Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 09:20, курсовая работа
История Кобринского маслосырзавода берет начало в 1939 году. После Великой Отечественной войны помещения завода были реконструированы. В 1967 году был введен в строй новый завод. В 2000 году завод приобрел статус кционерного общества открытого типа. На протяжении 36лет не прекращалась реконструкция, техническое переоснащение предприятия, обновление и расширение ассортимента выпускаемой продукции. Сегодня ОАО «Кобрин-ский маслодельно- сыролельный завод» - ведущее предприятие отрасли, со своими традициями, высокой культурой производства, оснащенное высо-копроизводительным отечественным и импортным оборудованием, высоко-квалифицированными специалистами. Это современное производство, позволяющее перерабатывать 350т молока в сутки и выпускающее более 150 наименований продукции, ассортимент которой постоянно обновляется и расширяется.
1. Ситуационный анализ внешней и внутренней среды предприятия
1.1 Анализ отрасли и конкурентной ситуации
1.2 Анализ ресурсов и конкурентных возможностей предприятия
2. Конкурентная стратегия предприятия
2.1 Анализ используемой маркетинговой стратегии с точки зрения конкурентных преимуществ предприятия
2.2 Анализ используемой стратегии роста предприятия
2.3 Разработка стратегической маркетинговой программы
3
3
12
25
25
28
30
Список использованных источников
34
3. фактор сезонности в поставках сырья.
4. повышение цен на сырье.
5. уменьшение экспортной цены.
6. увеличение количества конкурентов.
7. слабая возможность выявления новых рынков сбыта.
8. неблагоприятная политика государства.
9. угроза присоединения предприятия к другому.
Матрица возможностей применяется для оценки возможностей внешнего окружения с точки зрения важности и степени влияния на функцио-нирование предприятия.
Матрица возможностей ОАО «Кобринский маслодельно-сыродельный завод» представлена в таблице 2.1.
Таблица 2.1 Матрица возможностей ОАО «Кобринский маслодельно- cыродельный завод»
Вероятность |
Влияние | ||
Сильное |
среднее |
слабое | |
1 |
2 |
3 |
4 |
высокая |
тенденция роста рынка |
повышение покупательской способности населения |
освоение сбыта в других регионах |
средняя
|
усиление рекламы |
улучшение демографической ситуации в стране (становится больше детей) |
расширение брендового ряда |
низкая |
реструктуризация предприятия |
работа с гипермаркетами |
освоение новых видов фасовки |
Матрица угроз ОАО «Кобринский маслодельно - сыродельный завод» представлена в табл. 2.2.
Таблица 2.2 Матрица угроз ОАО «Кобринский МСЗ»
Вероятность |
Влияние | ||
сильное |
среднее |
Слабое | |
высокая
|
угроза присоеди-нения предпри-ятия к другому |
угроза сокращения сырьевой базы |
фактор сезонности в поставках сырья |
средняя |
повышение цен на сырье |
уменьшение экспортной цены |
потеря части покупателей |
низкая |
неблагоприятная политика государства |
увеличение количества конкурентов |
слабая возможность выявления новых рынков сбыта |
Сильные стороны предприятия являются основой в конкурентной борьбе, слабые стороны заслуживают пристального внимания и их устранения.
Сильные стороны ОАО «Кобринский маслодельно-сыродельный завод»:
1. качество продукции (несколько раз занимали первые места на конкурсе).
2. закуплено новое оборудование.
3. квалифицированный персонал.
4. прошли сертификацию на НАССР и ИСО.
5. спрос на продукцию в России.
6. налажена сеть дистрибуции в Беларуси.
7. наличие собственного автопарка.
8. глубокая переработка сырья.
9. наличие бренда.
10. широкий ассортимент продукции.
Слабые стороны ОАО
«Кобринский маслодельно-
1. работа на рынке России основана на нескольких дилерах.
2. износ части оборудования (маслоцех, оборудование для производтва цельномолочной продукции).
3. незагруженные мощности производства.
4. продукция имеет небольшой срок реализации в торговле.
5. нет представителей в Минске, Бресте.
6. не налажен мерчендайзинг.
Swot-анализ позволяет провести совместное изучение внешней и внутренней среды. Swot- анализ ОАО «Кобринский маслодельно-сыродельный завод» представлен в табл.2.3.
Таблица 2.3 Swot-анализ ОАО «Кобринский маслодельно-сыродельный завод»
Стороны |
Возможности |
Угрозы | ||||
1 |
2 |
3 | ||||
Сильные |
1. тенденция роста рынка |
2. повышение покупательской способности населения |
1. угроза присоединения пред -приятия к другому |
2. угроза сокращения сырьевой базы | ||
качество продукции |
1. за счет приобретения нового оборудования и повышения покупательской способности населения а также наличия бренда предприятие сможет улучшить качество продукции и расширить рынки сбыта;
|
1. сокращение сырьевой базы не отразится на качестве продукции, т. к. используется отборное сырье и борьба за улучшение качества, а не на количество, тем самым создается конкурентное преимущество; | ||||
наличие бренда | ||||||
приобре- тение нового оборудования | ||||||
|
2. наличие бренда создает собственный имидж, что | |||||
Слабые |
||||||
работа на рынке России основана на нескольких дилерах |
1. увеличение покупательской сырье и использовать мощности производства; 2. за счет тенденции роста рынка предприятие получит прибыль и сможет оплатить услуги дополнительных дилеров
|
1. угроза присоединения негативно отразится на использовании производственных мощностей, на работе на рынке России и на состоянии предприятия в целом.
| ||||
незагружен-ные мощности производства |
Мероприятия по повышению эффективности производства:
1. снижение издержек производства.
2. приобретение новейшего оборудования.
3. внедрение новых технологий.
Мероприятия по повышению эффективности маркетинга:
1. совершенствование структуры распределения продукции.
2. системность маркетинговой работы.
3. формирование единого
центра управления службой
4. проведение маркетинговых исследований.
Мероприятия по повышению эффективности менеджмента:
1. работа с персоналом.
2. создание новых рабочих мест.
3. усиление мотивации труда.
4. решение социальных проблем в коллективе.
Мероприятия по повышению эффективности НИОКР:
1. разработка новых технологий.
2. разработка новых рецептур.
3. разработка новых видов продукции.
Мероприятия по повышению эффективности финансовых целей:
1. обеспечение качественными сырьевыми ресурсами.
2. повышение эффективности производства.
3. получение денежных средств.
SWOT-анализ показал, что при достаточно существенных сильных сторонах сущетвуют и значительные слабые стороны, которые могут в дальнейшем негативно повлиять на работу предприятия. Устранению этих слабых сторон необходимо уделить самое пристальное внимание. Ключевой возможностью является потенциал рынка, основанный на том, что в перспективе возможен рост рынка за счет увеличения потребления сыра в Беларуси и России. По данным статистики во Франции в течение года потребляется 15кг сыра, а в России только 2,3кг (в Беларуси близкая цифра).
2.2 Анализ используемой стратегии роста предприятия
Миссией ОАО «Кобринский маслодельно - сыродельный завод» является всемерное удовлетворение потребностей населения в молочной продукции с высокими потребительскими свойствами и качеством, в достаточном количестве и ассортименте, создание условий для экономического развития предприятия и удовлетворения социальных потребностей трудового коллектива.
У ОАО «Кобринский маслодельно-сыродельный завод» таким образом сформулирована миссия предприятия: «Дешевые и экологически чистые продукты - в каждый дом». Основные принципы работы предприятия заключаются в наиболее полном удовлетворении спроса на молочную продукцию, которая максимально полезна, максимально дешева, максимальна вкусна. Завод старается расширять ассортимент продукции. При этом главная задача всего коллектива – это производство таких продуктов питания, в которых сохранены все полезные для человека витамины и микроэлементы.
ОАО «Кобринский маслодельно - сыродельный завод» ставит перед собой долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные цели. Из них выбирается главная цель, а также цели первого, второго и третьего уровней.
Главной целью данной стратегической программы ОАО «Кобринский маслодельно - сыродельный завод» является получение максимальной прибыли, а также завоевание 35 % доли рынка молочной отрасли Беларуси.
На начальном этапе своей деятельности ОАО «Кобринский МСЗ» примеменял стратегию лидерства по издержкам. Продукция имела низкую цену и обладала высокими качественными характеристиками. Постепенно продукция предприятия нашла своих потребителей и стала популярной у многих. Были увеличены производственные мощности, территория предприя-тия, что в свою очередь увеличило объемы производства и продаж, а также долю рынка. Началось производство новых видов продукции.
На данном этапе для ОАО «Кобринский маслодельно-сыродельный завод» подходит стратегия дифференциации. Сейчас на предприятии проходит интенсивная работа по созданию новых образцов конкурентоспосо-бной продукции, повышению ее качества, удовлетворению потребностей потребителей.
Предприятие будет дифференцировать свою продукцию по особым вкусовым качествам, суперимиджу, большому выбору и простой процедуре покупки. При достаточно большом количестве производителей в данной отрасли возникает необходимость позиционировать товар, т. е. выделить его из общей массы аналогичных товаров.
Стратегию интенсивного роста (расширение границ рынка) ОАО «Кобринский маслодельно – сыродельный завод» осуществлял последние 10 лет, т. е. предприятие закупило новое оборудование, выпускало новые виды продукции.
Достаточно высокая доля продукции экспортируется в Россию. Именно от этой деятельности предприятие получает больше половины своей прибыли.
Стратегия роста наиболее привлекательна для ОАО «Кобринский масло-дельно-сыродельный завод», она позволила предприятию увеличить долю рынка, найти новые зарубежные рынки, усилить свои позиции на старых рынках. Предприятие усовершенствовало свои товары за счет приобретения новых технологий и закупки нового оборудования, увеличило объемы продаж.
На данном этапе для ОАО «Кобринский маслодельно-сыродельный завод» можно предложить и дальше осуществлять стратегию интенсивного роста – глубокое внедрение на рынок и совершенствование товара.
Глубокое внедрение на рынок будет осуществлятся при помощи создания фирменного стиля предприятия, повышения узнаваемости торговогой марки среди потребителей, т. е. с помощью продвижения торговой марки.
Необходимо создавать более усовершенствованные товары, повышать узнаваемость торговой марки, выработать свой фирменный стиль.
Также для предприятия можно предложить стратегию диверсифика-ционного роста, т. е. несвязанную диверсификацию – создание от предприятия фирменного магазина, который будет специализироваться на реализации продукции только ОАО «Кобринский маслодельно-сыродельный завод».
2.3 Разработка стратегической маркетинговой программы
Основным объектом для корректировки в товарной политике ОАО «Кобринский МСЗ» является управление товарным ассортиментом. При выдвижении предложений по совершенствованию ассортиментной политики необходимо учитывать общие тенденции рынка молочных изделий. С появлением такой тенденции, как поддержание здорового образа жизни, человек стал употреблять все больше продуктов, обогащенных различными микроэлементами. В связи с ухудшением экологической обстановки целесообразно выпускать сыр с добавлением таких микроэлемен-тов, как йод, калий.
Ассортимент продукции достаточно широк, но все же есть некоторые недоработки. ОАО «Кобринский МСЗ» выпускает ограниченное количество видов молока. Необходимо предложить производство молока сгущеного. Основной проблемой является выпуск продукции. Например, на рынке г. Бреста товар раскупается очень быстро и его не хватает, т. к. пользуется высоким спросом.
Особый интерес представляют такие виды товаров, как производство соков на основе молочной сыворотки, которые содержат не только витамины, но и бактерии, полезные для желудочно-кишечного тракта.
Большой объем производимого мороженого составляет мороженое на палочке. Проведенные исследования подтвердили, что большей популярностью пользуется мороженое в стаканчике, т. к. оно более удобно при потреблении. Следует предложить потребителю мороженое в стаканчике спиралевидной формы. Это оригинально и привлечет много внимания к данному товару.
Перспективную рыночную нишу представляет собой продукты детского питания. Сегодня обеспеченность детей жидкими и пастообразными продуктами составляет - 27 %, сухими смесями – 40 %, 65 % детей находятся на полном или частичном искусственном вскармливании.
80,7 % выпускаемой предприятием продукции составляют сыры. Сыр - высокопитательный белковый продукт, полученный из молока путем его свертывания и обработки; он сохраняет все основные питательные вещества за исключением углеводов. При сыроварении удаляется значитель-ная часть воды из молока. Сыр является концентрированным пищевым продуктом.
Он отличается высоким содержанием легкоусвояемого молочного белка (23-30 %), молочного жира (32-33 %), кальциевых и фосфатных солей, жиро - и водорастворимых витаминов, незаменимых аминокислот. Белки сыра усваиваются на 98,5 %, жира – на 96 %, углеводы - на 97 %. Сыры обладают высокой калорийностью и физиологической полноценностью. При производстве сыров используются новейшие стабилизационные системы. Сыры производятся на новейшем оборудовании.
В цехах по производству сыров непрерывно проводится работа по созданию перспективных образцов продукции. Лучшие образцы подвергаются испытаниям, проходят полную добровольную сертификацию и запускаются в производство.
Информация о работе Анализ внешней и внутренней среды предприятия