Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 21:33, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Менеджмент туризма".
Часть
1 Вопрос 28. Коммуникации
в процессе управления
Одним из самых
важных факторов интеграции управления
является коммуникация. Коммуникация
- это общение людей в процессе
их совместной деятельности, это обмен
идеями, мыслями, чувствами, обмен информацией.
Без коммуникации невозможно существование
никакой организованной группы людей.
Коммуникация - это средство, с помощью
которого в единое целое объединяется
организованная деятельность. Ее также
можно рассматривать как
Функции
коммуникации.
В самом широком смысле цель коммуникаций
на предприятии - осуществление изменений,
влияние на деятельность таким образом,
чтобы достичь процветания предприятия.
Существует две основные функции коммуникации:
информационная и личностная. Первая осуществляет
процесс движения информации, вторая -
взаимодействие личностей. Эти две функции
теснейшим образом связаны друг с другом.
Взаимодействие личностей в значительной
степени осуществляется благодаря движению
информации, но полностью к информационным
процессам не сводится, потому что коммуникация
строится не только по факту передачи
и получения информации, но и поличностным
ее оценкам и индивидуальным интерпретациям.
Управленческая деятельность связана с необходимостью постоянной координации деятельности подразделений организации и отдельных ее членов для достижения общих целей. Данная координация может осуществляться посредством разнообразных форм, а, прежде всего — при помощи разнообразных контактов членов организации — в процессе коммуникации. Практически все, что совершается в организации, имеет прямую или косвенную связь с коммуникативными процессами, таким образом, они являются значимым средством обеспечения целостности и функционирования организации.
Управление в
любой организации
В процессе коммуникации происходит передача информации от одного субъекта другому. В качестве субъектов могут выступать отдельные личности, группы и даже целые организации.
Коммуникационный
процесс предъявляет
Коммуникация (от лат. communicatio — «общее», «разделяемое всеми») в широком смысле — обмен информацией между индивидами посредством общей системы символов.
Различают механистический и деятельностный подход к коммуникации.
Коммуникация — в механистическом подходе — однонаправленный процесс кодирования и передачи информации от источника и приема информации получателем сообщения.
Коммуникация — в деятельностном подходе — совместная деятельность участников коммуникации (коммуникантов), в ходе которой вырабатывается общий (до определенного предела) взгляд на вещи и действия с ними.
Для раскрытия содержания деятельности руководителя (менеджера) необходимо рассмотреть понятие коммуникации с позиции следующих аспектов.
С одной стороны, коммуникация — это общественное явление, процесс, который имеет место в организационной системе на всех иерархических уровнях и во всех организационных структурах (они не обязательно должны быть связаны непосредственно с руководителем).
С другой стороны, коммуникация представляет собой естественную практику взаимодействия руководителя с отдельными подчиненными, группами подчиненных и отдельными подразделениями организации.
И, наконец, коммуникация — это особая, специфическая функция управления, которая является объектом целенаправленного регулирования со стороны руководителя, компонент его управленческой деятельности.
Представленные позиции понятия коммуникации включают в себя два понятийных аспекта: нормативно-организационный и субъектно-психологический.
Нормативно-организационный подход связан с объективными организационными формами коммуникации, представлениями о ее оптимальной реализации и объединен системой эффективного коммуникационного процесса.
Субъектно-психологический подход к коммуникации в организации направлен на раскрытие психологических характеристик участников коммуникации (коммуникантов). Он выявляет значимые черты коммуникационного процесса, в том числе и те, которые являются для него барьерами.
Психологическая специфика коммуникации как функции управления многозначна и раскрывается с различных сторон:
1) коммуникативное поведение руководителя (менеджера);
2) коммуникативные явления в работе руководителя (менеджера);
3) коммуникативные процессы, связанные с деятельностью руководителя (менеджера).
Основная цель коммуникации заключается в достижении от принимающей стороны точного понимания отправленного сообщения.
Коммуникации в широком смысле слова рассматриваются как процессы социального взаимодействия, взятые в их знаковом контексте. Отсюда, коммуникация может быть определена как передача не просто информации, а значения или смысла с помощью символов.
Коммуникации в социальном контексте — это процесс обмена информацией и передачи сведений между двумя людьми или в группе людей.
Все виды управленческой деятельности в рамках коммуникации основаны на обмене информацией. Коммуникация и информация — различные, но связанные между собой понятия. Коммуникация включает и то, что передается, и то, как это передается. Для того чтобы коммуникация состоялась, необходимо, как минимум, наличие двух людей.
Информация (лат. informatio — разъяснение, изложение, осведомленность) — одно из наиболее общих понятий науки, обозначающее некоторые сведения, совокупность каких-либо данных, знаний и т.п.
Коммуникацию можно рассматривать как форму деятельности, осуществляемую людьми, которая проявляется в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании и взаимопонимании партнеров. Она характеризует общение как двухстороннюю деятельность людей, предполагающую взаимосвязь между ними, сопереживание и обмен эмоциями. Коммуникация может решать разные задачи: обмен информацией, выражение отношения людей друг к другу, взаимное влияние, сострадание и взаимное понимание. Такая многофункциональность общения позволяет выделить следующие аспекты коммуникации:
Содержательный характер взаимодействия людей определяется предметом их общения. На основе этого критерия различают такие виды общения, как межличностное, деловое, профессиональное, научное, политическое, информационное, межкультурное и т.д. Соответственно способы взаимодействия зависят непосредственно от целей, которые преследуются при общении, от особенностей его организации, эмоционального настроя партнеров, уровня их культуры.
Выявление перечисленных аспектов коммуникативного акта происходит с помощью как вербальных, так и невербальных средств. Эти средства благодаря своей стратификационной и ситуативной вариативности способны передать не только текст самого сообщения, но и информацию о его отправителе (его социальном статусе, территориальной принадлежности, возрасте, образовании, самооценке). В зависимости от соответствующей комбинации вербальных и невербальных средств, выбранных норм речевого этикета и поведения становится ясно и отношение отправителя к адресату. При этом нужно учитывать, что если вербальную информацию контролировать достаточно легко, то невербальные средства плохо поддаются контролю. Поэтому самая удачно составленная речь, призванная побудить адресата к какому-то нужному для отправителя информации действию, может привести к провалу коммуникации при неудачном использовании или плохом контроле невербальных и паравербальных средств.
Коммуникационный процесс - это обмен информацией между двумя или более людьми.
Основная
цель коммуникационного процесса -
обеспечение понимания
Выделяют 4 элемента коммуникационного процесса:1 отправитель, сообщение, канал, получатель.
При обмене информацией происходит несколько этапов:
Зарождение идеи: отправитель решает, какую идею следует сделать предметом обмена.
Кодирование и выбор канала. Кодирование превращает идею в сообщение. (кодирование может представите себе как операцию упаковки. При коммуникации важным является соответствие идеи и канала связи.
Передача
может осуществляться устными или
письменными сообщениями
Декодирование – перевод символов сообщения в мысли получателя. Это особо следует подчеркнуть: информация считается переданной, когда она уже «живет» в мозгу получателя.
Выделяются следующие виды препятствий:2
Языковый барьер, т.е. использование при обмене информацией языка, непонятного получателю. Различие статуса работников (статус – положение индивида в системе общественных отношений). Компетенция участников обмена. Географическое расстояние между участниками обмена. Самозащита инициатора информации. Влияние другой работы. Специальные ограничения в распространении информации.
Коммуникации могут быть формальными и неформальными.
Формальные
коммуникации отражают связи, необходимые
для выполнения функций и полномочий,
связи, определяемые характером и системой
распределения функций. Неформальные
коммуникации возникают в процессе человеческого
общения по различным интересам: житейским,
психологическим, ситуационным. Помимо
обмена по нисходящей, организация нуждается
в коммуникациях по восходящей. Передача
информации с низшего уровня на высший
может существенно влиять на производительность.