Анализ внешней и внутренней среды предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 09:20, курсовая работа

Краткое описание

История Кобринского маслосырзавода берет начало в 1939 году. После Великой Отечественной войны помещения завода были реконструированы. В 1967 году был введен в строй новый завод. В 2000 году завод приобрел статус кционерного общества открытого типа. На протяжении 36лет не прекращалась реконструкция, техническое переоснащение предприятия, обновление и расширение ассортимента выпускаемой продукции. Сегодня ОАО «Кобрин-ский маслодельно- сыролельный завод» - ведущее предприятие отрасли, со своими традициями, высокой культурой производства, оснащенное высо-копроизводительным отечественным и импортным оборудованием, высоко-квалифицированными специалистами. Это современное производство, позволяющее перерабатывать 350т молока в сутки и выпускающее более 150 наименований продукции, ассортимент которой постоянно обновляется и расширяется.

Оглавление

1. Ситуационный анализ внешней и внутренней среды предприятия
1.1 Анализ отрасли и конкурентной ситуации
1.2 Анализ ресурсов и конкурентных возможностей предприятия
2. Конкурентная стратегия предприятия
2.1 Анализ используемой маркетинговой стратегии с точки зрения конкурентных преимуществ предприятия
2.2 Анализ используемой стратегии роста предприятия
2.3 Разработка стратегической маркетинговой программы

3
3

12
25

25
28
30
Список использованных источников
34

Файлы: 1 файл

Контрольная.doc

— 527.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Ситуационный анализ  внешней и внутренней среды  предприятия

1.1 Анализ отрасли и конкурентной ситуации

1.2 Анализ ресурсов и конкурентных возможностей предприятия

2. Конкурентная стратегия  предприятия

2.1 Анализ используемой маркетинговой стратегии с точки зрения конкурентных преимуществ предприятия

2.2 Анализ используемой стратегии роста предприятия

2.3 Разработка стратегической маркетинговой программы

 

3

3

 

12

25

 

25

28

30

Список использованных источников

34


 

 

 

1 СИТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

1.1 Анализ отрасли и конкурентной ситуации

 

История Кобринского маслосырзавода берет начало в 1939 году. После Великой Отечественной войны помещения завода были реконструированы. В 1967 году был введен в строй новый завод. В 2000 году завод приобрел статус кционерного общества открытого типа. На протяжении 36лет не прекращалась реконструкция, техническое переоснащение предприятия, обновление и расширение ассортимента выпускаемой продукции. Сегодня ОАО «Кобрин-ский маслодельно- сыролельный завод» - ведущее предприятие отрасли, со своими традициями, высокой культурой производства, оснащенное высо-копроизводительным отечественным и импортным оборудованием, высоко-квалифицированными специалистами. Это современное производство, позволяющее перерабатывать 350т молока в сутки и выпускающее более 150 наименований продукции, ассортимент которой постоянно обновляется и расширяется.

Продукция ОАО «Кобринский МСЗ» хорошо известна на территории Республики Беларусь. Партнерами предприятия являются более 600 организаций из всех регионов республики. Это торговые предприятия областных городов, предприятия потребительской кооперации, комбинаты общественного питания, индивидуальные предприниматели. Предприятие работает и на международном рынке с такими странами, как Российская Федерация, Польша и др.

Специалисты предприятия постоянно работают над повышением качества и конкурентоспособности продукции, расширением ассортимента выпускаемой продукции, формированием фирменного стиля предприятия. Подтверждением высокой гарантии стабильного качества выпускаемой ОАО «Кобринский маслодельно - сыролельный завод» продукции является работа всего коллектива в системе менеджмента качества по международным стандартам ИСО 9000. В 2002году ОАО «Кобринский маслодельно - сыролель-ный завод» дважды занимал второе место в конкурсе «Лучшее предприятие по производству сыров сычужных твердых» и «Лучшее предприятие по качеству масла» среди предприятий области и был награжден дипломами.

В 2004 году завод стал победителем конкурса «Лучшая продукция года», проводимого белорусским обществом защиты потребителей, «Номинация «мороженое».

В 2005 году ОАО «Кобринский маслодельно - сыролельный завод» стал Лауреатом Премии Правительства Республики Беларусь за достижения в области качества и был награжден Дипломом за внедрение высокоэффективных методов управления качеством и обеспечение на этой основе выпуска конкурентоспособной продукции, победителем конкурса в области качества Брестского облисполкома с вручением Диплома победителя за достигнутые значительные результаты в области качества продукции и внедрение высокоэффективных методов управления качеством.

В 2005-2006 годах на заседаниях постоянно действующей комиссии по качеству Брестского концерна «Мясомолпром» сыры сычужные твердые были оценены самыми высокими баллами. Коллектив ОАО «Кобринский МСЗ» занял первое место в смотре - конкурсе среди предприятий концерна на звание «Лучшее предприятие по освоению новых видов продуктов» за 2002 год.

И уже стало традицией предприятия ежегодное проведение Праздника мороженого - праздника для детей и взрослых с концертами, конкурсами, викторинами.

Основной продукцией предприятия являются твердые сыры. Также предприятие производит масло животное, ЦМТ, мягкие сыры, мороженое, десерты, пудинги, майонезы, соусы томатные, горчицу, сухие молочные продукты, ЗМТ для животных.

На предприятии широко развита  социальная сфера. К услугам работни-ков предприятия столовая на 36 посадочных мест. В городе открыт фирменный магазин, где можно приобрести товары повседневного спроса. Чтобы работники завода могли постоянно следить за своим здоровьем, открыт здравпункт, к услугам - кабинет физиотерапии, стоматологический кабинет. В свободное от работы время можно посетить бассейн, который оплачивается предприятием, тренажерный зал, спортивную площадку.

Цель деятельности – извлечение прибыли для удовлетворения интересов членов трудового коллектива и интересов собственника.

Девизом предприятия является: Всегда только лучшее!

Политика предприятия проводится на основе следующих принципов: максимальное удовлетворение запросов потребителей, сохранение престижа предприятия на освоенных рынках сбыта и создание имиджа на новых рынках, обеспечение качества продукции путем применения передовых технологий и современных методов управления производством.

Основными конкурентами предприятия  являются: Березовский сыродельный  комбинат, Пружанский молочный комбинат, ОАО «Савушкин продукт».

Отдел маркетинга и ОАО «Кобринский маслодельно - сыродельный завод» является самостоятельным структурным подразделением предприятия.

Задачи отдела маркетинга и сбыта данного предприятия:

1. сохранение завоеванных рынков сбыта на основе взаимовыгодных партнерских отношений с постоянными потребителями.

2. освоение новых рынков сбыта путем поставки конкурентоспособной продукции.

3. коммерческую деятельность развивать на основе принципов маркетинга.

4. постоянно совершенствовать  качество обслуживания потребителей, принимать участие в совершенствовании системы качества.

На отдел маркетинга и сбыта возложены следующие функции:

1. реализация готовой  продукции в соответствии с заключенными договорами, на основе законодательства.

2. анализ выполнения договорных обязательств в ассортименте по потребителям.

3. разработка планов - графиков отгрузки продукции и получение денежных средств за реализованную продукцию.

4. участие в пересмотре отпускных цен на выпускаемую продукцию.

5. поиск потребителей на выпускаемую продукцию.

6. осуществление связей  и переписки с покупателями по вопросам поставки продукции.

7. согласование ассортимента поставляемой продукции, заключение договоров.

8. проведение рекламных компаний и других мероприятий по целенаправленному формированию спроса потребителей на продукцию.

Разработка и практическая реализация товарной политики занимает основное место в общей системе маркетинговой деятельности предприятия.

Товарная политика – совокупность мероприятий и стратегий по формированию конкурентных преимуществ, обеспечивающих соответству-ющую прибыль предприятию.

Продукции предприятия  пользуется спросом у населения и доля расходов на молочные продукты составляет примерно 14 % о т общих расходов на продовольствие.

Для определения оптимального ассортимента выпускаемой продукции на предприятии постоянно изучаются вкусовые приоритеты в различных регионах путем анкетирования, опросов, анализируя объемы продаж по видам продукции, сезонности, плотности населения. Ассортиментный перечень продукции, выпускаемой ОАО «Кобринский маслодельно-сыродельный завод» представлен в приложении 2. Широкий ассортимент выпускаемой продукции позволяет поддерживать высокую конкурентоспособность продукции, удовлетворять запросы различных покупателей. Основу ассортимента продукции составляет твердый сыр, масло, ЦМТ. Учитывая постоянно изменяющиеся экономические условия работы ОАО «Кобринский маслодельно-сыродельный завод», внутренние и внешние факторы, влияющие на эффективность переработки сырья, изменения ценовой политики, постоянно проводится бенчмаркинг продукции конкурентов и производителей молочной продукции в других странах с целью формирования портфеля предложений запуска новых видов продукта. Это позволяет оперативно реагировать на изменения конъюнктуры рынка и своевременно выводить на рынок новые продукты.

Чтобы обеспечить эффективную предпринимательскую деятельность, ОАО «Кобринский маслодельно-сыродельный завод» постоянно расширяет товарный ассортимент. Необходимость этого обусловлена рядом факторов, основными из которых являются:

1. изменение спроса  на продукцию;

2. появление новинок в области техники и технологий;

3. высокий уровень изменений в ассортименте конкурентов.

В цехах по производству сыров непрерывно проводится работа по созданию перспективных образцов продукции. Лучшие образцы подвергаются испытаниям, проходят полную добровольную сертификацию и запускаются в производство. В общем объеме производства удельный вес новой продукции в 2010 г. составил 4 %.

 

Таблица 1.1 Производство продукции за 2010 год в тоннах

 

Продукция

 

2009

 

2010

 

%

1

2

3

4

Сыры твердые

3430,6

3221,2

93,9

Масло

418,2

424,9

101,6

ЦМТ

4962

5434

109,5

Сыры плавленные

100,7

75,1

74,5

Сыры мягкие

27,8

18,4

71,3

Мороженое

95,7

152

158,8

Майонез

124,6

89,6

71,9


 

В 2010 году наибольший рост производства достигнут по мороженому-158,8 %. Меньше произведено твердых сыров (93,8 %), сыров плавленых (74,5 %), сыров мягких (71,3 %), майонеза (71,9 %). В течение года в ассортимент было введено 5 новых наименований.

Оптовики в основном закупают сыры, масло (около 70 % закупок), а магазины цельномолочную продукцию. Продажи твердого сыра составляют 30 %. В первую очередь сыр применяется как «локомотив» продаж. Покупа-телям отгружают пользующийся повышенным спросом сыр с условием закупки другой продукции (см. таблицу 1.2)

 

Таблица 1.2 Товарная структура по регионам

 

Масло

ЦМТ

Мороженое

Майонез

Регион

тонн

%

тонн

%

тонн

%

тонн

%

РБ

294,6

100

5398,3

100

136

100

91,7

100

В т. ч.

               

Минская

0,2

0,1

7,1

0,1

0,1

0,1

0

0

Минск

4,1

1

4,3

0,1

0,8

1

0,1

0,1

Брестская

269,8

92

5349,4

99

133,9

98

87,1

95

Гомельская

6,5

2

4,6

0,1

1,2

1

2,3

3

Витебская

3,5

1

1,2

0,02

0

0

0,6

1

Гродненская

4,9

2

26,7

0,5

0

0

1,0

1

Могилевская

5,4

2

5,0

0,1

0

0

0,6

1


 

Анализ продаж показывает, что основная часть продукции  реализуется в Брестской области. Так в области продается 49 % плавленых сыров, 62 % мягких. А продажи масла, ЦМТ, мороженого и майонеза в области составляют от 92 до 99 %.

 

Рис. 1.1 Реализация сыра твердого за 2010 год

 

Важной составной частью товарной политики является определение товарной марки. В настоящее время у ОАО «Кобринский маслодельно-сыродельный завод» есть сформировавшийся бренд на твердые сыры «Кобринские сыры». Вместе с тем, необходимо признать, что он является «региональным брендом», известным в основном в брестской области, а также узкому кругу специалистов. В России же сыр продается как анонимный, что понижает его ценность и цену. Российские дилеры не проводят работы по продвижению бренда. На территории РБ продавцы в Минске не могут назвать какой-же сыр изготавливают в Кобрине. В связи с этим возникает настоятельная необходимость в мероприятиях по продвижению бренда в РБ (в первую очередь Минске). Для этого могут быть предприняты следующие действия:

1. специальная фасовка сыра, позволяющая маркировать его своим брендом (это невозможно при простой расфасовке в магазине).

2. специальные POS-материалы в местах продаж.

3. реклама в СМИ.

Вторым существующим брендом является бренд «Бринко». Он относится к категории местных брендов (известен в своем городе и соседних населенных пунктах). Используется только для мороженого. Для этого бренда актуально провести изучение лояльности к нему, восприятия логотипа, цветов и дизайна упаковки. Возможно, исследование покажет необходимость ребрендинга для него. Остальная продукция не имеет бренда. Это представляется серьезным упущением.

Упаковка является не только средством обеспечения сохранности товара при его хранении, транспортировке и потреблении, нои средством продвижения товара на рынок. Раньше ОАО «Кобринский маслодельно-сыродельный завод» предлагали сыр в бумажной упаковке, которая не отличалась ни красочным оформлением, ни практичностью. За последние несколько лет ОАО «Кобринский маслодельно - сыродельный завод» стало акцентиро-вать и уделять огромное внимание дизайну упаковки. Сегодня сыр покрывают специальными сплавами парафиновыми, под вакуумом в пакеты из многослойных термоусадочных пленок. Далее сыр укладывают в ящики из гофрированного картона, дощатые ящики, контейнеры.

В настоящее время большая часть упаковки ориентирована на покупателей с невысокими доходами. Вместе с тем, во всех регионах страны растет число людей, у которых востребован более качественный и дорогой продукт. Поэтому на ОАО «Кобринский маслодельно – сыродельный завод» проводятся маркетинговые исследования по упаковке по упаковке продукции и определяется целесообразность изготовления упаковки нацеленной на более дорогого покупателя. Также изучаются пользующиеся наибольшим спросом размеры упаковок.

Информация о работе Анализ внешней и внутренней среды предприятия