Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 00:19, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в анализе внешней маркетинговой среды Жлобинской культурно-туристской зоны посредством рассмотрения и анализирования факторов внешнего окружения с помощью различного рода методик, чтобы в дальнейшем разработать новый туристический продукт, в который войдут объекты культурно-исторического значения, современные объекты различного типа туризма и отраслей промышленности.
Основной задачей написания данной работы является определения роли туристского продукта на территории Жлобинской туристской зоны, влияние на развитие турзоны различных стратегических зон хозяйствования, на разработку нового туристского продукта, анализ факторов, которые представляют важный потенциал для развития турпродукта и оказывают влияние на дальнейшее его использование и внедрение на рынок.
ВВЕДЕНИЕ
1. РАЗВИТИЕ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ЖЛОБИНСКОЙ КУЛЬТУРНО-ТУРИСТСКОЙ ЗОНЫ
1.1. Понятие и краткая характеристика туристского продукта
1.1.1. Структура турпродукта
1.1.2. Способы организации и внедрения на рынок туристского продукта
1.3. Характеристика Жлобинской туристской зоны
1.4. Анализ развития въездного и выездного туризма на территории Жлобинской туристской зоны
1.5. Анализ развития детского туризма на территории Жлобиснкой туристской зоны
1.6. Анализ промышленного потенциала Жлобинской туристской зоны
1.7. Разработка критериев для оценки культурно-исторической значимости и туристского потенциала Жлобинской туристской зоны
2. АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ НА ТЕРРИТОРИЮ ЖЛОБИНСКОЙ ТУРИСТСКОЙ ЗОНЫ
2.1. Качественный анализ факторов внешней среды
2.2. Количественный анализ факторов внешней среды
2.3. Анализ нестабильности факторов внешней среды
2.4. Выделение основных стратегических зон хозяйствования Жлобинской туристской зоны и оценка их привлекательности
2.5. Оценка конкурентных факторов на рынке
2.6. Анализ технологических факторов внешней маркетинговой среды
2.7. Анализ информационных технологий как фактора внешней среды
2.8. Влияние интернационализации на туристскую деятельность на Жлобинской туристской зоне …
3. СОЗДАНИЕ НОВОГО ТУРИСТСКОГО ПРОДУКТА НА ТЕРРИТОРИИ ЖЛОБИНСКОЙ КУЛЬТУРНО-ТУРИСТСКОЙ ЗОНЫ
3.1. Создание тура для СЗХ «детский отдых»
3.2. Создание экскурсионного тура для СЗХ «историко-архитектурные достопримечательности»
3.3. Организация экскурсии для студентов – выпускников ВУЗов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Рисунок 2.5. Карта стратегических групп для СЗХ «детский отдых»
На данной СЗХ лидирует Гомельско-Ветковская туристская зона по количеству туров и по количеству обслуженных лиц. Не отстает от этой турзоны и Жлобинская туристская зона, которая располагает достаточным спектром услуг для детского отдыха и ценой на эти услуги, но есть еще стимул стремиться до результатов главного конкурента - Гомельско-Ветковской турзоны. Значительно отстают от общих показателей Чечерская и Полесско-Туровская туристские зоны, показав меньшее количество предлагаемых туров и, к тому же, малое количество обслуженных лиц.
Построим модель «5-ти сил конкуренции» для СЗХ «историко-архитектурные достопримечательности».
| Угрозы со стороны турзон, предоставляющих услуги-заменители |
| ||||||
Угроз нет | ||||||||
| ||||||||
Угрозы со стороны поставщиков | Угроз нет |
| Угрозы со стороны турзон РБ «центрального ринга» |
| Предпочтения и выбор тематики по желанию; отказ от услуги | Угрозы со стороны покупателей | ||
Предоставление конкурентами дополнительных услуг | ||||||||
|
|
| ||||||
Выход конкурентов с более низкими ценами и с лучшим качеством; низкие цены | ||||||||
Угрозы со стороны потенциальных конкурентов |
Рисунок 2.6. Модель «5-ти сил конкуренции» для СЗХ «историко-архитектурные достопримечательности»
На рис. 2.7 изображена карта стратегических групп для данной СЗХ. Для Жлобинской туристской зоны большую конкуренцию составляют прежде всего близлежащие рядом туристские зоны Гомельской области: Полесско-туровская, Чечерская и Гомельско-Ветковская.
Рисунок 2.7. Карта стратегических групп для СЗХ «историко-архитектурные достопримечательности»
Из рис.2.7 видно, что главный конкурент Жлобинской турзоны Гомельско-Ветковская турзона располагает наибольшим и разнообразным ассортиментом туров и экскурсий, связанных с достопримечательностями культурной зоны. Что говорит о большей концентрации на данной турзоне различных культурно-исторических и архитектурных памятников. Но на данные услуги определена самая высокая цена, что доступно не всем. Полесско-туровская, Чечерская и Жлобинская зоны располагают не таким разнообразным ассортиментом туров о достопримечательностях, но зато они имеют оптимальную и невысокую цену.
Далее построим модель «5-ти сил конкуренции» для последней СЗХ – «продвижение турпродукта» (рис. 2.8).
Следует отметить, что для СЗХ «продвижение турпродукта» основную угрозу представляют турзоны не только Гомельской области, но и всей республики в целом, а также влияние оказывают и потенциальные конкуренты. На территории Жлобинской туристской зоны следует как можно эффективнее использовать сребства коммуникационной политики и продвижения туристских услуг.
| Угрозы со стороны турзон, предоставляющих услуги-заменители |
| ||||||
Более эффективное использование коммуникаций | ||||||||
| ||||||||
Угрозы со стороны поставщиков | Угроз нет |
| Угрозы со стороны турзон РБ «центрального ринга» |
| Отказ от приобретения услуги из-за неполной и недостоверной информации о ней
| Угрозы со стороны покупателей | ||
Более эффективный сбыт и реализация туруслуг за счет разнообразия и оптимальной стоимости услуг по продвижению
| ||||||||
|
|
| ||||||
Выход на рынок с активной пропагандой собственных туруслуг; открытие своих организаций по продвижению турпродукта | ||||||||
Угрозы со стороны потенциальных конкурентов |
Рисунок 2.8. Модель «5-ти сил конкуренции» для СЗХ «продвижение турпродукта»
Построим для рассматриваемой СЗХ карту стратегических групп (рис.2.9). Будем сравнивать меру эффективности продвижения и его оценочную стоимость.
Рисунок 2.7. Карта стратегических групп для СЗХ «продвижение турпродукта»
Лидирующее место по-прежнему занимает Гомельско-Веткоская туристская зона как по эффективности применения средств продвижения продукта, так и его оценочной стоимости. Остальным турзонам, в том числе, Жлобинской туристской зоне следует задуматься о внедрении средств продвижения турпродукта на рынок туристских услуг.
2.6. Анализ технологических факторов внешней маркетинговой среды
Согласно И.Ансоффу, можно выделить пять основных технологических фактора, которые влияют на деятельность предприятия: инвестиции в НИОКР, позиция в конкурентной борьбе, динамика продукции, технологии и конкурентные возможности.
Каждый из факторов в свою очередь включает ряд элементов, которые определяют его интенсивность [6,с.111]. Результаты анализа стратегических технологических факторов внешней среды размещены в ПРИЛОЖЕНИИ Д (табл.2.13).
В табл. 2.13 красной линией обозначена стратегия турзоны в настоящее время, а синей – стратегия турзоны в будущем.
Таким образом, построенный технологический профиль туристской зоны показывает, что в текущий момент она отстает от конкурентов по всем главным технологическим направлениям: инвестиции в НИОКР, позиции в конкуренции, динамике обновления услуг и технологий, использовании технологий как фактора конкуренции.
2.7. Анализ информационных технологий как фактора внешней среды
В настоящее время информация и методы ее разработки становится важнейшим источником экономического роста для отрасли в целом и повышения эффективности деятельности достижения конкурентных преимуществ для субъектов хозяйствования в частности.
Информационная технология изменяет способ осуществления деятельности компанией. Она влияет на весь процесс создания продукта. Более того, она меняет форму самой продукции, т.е. физическую сущность товара, услуг и информации, предоставляемых компанией в целях создания потребительской ценности [6,с.128].
Согласно М.Портеру, проведем анализ влияния информационных технологий на структуру турзоны и цепочку создания ценности Жлобинской туристской зоны.
Факторы, влияющие на структуру Жлобинской туристской зоны со стороны информационных технологий приведены на рис.2.10:
| Угрозы со стороны трузон, предоставляющих услуги-заменители |
| ||||||
Информационные факторы не оказывают существенного влияния на возможность появления конкуренции со стороны товаров-заменителей | ||||||||
| ||||||||
Угрозы со стороны поставщиков | Активное развитие инф. технологий облегчает для поставщиков поиск потенциал. потребителей своей продукции, что сказывается на сотрудничестве с данной турзоной |
| Угрозы со стороны турзон РБ «центрального ринга» |
| С развитием информационных технологий упрощается процесс поиска покупателями производителей услуг, но, в то же время, повышается вероятность выхода потенциальных покупателей на конкурентов турзоны | Угрозы со стороны покупателей | ||
Применяются разнообразные средства рекламной деятельности и ведется эффективная коммуникационная политика, что преобладает над нашей турзоной | ||||||||
| С помощью новых и усовершенствованных информационных технологий конкуренты могут овладеть потенциальными покупателями, т.к. о них быстро узнает население |
| ||||||
Угрозы со стороны потенциальных конкурентов |
Рисунок 2.10. Влияние информационных технологий на структуру
Жлобинской туристской зоны
Проанализируем влияние информационных технологий на цепочку создания ценностей Жлобинской туристской зоны (табл.2.13):
Таблица 2.13. Проникновение информационных технологий в цепочку ценностей Жлобинской туристской зоны
Поддерживающие виды | Инфраструктура турзоны | Поиск поставщиков и посредников посредством Интернет технологий | Заключение договоров с помощью электронной почты | Внедрение автоматизированных систем управления и передачи данных |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Управление персоналом | Передача информации с использованием локальной сети между работниками предприятий, организация их слаженной работы | |||
Развитие технологии | Применение сети Интернет для поиска информации, обновление и внедрение программного обеспечения и инноваций для анализа СЗХ турзоны | |||
Снабжение | Использование сети Интернет и электронной почты для поиска поставщиков и цен на новые туры |