Шпаргалка по "Социология"

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 07:41, шпаргалка

Краткое описание

Социология возникает в конце 30-х – начале 40-х годов XIX в. В социальной сфере это было время крайней нестабильности. Восстание лионских ткачей во Франции, силезских ткачей в Германии (1844г.), чартистское движение в Англии, чуть позже революция 1848г. Во Франции свидетельствовали о нарастании кризиса общественных отношений. Во времена решительных и быстрых перемен у людей возникает потребность в обобщающей теории, способной прогнозировать, куда движется человечество, на какие ориентиры можно опереться, обрести свое место и свою роль в этом процессе. К. Маркс и Ф. Энгельс начинали с

Файлы: 1 файл

социология.doc

— 164.00 Кб (Скачать)

БИЛЕТ № 1

Основные предпосылки  возникновения социологии

Социология возникает в конце 30-х – начале 40-х годов XIX в. В  социальной сфере это было время  крайней нестабильности. Восстание  лионских ткачей во Франции, силезских  ткачей в Германии (1844г.), чартистское движение в Англии, чуть позже революция 1848г. Во Франции свидетельствовали о нарастании кризиса общественных отношений. Во времена решительных и быстрых перемен у людей возникает потребность в обобщающей теории, способной прогнозировать, куда движется человечество, на какие ориентиры можно опереться, обрести свое место и свою роль в этом процессе. К. Маркс и Ф. Энгельс начинали свою теоретическую и практическую деятельность в то же время и при тех же обстоятельствах. Они, следуя рационалистической традиции, сформулированной в немецкой философии, и опираясь на свой опыт участия в революционном движении, предложили решить эту проблему на основе концепции научного социализма, сердцевиной которой является теория социалистической революции. О.Конт и другие «отцы-основатели социологии» - Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, М. Вебер – предложили реформистский путь развития общества. Основоположники социологии были сторонниками стабильного порядка. В условиях революционного подъема они думали не над тем, как разжечь пожар гражданской войны, а наоборот, как преодолеть кризис в Европе, установить согласие и солидарность между различными социальными группами. Социология как раз и рассматривалась ими в качестве инструмента познания в обществе и выработки рекомендаций по его реформированию. Методической же основой реформизма, с их точки зрения, является «позитивный метод».

 Особенно активно эмпирические  социальные исследования в Европе  начали развиваться в начале XIX века под влиянием определенных  социальных процессов. Интенсивное развитие капитализма в начале XIX века вело к быстрому росту городов – урбанизации жизни населения. Следствием этого была резкая социальная дифференциация населения, рост числа бедных, увеличение преступности, нарастание социальной нестабильности. В то же время ускоренно формируется «средний слой» и буржуазная прослойка, всегда выступающие за порядок и стабильность, укрепляется институт общественного мнения, возрастает число различного рода общественных движений, выступающих за социальные реформы, Таким образом, с одной стороны, отчетливо проявились «социальные болезни общества», с другой – объективно созрели те силы, которые были заинтересованы в их лечении и могли выступать в качестве заказчиков социологических исследований, способных предложить «лекарство» от этих «болезней».

 Толчком к исследованию социальных  вопросов послужило развитие  производства. Используя естественные  ресурсы, расширяя таким путем  сферу производства, люди столкнулись  ограниченностью этих ресурсов, в результате чего единственным способом увеличения производительности стало рациональное использование рабочей силы. Если в начале XIX в. производители служили дополнением к ресурсам и механизмам и только механизмы надо было изобретать и совершенствовать, то в середине века стало очевидным, что сложной техникой могут управлять лишь грамотные, заинтересованные в своей деятельности люди. Усложнение всех сфер жизнедеятельности людей поставило проблемы осуществления взаимодействия между ними, управления этими взаимодействиями и создания социального порядка в обществе. Когда эти проблемы были осознаны и поставлены, возникли предпосылки формирования и развития науки, изучающей ассоциации людей, их поведение в этих ассоциациях, а также взаимодействия между людьми и результаты таких взаимодействий.

 

 

 

 

 

БИЛЕТ № 2

Объект и предмет  социологи, основные функции.

Для социологии важна статистика как показатель, по которому можно судить о состоянии внутреннего мира людей. Это становится объектом изучения социологии.

Предметом социологии являются сознание и поведение человека в конкретной социально- экономической обстановке, которые обуславливают появление различных социально- демографических, национальных, социально- профессиональных структур.

Функции социологии:

Социология выполняет теоретико- познавательную и управленческую функции.

Эти функции могут образовывать производные функции, именуемые самостоятельными. К ним относятся мировоззренческая, просветительная, прогностическая, профилактическая, практическая и т.п.

  • Теоретико- познавательная функция социологии направлена на выяснение сущности человеческого сознания. Социология опирается на систематизированные и постоянно обновляемые факты общественной действительности.

Прирост новых знаний достигается  при четко сформулированной социальной проблеме, регистрирующейся как противоречие между потребностями общественного развития и субъективной деятельности людей.

Сейчас повышается интерес к  информации, которая характеризует  внутренний мир людей, их намерения, ориентацию, мотивы, ценности и готовность действовать во имя их претворения в жизнь.

  • Управленческая функция социологии заключается в нахождении разумных способов решения общественных проблем, которые могут возникнуть  в результате управленческих воздействии.

Постепенно особое место занимают вопросы национальных и межнациональных отношений. Всплеск конфликтов, этническая напряженность стимулировали деятельность социологов по поиску путей выхода из кризиса, а их данные активно используются в решении проблем малых народов, при определении пределов национальных суверенитетов.

Центральное же место отводится  политическим и социальным последствиям вхождения людей в новые экономические  реалии. Перед специалистами по индустриальной социологии встали вопросы о наличии  горообразных  форм собственности, частной. 

Важное значение приобретает участие  социологии в рассмотрении таких  проблем, как насилие и преступность в обществе. 

На решение реальных ситуаций может  быть направлена управленческая функция  социологии.  Их изучение резко увеличило  значение экологических и духовно- нравственных проблем. Причем значение духовно- нравственных проблем кризис в экономике только усилил, а их роль в преобразовании жизни людей возросла.

Анализ состояния общественного  сознания и поведения людей, тенденций их изменения в условиях функционирования экономических, социальных, политических и духовных отношений – все  это стало предметом исследовательских задач социологической науки. Наука эта предназначена обогатить теоретические воззрения о нынешнем этапе развития современного общества, а также помочь практике рекомендациями о возможностях оптимального воздействия на общественные процессы.

 

 

 

 

 

 

БИЛЕТ № 3

Структура и уровни социологического знания

Структура социологического знания

Основные компоненты знания: знание и средства его получения (в данном контексте рассматриваются не субъекты научной деятельности- ученые и научные коллективы, а только средства и результаты их деятельности). Социологическое знание включает в себя методологическое знание и знание о предмете.

Методологическое знание включает:

    1. Мировоззренческие и методологические принципы;
    2. Учение о предмете социологии;
    3. Знание о методах, их разработке и применении;
    4. Учение о социологическом знании, его формах, типах и уровнях;
    5. Знание о процессе социологического исследования, его структуре и функциях;

Знание о предмете – это типология, гипотезы и теории, статистические данные.

В социологии применяются такие методы, как  наблюдение, опрос и общенаучные (статистические).

Методы в социологии включают в  себя принципы организации познавательной деятельности, регулятивные нормы или правила, совокупность приемов и способов действия. Последовательность приемов и способов действий называется процедурой, являющейся неотъемлемой частью любого метода.

Методика – это реализация метода в целом и его процедуры. Методический инструментарий и методика могут быть оригинальными, применимыми только в одном исследовании, или стандартными, применимыми во многих исследованиях.

Методика включает в себя технику. Это реализация метода на уровне простейших операций, доведенных до совершенства.

Уровни и функции  знания. Социологические исследования бывают теоретическими и эмпирическими.

В научном познании проблема соотношения теоретического и эмпирического включает в себя два аспекта: функциональный и генетический.

Функциональный касается соотношения  развитого теоретического аппарата науки и ее эмпирического базиса, а генетический касается формирования  теоретического аппарата, в том числе  научной теории, перехода от эмпирической стадии науки к теоретической  ее стадии. 

Исследования бывают методологическими (знание о знании) и неметодологическими (знание о предмете). Методологические исследования относятся к любому уровню знания, а также проводятся в рамках фундаментальной и прикладной социологии.

Различают социологические и социальные исследования. Социологические исследования посвящены изучению закономерностей функционирования различных социальных общностей. Социальные исследования предполагают изучение конкретных форм и условий социального взаимодействия людей: экономических, политических, демографических и др. Эти исследования являются комплексными, проводятся на стыке наук, т.е. это социально – экономические, социально – политические, социально – психологические исследования.

Уровни социологического знания

Как и многие другие науки, социология развивалась в двух основных направлениях: фундаментальном и прикладном. Первое направление включает в себя проблемы социально-философского осмысления наиболее общих вопросов развития и функционирования общества и места в нем человеческой личности, гносеологические проблемные вопросы социологии, проблемы построения структур социальных ассоциаций, построения математических моделей социальных общностей и процессов, разработку методов изучения социальных процессов и явлений и т.д. На фундаментальном уровне осуществляются взаимосвязи социологии с другими науками и областями научного знания: философией, историей, культурологией, политологией, антропологией, психологией, экономикой, космогонией и др. Концепции, выдвигаемые социологией на фундаментальном уровне, отличаются высокой степенью абстракции; при этом, как правило, не выделяются для изучения такие конкретные социальные единицы, как социальная группа или социальный процесс. Такой уровень социологического знания принято называть общесоциологическим, а теории, возникающие на этом уровне, - общесоциологическими. Фундаментальные социологические теории возникли из социальной философии и психологии; они основывались на наблюдениях, умозаключениях и обобщениях различных сторон общественной жизни, которые давали сведения о единых для всех социальных структур законах поведения людей.

 

Вместе с тем очевидно, что  социология как наука должна основываться на точных, конкретных данных об отдельных  социальных фактах, составляющих процесс изменения и структуру общества. Эти данные собираются исследователями с помощью набора методов эмпирических исследований (опросов, наблюдений, изучения документов, экспериментов). Что касается эмпирического уровня, то в социологии это сбор многочисленных фактов, сведений, мнений членов социальных групп, личностных данных, их последующая обработка, а также обобщение и формулирование первичных выводов относительно конкретных явлений социальной жизни. Сюда относятся теоретические обобщения, полученные методом индукции (умозаключения от частных, единичных случаев к общим выводам). Общесоциологические теории и эмпирические исследования должны быть неразрывно связаны между собой, так как теоретизирование, не подкрепленное знанием конкретных фактов социальной действительности, становится бессодержательным, нежизненным. В то же время эмпирические исследования, не связанные общетеоретическими выводами, не могут объяснить природу большинства социальных явлений.

 

По мере возрастания требований к практическому решению социальных проблем современного общества возникла настоятельная необходимость в изучении и объяснении социальных явлений, происходящих в отдельных областях жизнедеятельности людей, в отдельных социальных общностях и социальных институтах. Резко возросший уровень эмпирических исследований требовал универсального теоретического аппарата для объяснения результатов теоретических изысканий. Однако фундаментальные исследования в социологии не могли приспособить свой теоретический аппарат для изучения таких разных социальных феноменов, как семья, государство, отклоняющееся поведение и т.д., в силу значительных различий в природе этих объектов исследования. В свою очередь фундаментальная наука испытывала значительный дефицит в эмпирической информации, так как эмпирические исследования, как правило, проводились в узкопрактических, утилитарных целях и трудно было связать их в единую систему. В результате произошел разрыв между фундаментальной социологией и эмпирическими исследованиями. В практической деятельности это отразилось, с одной стороны, на создании спекулятивных, не основанных на достаточно широкой эмпирической базе теоретических построений, а с другой - в появлении таких направлений получения знания, как позитивизм и эмпиризм, отрицающих необходимость общесоциологических, фундаментальных теорий.

 

Противостояние фундаментальных  и эмпирических исследований в значительной степени тормозило развитие социологии, мешало кооперации ученых и объединению  их усилий. Выход из этого положения  был найден в результате формирования еще одного уровня социологического знания - теорий среднего уровня. Этот научный термин был введен в практическую деятельность исследователей американским социологом Робертом Мертоном, теории среднего уровня занимают некоторое промежуточное положение между фундаментальными теориями и эмпирическим обобщением первичной социологической информации.

 

По мнению Р. Мертона, теории среднего уровня - это "теории, находящиеся  в промежуточном пространстве между  частными, но тоже необходимыми рабочими гипотезами, во множестве возникающими в ходе повседневных исследований, и всеохватывающими систематическими попытками создать единую теорию, которая будет объяснять все наблюдаемые типы социального поведения, социальных организаций и социальных изменений". Такие теории призваны обобщать и структурировать эмпирические данные в пределах отдельных областей социологического знания, таких, как изучение семьи, отклоняющегося поведения, конфликта и т.д. Используя в целом идеи и терминологию, заимствованную из фундаментальных социологических теорий, теории среднего уровня тем не менее формируют систему специфических понятий и определений, используемых только в данной области социологических исследований.

Информация о работе Шпаргалка по "Социология"