Анализ маркетинговой среды предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 09:49, курсовая работа

Краткое описание

При проведении маркетинговых исследований наибольший интерес представляет изучение маркетинговой среды. Для каждой фирмы важно постоянно отслеживать происходящие изменения и своевременно адаптироваться к ним. Маркетинговая среда – это все, что оказывает влияние на деятельность фирмы.
Любой предприятии разработка и осуществление эффективной стратегии деятельности возможно только при учете того факта, что одновременно она является частью сложной и динамичной маркетинговой среды, с которой постоянно и непрерывно взаимодействует в течение всей своей деятельности.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………3
Глава 1. Маркетинговая среда предприятия……………………….4
1.1. Понятие маркетинговой среды, ее сущность и основные характеристики………………………………………………………………….4
1.2. Факторы маркетинговой среды прямого воздействия………….6
1.3. Факторы маркетинговой среды косвенного воздействия………10
Глава 2. Анализ маркетинговой среды предприятия на примере ОАО «Байкалфарм»………………………………………………………….14
2.1. Общая характеристика ОАО «Байкалфарм»…………………….14
2.2. Особенности алкогольного рынка (на примере Республики Бурятия)………………………………………………………………………..22
2.3. Анализ маркетинговой среды ОАО «Байкалфарм»……………26
Заключение……………………………………………………………..31
Список использованной литературы………………………………33

Файлы: 1 файл

моя курсовая.doc

— 319.00 Кб (Скачать)

Доля сотрудников, имеющих высшее профессиональное образование, также постепенно растет, что положительно характеризует компанию, штат сотрудников  которой состоит из квалифицированных специалистов.

Кроме собственного производства, компания наладила поставки виноводочной продукции для расширения линейки предлагаемого ассортимента. Так, в 2009-2010 годах объёмы поставок и реализации завозной продукции составили 37%  от общих продаж.

На сегодняшний  день, ОАО «Байкалфарм» представляет собой одну из крупнейших бизнес-структур Сибирского федерального округа, занимая более 70% рынка алкоголя в Бурятии, успешно развивает свой рыночный сектор в Иркутской области. Бренды  «Кристальная капля», «Руссика» и др. продаются в 60 регионах. В рейтинге Национальной Алкогольной Ассоциации с 2002 по 2010 г. «Байкалфарм» поднялся с 90-ой на 11-ую позицию.

ОАО «Байкалфарм» производит:

  • водку класса «премиум», «стандарт» и «эконом»;
  • сладкие и горькие настойки, бальзамы, в том числе в сувенирной упаковке. 

На предприятии  производится 25 наименования водок, 9 наименований ликероводочной продукции, в том числе 4 бальзама. В активах торговых марок представлен сильный бренд федерального значения «Кристальная капля», который был разработан в конце 2007 года, «Ветерок», разработанный в 2009 году, который был отмечен в числе самых лучших торговых брендов исследовательским центром «ЦИФРРА» (Центр исследования федерального и регионального рынков алкоголя). В феврале 2010 года выпущена новая торговая марка «Саяны». Эти продукты созданы с использованием в рецептуре воды озера Байкал, что является основным конкурентным преимуществом этой водки. Эта особенность, в сочетании с оптимальным соотношением цены, качества и уникального дизайна, позволяет считать данные продукты компании уникальными торговыми предложениями на рынке.

Предприятие имеет 5 линий по розливу ликероводочной продукции общей мощностью 38 000 бутылок в час, в том числе (Таблица 3).

 

Таблица 3. Линии по розливу

Наименование  линии

Производитель

Мощность, бут./час

1

MBF

Италия

6 000

2

ЛПМ

Россия

6 000

3

ФИМЕР

Италия

12 000

4

ВРК

Россия

6 000

5

КЛИФОМ

Италия

8 000


ОАО «Байкалфарм» имеет множество наград, полученных на международных и всероссийских  выставках и конкурсах. Компания «Байкалфарм» помимо экономических  успехов принимает активное участие в социальной жизни общества. Предприятие оказывает благотворительную помощь в организации спортивных мероприятий, поддерживает учреждения культуры, образования. Заслуги компании в социальной сфере высоко оценены общественностью. Генеральный директор предприятия признан «Меценатом года – 2006».

Таким образом, компания «Байкалфарм» является предприятием успешно функционирующим, как на локальном, так и на федеральном рынках. Компания расширила географию продаж, открыв новые филиалы в г. Канск Красноярского края,  в селе Тельма, Забайкальского края. В том, что предприятие является ведущим в алкогольной отрасли Бурятии и  активно расширяет географию продаж, значительную роль играет маркетинговая стратегия, применяемая в организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Особенности алкогольного  рынка

Важное значение в анализе маркетинговой среды  предприятия имеют особенности рынка, на котором действует предприятие, оказывают влияние на приемы маркетинговой деятельности.

Так весьма спецефичным  является рынок алкогольной продукции  и это оказывает большое влияние на разработку и реализацию маркетиговых стратегий тех предприятий, которые относятся к данному рынку.

«Алкогольный  рынок России – средоточие всех социальных и экономических проблем  нашего государства… Россия – это  прежде всего рынок водки и ее суррогатов, а также пива. Северные земные территории в большей степени сосредоточены в нашей стране. И, несмотря на плоды цивилизации, мы остаемся государством с самой ярко выраженной структурой потребления… Но причины этого явления в России давно уже не климатические, а социальные. В России на душу населения приходиться  в 1,65 раза больше крепкого алкоголя, чем на скандинавов, но при этом пьют вина в 3 раза меньше, чем в Швеции ... В то же время уровень потребления пива в России уже почти достиг американского» [15, c.32].

Для алкогольного рынка России характерна олигополистическая конкуренция, всего  8 компаний регулируют 70% рынка:

1. Группа компаний «Синергия»;

2. Группа «Парламент»;

3. Торговый Дом «Кристалл-Лефортово»;

4. Группа компаний «Союз-Виктан»;

5. Группа предприятий «ОСТ»;

6. Компания «Исток»;

7. Компания «Ладога»;

8. Компания «Милеста».

На сегодняшний  день в России ситуацию на алкогольном  рынке  в целом можно охарактеризовать следующим образом. В связи с ростом ставки акциза, в следующем году минимальная цена за бутылку водки вырастет на 10%. Сумма акциза и НДС в бутылке водки 0,5 литров составляет 81 рубль, а реальная минимальная розничная цена – 150 рублей. В следующем году розничная цена легальной бутылки водки составит 215 рублей. При этом надо заметить, что на сегодняшний день в России водка дороже 150 рублей составляет менее 12% легального объема рынка, а с учетом нелегального – менее 8%. Резкий рост акцизов существенно поднимет цену алкоголя. По мнению руководителя Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя «ЦИФРРА» Вадима Дробиза, инициатива минфина, касающаяся резкого повышения ставки акциза на алкоголь может привести к ряду негативных последствий. Реально будут уничтожены все позитивные процессы на алкогольном рынке, направленные на снижение доли нелегальной продукции.

По итогам первого  полугодия 2011 г. наблюдается тенденция увеличения на рынке алкогольных напитков доли менее крепких напитков по сравнению с водкой и прочими крепкими напитками. Доля водки и ЛВИ составила 50,3% (в абсолютном алкоголе) от общего объема продажи всех алкогольных напитков, тогда как в январе-июне 2010 г. – 51,3%.

В структуре  потребления наблюдается тенденция к премиумизации1 в развитии алкогольного рынка (недавно еще основного тренда) – население переходит на более дорогой алкоголь.

Рынок алкоголя в РБ характеризуется относительной  насыщенностью. Непосредственное влияние  на его развитие и алкогольной  промышленности в РБ оказывают те же факторы, что и рассмотренные  выше в целом по России. Емкость рынка г. Улан-Удэ равна 1200 тыс. дал. Среднедушевое потребление алкогольной продукции  в РБ отличается от аналогичного показателя в целом по России. Предпочтения населения в потреблении содержащих алкоголь  напитков склоняются в сторону крепких. Однако за 2007-2009 года произошли качественные изменения в потреблении. Динамика структуры объемов потребления алкогольных напитков в РБ представлена на рис. 2.1. Объем потребления алкоголя и ликероводочной продукции снизился за 2008-2009 года. Это свидетельствует о том, что выросло потребление нелегальной продукции.

Рис. 2.1. Потребление населением спиртных напитков в РБ за 2007-2009 гг., в тыс. дал.

Основные поставщики и производители алкогольной  продукции в РБ и доля их продукции в общем объеме потребления, выглядит следующим образом:

    • ОАО «Байкалфарм» (основное производство) - 70%;
    • ОАО «Байкалфарм» (дочернее предприятие) - 8%;
    • Другие предприятия - 22%.

Как мы видим, ОАО  «Байкалфарм» является лидером локального алкогольного рынка. В рейтинге российских компанийй занимает 11-е место.

Следует отметить, что на рынке РБ наблюдается недостаток алкогольной продукции местного производства. «Байкалфарм» является единственным местным производителем. Все остальные компании только продают завозную продукцию.

 

2.3. Анализ маркетинговой среды ОАО «Байкалфарм»

Как было отмечено ранее, одним из самых значимых факторов среды непосредственного окружения предприятия является потребители. Анализ потребителей является решающим для выбора сегмента рынка, выявляющий, что в принципе может принести прибыль.

Ассортиментный портфель продукции  ОАО «Байкалфарм» сформирован таким  образом, чтобы охватить основные группы потребителей:

    • в возрасте от 21 до 60 лет;
    • со средним уровнем дохода в размере от 10 до 50 тыс. руб. на 1 работающего члена семьи.

Компания «Байкалфарм» является полибрендовой. Она предоставляет  покупателю продукцию во всех ценовых  сегментах и различной тематики. Почти в каждом ценовом сегменте представлена продукция компании различной тематики.

Далее обратимся  к анализу поставщиков. При изучении поставщиков в первую очередь выяснению подлежит: стоимость поставляемого товара, гарантии качества товара, обязательность соблюдения условий и времени поставки и др. При повышении поставщиком стоимости поставляемого товара могут возникнуть перебои в снабжении, увеличение себестоимости продукции. В такой ситуации возможными ответными реакциями со стороны предприятия может быть поиск новых форм сотрудничества либо смена поставщика. Нарушение гарантий качества (поставка некачественного товара), нарушение условий и времени поставки также могут создать значительные трудности в деятельности предприятия, что заставит предприятие в первую очередь искать нового поставщика в целях сохранения собственной устойчивости.

Основными поставщиками ОАО «Байкалфарм» являются крупные  российские компании. Перечень поставщиков представлен в таблице 6. 

Таблица 6. Поставщики сырья и материалов

 

Поставщики 

Материалы

1

ЗАО «Ситалл», ЗАО «Тафлекс»

Этикет

2

Эксклюзив Алко, Торговый Дом Гласс Декор, СТК, Ост-Тара

Стеклобутылка

3

ОАО «Иткульский спиртзавод», ОАО «Спиртовый комбинат», ОАО «Татспиртпром», ООО «Хуторок-2», ЗАО «Зернопродукт», ОАО «Башспирт»

Спирт

4

Брокус, Фуд-Упак, Классик, Вип-Пак, Мала Ру, Белкэпс, Юнифол, Алкопак

Колпаки

5

Селенгинский  ЦКК

Гофротара


Стремительное развитие предприятия за последние  пять лет, выход на лидерские позиции  на алкогольном рынке Сибири и  Дальнего Востока, многочисленные победы на специализированных международных  и российских конкурсах – все  это достижения не только работы непосредственно команды предприятия, но и результат многолетнего сотрудничества с основными партнерами.

 Одним из основных компонентов в рецептуре приготовления водки является спирт. Фактически именно он влияет на то, какая судьба ждет в дальнейшем конечный продукт. Будет ли это водка премиум-класса, супер-премиум или эконом. Основным поставщиком спирта для компании «Байкалфарм» последние четыре года является ОАО «Иткульский спиртзавод».

Это старейшее  предприятие Алтая и Западной Сибири, основанное еще в 1868 году. Сегодня это современное производство с новейшим немецким и итальянским оборудованием, которое позволяет выпускать продукцию самого высокого класса. Спирты Иткульского завода – это натуральный экологически чистый продукт, произведенный без использования генетически модифицированных продуктов. Это, пожалуй, стало главным аргументом при выборе поставщика спирта, потому что водки Байкалфарма производятся на основе чистейшей байкальской воды и такие же высокие экологические требования предъявляются компанией и к качеству спирта.

Однако каким  бы исключительным ни было содержание, первое, на что обращает внимание покупатель – это, конечно, упаковка. А в нашем  случае – бутылка.

Стекольный  завод «Ост-тара» (входит в группу компаний «ОСТ») работает с 2004 года, и уже зарекомендовал себя как сильный конкурент и выгодный поставщик. На сегодняшний день ЗАО «ОСТ-Тара» – один из самых высокотехнологичных заводов по производству стеклотары, соответствующей всем мировым стандартам. Предприятие способно воплотить в стекле самые смелые дизайнерские поиски, будь то круглая бутылка, квадратная или треугольная любой сложности и емкости от 0,2 л до 1,5 л.

Специализация завода – импортозамещающая стеклобутылка. Для производства продукции такого уровня используются сырьевые материалы только лучшего качества, все они поставляются российскими поставщиками, в результате чего бутылка получается дешевле импортной на 20-30%. Качество стекла подтверждено государственными сертификатами.

Еще одной немаловажной деталью является фирменная упаковка. Очаровать своих покупателей компании «Байкалфарм» помогает казанская типография «Тафлекс». Она давно стала одним из ведущих игроков на российском рынке этикетки и абсолютным лидером в Татарстане и близлежащих регионах Поволжья, а также одним из крупнейших производителей этикеток в России. «Тафлекс» имеет многолетний опыт печати самых разных и сложных этикеток: самоклеящиеся, термоусадочные рукавные этикетки, рулонные упаковки и картонные билеты.

Завершает образ  конечного продукта самый маленький, но самый значительный элемент – колпак. Белорусская компания «Алкопак» имея огромный опыт работы с передовыми технологиями в области производства укупорочной продукции, зарекомендовала себя как надежный партнер и поставщик. Компания «Алкопак» является единственным производителем всего спектра укупорочных материалов для ликероводочных изделий.

Информация о работе Анализ маркетинговой среды предприятия