Анализ внешней и внутренней среды предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 09:20, курсовая работа

Краткое описание

История Кобринского маслосырзавода берет начало в 1939 году. После Великой Отечественной войны помещения завода были реконструированы. В 1967 году был введен в строй новый завод. В 2000 году завод приобрел статус кционерного общества открытого типа. На протяжении 36лет не прекращалась реконструкция, техническое переоснащение предприятия, обновление и расширение ассортимента выпускаемой продукции. Сегодня ОАО «Кобрин-ский маслодельно- сыролельный завод» - ведущее предприятие отрасли, со своими традициями, высокой культурой производства, оснащенное высо-копроизводительным отечественным и импортным оборудованием, высоко-квалифицированными специалистами. Это современное производство, позволяющее перерабатывать 350т молока в сутки и выпускающее более 150 наименований продукции, ассортимент которой постоянно обновляется и расширяется.

Оглавление

1. Ситуационный анализ внешней и внутренней среды предприятия
1.1 Анализ отрасли и конкурентной ситуации
1.2 Анализ ресурсов и конкурентных возможностей предприятия
2. Конкурентная стратегия предприятия
2.1 Анализ используемой маркетинговой стратегии с точки зрения конкурентных преимуществ предприятия
2.2 Анализ используемой стратегии роста предприятия
2.3 Разработка стратегической маркетинговой программы

3
3

12
25

25
28
30
Список использованных источников
34

Файлы: 1 файл

Контрольная.doc

— 527.50 Кб (Скачать)

В Берёзе и Белоозёрске  ассортимент представлен в основном продукцией местного производителя. Значительную долю рынка занимает Брестский производитель  за счет десертных продуктов и  йогуртов. На прилавках присутствует большое количество молока в пакетах Пружанского молочного завода.

В торговых организациях Ивацевичей свою продукцию реализуют Березовский сыродельный комбинат, Волковысский «Беллакт», Барановичский молочный завод, ОАО «Савушкин продукт», Пружанский молочный завод, Кобринский МСЗ.

В Берёзе и Белоозёрске  ассортимент предложенной продукции  
предприятия представлен в основном следующими позициями: сычужный, горчица, цельномолочная продукция. В Ивацевичах хорошо реализуются йогурты. Высоким спросом в Столинском регионе пользуется цельномолочная продукция, а также мороженое. Пассивным спросом пользуются плавленые сыры и майонезы. Причиной тому является ценовой фактор. Конкуренцию нашим сыркам и майонезам составляют местный производитель и производители, выигрывающие по цене. Целевое использование морозильных ларей признается удовлетворительным. Ассортимент представлен практически всеми видами выпускаемого на заводе мороженого. В каждой торговой организации, с которыми заключен договор о безвозмездном использовании морозильного оборудования, составлялся акт целевого использования ларей с указанием количества видов нашего мороженого. В акте указывается также количество наименований продукции других предприятий.

Нарекания вызывает выкладка мороженого во многих торговых организациях. По этому поводу проводились беседы торговым персоналом.

Ассортимент цельномолочной продукции в г. Пружаны на 10.04.2011г. представлен Пружанским, Волковысским, Брестским и Кобринским производителем.

ОАО «Березовский сыродельный  комбинат» лидирует по объемам реализации ломтевых плавленых сыров в торговых точках Пружан. Продукт уже длительное время присутствует на рынке и имеет своих приверженцев. Качественные и ценовые характеристики Березовских сыров удовлетворяют потребителей, что обуславливает стабильный спрос на продукцию «Березовского сыродельного комбината».

ОАО «Кобринский маслодельно-сыродельный завод» также хорошо известен жителям Пружан как производитель пастообразных плавленых сыров. Стоимость продукта находится на более высоком уровне с Березовским производителем. Однако продукт имеет более высокую жирность и упакован в полистирольный стакан. Наибольшим спросом пользуются плавленые сыры «Янтарь» и «Дружба», а также шоколадно-ореховый плавленый сыр «Сказка». Наибольший ассортимент сметаны представляет на рынке рассматриваемого города ОАО «Савушкин продукт», который предлагает семь видов сметаны различной жирности и фасовки. Пружанское масло в пленке в виде колбасок не слишком удобно для потребления, однако, несмотря на это имеет своего потребителя в основном в данном регионе. Присутствует на рассматриваемом рынке масло Брестского и Березовского производителя, причем брестское масло значительно дороже. Для увеличения объемов продаж в весенний период специалисты ОАО «Кобринский маслодельно-сыродельный завод» должны периодически посещать торговые организации города, а в настоящее время стараться максимально полно удовлетворять заявки предприятий торговли, чтобы не утратить свои позиции.

В отдаленных регионах области (Иваново, Пинск) ассортимент продукции ОАО «Кобринский маслодельно-сыродельный завод» заметно сокращается. В г. Каменец завод известен благодаря высокому спросу на твердые сыры. Их качество всеми торговыми предприятиями признается очень высоким. Стабильным спросом пользуются пастообразные плавленые сыры, cливочное масло и сметана. По итогам наблюдений следует вывод, что в Каменце необходимо активизировать работу по поиску новых клиентов и, тем самым, расширять рынки сбыта продукции завода.

Пинские организации  торговли уже давно сотрудничают, однако объемы сбыта на выше названном рынке длительное время остаются стабильными и не растут. Львиную долю рынка молочной продукции в регионе занимает ОАО «Савушкин продукт». Высоким спросом в Пинске пользуется твердый сыр и сливочное масло «Кобринского МСЗ».

В дальнейшем для увеличения спроса на продукцию Кобринского  МСЗ следует систематически проводить  дегустационные мероприятия, периодически посещать торговые организации городов, проводить опросы торгующего персонала  и индивидуальных потребителей.

Таким образом, в условиях такой конкуренции для привлечения  торговых организаций на свою сторону, увеличения доли рынка, наличия полного  ассортимента и увеличения объёмов  продаж актуальным является стимулирование торговли, т. е. трейд-маркетинг, а также мерчендайзинг.

Основными конкурентами на рынке г. Бреста и Брестской области являются:

1. Савушкин продукт  (г. Брест).

2. Гродненский молочный  комбинат.

3. Березовский сыродельный  комбинат.

4. Пинский молокозавод

Конкурентами на уровне республики в целом являются:

1. Молочная страна (г. Минск);

2. ОАО «Беллакт» (г.  Волковыск);

3. Полоцкий молочный  комбинат.

Конкуренция на рынке молочных изделий носит национальный характер.

ОАО «Кобринский маслодельно - сыродельный завод» относительно конкурентов наращивает объемы производства и несмотря на острую конкурентную борьбу не собирается уступать конкурентам. Анализ конкурентоспособности см. таблицу 1.7, 1.8.

 

Таблица 1.7 Анализ положения предприятия в отрасли

Темы

ОАО «Кобрин-ский МСЗ»

ОАО «Березов-ский МСЗ»

Савушкин продукт

1

2

3

4

Рынок:

     

Определение сегментов  рынка

мелкие и крупные города

охват всего рынка

крупные города

На каком по величине рынке оперирует каждый из конкурентов?

65 %

69 %

89 %

Как конкуренты обычно внедряются на рынок?

отсутствует стратегия

массовая интервен-ция

подчерки-вают изве- стность  марки

Насколько быстро конкуренты приспосабливаются к различным  изменениям

на рынке?

не очень быстро

не очень быстро

быстро

Как расставлены приоритеты конкурентов на данном рынке?

прибыль, приспособ-ляемость к рынку

максимальная доля рынка

максима-

льная прибыль

Как конкуренты реагируют на возможность рыночной диверсификации?

 

попытаю-тся следовать

не будут следовать

Насколько гибкой является их рыночная стратегия?

негибкая

негибкая

гибкая

Продукт:

     

Как быстро конкуренты откликаются  на запросы потребителей?

достаточно быстро

медленно

быстро

Как они действуют  при заполнении «ниши» в потребительском спросе?

заполняют, ищут новые  ниши

консерва-торы

медленно

Каким образом конку-ренты  продлевают ЖЦТ?

-

запоздалая стимуляция

Быстро ре-агируют, новая упа-ковка и др.

Каким образом конкуренты увеличивают свою долю рынка?

качество и цена

изменение ценовой

реклама

Насколько широк ассортимент  изделий и услуг, предлагаемых конкурентами?

широк

широк

широк

Как ведут себя конкуренты в области разработки новых изделий?

активно

средне активно

активно

Являются ли гибкими  производственные системы конкурентов?

гибки

не гибки

гибки

Цены:

     

Как конкуренты устанавливают  цену на свой товар?

цены на уровне конкурентов

демпинг

дорого

Как происходит установление цены на уже освоенные производством товары?

средние цены

демпинг

цены выше среднего

Продвижение продукта на рынке:

     

Какую форму рекламы  используют конкуренты?

реклама в местах продажи

печатная, в местах продажи

телерекла-ма

Формы сбыта, применяемые  конкурентами?

розница, опт

розница, опт

розница, опт


 

Анализ конкурентоспособности предприятия (таблица 1.8) осуществляется путем сравнения одинаковых параметров по предприятию и конкурентам. Необходимо определить сильные стороны ОАО «Кобринский маслодельно - сыродельный завод», формирующие конкурентное преимущество. Оценка проводится по 10-ти бальной шкале.

 

Таблица 1.8 Характеристика конкурентоспособности

Критерии конкурентоспособности

Фирма

Конкуренты

ОАО «Кобринский МСЗ»

ОАО «Березов-ский МСЗ»

Савуш-кин  продукт

1

2

3

4

Продукт:

     

Качество

7

6

9

Стиль

6

6

9

Престиж торговой марки

6

8

10

Уникальность

1

1

1

Универсализм

1

1

1

Удобство в употреблении

5

5

7

Многовариантность в  использовании

1

1

1

Упаковка

4

4

6

Право замены изделия

4

4

10

Гарантийный срок

1

1

7

Цена:

36

37

61

Прейскурантная

6

10

3

Процент скидки с цены

6

6

8

Скидка

8

2

2

Сроки платежа

5

1

1

Каналы сбыта:

25

19

14

Формы сбыта:

     

оптовые посредники

9

9

9

Полнота охвата рынка

3

3

3

Дилеры

4

9

9

Эффективность:

     

система контроля запасов

1

7

3

системы транспортировки

4

3

1

Продвижение продукта на рынке:

21

31

25

Реклама:

     

для потребителей

4

4

7

дегустации

4

4

5

обучение и подготовка персонала сбытовых служб

3

3

5

Продвижение продукта по каналам торговли

1

1

2

демонстрация продуктов

2

2

2

Напоминание об изделиях в средствах массовой информации

0

0

1

Общий итог

96

103

122


 

«Савушкин продукт» выпускает более конкурентоспособные продукты, при этом ОАО «Березовский МСЗ» имеет большую долю рынка за счет массовости продаж и ценовой политики.

Конкурентоспособность товаров ОАО «Кобринский маслодельно-сыродельный завод» определяется качественными (экологические, безопасности, патентно-правовые, взаимозаменяемости и совместимости, функциональные, эргономические, эстетические), экономическими (цена товара, расходы на транспортировку, расходы при потреблении, расходы на утилизацию), организационно-коммерческими показателями (преимущества и недостатки в уровне конкурентоспособности товара по характеру и качеству исследований рынка и запросов потребителей, определяют эффективность маркетинговой программы предприятия).

В таблице 1.9 представлены стоимостные характеристики твердых сыров ОАО «Кобринский маслодельно-сыродельный завод» и ОАО «Березовский маслодельно-сыродельный завод».

 

Таблица 1.9 Стоимостные характеристики твердых сыров

Наименование

ОАО «Кобринский МСЗ»

ОАО «Березовский МСЗ»

Россий-ский

Кобрин-ский

Раубич-ский

Рус-ский

Сельс-кий

Сливоч-ный

1

2

3

4

5

6

7

Цена за кг, руб.

10 243

10 035

8 610

10 550

10 540

10 690


 

Таблица 1.10 Оценка конкурентоспособности твердых сыров

 

 

 

 

 

 

Качественные параметры

 

 

 

Вид сыра

Коэффициент значимости параметров Рi

ОАО «Кобринский МСЗ»

ОАО «Березовский МСЗ»

Ранг

Коэф. значимости

 

 

 

Ср. коэффициент

Российский

Кобринский

 

 

 

Раубичский

Русский

Сельский

Сливочный

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Срок созревания сыра, сут

30

30

 

25

 

30

 

25

 

20

 

6

 

0,1

 

0,2

 

Содержание жира, %

50

45

35

45

45

50

1

0,1

0,21

Содержание влаги, %

41,6

40,5

41

41,9

41

41,2

5

0,15

0,1

Соль, г

1,6

1,54

1,58

1,5

1,5

1,6

4

0,05

0,06

Содержание радиоактивных веществ, БК/кг

3

3,3

3,6

3,5

3,5

3,4

3

0,2

0,1

Масса нетто, кг

19

19

19

19

19

19

2

0,1

0,06

Температура, «С

3

4,2

4,2

2,8

2,8

4

8

0,15

0,1

Внешний вид (в баллах по 10-бальной шкале)

10

 

9

7

8

8

9

9

0,05

0,06

Срок годности готовой  продукции, сут

90

85

85

85

85

90

7

0,1

0,1


 

Методика оценки конкурентоспособности продукции оценивается по показателю конкурентоспособности.

К=Iтп/Iэт,   (1.1)

где Iтп- индекс технических параметров (индекс качества);

Iэт- индекс экономических параметров (индекс цен).

Iтн=∑Di*qi, (1.2)

где Di- коэффициент значимости параметра;

qi- относительный параметр качества.

qi=Роцен/Рэтал.(базов.),  (1.3)

где Роцен - значение параметра оцениваемого товара;

Рэтал.(базов.) - значение параметра товара конкурирующей фирмы.

Iэп=Sпотр. оцен./Sпотр. базов.,  (1.4)

где Sпотр. оцен. - цена потребления оцениваемого товара;

Sпотр. базов. - цена потребления товара конкурирующей фирмы.

 

Если К>1, то наш товар превосходит по конкурентоспособности сравниваемый образец. Если К<1, то наш товар уступает по конкуренто-способности сравниваемый образец; Если К=1, то наш товар находится на одинаковом уровне со сравниваемым образцом.

 

Iтп (Российский)=0,2*30/30+ 0,21*50/4 + 0,1*41,6/41,9 + 0,06*1,6/1,5 + 0,11*3/

/3,5+ +0,06*19/19+0,1*3/2,8+0,06*8/10+0,1*85/90=0,97;

Iтп (Кобринский)=0,2*30/30 + 0,21*45/45 + 0,1*40,5/41,9 + 0,06*1,54/1,5 + 0,11*3,3/ /3,5+0,06*19/19+0,1*4,2/2,8+0,06*8/9+0,1*85/85=1,02;

Iтп (Раубичский)=0,2*25/30+0,21*35/4+0,1*41/41,9 + 0,06*1,58/1,5 + 0,11*3,6/ /3,5 + +0,06*19/19+0,1*4,2/2,8+0,06*8/7+0,1*85/85=0,94;

Iэп (Российский)=10 243/10 550=0,97;

Iэп (Кобринский)=10 035/10 550=0,95;

Iэп (Раубичский)=8 610/10 550=0,81.

Определим показатель конкурентоспособности для ОАО «Кобринский маслодельно-сыродельный завод»:

КРоссийский=0,97/0,97=1;

ККобринский=1,02/0,95=1,07;

КРаубичский=0,94/0,81=1,16;

Сыр «Кобринский», «Раубичский» ОАО «Кобринский маслодельно- сыродельный завод» превосходят по конкурентоспособности сыр «Рус-ский» ОАО «Березовский МСЗ». Сыр «Российский» находится на одинаковом уровне по конкурентоспособности с сыром «Русский». Таким образом для сыра «Русский» необходимо усовершенствовать следующие качественные параметры:

1. Содержание влаги.

2. Содержание радиоактивных  веществ.

3. Внешний вид.

 

 

2 КОНКУРЕНТНАЯ СТРАТЕГИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

2.1 Анализ используемой маркетинговой стратегии с точки зрения конкурентных преимуществ предприятия

 

Возможности внешней  среды ОАО «Кобринский маслодельно-сыродель-ный завод»:

1. работа с гипермаркетами.

2. освоение новых видов  фасовки.

3. усиление рекламы.

4. расширение брендового  ряда.

5. тенденция роста  рынка.

6. улучшение демографической ситуации в стране (становится больше детей).

7. повышение покупательской  способности населения.

8. реструктуризация предприятия.

9. освоение сбыта в  других регионах.

Угрозы внешней среды ОАО «Кобринский маслодельно-сыродельный завод»:

1. угроза сокращения  сырьевой базы.

2. потеря части покупателей

Информация о работе Анализ внешней и внутренней среды предприятия