Комплексный анализ внешней и внутренней среды на предприятии ООО“ НПП Контакт”

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2011 в 14:53, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - раскрыть сущность анализа внешней и внутренней среды научно – производственного предприятия и дать рекомендации по его усовершенствованию на долгосрочный период.
Для рассмотрения темы работы и достижения цели необходимо реализовать следующие задачи:
* рассмотреть сущность, элементы внутренней среды;
* изучить факторы прямого и косвенного воздействия внешней;
* проанализировать механизм анализа внешней и внутренней среды ООО «НПП Контакт»;
* выявить проблемы и дать рекомендации по улучшению анализа непосредственных сред предприятия

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………….3
1. Теоретические аспекты анализа внешней и внутренней среды организации…6
1.1.Внутренняя среда организации…………………….…………………………6
1.2.Внешняя среда организации………………..…………………………………9
1.3.Анализ внешней и внутренней среды организации…………………...…...19
2. Особенности анализа внешней и внутренней среды на предприятии
ООО «НПП Контакт»………………………………………………………………24
2.1.Организационно - экономическая характеристика предприятия……….....24
2.2.Механизм анализа внешней и внутренней среды на ООО «НПП Контакт»………………………………………………………………………………….27
2.3.Рекомендации по усовершенствованию анализа внешней и внутренней среды…………………………………………………………………………………34
Заключение ………………………………………………………………………….37
Список литературы………………………………………………………………….39
Приложение………………………………………………………………………….41

Файлы: 1 файл

Комплексный анализ внешней и внутренней среды на предприятии ООО“ НПП Контакт”.doc

— 280.50 Кб (Скачать)
 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

БЕЛГОРОДСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

                       ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА ОРГАНИЗАЦИИ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВОЙ  ПРОЕКТ 

     по дисциплине «Стратегический менеджмент» 

         на тему: «Комплексный анализ внешней и внутренней среды на предприятии ООО НПП Контакт» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

               студентки 4 курса группы 110507

очного  отделения 

Сыч Елены  Сергеевны

Научный руководитель:

Качурова Е.В.. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                        Белгород, 2008 
 

Оглавление 

 Введение …………………………………………………………………………….3

1. Теоретические  аспекты анализа внешней и  внутренней среды организации…6

    1.1.Внутренняя среда организации…………………….…………………………6

    1.2.Внешняя среда организации………………..…………………………………9

    1.3.Анализ  внешней и внутренней среды  организации…………………...…...19

2. Особенности  анализа внешней и внутренней  среды на предприятии

ООО «НПП Контакт»………………………………………………………………24

   2.1.Организационно - экономическая характеристика предприятия……….....24

   2.2.Механизм анализа внешней и внутренней среды на ООО «НПП Контакт»………………………………………………………………………………….27

   2.3.Рекомендации  по усовершенствованию анализа внешней и внутренней среды…………………………………………………………………………………34

Заключение ………………………………………………………………………….37

Список литературы………………………………………………………………….39

Приложение………………………………………………………………………….41  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

    В настоящее время актуальность анализа  внешней и внутренней среды  не вызывает сомнения так, как он играет ключевую роль в развитии рыночной экономики и является её важным элементом. Когда многие производственные предприятия, объединения, концерны и другие организации стали независимыми, нормальное их функционирование в подобных экономических условиях практически невозможно без умения хорошо выделять и анализировать элементы внутренней и внешней среды предприятия. Ведь это является залогом благополучного развития организации.

    Организация в менеджменте является важнейшим  основополагающим понятием. Как правило, любая организация находится и функционирует в среде. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае если, среда допускает его осуществление. Принято выделять внутреннюю и внешнюю среду существования организации любого типа. Внутренняя среда является источником ее жизненной силы. Основными составляющими внутренней среды являются кадры, технология, структура, цели и задачи. Она заключает в себе потенциал, необходимый для функционирования организации, но в это же время может быть источником проблем и даже ее гибели.

    Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Естественно, эти моменты должны быть предметом постоянного внимания со стороны менеджера.

    Вообще, анализ внутренней и внешней среды  организации является важнейшим  элементом стратегического планирования. Анализ среды нужен для определения стратегии поведения предприятия и проведения этой стратегии в жизньИзучение внешнего окружения  и внутренней среды организации важен для более эффективного принятия управленческих решений, необходимых для успешной деятельности компании.

  Рассмотрению этого вопроса и посвящена данная работа. В рамках поставленной проблемы  отражены основные элементы внешней и внутренней среды, особенности анализа внешней и внутренней среды на предприятии,  методы анализа.

    Анализ внешней и внутренней  среды предприятия не является  новым в дисциплине стратегический менеджмент. Ранее он изучался и продолжает изучаться известными отечественными и зарубежными авторами таким, как

Кузнецов  Ю.В. [3, С.7-14], Виханским О.С. [6, С.68-71],Карповой С.В. [4, С.12], Томпсоном [9, С.56-61] и другими.   

Объект исследования – ООО «НПП Контакт».

Предмет исследования - изучение анализа внешней и внутренней на предприятии ООО «НПП Контакт».

Цель  курсовой работы - раскрыть сущность анализа внешней и внутренней среды научно – производственного предприятия и дать рекомендации по его  усовершенствованию   на  долгосрочный период.

Для рассмотрения темы работы  и достижения цели  необходимо реализовать следующие  задачи:

  • рассмотреть сущность, элементы внутренней среды;
  • изучить факторы прямого и косвенного воздействия внешней;
  • проанализировать механизм анализа внешней и внутренней среды ООО «НПП Контакт»;
  • выявить проблемы и дать рекомендации  по улучшению анализа непосредственных сред предприятия

Данная  курсовая работа состоит  из введения, двух глав, заключения и приложения.                                  

     В первой главе – теоретической – раскрываются все аспекты, касающиеся, анализа внешней и внутренней среды, а именно: сущность, цели и задачи, элементы, а так же  особенности проведения анализа как внутренней, так и внешней среды..

      Во второй  главе – практической – отражены все вопросы по анализу двух сред на конкретном примере предприятия (в частности на ООО НПП «Контакт»).

     Построенная таким образом работа позволяет наиболее ясно показать всю многогранность комплексного анализа внутренней и внешней среды.  
 

 

    1. Теоретические аспекты  анализа внешней  и внутренней среды  организации

    1.1.Внутренняя среда организации

    Внутренняя среда организации - это та часть общей среды, которая находится в пределах организации. Она оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование организации. Внутренняя среда имеет несколько срезов, состояние которых в совокупности определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает организация.

    Основные  переменные в самой организации, которые требуют внимания руководства: кадровый срез, организационный, производственный, маркетинговый и финансовый. Рассмотрим подробнее каждый из них.

      Кадровый срез внутренней среды охватывает такие процессы, как: взаимодействие менеджеров и рабочих; найм, обучение и продвижение кадров; оценка результатов труда и стимулирование; создание и поддержание отношений между работниками. Организационный срез включает в себя: коммуникационные процессы; организационные структуры; нормы, правила, процедуры; распределение прав и ответственности; иерархию подчинения. В производственный срез входят изготовление продукта, снабжение и ведение складского хозяйства; обслуживание технологического парка; осуществление исследований и разработок. Маркетинговый срез внутренней среды организации охватывает все те процессы, которые связаны с реализацией продукции. Это стратегия продукта, стратегия ценообразования; стратегия продвижения продукта на рынке; выбор рынков сбыта и систем распределения. Финансовый срез включает в себя процессы, связанные с обеспечением эффективного использования и движения денежных средств в организации. В частности, это поддержание ликвидности и обеспечение прибыльности, создание инвестиционных возможностей.

    Кроме того во внутренней среде организации  рассматривают так же  цели, структуру, задачи, технологию и людей, как факторы, влияющие на развитие среды. [11,c.102]

     Цели

      Организацию можно рассматривать  как средство достижения целей,  которое позволяет людям выполнить коллективно то, чего они не могли бы выполнить индивидуально. Цели есть конкретные конечные состояния или желаемый результат, которого стремится добиться группа, работая вместе. Специалисты утверждают, что правильное формулирование целей и постановка задач на 50% предопределяют успешность решения.

    Структура

    Структура организации отражает сложившееся  в организации выделение отдельных  подразделений, связи между этими  подразделениями и объединение подразделений в единое целое. Без четкого разделения труда по горизонтали и четкой координации ни одна организация не будет работать как единый слаженный механизм. Поэтому структура играет важную роль во внутренней среде организации.

    Задачи

    Еще одним направлением разделения труда  в организации является формулирование задач. Задача – это предписанная работа, серия работ или часть работы, которая должна быть выполнена заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки.[11,c.107] С технической точки зрения задачи предписываются не работнику, а его должности. На основе решения руководства о структуре каждая должность включает ряд задач, которые рассматриваются как необходимый вклад в достижение целей организации. Считается, что, если задача выполнится таким способом и в такие сроки, как это предписано, организация будет действовать успешно. 
 

    Технология

    Технология  как фактор внутренней среды имеет  большое значение. Большинство людей рассматривают технологию как нечто, связанное с изобретениями и машинами, например с полупроводниками и компьютерами. Однако социолог Чарльз Перроу, который много писал о влиянии технологии на организацию и общество, описывает технологию как средство преобразования сырья – будь то люди, информация или физические материалы – в искомые продукты и услуги. [11,c.108]

    Внутри  организации люди являются важным решающим фактором при определении относительного соответствия конкретной задачи и содержания операций избранным технологиям. Никакая технология не может быть полезной и никакая задача не может быть выполнена без сотрудничества людей, которые являются внутренней переменной.

    Люди

    Люди  являются основой любой организации. Без людей нет организации. Люди в организации создают ее продукт, они формируют культуру организации, ее внутренний климат, от них зависит то, чем является организация.

      Люди, работающие в организации,  очень сильно отличаются друг  от друга. В связи с этим  менеджмент должен строить свою  работу с кадрами таким образом, чтобы способствовать развитию положительных результатов поведения и деятельности каждого отдельного человека и стараться устранять отрицательные последствия его действий.

    Значит, внутренняя среда организации представляет собой определенное количество характеристик, которые, так или иначе оказывают  влияние на положение и перспективы развития данной организации.  
 
 

                               1.2. Внешняя среда организации

     Под внешней средой организации понимаются все условия и факторы, возникающие  в окружающей среде, независимо от деятельности конкретной фирмы, но оказывающие или  могущие оказать воздействие на её функционирование и поэтому требующие принятия управленческих решений.

    В управленческой мысли представление  о значении внешнего окружения и необходимости учитывать силы, внешние по отношению к организации, появилось в конце 50-х годов. Это стало одним из важных вкладов в науку управления, поскольку подчёркивалась необходимость для руководителя рассматривать свою организацию как целостность, состоящую из взаимосвязанных частей, в свою очередь опубликованных связями с внешним миром. [9,c.115]

Информация о работе Комплексный анализ внешней и внутренней среды на предприятии ООО“ НПП Контакт”