Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2011 в 13:01, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Социология".
С возникла в 30е гг XX в. Основатель Огюст Конт.
Объектом С выступает общество в целом.
Предмет С – взаимодействие между индивидами, которое исследуется через призму соц отношений, соц институтов, соц общностей и соц гр. Законы развития и функционирования общества.
Общество – продукт взаимодействия людей, т.е. совокупность соц институтов, соц отношений, а также соц общностей и гр. С исследует все проявления соц жизни, все сферы соц жизни в их тесном взаимодействии. Исследует типичные всеобщие проявления соц жизни (не индивидуализированные, а стандартизированные соц объекты; общее во всём частном). С не интересуют отдельно взятые индивиды, их чувства, настроения, мысли. Только общие мысли, чувства, настроения больших соц гр и общества в целом (интересует общественное мнение).
Соц институт – исторически сложившаяся устойчивая форма организации совместной деятельности людей, которая призвана обеспечить надёжность и регулярность удовлетворения базовых потребностей индивида, соц гр и общества в целом.
Соц институт представляет собой:
1) ролевую сист, в которую включаются также нормы и статусы;
2) совокупность обычаев, традиций и правил поведения;
3) формальную и неформальную организацию;
4) совокупность норм и учреждений, регулирующих определенную сферу общественных отношений;
5) обособленный комплекс соц действий.
Признаки соц. института.
1) Выделение определенного круга субъектов, вступающих в процессе деятельности в отношения, приобретающие устойчивый характер.
2) Определенная (более или менее формализованная) организация.
3) Наличие специфических соц норм и предписаний, регулирующих поведение людей в рамках соц института.
4) наличие социально значимых функций института, интегрирующих его в соц сист и обеспечивающих его участие в процессе интеграции последней. Эти признаки не являются нормативно закрепленными. Они скорее вытекают из обобщения аналитических материалов о различных институтах современного общества. У одних из них (формальных - армия, суд и т.п.) признаки могут фиксироваться четко и в полном объеме, у других (неформальных либо только возникающих) - менее отчетливо. Но в целом они являются удобным инструментом для анализа процессов институционализации соц образований. Функции, которые соц институты выполняют в обществе:
1) регулирование деятельности членов общества в рамках соц отношений;
2) создание
возможностей для
3) обеспечение соц интеграции, устойчивости общественной жизни;
4) социализация индивидов.
Известно. Семья, которая выполняет репродуктивную функцию. Экономика, возникла в ответ на соц потребность в производстве продуктов и услуг. Политика как соц институт, а также обеспечение доступа к ней. Потребность в безопасности граждан, а также в защите и благополучии (право, армия, здравоохранение). Соц контроль за поведением членов общества (соц институт морали, воспитания и образования). Наряду с основными имеются неосновные: государство.
В структуре выделяют 3 основных уровня:
1. Общая соц теория. Создаются фундаментальные подходы к исследованию соц явлений. Формируются наиболее общие соц понятия или категории, с помощью которых описывается, объясняется и прогнозируется соц жизнь. Созданы фундаментальные подходы к исследованию общества: биологический подход; психологический подход; марксистская концепция общества; структурно-функциональный подход к исследованию общества; концепция «соц реализм» Дюркгейма.
2. Соц теории среднего уровня. Тот же теоретический уровень исследования общества, но на более частном уровне. Формируется 3мя способами:
1) на стыке С с др науками, С права, С медицины, экономическая С, С менеджмента и т.д.
2) когда объектом соц исследования становится отдельный соц институт, С религии, С образования, С семьи и т.д.
3) когда объектом исследования становится одна из сфер общественной жизни. Так родились аграрная С, урбанистическая С, С войны, С спорта, С досуга и т.д.
3. Конкретные соц исследования (эмпирическая С). Совокупность методических и технических приёмов для сбора первичной соц информации (наблюдение, анкетирование, опрос).
Также выделяют 2 элемента:
1) макросоциология – теоретическое и эмпирическое исследование крупных соц объектов (исследование политического строя);
2) микросоциология – исследование небольших соц объектов, а именно исследование взаимодействия индивидов в малых группах (семья, трудовой коллектив), тесно связана с соц психологией.
Функции социологии.
1. Познавательная. Заключается в исследовании законов функционирования и развития отдельных соц институтов и общества в целом.
2. Практическая. На основе эмпирического анализа соц явлений разрабатываются практические рекомендации по совершенствованию тех или иных соц процессов. По сути дела речь идёт о совершенствовании механизма управления соц процессами на всех уровнях (от трудового коллектива до управления общества в целом).
3. Прогностическая. На основе анализа соц процессов С разрабатывает научные прогнозы дальнейшего развития материальной и духовной жизни общества. Соц прогнозы бывают долговременными и текущими, а также локальными или глобальными прогнозами (касаются в целом развития человечества и связаны с решением глобальных проблем современности). В своей прогностической функцией С смыкается футурологией (наука о будущем).
4. Методологическая. Вырабатывает наиболее общие подходы и методы исследования соц явлений, которые используются в др соц науках.
5. Гуманистическая. Конечная цель соц исследования общества – улучшение условий жизни.
6. Идеологическая.
Во времена решительных и быстрых перемен у людей возникает потребность в обобщающей теории, способной прогнозировать, куда движется человечество, на какие ориентиры можно опереться, обрести свое место и свою роль в этом процессе. Основоположники С были сторонниками стабильного порядка. В условиях революционного подъема они думали не над тем, как разжечь пожар гражданской войны, а наоборот, как преодолеть кризис в Европе, установить согласие и солидарность между различными соц гр. С как раз и рассматривалась ими в качестве инструмента познания общества и выработки рекомендаций по его реформированию. Этими различными идеологическими установками было продиктовано и различие в истолковании тех научных открытий, которые были сделаны в 30-х -40-х годах XIX в. В этот период на первый план развития науки выходят химия и биология. Однако задолго до этого в Европе закладывались основы эмпирической базы С и ее методов познания. Методология и методика конкретно-соц исследований разрабатывались главным образом естествоиспытателями. Особенно активно эмпирические соц исследования в Европе начали развиваться в начале XIX века под влиянием определенных соц процессов. Интенсивное развитие капитализма в начале XIX в. вело к быстрому росту городов - урбанизации жизни населения. Следствием этого была резкая соц дифференциация населения, рост числа бедных (пауперизация), увеличение преступности, нарастание соц нестабильности. В то же время ускоренно формируются «средний слой» и буржуазная прослойка, всегда выступающие за порядок и стабильность, укрепляется институт общественного мнения, возрастает число различного рода общественных движений, выступающих за соц реформы. Таким образом, с одной стороны, отчетливо проявились «соц болезни общества», с другой - объективно созрели те силы, которые были заинтересованы в их лечении и могли выступать в качестве заказчиков соц исследований, способных предложить «лекарство» от этих «болезней».
Конт – основоположник позитивистской философии и С. По его мнению, в истории познания человечества можно выделить 3 этапа.
1. Теологический (Бог). На этом этапе, человечество объясняло все явления сверхъестественными Божественными причинами.
2. Метафизический (абстрактный). Все явления стали объясняться абстрактными метафизическими сущностями.
3. Позитивный (этап положительной науки).
Современный этап, когда всё объясняется с помощью точных понятий и методов. Точные науки – естественные науки, прежде всего физика. В связи с этим Конт решил создать точную науку об обществе по образу физики – соц физикой.
Здесь Конт выделил 2 раздела:
1) соц статика (порядок) – исследует порядок в обществе, его структуру;
2) соц динамика (прогресс) – исследует развитие общества.
По его
мнению в обществе действуют физические
законы, как и в природе (закон инерции,
закон действия и противодействия, закон
притяжения и отталкивания и т.д.).
Биологическая парадигма – совокупность соц теорий и школ, которые объясняют соц явления биологическими факторами или биологическими явлениями (сводит соц к биологическому).
У истоков – Спенсер.
Его основная идея – в обществе, как и в живой природе, действует закон эволюции, при этом, эволюция в соц процессах предполагает переход от простого к сложному, от неоднородного к однородному. Продолжил – социал-дарвинизм. Его представители: Гимплович, Смолл, Ратценхофер. Эта школа утверждала основные законы соц общества и законы существования, результатом которых является выживание более приспособленной соц гр и непрерывная борьба между ними (противостояние и соц конфликты между государственными классами, империями).
Расово-антропологическая школа (Гобино, Чемберлен). Соц жизнь является результатом действия расово-антропологических фактов. Расы – это множество людей объединённых общими физико-антропологическими признаками. Расы являются субъектами соц-исторического процесса, не равны между собой в интеллектуальных, творческих и др способностях. Существует единственная высшая раса «историческая» - белая, которая владеет монополией на красоту, ум и силу, в частности, Гобино утверждал, среди белой расы занимают особое место арийцы – прирождённая раса владык. Расовые смешения вредны с точки зрения соц и культурного развития. Этнические смеси разрушают единство стиля и приводят к вырождению человека и всей соц структуры. Соц поведение индивидов целиком обусловлено этой биологической расовой наследственностью.
Это совокупность соц теорий, объясняющих соц явления психологическими причинами или факторами.
Основоположник – Габриель Тард. Общество можно сравнить с мозгом, клетки которого являются индивидуальными психиками. Общество – совокупность индивидуальных сознаний, которые образуют коллективные представления. Следовательно, в психологии находится ключ к пониманию соц явлений. Тард объяснял общественную жизнь простыми психическими механизмами – заражения, подражания. В частности, технический прогресс человечества – стремление к подражанию природе. Историческая заслуга Тарда – он первый, кто разделил психологию индивида и психологию большой соц группы. Именно он был первым исследователем публики и толпы.
Вторым представителем в XXв был Джейкоб Морено – основоположник социометрии и нового социометрического метода в психологии и С. По его мнению, кроме макроструктуры общества, которое связано с С взаимоотношениями между отдельными гр, существует неформальная микроструктура (образуется переплетением индивидуальных притяжений и отталкиваний в малых гр). Отсюда, психическое и психологическое здоровье индивидов обусловлено их положением в системе межличностных отношений в малой гр. Разработанный им социометрический метод позволяет выявить невидимые эмоциональные связи между людьми, измерять, фиксировать их в матрицах, индексах и графиках.
Морено открыл и сформулировал 4 социометрических закона:
1. Социогенетический закон. Высшие развиваются из низших, где малая гр является элементарной моделью общества в целом.
2. Закон соц гравитации. В малой гр существует прямопропорциональная зависимость её сплочённости и креативности от эмоциональных влечений её участников друг к другу (интеракция). А также существует обратно пропорциональная зависимость от дистанции между участниками этой гр.
3. Закон насыщения. Указывает на существование точки насыщения соц отношений, превышение которой ведёт к перенасыщению в виде конфликтов, розни, войны между участниками.
4. Социодинамический закон. Внутри любой гр человеческие симпатии и привязанности распределяются неравномерно; «любимчики» - «звёзды», др эмоционально обездоленные (социометрический пролетариат). Выявляют с помощью тестов (психолог).