Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 21:33, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Менеджмент туризма".
Часть 1
вопрос 26.Планирование
и контроль как основные
функции менеджмента
Планирование — это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения. Планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений, функции организации,
мотивации и контроля ориентированы на выработку стратегических планов.Процесс планирования обеспечивает основу для правления членами организации.
Планирование представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий,предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей.
Процесс планирования является инструментом, помогающим в принятии управленческих решений. Его задача обеспечить ововведения и изменения в организации в достаточной степени.Процесс планирования состоит из нескольких взаимосвязанных этапов:
Особенностью процесса планирования является тот факт, что описание или объяснение многих экономических явлений представляет собой процесс решения
неточной задачи, базирующейся на субъективных оценках. И действительно,
если производственный процесс можно в известном приближении описать с
помощью математических формул, внося в них время от времени определенные
коррективы, то, например, при планировании хозяйственной деятельности
предприятия математические методы уже не дают требуемой точности. Например,
нельзя (или, во всяком случае, очень рискованно) просчитать сбыт продукции
даже на ближайший период, опираясь лишь на математический аппарат.
В этом, а также во многих других случаях, нет объективного критерия,
позволяющего сделать прогноз надежным.
Относиться к подобного рода обстоятельствам следует философски, ведь
если было бы возможно владеть всей опорной информацией, экономике не
потребовались бы менеджеры в современном понимании этого слова, да и
специалисты множества других профессий.
Так как наряду с объективными данными приходится использовать
субъективную информацию, то возникает потребность в соответствующем
методологическом обеспечении обработки собранных данных.
Таким образом, потребность в менеджерах, их знание, опыт и интуиция
требуются именно в тех направлениях производственной и коммерческой
деятельности, которые
менее всего поддаются
Виды планирования
Планирование можно условно разделить на два вида: краткосрочное
(оперативное) и долгосрочное (стратегическое).
Краткосрочное планирование может быть рассчитано на год, полгода,
месяц, и так далее. Краткосрочный план на год включает объем производства,
планирование прибыли и другое. Краткосрочное планирование тесно связывает
планы различных партнеров и поставщиков, и поэтому эти планы могут либо
согласовываться, либо отдельные моменты плана являются общими для компании
— производителя и ее партнеров.
Особое значение
для предприятия имеет
Он позволяет анализировать и контролировать ликвидность с учетом всех
остальных планов, а заложенные в нем резервы дают информацию о необходимых
ликвидных средствах.
Краткосрочное финансовое планирование складывается из следующих планов:
1. Очередного финансового плана
1. доходы с оборота
2. текущие расходы (сырье, зарплата)
3. выигрыш или потери от текущей деятельности
2. Финансового
плана нейтральной области
1. доходы (продажа старого оборудования)
2. расходы
3. выигрыши или
потери от нейтральной
3. Кредитного плана
4. Плана капитальных вложений
5. Плана по обеспечению ликвидности. Он охватывает выигрыши или потери
предшествующих планов:
1. сумма выигрышей и потерь
2. имеющиеся ликвидные средства
3. резерв ликвидных средств
Контроль - процесс определения, оценки и информации об отклонениях действительных значений от заданных или их совпадении и результатах анализа. Контролировать можно цели, (цель/цель), ход выполнения плана (цель/будет), прогнозы (будет/будет), развитие процесса (будет/есть).
Во-первых, контроль – это одна из функций управления, без которой не могут быть реализованы в полной мере все другие функции.
Во-вторых, контроль – это процесс обеспечения достижения организацией своих целей.
Контроль можно
также классифицировать:
- по принадлежности к предприятию субъекта
контроля (внутренний, внешний);
- по основанию для обязанности (добровольный,
по уставу, договорной, по закону);
- по объекту контроля (за объектом, за
решениями, за результатами);
- по регулярности (регулярный, нерегулярный,
специальный).
Процесс контроля
в общем случае должен пройти следующие
стадии:
1. Определение концепции контроля (всеобъемлющая
система контроля «Controlling» или частные
проверки);
2. Определение цели контроля (решение о
целесообразности, правильности, регулярности,
эффективности процесса управления);
3. Планирование проверки:
- объекты контроля (потенциалы, методы,
результаты, показатели и т.д.);
- проверяемые нормы (этические, правовые,
производственные);
- субъекты контроля (внутренние или внешние
органы контроля);
- методы контроля;
- объем и средства контроля (полный, сплошной,
выборочный, ручные, автоматические, компьютеризированные);
- сроки и продолжительность проверок;
- последовательность, методики и допуски
проверок.
4. Определение значений действительных
и предписанных;
5. Установление идентичности расхождений
(обнаружение, количественная оценка);
6. Выработка решения, определение его
веса;
7. Документирование решения;
8. Метапроверка (проверка проверки);
9. Сообщение решения (устное, письменный
отчет);
10. Оценка решения (анализ отклонений, локализация
причин, установление ответственности,
исследование возможностей исправления,
меры по устранению недостатков).
Основные характеристики эффективного контроля:
1. Стратегическая направленность контроля, означающая, что контроль должен служить достижению целей организации, отражать и поддерживать ее общие приоритеты. Деятельность во второстепенных областях, не имеющих стратегического значения, не должна измеряться слишком часто, если отклонения в них не стали слишком большими.
2. Ориентация на результаты означает, что конечная цель контроля заключается в решении задач, стоящих перед организацией, а не в сборе информации и установлении стандартов. Поэтому информация об отклонениях от намеченной цели должна сообщаться субъекту управления и использоваться им для проведения необходимых корректирующих действий.
3. Соответствие делу, то есть контролируемому виду деятельности. Контроль должен объективно измерять и оценивать то, что действительно важно для деятельности организации и достижения ее целей.
4. Своевременность контроля заключается не в частоте и высокой скорости контроля, а во временном интервале между проведением измерений функционирования тех или иных составляющих деятельности организации. Одни из них необходимо контролировать чаще, например, еженедельно, другие – раз в квартал.
5. Гибкость контроля означает его способность приспосабливаться к происходящим изменениям во внутренней и внешней средах организации.
6. Простота контроля заключается в том, что он должен быть наименее сложным с точки зрения тех целей, для которых он предназначен, и требовать наименьших усилий для проведения, разумеется не за счет снижения его качества.
7. Экономичность
контроля предполагает, что суммарные
затраты на систему контроля не должны
превышать выгоды от его проведения. В
противном случае лучше от него отказаться
или провести менее тщательный контроль.
Менеджмент (в максимально широком смысле) — означает разработку (моделирование), создание и максимально эффективное использование социально-экономических систем различных уровней. Менеджмент (в узком смысле слова) - управление социально-экономическими системами, в том числе производственными (англ. management, от лат. manu agere «указывать рукой» ср. рус.руководить).
Основные функции менеджмента: планирование, организация, мотивация, коммуникации, управление, процессы разработки и принятия решений, контроль. Взаимосвязь этих функций определяется тем, что нельзя управлять неорганизованной системой, то есть, чем лучше организовано предприятие, тем меньше оно нуждается в управлении.