Комплексный анализ внешней и внутренней среды на предприятии ООО“ НПП Контакт”

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2011 в 14:53, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - раскрыть сущность анализа внешней и внутренней среды научно – производственного предприятия и дать рекомендации по его усовершенствованию на долгосрочный период.
Для рассмотрения темы работы и достижения цели необходимо реализовать следующие задачи:
* рассмотреть сущность, элементы внутренней среды;
* изучить факторы прямого и косвенного воздействия внешней;
* проанализировать механизм анализа внешней и внутренней среды ООО «НПП Контакт»;
* выявить проблемы и дать рекомендации по улучшению анализа непосредственных сред предприятия

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………….3
1. Теоретические аспекты анализа внешней и внутренней среды организации…6
1.1.Внутренняя среда организации…………………….…………………………6
1.2.Внешняя среда организации………………..…………………………………9
1.3.Анализ внешней и внутренней среды организации…………………...…...19
2. Особенности анализа внешней и внутренней среды на предприятии
ООО «НПП Контакт»………………………………………………………………24
2.1.Организационно - экономическая характеристика предприятия……….....24
2.2.Механизм анализа внешней и внутренней среды на ООО «НПП Контакт»………………………………………………………………………………….27
2.3.Рекомендации по усовершенствованию анализа внешней и внутренней среды…………………………………………………………………………………34
Заключение ………………………………………………………………………….37
Список литературы………………………………………………………………….39
Приложение………………………………………………………………………….41

Файлы: 1 файл

Комплексный анализ внешней и внутренней среды на предприятии ООО“ НПП Контакт”.doc

— 280.50 Кб (Скачать)
 

   Как видно из таблицы, главными конкурентами ООО « НПП Контакт» являются ЗАО «РАСТЕК – Белгород», ООО «Энергопоток»,и ООО «БЕЛТАМПОТОК»,у которых цена и качество предоставляемых услуг примерно равна  показателям ООО « НПП Контакт».

   Теперь  непосредственно перейдем к анализу  внутренней среды предприятия. Внутренняя среда предприятия ООО «НПП Контакт» состоит из следующих составляющих: кадровый срез, организационный срез, производственный, маркетинговый и финансовый. Анализируя кадры предприятия, можно сказать, что это высококвалифицированные специалисты в своих областях. Каждый сотрудник имеет кроме базового высшего образования, еще и специальное образование в области таможенного дела, экспертно- оценочной деятельности. При приеме на работы, претенденты проходят очень жесткий отбор. Весь персонал в качестве стимулов к работе  один раз в год имеет право на получение путевки в здравницы. Так же на предприятии очень развито продвижение и обучение персонала (каждый год специалисты проходят курсы повышения квалификации в Москве).

   Что касается организационного среза, то организация  имеет четко сформированную структуру управления, где все звенья подчиняются исполнительному директору, который в свою очередь отвечает перед советом директоров и собранием учредителей. Как ранее уже упоминалось, «Контакт» является научно – производственным предприятием, которое самостоятельно изготовляет программный продукт и самостоятельно производит обслуживание своего программного обеспечения. Предприятие  ведет довольно мощную рекламную деятельность, тем самым рассказывая о своих достижениях и ноу – хау. Организация с каждым годом открывает все новые рынки сбыта своей продукции, и имеет свою систему ценообразования, а для постоянных клиентов определенный перечень скидок.

   Как правило, изучение внутренней среды  направлено на то, что бы четко выяснить свои сильные и слабые стороны. Сильные стороны будут служить базой, на которую предприятие будет опираться в своей конкурентной борьбе, а слабые стороны - это предмет  пристального внимания со стороны руководства. Рассмотрим сильные и слабые стороны, а так же возможности и угрозы. ( см. таб. 4,5) 

   Таблица  4

   Сильные и слабые стороны предприятия

   Сильные стороны     Слабые  стороны 
   1. Полная компетентность в ключевых вопросах     1.Слишком узкий  ассортимент услуг
   2. Собственная технология 2. Недостаточный  имидж на рынке
   3.Хорошее  впечатление, сложившееся о компании у покупателей 3. Неблагоприятное  изменение курсов иностранных валют
   4.Большой  опыт  4. Высокая зависимость  от снижения спроса
   5.Проверенное надежное управление  
   6. Наиболее эффективная в отрасли реклама  
   7.Высокое искусство НИОКР  
 

   Исходя  из анализа своих сильных и  слабых сторон, можно определить свои возможности и угрозы.

   Таблица 5

   Возможности и угрозы ООО «Контакт – Логистик»

               Возможности                    Угрозы 
   1.Способность  обслужить дополнительные группы клиентов или выйти на новые рынки    1.  Изменение потребностей
   2.Появление  новых технологий    2. Зависимость  от спроса
   3. Способность использовать навыки и ноу-хау в предоставлении новой  услуги    3.Дорогостоящие законодательные требования    
   4. Постоянные клиенты     4.Растущая  требовательность покупателей
 
 

   После рассмотрения списка сильных и слабых сторон, возможностей и угроз, необходимо установить связь между ними – составить матрицу SWOT- анализа. (см. приложение № 4 )                                                

   Таким образом, ООО «Контакт» выявило свои возможности и угрозы  во внешней среде. Не смотря на то, что предприятие имеет своих постоянных клиентов, способно использовать новые технологии, важнейшей угрозой остается зависимость от спроса и изменение потребностей заказчиков.

   Поэтому уже в данный момент предприятию  необходимо предпринимать действия по ликвидации   своих угроз. 

    1. Рекомендации  по усовершенствованию анализа

    внешней и внутренней среды  на предприятии

      ООО «НПП Контакт» 

   Руководство ООО «НПП Контакт» в целом, можно сказать, проводит правильный анализ внутренней и внешней среды в организации, что помогает долгое время держаться и процветать на конкурентоспособном рынке таможенных услуг. Благодаря тому, что менеджеры анализируют все компоненты внутренней и внешней среды, предприятие заблаговременно может устранить свои угрозы, подробно изучая слабые стороны.

  Рекомендации, которые можно дать, касаются  того, что изучение компонент  макроокружения не должно заканчиваться  только  констатацией того, в каком состоянии они прибывали ранее или прибывают сейчас. Необходимо изучить тенденции, которые характерны для изменения  состояния отдельных важных факторов и нужно пытаться предсказать тенденции развития этих факторов, чтобы можно  было предвидеть четко свои возможности и угрозы.

    Анализируя своих поставщиков, необходимо создать укрупненную характеристику всех положительных и отрицательных сторон поставщиков. Это можно сделать с помощью составления таблицы. ( см. табл. 6) 

                                                                                                                   

 Таблица 6

Характеристика  поставщиков

Наименование  организации поставщика Объем поставок

( за  год)

Наличие дебеторской задолженности Наличие кредиторской задолженности Факторы, нарушающие договор
       
Прочие         
Всего        
 

Исходя  из данных этой таблицы,  можно увидеть, с какими поставщиками можно сотрудничать, а с какими лучше прекратить отношения.

  Анализируя конкурентов, стоит не забывать о том, что необходимо конкретизировать информацию о наиболее значимых конкурентах на тех рынках, которые находятся в составе приоритетов организации. Анализировать нужно не по определенным критериям, а по наименованию услуги, которые предоставляет предприятие. Это можно отобразить в виде  таблицы ( см. табл. 7)

Таблица 7

Характеристика  основных конкурентов

Наименование  продукции Рынок сбыта Наименование  конкурентов Характеристика( доля рынка, це на, качество продукции)
       
       
 

Составляя матрицу SWOT- анализа можно использовать  различные формы организации исследования:

  1. Можно увеличить нагрузку персоналу, создав собственную группу исследователей;
  2. создать специализированную группу из наиболее творческого и активного персонала, освобождая его на определенное время;
  3. приглашение консалтинговой фирмы на договорной основе и представить им организационные и информационные возможности для проведения исследования и разработки соответствующих рекомендаций;
  4. комбинировать услуги консалтинговой фирмы и собственных сотрудников.

    Составление матрицы -  SWOT- анализа нужно уделять огромное внимание, поэтому привлекать персонал к ее созданию нужно высококвалифицированный, который имеет огромный опыт работы в этой сфере, а так же имеет аналитический склад ума.

В остальном, по нашему мнению изменять ничего не следует.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                            Заключение

    Рассмотрев  и проанализировав внешнюю и  внутреннюю среду организации необходимо  сделать основные выводы по данной теме.  

      Сегодня в рамках стратегии развития компании направленной  на достижение долгосрочных задач и целей, особое значение приобретают усилия компании по использованию анализа внешней и внутренней среды организации. Чтобы эффективно решать поставленные перед предприятием задачи в различных областях, нужно иметь четкие  представления о бизнесе, особенностях товара или услуги, знать слабые и сильные стороны, обладать информацией о рынке – знать возможности которые он предлагает  и представлять свою деятельность на этом рынке.

     В настоящее время, руководитель должен учитывать внешнее окружение в целом, поскольку организация является открытой системой, зависящей  от взаимообмена вводимыми ресурсами и результатами деятельности с внешним миром. Принято выделять факторы, оказывающие немедленное влияние на организацию, они относятся к среде прямого воздействия; все другие - к среде косвенного воздействия. Абсолютно все факторы внешнего окружения взаимозависимы и взаимодействуют между собой. Основными факторами среды прямого воздействия являются поставщики материалов, трудовых ресурсов и капитала, законы и органы государственного регулирования, потребители и конкуренты. Значимыми переменными среды косвенного воздействия являются технология, состояние экономики, политическая обстановка и социокультурные факторы.

    Кроме внешнего окружения, без которого не возможен жизненный цикл любой организации, а так же успех, каждая организация имеет и внутренние переменные. От них зависит внутреннее благополучие организации, и их взаимодействие способствует достижению общих целей организации .Руководитель должен не забывать и учитывать внутреннее окружение. К нему относятся цели и задачи организации, ее структура, кадры, маркетинг, финансы предприятия

    Предприятие ООО «НПП Контакт», провел комплексный  своей анализ внешней и внутренней среды, выявило свои сильные и слабые стороны, а так же возможности и угрозы. Проведенный анализ будет обеспечивать базу для определения миссии  и целей фирмы, а так же выработки стратегии поведения на конкурентном рынке таможенных услуг на долгосрочный период.

      Таким образом, главное, что необходимо знать – то, что внешние факторы, в совокупности с факторами внутренней среды оказывают решающее воздействие на функционирование организации. Все переменные тесно переплетаются и влияют друг на друга. Организация должна быть в состоянии эффективно реагировать и приспосабливаться к изменениям внешнего окружения, чтобы обеспечить выживание и достижение поставленных целей. Менеджер, в свою очередь, должен уметь анализировать все эти факторы в совокупности, не упуская ни одного из виду, и принимать верное управленческое решение, в конкурентной борьбе рынка таможенных услуг.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы 

  1. Виханский, О.С., Наумов, А.И. Стратегический менеджмент / О. С. Виханский, А.И. Наумов. – М.: Гардарики , 2001.-296 с.
  2. Виханский, О.С., Наумов, А.И. Менеджмент / О. С. Виханский, А.И. Наумов. – М.: Высшая школа, 1999.- 189с.
  3. Владимирова, Л. П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка / Л.П. Владимирова.- М.: Издательский дом «Дашков и Ко» , 2004.- 289 с.
  4. Гурков, И.Б. Стратегический менеджмент организации/ И.Б. Гурков.- М.: ТЕИС, 2004.-352 с.
  5. Ефремов, В. С. Стратегия бизнеса. Концепции и методы планирования/ В.С. Ефремов.- М.: Финпресс, 1999.- 378 с.
  6. Забелин  П.В., Моисеева Н.К. Основы стратегического управления/ П.В. Забелин, Н. К. Моисеева. - М.:  «МАРКЕТИНГ», 2003.- 465 с.
  7. Зуб, А.Т. Стратегический менеджмент. Теория и практика/ А. Т. Зуб.- М.: Аспект Пресс, 2002.- 415 с.
  8. Круглова, Н.Ю., Кругло, А.И. Стратегический менеджмент/ Н.Ю. Круглова, А.И. Круглов.- М.: РДЛ, 2003.- 464 с.
  9. Кузнецов, Ю.В., Подлесных, В.Н. Основы менеджмента/  Ю.В. Кузнецов, В.Н.Подлесных.- М.: «ГРАНД», 2005.- 322 с.
  10. Люкшинов, А.Н. Стратегический менеджмент/ А. Н. Люкшинов.- М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2000.- 375 с.
  11. Мескон, М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента./ М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоурн.- М.: 2001.-255 с.
  12. Парахина, В.Н., Максименко, Л.С., Панасенко, С.В. Стратегический менеджмент/ В.Н. Парахина, Л.С. Максименко, С.В. Панасенко.- М.: КНОРУС, 2006.- 496с.
  13. Томпсон, А.А., Стрикленд, А. Дж. Стратегический менеджмент/ А.А. Томпсон, А. Дж. Стрикленд. – М.: 2002.- 387 с.
  14. Попов Е.В. Особенности внутренней среды организации/ Е.В. Попов// Менеджмент в России и за рубежом. 2006.-№ 3. С.23-24
  15. Поляк В.Н. Анализ внешней среды организации/ В.Н. Поляк// Менеджмент.2007.- № 4.С. 45-47

Информация о работе Комплексный анализ внешней и внутренней среды на предприятии ООО“ НПП Контакт”