Шпаргалка по "Социологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 09:07, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Социологии".

Файлы: 32 файла

1.docx

— 34.68 Кб (Открыть, Скачать)

10.docx

— 18.82 Кб (Открыть, Скачать)

11.docx

— 29.25 Кб (Открыть, Скачать)

12.docx

— 20.23 Кб (Открыть, Скачать)

13.docx

— 27.50 Кб (Открыть, Скачать)

14.docx

— 15.50 Кб (Открыть, Скачать)

15.docx

— 17.30 Кб (Открыть, Скачать)

16.docx

— 23.39 Кб (Открыть, Скачать)

17.docx

— 30.84 Кб (Скачать)

  Социализация  личности предполагает, что объектом  исследования является не одно  или несколько, а весь комплекс  общественно значимых качеств  человека в их тесном единстве  и взаимодействии. Они охватывают  всю совокупность черт сознания  и поведения: знания, убежденность, трудолюбие, культуру, воспитанность,  стремление жить по законам  красоты, физическую подготовку, и т.д. Важное значение имеет  преодоление пережитков прошлого  в сознании и поведении людей.

    В  целом социология пропаганды, фиксируя происшедшие (или происходящие) изменения в сознании и деятельности различных групп населения, стремилась выявить наиболее действенные из них, определить их эффективность и степени влияния и на этой основе высказать соответствующие рекомендации. И как бы ни критиковались различные формы пропаганды, нужно все же отметить, что и в настоящее время пропаганда продолжает активно участвовать в процессе социализации личности вне зависимости от того, насколько она поддерживается или отвергается отдельными слоями и группами в обществе.

 

Взаимодействии личности и общества как основа социально-культурной саморегуляции

Анализ современного общества актуализирует исследование отношений различных подсистем  общества с личностью. По мысли Лосского, «установить правильное соотношение  между обществом и индивидуальным «я» человека могут лишь те системы, которые способны дать синтез универсализма  и индивидуализма. В большинстве  случаев приходится иметь дело или  с неумеренным универсализмом, принижающим  человеческую личность, или с чрезмерным индивидуализмом, не усматривающим  тех случаев и отношений, в  которых человеческая личность должна подчиниться более высоким социальным ценностям…» (Лосский Н.О. Условия  абсолютного добра. М. 1991. С. 208).     

Определению сущности человека через исследования соотношения  между обществом и индивидуальным «я» была посвящена специальная  секция ХVII Всемирно-философского конгресса, проходившего в Брайтоне в 1988 году. Участники конгресса, не отрицая  заслуги Маркса, определившего механизм социализации личности посредством  влияния на нее общественных отношений, тем не менее, признали факт антропологических (биологических и психических) и  этнопсихических факторов, определяющих в не меньшей степени сущность человека.      

Не оспаривая данную парадигму, следует отметить, что  антропологические факторы до сих  пор влияют на становление общественной системы, на ее развитие, определяя  при этом ее социо-культурные особенности. Эти процессы разворачиваются вне  зависимости от самих субъектов  деятельности, как бы ни парадоксально  это не звучало. Цепочка событий, возникающих под воздействием жизнедеятельности  индивидов, не может абсолютно контролироваться ими самими. Это процессы латентные  и осуществляются благодаря саморегуляции.      

Исследование механизма  саморегуляции между личностью  и обществом приведет, во-первых, к более глубокому пониманию  социальных связей, социальных отношений, во-вторых, - к широкому видению динамики общественного развития, социальной статики и мобильности подсистем  общества. Это, в свою очередь, поможет  более глубокому пониманию личности.      

Современное общество стало  более динамичным и интегрированным, когда общественный механизм достиг такой сложной организации, что  время от времени наступает кризис управления наряду с другими кризисами. Сложность общественного организма  протекает, прежде всего, из непрерывного усложнения структуры человека, и  в первую очередь его психофизических и социокультурных потребностей. Человек, а затем личность является основным звеном социокультурной связи. С изучением личности, ее саморегулирующейся структуры, обществоведы могут приблизиться к более или менее правильному пониманию общественного организма и его социальных институтов, которые создаются людьми посредством субъективного начала, воздействуют на людей объективно, порой вопреки желаниям субъекта.      

Среди множества направлений  в философской мысли, исследующих  человека (теологическое, метафизическое, биологическое, социал-дарвинистское, расово-антропологическое, марксистское и т.д.) есть два основных, которое  соперничают между собой. Это  экзистенциальное и собственно социальное.      

Первое абстрагируется от определений человека вообще. Достаточно простой констатации факта существования  человека, тем более что, по мнению экзистенциалистов, существование  предшествует сущности. Биологический  организм становится человеком, притом не при помощи социальных институтов общества, а при помощи самого себя. Он сам делает себя человеком.      

Таким образом, принцип  экзистенциализма гласит, что человек - абстрактное психофизическое существо, индивидуальное, существует один на один со своими проблемами. Ни один социальный организм не способен устранить такую  личную индивидуальную трагедию человека, как смерть.      

Другое прямо противоположное  направление - социальное, напротив, видит  смысл существования человека не как индивидуального, экзистенциального  существа, а как существа, который  не может не находится вне групп  и общества.      

Личная определенность человека устанавливается только в  связи с обществом. Безусловно, что  только во взаимодействии с обществом  человек находит свое место в  общественной структуре. Главное заключается  в том, чтобы определить суть общественных механизмов, которые влияют на выбор  человека. Сартр утверждает, что  человек сам делает себя. Конечно, у человека, тем более у человека свободного, всегда есть выбор.

Но его выбор ограничен, во-первых, социально-культурными условиями, во-вторых, структурой общества, в-третьих, характером общественного развития. Человек не может в диспозиционной структуре общества выполнять роль и иметь статус, которого не существует на данном этапе развития общества.  Но с развитием общественной практики, с углублением общественного разделения труда общество имеет постоянную тенденцию к расширению. Появляются новые общественные роли, новые ячейки общества, следовательно, социальные статусы, которых не было еще 50-100 лет тому назад, могут оказаться сегодня в центре социальной системы.

 

Заключение

Социология личности – отрасль социологии, изучающая личность как социальное явление, её взаимодействие с различными социальными группами и обществом.

В своей работе я попыталась дать определение понятию  «личность», рассмотреть концепции  её понимания, их сходства и различия, рассмотрела такой вопрос как  «социализация личности». Социализация представляет собой процесс становления личности, постепенное усвоение ею требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют ее взаимоотношения с обществом. Социализация личности начинается с первых лет жизни и заканчивается к периоду гражданской зрелости человека, хотя, разумеется, полномочия, права и обязанности, приобретенные им, не говорят о том, что процесс социализации полностью завершен: по некоторым аспектам он продолжается всю жизнь. Именно в этом смысле мы говорим  о необходимости повышения педагогической культуры родителей, о выполнении человеком ответственных поручений, о соблюдении правил межличностного общения.

Соц-я изучает  проблемы лич-ти через ее социализацию, механизмы социального деят-ти, проблемы социального поведения, типы личности и т.д. На совр. этапе повышенное внимание к личн-ти объясняется:

  • личность является субъектом сложных и противоречивых процессов в обществе;
  • общество в своей политике не может не учитывать многообразие интересов и потребностей людей;
  • личность отражает достигнутый уровень развития общества;
  • с бурным развитием СМИ, появлением новых социальных и псих-х технологий возрастает опасность манипулирования личностью.

Исходным при  определении социальной роли личн-ти в общественном прогрессе явл-ся положение Маркса – как общ-во производит чел-ка, так и чел-к  производит общ-во. Каковы лич-ти таково и общ-во.

Понятие лич-ть прошло длительную эволюцию. Первоначально  под ним понималась маска, кот. одевал актер. Затем личностью стали  называть актера, а затем это понятие  стало использоваться в более  широком плане. Во-первых, лич-ть должна рассматриваться сразу с двух сторон: в качестве объекта и субъекта, причем не только социальных, но и биол-х  отношений. Те и другие отношения  регламентируют поведение индивида. Во-вторых, уже в самом положении  объекта и продукта биосоциальных  отношений личность оказывается  перед необходимостью выбора различных  моделей социального поведения. В-третьих, личность, будучи объектом и  субъектом биосоциальных отношений, соединяет в себе черты рода (общечеловеческое) с социальным типом тех или  иных социальных общностей. В-четвертых, как общечеловеческое, так социальное специфическим образом преломляется у человека через его индивидуально-неповторимые особенности.

Личность - это интегральное понятие, характеризующее чел-ка в  качестве объекта и субъекта биосоциальных  отношений и объединяющее в нем  общечеловеческое, социально-специфическое  и индивидуально-неповторимое.

Под личн-ю понимают социальные качества, приобретенные  индивидом в процессе социализации.

Индивид – единичный  представитель биологического рода или соц. группы.

Индивидуальность  – понятие охватывает специфические  природные и соц. качества, кот. сложились  у чел-ка на основе биологических  предпосылок, соц. положения и воспитания.

Лич-ть явл-ся субъектом  общественных отношений. Она - своеобразная частица общ-ва. В ней специфически отражаются все явления общественной жизни. Лич-ть при этом никогда не поглощается общ-м. Лич-ть – суммарное  выражение соц. качеств индивида.

Индивидуальное  сознание тесно связано и детерминируется  общественным сознанием. По отношению  к каждому человеку общественное сознание объективно; оно выступает  как часть социальной среды. Из нее  сознание индивида черпает жизненный  материал. Ценностные ориентации личности есть разделяемые личностью социальные ценности. Под последними понимаются более или менее общепризнанные поведенческие стандарты.

Культура личности выступает как совокупность социальных норм и ценностей, которыми индивид  руководствуется в своей деятельности. Социальная деятельность является способом реализации потребностей и интересов  личности.

Каждая личность в обществе имеет свой социальный статус и играет свою социальную роль.

Типы личности. Под  типом понимается обобщенный образ, характерные черты определенной группы людей или образцы моделей  для групп предметов, явлений  и личностей.

Социальный тип  личности - это способ осуществления  человеком различных видов деятельности, определенная совокупность свойств  личности, выражающая принадлежность индивида к социальной группе.

Понятие социальный тип личности фиксирует отражение  совокупности повторяющихся социальных качеств личностей, входящих в какую-либо социальную общность.

В 1914 г. Э.Шпрангер описал шесть «идеальных типов» личности, оговорив, что в чистом виде они  не встречаются, а являются лишь тенденциями. Вот они: 1)теоретический - стремление к познанию; 2)экономический - поиск  полезности и стремление её реализовать; 3)эстетический - стремление к впечатлению, переживанию и самовыражению; 4)социальный - стремление к общению, в том числе  к любви; 5)политический - воля к власти и желание подчиняться ей; 6)религиозный - поиск высшего смысла жизни. Каждая из тенденций имеет, по Шпрангеру, много  степеней и форм проявления

Социальная роль личности - это совокупность выполняемых  ею социальных функций, обусловленных  положением человека и реализуемых  в процессе его жизнедеятельности.

Деятельность личности происходит в различных сферах жизни: материальной (экономической), социальной, политической, духовной. В каждой из этих сфер личность занимает определённое положение и место. То есть в каждой сфере она выступает в конкретной роли. В реальной жизни один человек  чаще всего выполняет несколько  социальных ролей.

Ролевая теория личности активно разрабатывалась американскими  социологами Парсонсом, Мидом и  др.

Попытки характеризовать  личность в рамках ролевой теории популярны и в работах отечественных  авторов. Так, И.С.Кон характеризует  личность главным образом через  выполняемые ею основные роли. Другие авторы определяют личность как «единицу в системе социальных отношений» (В.Е.Давидович) либо как меру усвоения социальных отношений (П.Е.Кряжев).

Социальная роль непосредственно связана с социальным статусом.

Социальный статус личности - общее положение личности в обществе, связанное с определённой совокупностью соц. ролей, прав и  обязанностей. Социальный статус - это  интегральный показатель общественного  положения личности, социальной группы, охватывающий профессию, квалификацию, должность, характер выполняемой работы, материальное положение, политическую принадлежность, деловые связи, возраст, семейное положение и др.

Американский социолог Мертон разработал ролевую теорию личности. Где социальный статус подразделяется на предписанный (приписанный), т.е. полученный независимо от субъекта, чаще всего  от рождения (раса, пол, возраст, национальность и др.) и достигнутый (достигаемый), т.е. приобретённый собственными усилиями личности. Индивид может иметь  и смешанный социальный статус, сочетающий черты двух указанных. Обычно личность имеет несколько социальных статусов, но один из них является основным (например, должность по основному месту  работы).  

18.docx

— 32.22 Кб (Открыть, Скачать)

19.docx

— 16.31 Кб (Открыть, Скачать)

2.docx

— 14.07 Кб (Открыть, Скачать)

20.docx

— 15.63 Кб (Открыть, Скачать)

21.docx

— 24.87 Кб (Открыть, Скачать)

22.docx

— 12.57 Кб (Открыть, Скачать)

23.docx

— 16.85 Кб (Открыть, Скачать)

24.docx

— 25.23 Кб (Открыть, Скачать)

25.docx

— 15.42 Кб (Открыть, Скачать)

26.docx

— 30.63 Кб (Открыть, Скачать)

27.docx

— 17.27 Кб (Открыть, Скачать)

28.docx

— 18.53 Кб (Открыть, Скачать)

29..docx

— 10.21 Кб (Открыть, Скачать)

29.pdf

— 614.58 Кб (Открыть, Скачать)

3.docx

— 17.53 Кб (Открыть, Скачать)

30.docx

— 18.24 Кб (Открыть, Скачать)

31.docx

— 18.64 Кб (Открыть, Скачать)

4.docx

— 19.83 Кб (Открыть, Скачать)

5.docx

— 49.65 Кб (Открыть, Скачать)

6.docx

— 17.48 Кб (Открыть, Скачать)

7.docx

— 16.86 Кб (Открыть, Скачать)

8.docx

— 0 байт (Скачать)

9.docx

— 11.40 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"