Анализ внешней и внутренней среды предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 09:20, курсовая работа

Краткое описание

История Кобринского маслосырзавода берет начало в 1939 году. После Великой Отечественной войны помещения завода были реконструированы. В 1967 году был введен в строй новый завод. В 2000 году завод приобрел статус кционерного общества открытого типа. На протяжении 36лет не прекращалась реконструкция, техническое переоснащение предприятия, обновление и расширение ассортимента выпускаемой продукции. Сегодня ОАО «Кобрин-ский маслодельно- сыролельный завод» - ведущее предприятие отрасли, со своими традициями, высокой культурой производства, оснащенное высо-копроизводительным отечественным и импортным оборудованием, высоко-квалифицированными специалистами. Это современное производство, позволяющее перерабатывать 350т молока в сутки и выпускающее более 150 наименований продукции, ассортимент которой постоянно обновляется и расширяется.

Оглавление

1. Ситуационный анализ внешней и внутренней среды предприятия
1.1 Анализ отрасли и конкурентной ситуации
1.2 Анализ ресурсов и конкурентных возможностей предприятия
2. Конкурентная стратегия предприятия
2.1 Анализ используемой маркетинговой стратегии с точки зрения конкурентных преимуществ предприятия
2.2 Анализ используемой стратегии роста предприятия
2.3 Разработка стратегической маркетинговой программы

3
3

12
25

25
28
30
Список использованных источников
34

Файлы: 1 файл

Контрольная.doc

— 527.50 Кб (Скачать)

Все производители молочной отрасли используют политику товарной диверсификации, помимо марочной политики.

Среди общих тенденций развития ассортимента можно отметить рост производства и потребления творожных изделий (десертов, сырков и т. п.) и биопродуктов – биойогурта, биокефира, а также новых продуктов – молочно-соковых и кисло-соковых напитков.

ОАО «Кобринский маслодельно – сыродельный завод» возобновил фасовку твердых сычужных сыров на базе ОДО «МИЛКИМПОРТ-ЧИИЗ» г. Марьина Горка 26 сентября 2010года. За период с 26 сентября 2010г. по 1 ноября 2010г. Было совершено 4 разовых фасовки:

26 сентября 2010г.-578,4кг;

10 октября 2010 г.-822,6кг;

24 октября 2010г.-901,1кг;

29 октября 2010г.-3017,6кг. ИТОГО-5320кг.

За весь период фасовки твердого сыра завода, компания ОДО «МИЛКИМПОРТ-ЧИИЗ» зарекомендовала себя только с положительной стороны. Нареканий на упаковку сыра со стороны торговых организаций не было. Одним из самых инновационных направлений на сегодняшний день является рынок фасованного сыра.

В Европе более 80 % рынка сыра занимает фасованная продукция. В Белоруссии данный сегмент составляет не более 5 %. Однако многие сети уже наладили процесс производственной фасовки нарезанного сыра, что, безусловно, будет способствовать развитию сегмента фасованных сыров, удобных и для магазинов, и для покупателей.

Белорусский потребитель привык к отечественным сырам, в традиционной упаковке, которые сохраняют вкусовые качества сыра. Однако сегодня на прилавках белорусских сетей можно найти отечественные и импортные сыры в разнообразной упаковке: нарезанные слайсами, тер-тые и др. Сегодня белорусский рынок насчитывает не более двух-

трех компаний, cпециализирующихся на нарезке и производственной упаковке сыра. Одним из предприятий по фасовке сыра является компания «Милк Импорт», которая предлагает белорусскому потребителю фасованный сыр.

Сыр упакован в удобную пленку, которая легко вскрывается и сохраняет внешний вид сыра и его вкусовые качества: он не заветривается и при хранении в холодильнике не впитывает запахи других продуктов. Фасованные сыры как нельзя лучше вписываются в динамичный ритм современной жизни. Поэтому выпуск предприятием фасованных сыров - это естественная реакция на растущие потребности рынка. Данная продукция помогает экономить время и силы при приготовлении различных блюд, удобна для использования и дома, и в дороге. Все перечисленные плюсы подчеркивают перспективность и актуальность развития рынка фасованного сыра.

Для привлечения покупателя уже недостаточно наличия насыщенного ассортимента и цены на уровне конкурентов. Главным фактором становится рекламная деятельность. Сегодня все больше внимания производителям цельномолочной продукции следует уделять продажам через супермаркеты. Время нецивилизованной лоточной торговли уходит. Поэтому будущее торговой марки, по мнению некоторых специалистов, зависит и от ее гарантированного присутствия на прилавках крупных розничных сетей (хотя удельный вес таких сетей в общей структуре продаж сегодня и невелик). Сотрудничество с ними во многом облегчает жизнь от услуг множества мелких торговых посредников.

На предприятии постоянно проводятся исследования рынка по различным регионам. Посещение торговых организаций г. Бреста 15.04.2011г. осуществлялось с целью повышения эффективности работы с предприятиями торговли города. В ходе исследования выявилось, что необходимо обеспечить наличие всего ассортимента продукции завода на прилавках магазинов в достаточном количестве. Для достижения поставленной цели проводился разговор с администрацией и продавцами на предприятиях розничной торговли частной и государственной форм собственности.

От товароведов была получена информация о потребительских предпочтенииях, востребованной и невостребованной продукции, ассортиме-нте «Кобринского МСЗ» и конкурентах; им были предложены прайс-листы и аннотации, в том числе и на новую продукцию. В процессе беседы выявлялись причины отказа от некоторой продукции, а также заказа многих видов в недостаточном количестве.

Что касается продукции ОАО «Кобринский маслодельно-сыродельный завод», то в Бресте популярностью пользуется плавленый сыр «Янтарь», «Сказка», «Угличский». Плавленый сыр «Омичка» люди не знают, поэтому и товароведы относятся к нему с опаской, однако, ряд дегустаций позволило познакомить покупателей с этим десертным сырком, который оценили по достоинству взрослые и дети. Кобринский майонез не получил должного признания у потребителей, но некоторые его виды «Провансаль Люкс» и «Сливочный» устраивают покупателей и по вкусу и по качеству. Однако, наибольшей популярностью пользуется майонез «Столичный» ООО «Камако Плюс». Не смотря на то, что проблем с реализацией йогурта «Бринко» не возникало, оказывается его не слишком большое количество.

Администрация магазинов, как правило, претензий по качеству не имеет, но некоторые вопросы всё же возникают. Чаще всего это недовольство качеством плавленых сыров: то слишком твёрдые, то жидкие, то быстро плесневеют. Поднимался также вопрос о возврате продукции с истёкшим сроком реализации (чаще всего это плавленые сыры) и перебоях с сыром и маслом. График завоза продукции вполне удобен для рассматриваемых торговых организаций.

Основной причиной ограниченности ассортимента является большое количество производителей аналогичной продукции (в крупных и средних магазинах представлено около 10 производителей молочной продукции), причем, у каждого завода есть «свои дни», в которые происходит завоз и продукция присутствует в наиболее полном ассортименте. Следует отметить, что некоторая часть заказанной продукции продаётся в этот же день, однако, заявка больше не становится. В торговых организациях Бреста появилось больше лунинецкой, барановичской и пружанской продукции. К примеру, в ТЦ «Юбилейный» продукция завода представлена в ограниченном ассортименте: твёрдые сыры, плавленые сыры, несколько видов ЦМП. Это связано с тем, что в данной торговой точке располагается холодильное оборудование ОАО «Савушкин продукт» и в четырех холодильниках около 80 % занимает продукция именно этого производителя. Остальные аналогичные производители занимают такое же положение, как и ОАО «Кобринский МСЗ» или вовсе отсутствуют (Берёза). Ассортимент сычужного сыра в ТЦ «Юбилейный» представлен в таблице 1.4

 

Таблица 1.4 Ассортимент сычужного сыра в ТЦ «Юбилейный»

 

Наименование

Произво-

дитель

Цена руб/кг

Жирность,%

1

2

3

4

Сыр «Русский»

ОАО «Березов- ский сыродель-

ный комбинат»

10550

45

Сыр «Сельский»

10280

45

Сыр «Сливочный»

10540

50

Сыр «Мраморный

10690

45

Сыр «Полесский» фас.

9820

30

Сыр «Губернаторский»

СООО «Белове-жские сыры»

11130

55

Сыр «Беловежский экстра»

10910

50

Сыр «Мальбер»

15750

50

Сыр «Голландский»

«Молочный мир»

10850

45

Сыр«Российский особый»

11710

45

Сыр«Российский особый»

ОАО «Скидельский маслосыр-завод»

11410

50

Сыр «Славянский экстра»

ОАО «Кобринский МСЗ»

10570

50

Сыр «Губернаторский»

11000

55

Сыр «Сливочный»

11330

55


 

Цены на сыр находятся  в одном ценовом диапазоне соответственно жирности, однако, их постоянный рост в этом месяце не позволяет провести точный анализ. Но все же можно отметить, что все предприятия придерживаются одинаковой ценовой политики - цены поднимают приблизительно на одну величину. Также со слов товароведов следует, что изменение цен не повлияло на спрос основных видов молочной продукции, т. к. она является товаром повседневного спроса и основным продуктом питания у белорусов. Ассортимент масла сливочного в ТЦ «Юбилейный» см. таблицу 1.5.

 

Таблица 1.5 Ассортимент масла сливочного в ТЦ «Юбилейный»

Наименование

Производитель

Цена, руб./0,2кг

Жирность,

%

1

2

3

4

Масло «Крестьянское»

ОАО «Березовский сыродельный комбинат»

1770

72,5

Масло «Крестьянское»

ОАО «Ляховичский молочный завод»

1710

72,5

Масло «Савушкино Золото» солёное

ОАО «Савушкин продукт»

2190

72,5

Масло«Савушкино Золото»

 

2270

82,5

Масло «Любительское»

 

2140

78

Масло «Домашнее»

 

2180

75

Масло «Столичное»

ОАО «Кобринский МСЗ»

10570

62


 

Наибольший ассортимент предлагает ОАО «Савушкин продукт», основной задачей которого является обеспечить г. Брест полным ассортиментом продукции. Остальные производители предлагают ограниченный ассортимент, т. к. в зимний период при нехватке сырья необходимо обеспечить продукцией, прежде всего, свой регион.

Ассортимент мягких сыров  был представлен следующими производителями (см. таблица 1.6):

 

 

 

 

 

Таблица 1.6 Ассортимент мягкого сыра в универсаме «Брест»

Наименование

Производитель

Цена, руб./кг

Жирность,

%

1

2

3

4

Сыр «Диетический»

ОАО «Березовский сыродельный ком-бинат»

5020

3

Сыр «Сулугуни»

ОАО «Молочный мир»

10680

45

Сыр «Брынза западная»

СООО «Беловежские сыры»

8870

53

Сыр «Адыгейский»

 

7030

45

Сыр «Фета»

ОАО «Кобринский МСЗ»

8680

50


 

Ассортимент мягких сыров  в Бресте не отличается разнообразием. Рынок мягких сыров г. Бреста не является высококонкурентным. В связи с этим ОАО «Кобринский МСЗ» целесообразно наряду с рассольным сыром «Фета» освоить выпуск другого вида мягкого сыра. Это может быть сыр «Адыгейский», который пользуется спросом у потребителей, но не всегда легко найти на прилавках магазинов, либо совершенно новый, незнакомый потребителю сыр с оригинальным названием. Принимая во внимание мнение клиентов, которые до сих пор спрашивают сыр «Адыгейский» и «Столичный» ОАО «Кобринский МСЗ», жалобы потребителей на низкое качество сыра «Адыгейский» ОАО «Березовский сыродельный комбинат», можно сделать вывод, что возобновление производства мягкого сыры является целесообразным. Немаловажным является опыт завода в производстве мягкого сыра, а также наличие необходимого сырья. По результатам опроса основным фактором, влияющим на уровень спроса на плавленые сыра, является ценовой. Причем большинство потребителей считают стоимость плавленых сыров высокой. Показатель жирности продукта в основном не влияет на потребительский спрос. Мнения разделились при решении вопроса об упаковке товара. Часть опрошенных высказалась в пользу сырков в фольге, так как в форме брикетов его можно непосредственно после приобретения употребить в пищу без помощи столовых приборов. Другая часть считает более удобным прием в пищу пастообразных плавленых сырков в стаканчиках, особенно для детей. Немаловажным является то, что в процессе транспортировки, доставки фольга ломается, перегибается, теряется форма продукта. Также очень удобным считается возможность нанесения пастообразного сыра на бутерброд.

При проведении опроса в г. Кобрин большинство респондентов высказалось в пользу плавленых сырков местного производителя, и лишь небольшая часть опрошенных предпочитает продукцию ОАО «Березовский сыродельный комбинат» главным образом по причине более высокой стоимости соответствующей продукции ОАО «Кобринский МСЗ».

Опрос в г. Бресте показал, что наибольшей популярностью в  городе пользуется продукция из Березы. Ценовой фактор в их выборе является определяющим. Кобринские плавленые  сыры приобретают в основном из-за упаковки, так как считают ее более безопасной и вселяющей доверие. Есть потребители, которые отдают предпочтение тому или иному производителю только из-за вкусовых качеств, устраивающих их в большей степени.

Следует заметить, что  в отдаленных регионах области ассортимент  продукции ОАО «Кобринский МСЗ» заметно сокращается, что объясняется политикой защиты и поддержки властями местного производителя. Однако, что касается городов Берёза и Белоозёрск, то в этих регионах ассортимент продукции удерживается в достаточно широком диапазоне. Высоким спросом в регионе пользуются сычужные сыры и цельномолочная продукция. Пассивным спросом пользуются плавленые сыры и майонезы. Причиной тому является ценовой фактор. Конкуренцию нашим сыркам и майонезам составляют местный производитель и производители, выигрывающие по цене.

Информация о работе Анализ внешней и внутренней среды предприятия