Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 21:33, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Менеджмент туризма".
Вопрос №1. Исторические тенденции развития менеджмента. Классическая школа управления
Возникновение
управления как специфической общественной
функции. Школы управления: научная, административная,
человеческих отношений, поведенческая,
количественная.
1.
Возникновение управления
как специфической общественной
функции.
Древняя практика управления.
Управление существовало там, где люди работали группами, следовательно, выделяли три сферы применения управления:
1) политическая — установление и поддержание порядка в группах;
2) экономическая — изыскание, производство и распределение ресурсов;
3)
оборонительная — защита от врагов.
Основные периоды становления управления:
I-й исторический период (до XVIII в.) — накопление опыта управления.
II-й исторический период (1776-1890 гг.) — индустриальный период. Связан с возникновением фабрик — как первичного типа производства и необходимостью обеспечения работой больших групп людей, а как следствие этого процесса — появление первых управленцев на местах из числа лучших работников, представлявших интересы владельцев на рабочих местах.
III-й
исторический период (начало
XX в.) — период систематизации,
т.е. формирование науки
об управлении.
2.
Классическая школа
управления.
Основной вклад:
1. Развитие принципов управления.
2. Описание функций управления.
3.
Систематизированный подход к
управлению всей организации.
Классическая школа управления включает в себя следующие школы (подходы):
1. Школа научного управления (рационалистическая школа).
Время деятельности школы — 1885-1920 гг.
Основатели школы: Тейлор, Гилберт, Гантт.
Главная
идея — рационализация труда в трудовом
производстве и материальная заинтересованность
рабочих, которые ведут к повышению производительности
труда.
Основателем научного (рационалистического) менеджмента является американец инженер-механик Фредерик Тейлор (1856-1915 гг.). В 1903 г. издана его книга «Цеховой менеджмент», в 1911 — «Принципы и методы научного менеджмента».
Его
исследования явились теоретической
базой в области управления. Он разработал
систему взаимодействия
субъекта и объекта
управления.
Учение Ф.У. Тейлора базируется на механическом понимании человека, его места в организации и сущности его деятельности.
Тейлор ставил перед собой задачу повышения производительности труда и видел ее решение в рационализации трудовых операций на базе научной организации осуществления рабочим своей трудовой деятельности. Тейлор исходил из того, что рабочие по своей природе ленивы и не хотят просто так работать. Поэтому он считал, рационализация, приводящая к прибыли, будет принята рабочим только тогда, когда и его доход будет также расти. Он считал, что менеджеры должны думать, а рабочие – работать.
Основные принципы научного управления Тейлора:
Исполнение данных принципов предусматривало:
2. Административная школа.
Время деятельности школы — 1920-1950 гг.
Основатели школы: Файоль, Урвик, Вебер.
Главная
идея — существуют «универсальные»
принципы управления, применение которых
гарантирует успех в любой организации.
1. Разделение труда (специализация).
2. Полномочия и ответственность.
3. Дисциплина.
4. Единоначалие.
5. Единство направления.
6. Подчиненность личных интересов общим.
7. Вознаграждение персонала.
8. Централизация.
9. Скалярная цепь.
10. Порядок.
11. Справедливость.
12. Стабильность рабочего места для персонала.
13. Инициатива.
14.
Корпоративный дух.
3. Школа человеческих отношений.
Время деятельности школы — 1930-50 гг.
Основатели школы: Мейо, Фоллетт, Маслоу.
Главная
идея — для эффективного достижения
целей организации необходимо наладить
межличностные отношения между участниками
организации.
Основные заповеди менеджера:
4. Поведенческая школа.
Время деятельности школы — 1950-настоящее время.
Основатели школы: Лайкерт, Дугласа Мак-Грегор, Блейк.
Главная
идея — эффективность достижения целей
организации требует максимального использования
человеческого потенциала на основе данных
психологии и социологии.
Основной вклад школы:
1.
Выступает за широкое
2.
Была разработана концепция
5. Количественная (управленческая) школа.
Время деятельности школы — 1960-настоящее время.
Основатели школы: Винер, Акофф, Берталанфи.
Главная идея — оптимальные управленческие решения изыскиваются с помощью компьютерных технологий на основе использования математических моделей той или иной ситуации (управление как логический процесс, который может быть выражен математически). Данная школа включает три подхода: