Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 09:07, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Социологии".
Социализация
личности предполагает, что объектом
исследования является не одно
или несколько, а весь
В целом социология пропаганды, фиксируя происшедшие (или происходящие) изменения в сознании и деятельности различных групп населения, стремилась выявить наиболее действенные из них, определить их эффективность и степени влияния и на этой основе высказать соответствующие рекомендации. И как бы ни критиковались различные формы пропаганды, нужно все же отметить, что и в настоящее время пропаганда продолжает активно участвовать в процессе социализации личности вне зависимости от того, насколько она поддерживается или отвергается отдельными слоями и группами в обществе.
Взаимодействии личности и общества как основа социально-культурной саморегуляции
Анализ современного
общества актуализирует исследование
отношений различных подсистем
общества с личностью. По мысли Лосского,
«установить правильное соотношение
между обществом и
Определению сущности человека
через исследования соотношения
между обществом и
Не оспаривая данную
парадигму, следует отметить, что
антропологические факторы до сих
пор влияют на становление общественной
системы, на ее развитие, определяя
при этом ее социо-культурные особенности.
Эти процессы разворачиваются вне
зависимости от самих субъектов
деятельности, как бы ни парадоксально
это не звучало. Цепочка событий,
возникающих под воздействием жизнедеятельности
индивидов, не может абсолютно
Исследование механизма
саморегуляции между личностью
и обществом приведет, во-первых,
к более глубокому пониманию
социальных связей, социальных отношений,
во-вторых, - к широкому видению динамики
общественного развития, социальной
статики и мобильности
Современное общество стало
более динамичным и интегрированным,
когда общественный механизм достиг
такой сложной организации, что
время от времени наступает кризис
управления наряду с другими кризисами.
Сложность общественного
Среди множества направлений в философской мысли, исследующих человека (теологическое, метафизическое, биологическое, социал-дарвинистское, расово-антропологическое, марксистское и т.д.) есть два основных, которое соперничают между собой. Это экзистенциальное и собственно социальное.
Первое абстрагируется
от определений человека вообще. Достаточно
простой констатации факта
Таким образом, принцип
экзистенциализма гласит, что человек
- абстрактное психофизическое
Другое прямо противоположное направление - социальное, напротив, видит смысл существования человека не как индивидуального, экзистенциального существа, а как существа, который не может не находится вне групп и общества.
Личная определенность человека устанавливается только в связи с обществом. Безусловно, что только во взаимодействии с обществом человек находит свое место в общественной структуре. Главное заключается в том, чтобы определить суть общественных механизмов, которые влияют на выбор человека. Сартр утверждает, что человек сам делает себя. Конечно, у человека, тем более у человека свободного, всегда есть выбор.
Но его выбор ограничен,
во-первых, социально-культурными
Заключение
Социология личности – отрасль социологии, изучающая личность как социальное явление, её взаимодействие с различными социальными группами и обществом.
В своей работе я попыталась дать определение понятию «личность», рассмотреть концепции её понимания, их сходства и различия, рассмотрела такой вопрос как «социализация личности». Социализация представляет собой процесс становления личности, постепенное усвоение ею требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют ее взаимоотношения с обществом. Социализация личности начинается с первых лет жизни и заканчивается к периоду гражданской зрелости человека, хотя, разумеется, полномочия, права и обязанности, приобретенные им, не говорят о том, что процесс социализации полностью завершен: по некоторым аспектам он продолжается всю жизнь. Именно в этом смысле мы говорим о необходимости повышения педагогической культуры родителей, о выполнении человеком ответственных поручений, о соблюдении правил межличностного общения.
Соц-я изучает проблемы лич-ти через ее социализацию, механизмы социального деят-ти, проблемы социального поведения, типы личности и т.д. На совр. этапе повышенное внимание к личн-ти объясняется:
Исходным при определении социальной роли личн-ти в общественном прогрессе явл-ся положение Маркса – как общ-во производит чел-ка, так и чел-к производит общ-во. Каковы лич-ти таково и общ-во.
Понятие лич-ть прошло
длительную эволюцию. Первоначально
под ним понималась маска, кот. одевал
актер. Затем личностью стали
называть актера, а затем это понятие
стало использоваться в более
широком плане. Во-первых, лич-ть должна
рассматриваться сразу с двух
сторон: в качестве объекта и субъекта,
причем не только социальных, но и биол-х
отношений. Те и другие отношения
регламентируют поведение индивида.
Во-вторых, уже в самом положении
объекта и продукта биосоциальных
отношений личность оказывается
перед необходимостью выбора различных
моделей социального поведения.
В-третьих, личность, будучи объектом и
субъектом биосоциальных
Личность - это интегральное понятие, характеризующее чел-ка в качестве объекта и субъекта биосоциальных отношений и объединяющее в нем общечеловеческое, социально-специфическое и индивидуально-неповторимое.
Под личн-ю понимают социальные качества, приобретенные индивидом в процессе социализации.
Индивид – единичный представитель биологического рода или соц. группы.
Индивидуальность – понятие охватывает специфические природные и соц. качества, кот. сложились у чел-ка на основе биологических предпосылок, соц. положения и воспитания.
Лич-ть явл-ся субъектом общественных отношений. Она - своеобразная частица общ-ва. В ней специфически отражаются все явления общественной жизни. Лич-ть при этом никогда не поглощается общ-м. Лич-ть – суммарное выражение соц. качеств индивида.
Индивидуальное
сознание тесно связано и
Культура личности
выступает как совокупность социальных
норм и ценностей, которыми индивид
руководствуется в своей
Каждая личность в обществе имеет свой социальный статус и играет свою социальную роль.
Типы личности. Под типом понимается обобщенный образ, характерные черты определенной группы людей или образцы моделей для групп предметов, явлений и личностей.
Социальный тип
личности - это способ осуществления
человеком различных видов
Понятие социальный тип личности фиксирует отражение совокупности повторяющихся социальных качеств личностей, входящих в какую-либо социальную общность.
В 1914 г. Э.Шпрангер описал шесть «идеальных типов» личности, оговорив, что в чистом виде они не встречаются, а являются лишь тенденциями. Вот они: 1)теоретический - стремление к познанию; 2)экономический - поиск полезности и стремление её реализовать; 3)эстетический - стремление к впечатлению, переживанию и самовыражению; 4)социальный - стремление к общению, в том числе к любви; 5)политический - воля к власти и желание подчиняться ей; 6)религиозный - поиск высшего смысла жизни. Каждая из тенденций имеет, по Шпрангеру, много степеней и форм проявления
Социальная роль личности - это совокупность выполняемых ею социальных функций, обусловленных положением человека и реализуемых в процессе его жизнедеятельности.
Деятельность личности
происходит в различных сферах жизни:
материальной (экономической), социальной,
политической, духовной. В каждой из
этих сфер личность занимает определённое
положение и место. То есть в каждой
сфере она выступает в
Ролевая теория личности
активно разрабатывалась
Попытки характеризовать
личность в рамках ролевой теории
популярны и в работах
Социальная роль
непосредственно связана с
Социальный статус личности - общее положение личности в обществе, связанное с определённой совокупностью соц. ролей, прав и обязанностей. Социальный статус - это интегральный показатель общественного положения личности, социальной группы, охватывающий профессию, квалификацию, должность, характер выполняемой работы, материальное положение, политическую принадлежность, деловые связи, возраст, семейное положение и др.
Американский социолог Мертон разработал ролевую теорию личности. Где социальный статус подразделяется на предписанный (приписанный), т.е. полученный независимо от субъекта, чаще всего от рождения (раса, пол, возраст, национальность и др.) и достигнутый (достигаемый), т.е. приобретённый собственными усилиями личности. Индивид может иметь и смешанный социальный статус, сочетающий черты двух указанных. Обычно личность имеет несколько социальных статусов, но один из них является основным (например, должность по основному месту работы).