием целей зависит не  только от ресурсных возможностей  предприятия, но и от состояния  конкуренции между предприятиями,  от тенденций и событий, имеющих  место в маркетинговой среде  вообще.

 Маркетинговая среда  обладает качествами изменчивости, неопределенности, наложения ограничений  и глубоко затрачивает деятельность  предприятия. Маркетинговая среда  несет в себе и возможности,  и предотвращения негативных  последствий предприятие должно  следить за изменениями среды, используя маркетинговые исследования и текущую маркетинговую информацию.

 Маркетинговая среда  складывается из микросреды и  макросреды предприятия. 

 Микросреда предприятия  – факторы, имеющие непосредственное  отношение к предприятию и определяющие его возможность по обслуживанию клиентуры.

 Макросреда предприятия  – факторы социального характера  (демографические, экономические,  технические, политические и социальные), оказывающие влияние на микросреду  предприятия и влияющие на  маркетинговые решения предприятия.

 Все факторы маркетинга  можно подразделить на две  большие группы – внешние и  внутренние.

 Каждая из этих  групп, подразделяется еще на  две подгруппы, а те в свою  очередь уже на конкретные  факторы. Так, в структуре внешних  факторов выделяют факторы макросреды и микросреды. Факторы макросреды являются порождением природы и общества вообще. Они, безусловно имеют отношения к бизнесу, но в значительной своей части (за исключением той составляющей политических факторов, которая связана с налогами, с законами, регламентирующими предпринимательскую деятельность) не являются прямым порождением предпринимательства. Факторы же микросреды, тоже являясь внешними и неподконтрольными, представляют собой непосредственное порождение бизнеса (они – продукт предпринимательской деятельности). На факторы микросреды любая организация может оказывать определенное влияние, на факторы же макросреды влиять не может. Факторы макросреды фирма может только учитывать в своей деятельности, и не более. Таким образом, факторы макросреды и факторы микросреды – это совершенно разные группы факторов, следовательно, и подход к сбору данных о них и анализ их должны быть различными.

 

 Факторы макросреды  предприятия

 

 Производственно-рыночная  деятельность предприятия испытывает постоянное влияние внешней среды, определяемое действием факторов макросреды. В силу своей природы они не поддаются воздействию маркетинговых мероприятий, вынуждая предприятие приспосабливаться к условиям внешней среды.

 В структуру факторов  макросреды входят следующие: природа, демография, политика, экономика, социальные факторы, научно-технический прогресс (НТП), культура.

 Можно выделить  несколько форм природного влияния  на бизнес. Первая из них связана  с климатическими и другими  подобными особенностями размещения предприятий и сбыта их продукции. Вторая форма связана с тем, что природа ранима. Следовательно, выпускаемая продукция, ее упаковки должны быть такими, чтобы изготовление и потребление этой продукции населением не причиняло никакого ущерба природе. Еще одна форма возможного влияния природного фактора на бизнес обусловлена ограниченностью ресурсов. Все ресурсы, как известно, подразделяются на возобновляемые и невозобновляемые. К возобновляемым ресурсам относятся лес, продовольственные ресурсы и т.д. если предприятие использует тот или иной возобновляемый ресурс, она должна заботиться о его воспроизводстве. К невозобновляемым относятся нефть, газ, уголь, минералы и другие полезные ископаемые. Их добыча становится все более дорогой, поскольку они истощаются в легко доступных местах. Данное обстоятельство тоже приводит к росту себестоимости выпускаемой продукции, ориентированной на потребление невозобновляемых ресурсов. Еще одна форма зависимости бизнеса от природы связана с сезонными колебаниями в потреблении отдельных видов продукции.

 Демографические процессы  отражаются в таких показателях,  как численность населения страны, региона, города и т.п., структура  этого населения по полу, возрасту, уровню образования, доходов и  т.д. Демографические показатели необходимо учитывать при создании и развитии каких-либо предприятий. Тенденции изменения этих показателей представляют для маркетологов большой интерес. Одной из ведущих демографических тенденций является изменение возрастной структуры населения, которая выражается в увеличении доли пожилых людей и в сокращении доли молодежи. Другой демографической тенденцией можно назвать заметные изменения в семьях, которые выражаются в увеличении числа бездетных семей, а также семейных пар, не состоящих в браке. Маркетологи должны следить и за этим. В качестве устойчивой демографической тенденции следует назвать увеличение доли образованных людей в структуре населения России. Растущее число образовательных людей будет способствовать увеличению спроса на книги, журналы, компьютеры, а также на различные услуги, в том числе и образовательные, что может привести к повышению цен на образование вообще.

 К политическим  факторам, влияющим на бизнес, следует  относить все законодательные  акты, указы президента, распоряжения правительства, регламентирующие предпринимательскую деятельность, а также аналогичные распоряжения местных властей. Предприниматели должны внимательно следить за формированием и развитием законодательной базы, чтобы не совершать ошибок, т.к. законодательная база России в этой части еще не сложилась окончательно. Осложняет жизнь предпринимателям еще и то, что им приходится учитывать законы, принятые на разных уровнях управления, которые перекрывают друг друга, отнюдь не проясняя ситуацию. Так, в России действуют законы федерального и местного уровня.

 Общее состояние  экономики страны также влияет  на бизнес вообще и на маркетинговую  деятельность фирмы, в частности.  Экономический спад, высокий уровень  безработицы, растущая стоимость  получения кредитов определенным образом воздействуют на покупательскую способность населения, а следовательно, и на направления поиска в маркетинговых исследованиях. В структуре экономического фактора, определяющего развитие как большого, так и малого бизнеса, можно выделить такие составляющие: общее состояние экономики – рост, стагнация или спад; цены на энергию и энергоносители; процентные ставки; обменные курсы валют; уровень инфляции; налогообложение; глобализация экономики.

 Социальные факторы,  их динамика оказывают весьма  существенное влияние – никак не меньшее, чем иные – на потребительское поведение населения. Анализ социальных параметров общества может подсказать исследователям-маркетологам возможные направления развития потребительских предпочтений в среде покупателей, что позволит руководству предприятия сформулировать обоснованную маркетинговую стратегию своей деятельности. К числу социальных факторов, характерных для России и заслуживающих внимания маркетологов, можно отнести: усиление дифференциации общества по уровню доходов; появление частного предпринимательства, наемного труда, безработицы и структурные изменения в семье.

 Факторы научно-технического  прогресса проявляют себя чаще  всего через технологии, развитие  которых позволяет создавать  новые модели товаров, способных удовлетворять прежние нужды людей на более высоком потребительском уровне. В настоящее время научно-технический прогресс следует признать одним из самых важных факторов, ибо он определяет и развитие предприятий, и увеличение быта людей. Иными словами, научно-технический прогресс обусловливает появление новых технологий на предприятиях и новых изделий на рынках. И то, и другое существенно меняет жизнь людей предприятия в связи с этим должны постоянно следить за динамикой в научно-технической среде, чтобы не упустить из виду возможностей создания нового продукта и связанного с ним маркетингового успеха на рынке. Культура представляет собой чрезвычайно широкое понятие. Под культурой понимают и исторически определенный уровень развития общества, и манеры поведения отдельного человека, и продукты труда в сельском хозяйстве и духовные ценности народа, и многое другое. Культурные факторы проявляют себя и в социальном обустройстве общества, что во многом определяет потребительское поведение населения, а, следовательно, формы и направления развития бизнеса. Религия, обычаи и ритуалы, морально-этические нормы и ценности, образование и уровень грамотности, язык – вот далеко не полный перечень факторов культуры, которые оказывают влияние на действия людей на рынке и которые, следовательно, необходимо принимать во внимание при обосновании маркетинговых решений.

 

 Факторы микросреды  предприятия

 

 Факторы микросреды  достаточно жестко определяют  коммерческую деятельность предприятия  и его маркетинговую философию.  К факторам микросреды относятся потребители, поставщики, посредники, контактные аудитории и конкуренты.

 Потребители –  самые важные субъекты в этом  списке. Именно на них в первую  очередь и нужно обращать внимание  при проведении маркетинговых  исследований. Ведь если потребители окажутся равнодушными к предложенному им товару, то те или иные поставщики, посредники и другие могут оказаться просто лишними в системе маркетинговых мероприятий и взаимоотношений фирмы.

 Ясно, что фирма-продавец  с каждым из таких потребителей должна работать по-разному. Посредники покупают товар не так, как производители, а те и другие в свою очередь совершенно не так, как домохозяйки или государственные учреждения. И уж совсем специфическим может оказаться маркетинг на международном рынке. Поэтому первой задачей маркетинговых исследований, направленных на потребителей, должна быть задача их классификации.

 К поставщикам,  прежде всего, следует относить  организации, которые обеспечивают  данное предприятие необходимыми  материалами, сырьем, полуфабрикатами для производства ею товаров или услуг. От одних поставщиков предприятие зависит постоянно, к другим она обращается от случая к случаю.

 К числу посредников  следует отнести организации,  которые помогают (естественно, небескорыстно)  данному предприятию в продвижении его товара на рынок, сбыте и распространении товара среди конечных потребителей. В структуре посредников можно выделить: торговые предприятия (торговые посредники), кредитно-финансовые учреждения, рекламные агентства и некоторые другие. Маркетинговой деятельности в большей степени касаются торговые посредники и рекламные агентства. Торговые посредники имеют свою структуру. В качестве классификационных признаков к ним применяют следующие:

 

  • от чьего имени продает товар посредник;
  • за чей счет продает товар посредник.

 

 Если торговля фирмой-посредником  ведется т ее имени и за  ее счет, то такая фирма имеет  все признаки традиционного купца  и называется чаще всего торговым  домом. Вся деятельность такой  фирмы ведется по следующей  схеме. По договору с каким-либо предприятием-производителем (или другим посредником) приобретает товар в свою собственность, привозит его за свой счет, хранит и в удобное для себя и для рынка время продает по цене, которую сама же и назначает.

 Если фирма-посредник  ведет торговлю от своего имени, но за счет владельца товара, ее называют комиссионером. Владелец товара – комитент – сдает фирме-комиссионеру товар на продажу. Как правило, этот товар принимает и оценивает товаровед, что и позволяет фирме-комиссионеру продавать его от своего имени. От назначенной цены комиссионер берет себе определенный комиссионный процент, что формирует в конечном итоге его доход. В разных странах комиссионный процент колеблется в различных пределах: в Японии от 0,5 до 1,5% стоимости товара, в США от 1,5 до 2,5%, в Европе в среднем от 2,5% до 4% от стоимости товара.

 Если торговля ведется  за счет владельца товара и  от его имени, то такую фирму-посредника  называют либо агентом, либо  дилером. Сторонами в агентском  соглашении является принципал  (владелец товара) и агент (посредник). Агент, как правило, выполняет для принципала и некоторые маркетинговые процедуры. В частности, он изучает рынок и своевременно информирует принципала о его динамике (спросе, ценах и т.п.), рекламирует товар, способствует его сбыту.

 Существует много  видов агентской торговли. Более  или менее широкое распространение  в России получила консигнация.  Консигнация – это предоставление  товаров агенту на определенный  срок. Консигнатор принимает товар  на склад и хранит его. А  затем в наиболее благоприятный по ценам момент, который он может определить точнее, чем принципал, поскольку лучше знает свой рынок, консигнатор предлагает товар на продажу.

 Консигнация может  быть твердой, если консигнатор  приобретает товар в свою собственность как купец (но продавать будет от имени принципала). Она может быть построена на возрастной основе, когда непроданный в оговоренные сроки товар возвращается принципалу, а также на частично возвратной основе, когда непроданную обязательную часть консигнатор обязуется закупить в свою собственность.

 Особый тип посредников  представляют собой брокеры, они  сводят стороны (продавца и  покупателя) для совершения сделки. Размер брокерского вознаграждения  колеблется в пределах от 0,25 до 3% от стоимости сделки. Брокерское вознаграждение, как правило, оплачивает тот, кто первым обратился к брокеру. Таким образом, в сделке брокер представляет интересы только одной стороны и не имеет права преследовать интересы противоположной стороны.

 К посредническим  организациям относятся и аукционы, на которых чаще всего реализуются бывшие в употреблении товары (оборудование, антиквариат и т.п.), а также товарные биржи.

Информация о работе Анализ внутренней маркетинговой среды предприятия