Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 09:49, курсовая работа
При проведении маркетинговых исследований наибольший интерес представляет изучение маркетинговой среды. Для каждой фирмы важно постоянно отслеживать происходящие изменения и своевременно адаптироваться к ним. Маркетинговая среда – это все, что оказывает влияние на деятельность фирмы.
Любой предприятии разработка и осуществление эффективной стратегии деятельности возможно только при учете того факта, что одновременно она является частью сложной и динамичной маркетинговой среды, с которой постоянно и непрерывно взаимодействует в течение всей своей деятельности.
Введение…………………………………………………………………3
Глава 1. Маркетинговая среда предприятия……………………….4
1.1. Понятие маркетинговой среды, ее сущность и основные характеристики………………………………………………………………….4
1.2. Факторы маркетинговой среды прямого воздействия………….6
1.3. Факторы маркетинговой среды косвенного воздействия………10
Глава 2. Анализ маркетинговой среды предприятия на примере ОАО «Байкалфарм»………………………………………………………….14
2.1. Общая характеристика ОАО «Байкалфарм»…………………….14
2.2. Особенности алкогольного рынка (на примере Республики Бурятия)………………………………………………………………………..22
2.3. Анализ маркетинговой среды ОАО «Байкалфарм»……………26
Заключение……………………………………………………………..31
Список использованной литературы………………………………33
Помимо самих
людей, для рынков важна еще и
их покупательная способность. Общий
уровень покупательной
Политическая
среда. На маркетинговых решениях, сильно
сказываются события в
Политическая
составляющая внешней среды должна
изучаться в первую очередь для
того, чтобы иметь ясное
Научно-техническая среда. Технология является одновременно внутренней переменной и внешним фактором большого значения. В качестве внешнего фактора она отражает уровень научно-технического развития, который воздействует на организацию, например, в областях автоматизации, информатизации и др. Технологические факторы являются основными причинами появления новых отраслей и производств. [4, с.31]. Чтобы сохранить конкурентоспособность, каждая организация вынуждена использовать достижения научно-технического прогресса, по крайней мере, те, от которых зависит эффективность ее деятельности.
Природная среда. В 60-х годах проявилось растущее беспокойство общественности по поводу разрушения окружающей природной среды. Законодатели стали выдвигать различные меры по охране окружающей среды. Изменения экологической обстановки сказываются и на товарах, которые предприятие производят и предлагают рынку.
Руководство службы маркетинга должно держать в поле зрения эти проблемы, чтобы иметь возможность получать необходимые для деятельности фирмы природные ресурсы, не нанося при этом вреда окружающей среде. В этом смысле предпринимательская деятельность находится под сильным контролем, как со стороны государственных органов, так и со стороны влиятельных групп общественности. Бизнес должен участвовать в поисках приемлемых решений стоящих перед страной проблем снабжения материальными ресурсами и энергией и сохранения экологической чистоты окружающей среды[5].
Социокультурные факторы. Деятельность предприятия проходит в обществе. В процессе этой деятельности предприятие устанавливает взаимоотношения с различными элементами структуры общества, что обуславливает влияние на предприятие факторов социальной и культурной среды. К социокультурным факторам макросреды относят: численность и структурный состав населения, уровень образования, стиль жизни, нормы, традиции, трудовую этику, обычаи и жизненные ценности страны, в которой оперирует организация. Социокультурная среда влияет на формирование спроса населения на товары, на затраты по их обслуживанию, предпочтения при выборе товаров-конкурентов, на трудовые отношения, уровень заработной платы, на условия труда и т.д. Важное значение имеют и отношения организации с местным населением, где она функционирует. В связи с этим выделяют также в качестве фактора социально-культурного окружения независимые средства массовой информации, которые могут формировать имидж фирмы и ее товаров и услуг.
Социокультурные факторы влияют также на продукцию или услуги, являющиеся результатом деятельности компании. От социокультурных факторов зависят способы ведения своих дел организациями.
Международные факторы. Под международными изменениями внешней среды понимают происходящие за пределами страны происхождения компании события и возможности развития бизнеса компании в других странах. Из международной среды появляются новые конкуренты, покупатели и поставщики, она же формирует новые технологические и социальные тенденции.
Не оказывая прямого воздействия на оперативную деятельность предприятия, эти составляющие макроокружения предопределяют стратегически важные решения, принимаемые ее менеджером. Значение факторов внешней среды резко повышается в связи с возрастанием сложности всей системы общественных отношений (социальных, экономических, политических и прочих), составляющих среду менеджмента.
Глава 2. Анализ маркетинговой среды предприятия на примере ОАО «Байкалфарм»
2.1. Общая характеристика ОАО «Байкалфарм»
ОАО «Байкалфарм» одно из крупнейших предприятий-производителей ликероводочной продукции на территории Сибири и Дальнего Востока. Компания «Байкалфарм» основана в сентябре 1991 г. На тот момент это было единственное предприятие в России, производящее биологически активные добавки к пище на основе вековых традиций древнетибетской медицины – «ТАНы» (в переводе с тибетского «тан» – измельченные травы). История производства ликёроводочной продукции Байкалфарм началась в 1996 году. На сегодняшний день компания «Байкалфарм» прочно заняла своё место на алкогольном рынке страны.
ОАО «Байкалфарм» является коммерческой организацией, учрежденной в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, ФЗ «Об акционерных обществах» и иным действующим законодательством. Учредительным документом ОАО «Байкалфарм» является Устав.
ОАО «Байкалфарм»
зарегистрировано в ЕГРЮЛ за основным
государственным
Общество создано для выполнения работ, производства продукции, предоставления услуг и получения прибыли.
Предметом деятельности ОАО «Байкалфарм» является:
Компания имеет свои собственные филиалы:
Филиалы – это
полноценно функционирующие предприятия-
Уставный капитал ОАО «Байкалфарм» составляет 50 100 000 (пятьдесят миллионов сто тысяч) рублей. Обществом размещено единственному акционеру 501 000 (пятьсот одна тысяча) штук обыкновенных именных акций номинальной стоимостью 100 (сто) рублей каждая. Все акции являются именными обыкновенными, выпущенными в бездокументарной форме. 100% акций ОАО «Байкалфарм» принадлежит Обществу с ограниченной ответственностью «Эмис».
Органы управления ОАО «Байкалфарм»:
Органом контроля над финансово-хозяйственной деятельностью ОАО «Байкалфарм» является ревизионная комиссия (Ревизор) общества. Генеральный директор, ревизионная комиссия (Ревизор) избираются общим собранием акционеров в порядке, предусмотренным Уставом ОАО «Байкалфарм».
Руководство и управление осуществляет Генеральный директор, в непосредственном подчинении у которого находятся: директор по маркетингу, директор по персоналу, директор по производству, директор по продажам, финансовый директор, начальник правового департамента и главный бухгалтер.
Можно классифицировать исходную организационную структуру предприятия как линейно-функциональную. Преимущества этого вида организации для предприятия весьма существенны:
Существующая линейно-функциональная структура имеет основное преимущество: отделы могут достичь высокой эффективности работы. А недостаток функциональной организации проявляется в том, что, в общем, между функциональными отделами отсутствуют перекрестные связи. Это означает, что все решения связанные более чем с одним функциональным отделом, принимаются Генеральным директором.
Предприятие относится к разряду крупных по размерам и количеству работающих в ней сотрудников. Среднесписочная численность сотрудников ОАО «Байкалфарм», включая сотрудников, работающих в его филиалах и представительствах представлена в Таблице 1.
Таблица 1. Среднесписочная численность работников
Наименование показателя / годы |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
Среднесписочная численность работников, чел |
259 |
302 |
404 |
744 |
Доля сотрудников эмитента, имеющих высшее профессиональное образование, % |
24 |
32 |
44 |
61 |
На протяжении 2006-2009 гг. наблюдается постепенное увеличение среднесписочной численности работников компании – в среднем на 16-33% в год, что связано с развитием и расширением деятельности.
Таблица 2. Численность работников за 2009 год
№ |
Подразделение |
Численность, чел. |
1 |
Управление |
8 |
2 |
Блок маркетинга |
15 |
3 |
Блок персонала |
58 |
4 |
Блок производства |
451 |
5 |
Блок продаж |
147 |
6 |
Финансовый блок |
31 |
7 |
Бухгалтерия и казначейство |
24 |
8 |
Правовой департамент |
7 |
9 |
Управление внутреннего аудита |
3 |
Всего |
744 |