Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2011 в 13:01, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Социология".
Основными критериями статуса общественных гр, а соответственно и соц стратификации общества, принято считать:
1) политический потенциал, выражающийся в объеме властных и управленческих функций;
2) экономический потенциал, проявляющийся в масштабах собственности, доходов и в уровне жизни;
3) социокультурный потенциал, отражающий уровень образования, квалификации и профессионализма работников, особенности образа и качества жизни;
4) соц престиж, являющийся концентрированным отражением названных выше признаков. Критерии соц стратификации не могут не отражать переходный характер нынешнего этапа росс истории. Процессы их изменения сложны, поскольку слом старых общественных отношений опережает формирование новых. Чтобы понять происходящие в этой области сдвиги, полезно сравнить основные черты стратификации нынешнего росс и "доперестроечного" общества.
Люди находятся в постоянном движении, а общество - в развитии. Совокупность соц перемещений людей в обществе, т.е. изменений своего статуса, называется соц мобильностью. Под соц мобильностью понимается перемещение индивида или гр вверх, вниз или по горизонтали. Соц мобильность характеризуется направлением, разновидностью и дистанцией соц перемещений людей в обществе (индивидуально и гр).
Существуют 2 основных вида соц мобильности - межпоколенная и внутрипоколенная, и
2 основных типа - вертикальная и горизонтальная.
Они, в свою очередь, распадаются на подвиды и подтипы. Степень мобильности в обществе определяется
2мя факторами: диапазоном мобильности в обществе и условиями, которые позволяют людям перемещаться.
При изучении соц мобильности социологи обращают внимание на следующие характеристики:
1) число и размер классов и статусных гр;
2) объем мобильности индивидов и семей из одной гр в др;
3) степень разграничения соц страт по типам поведения (стилю жизни) и уровню классового самосознания;
4) вид или
размер собственности, которой
владеет человек, род занятий,
а также ценности, которые определяют
тот или иной статус; 5) распределение
власти между классами и
В числе первых теоретиков С Сорокин ввел понятие соц пространства, которое представил научному миру как «вселенную неопределенного вида, состоящую из народов населяющих землю». Согласно его теории в пространстве индивидуум занимает определенное место, как в горизонтальном, так и вертикальном измерении. При этом позиция любого члена социума определяется Сорокиным как «соц положение», которое в свою очередь представляет собой совокупность связей как внутри гр, так и внешних связей с гр, отличными от гр индивидуума. Ввиду этого вводятся такие понятия, как соц восхождение и соц спуск. Среди этих 2х понятий образовалась гр горизонтальной мобильности, характеризующаяся движением индивидуума не влекущим за собой изменений в его соц статусе. Причем горизонтальной мобильностью можно считать любые изменения такие как: изменение места жительства, веры исповедания и тому подобное. Только на основе этих понятий стало возможным выведение Сорокиным определения соц стратификации, которое в его интерпретации имеет следующее значение: «дифференциация гр людей в классы и иерархические ранги посредством неравномерности распределения различных прав, обязанностей, привилегий, ценностей, власти и иных способов влияния одних индивидуумов на др как внутри, так и между гр». Проще говоря, согласно теории Сорокина, соц стратификация – это пространство в социуме с неравными расстояниями по вертикали и горизонтали, где точками отсчета в пространстве являются статусы различных индивидуумов. Нет ни одного общества, и вероятно не будет никогда без влияния стратификации из-за непрекращающегося соц неравенства, характеризующего каждый индивидуум. Обобщенно рассуждая о теории соц стратификации Сорокина, можно уяснить, что он использует многомерную модель стратификации, разделенную 3мя основными направлениями: экономикой, политикой и профессиональной деятельностью, которые можно назвать базисными, однако кроме этих существуют такие характеристики, не являющиеся основными и создающими расслоение в обществе как возраст, культура, речь и тому подобные, которые разделяются на простые и из них слагающиеся сложные. В свою очередь сложные гр согласно теории Сорокина бывают типичными и нетипичными, внутренне солидарные и не солидарные. При этом трактовка соц стратификации этого социолога совпадает с теорией Вебера в следующем: индивидуум, занимающий определенную позицию в экономическом плане общества высшего слоя, одновременно относится к высшим политическим и профессиональным слоям, а низшие слои в иерархии, как правило, лишены гражданских прав. Однако, при такой классификации существует и исключение, например, совершенно не обязательно человек, занимающий высокие позиции в финансовых сферах, одновременно относится и к политической и к профессиональной вершинам. Также не всегда индивидуумы, занимающие низкое положение в финансовом плане одновременно занимают такой же уровень в политике и профессиональной иерархии. Политическая стратификация по теории Сорокина имеет следующий вид: в пределах любой гр существуют различные ранги и независимо от терминов их определяющих это означает, что гр имеет политическую дифференциацию, на которую имеет непосредственное воздействие размер политического организма и разнородность населения. Профессиональная стратификация определяется как гр общества, разделенные между собой по роду их деятельности и занятиям притом, что некоторые профессии имеют более престижную окраску по сравнению с другими. Основной мыслью Сорокина следует считать утверждение, что в обществе в целом устойчива тенденция соц пирамиды с верхушкой из привилегированных слоев и соответственно основанием из имеющих меньшее количество привилегий. Только при условии вытягивания пирамиды вверх в социуме происходят катаклизмы соц плана, перевороты, революции, превращая пирамиду в трапецию. Вслед за этим возникает вновь рост пирамиды благодаря вхождению в нее новых сил и это чередование циклично, то есть общественное развитие соответствует синусоиде.
Люди различаются между собой по множеству признаков: полу, возрасту, цвету кожи, вероисповеданию, этнической принадлежности и пр. Но соц эти различия становятся лишь тогда, когда они влияют на положение человека, соц гр на лестнице соц иерархии. Соц различия определяют соц неравенство, подразумевающее наличие дискриминации по разным признакам: по цвету кожи - расизм, по полу - сексизм, по этнической принадлежности - этнонационализм, по возрасту - эйджеизм. Соц неравенство в С понимается как неравенство соц слоев общества. Оно и является основой соц стратификации. В буквальном переводе стратификация означает «делать слои», т.е. делить общество на слои. Стратификация может быть определена как структурированные неравенства между различными гр людей. Общества могут рассматриваться как сост из страт, расположенных иерархично - с наиболее привилегированными слоями на вершине и наименее - у основания. Социологи выделяют разнообразные срезы или измерения при определении количества и распределения соц страт. Это разнообразие не исключает сущностных признаков стратификации. Во-первых, она связана с распределением населения в иерархически оформленные гр, т.е. высшие и низшие слои; во-вторых, стратификация заключается в неравном распределении социокультурных благ и ценностей. По мнению П.Сорокина, объектом соц неравенства выступают 4 гр факторов: права и привилегии обязанности и ответственность социальное богатство и нужда власть и влияние. Стратификация тесно связана с господствующей в обществе системой ценностей. Она формирует нормативную шкалу оценивания различных видов человеческой деятельности, на основе которой происходит ранжирование людей по степени соц престижа. В эмпирических исследованиях в совр западной С престиж часто обобщенно определяется при помощи 3х измеряемых признаков – престиж профессии, уровень дохода, уровень образования. Этот показатель называют индексом социально-экономической позиции. Соц стратификация выполняет двойную функцию: выступает как метод выявления слоев данного общества и в то же время представляет его соц портрет. Соц стратификация отличается определенной стабильностью в рамках конкретного исторического этапа. Соц мобильность и ее типы. Понятие «соц мобильности» было введено П.Сорокиным. Соц мобильность означает перемещение индивидов и гр из одних соц слоев, общностей в др, что связано с изменением положения индивида или гр в сист соц стратификации. Возможности и динамика соц мобильности различаются в различных исторических условиях. Варианты соц мобильности разнообразны: индивидуальная и коллективная; вертикальная и горизонтальная; внутрипоколенная и межпоколенная. Вертикальная мобильность - это изменение положения индивида, которое вызывает повышение или понижение его соц статуса, переход к более высокому или низкому классовому положению. В ней разграничивают восходящую и нисходящую ветви (карьера и люмпенизация). Горизонтальная мобильность - это изменение положения, которое не приводит к повышению или понижению соц статуса. Внутрипоколенная (интергенерационная) мобильность означает то, что человек изменяет положение в стратификационной сист на протяжении своей жизни. Межпоколенная или интергенерационная – предполагает, что дети занимают более высокое положение, чем их родители. К каналам или «лифтам» соц мобильности П.Сорокин относит следующие соц институты: армия, церковь, образовательные институты, семья, политические и профессиональные организации, средства массовой информации и т.д.
В эмпирических исследованиях в современной западной С престиж часто обобщенно определяется при помощи 3х измеряемых признаков – престиж профессии, уровень дохода, уровень образования. Этот показатель называют индексом соц-экономической позиции.
Понятие Л определяется совокупностью соц значимых качеств, формирующихся при взаимодействии с др людьми. Л в С – устойчивая сист соц значимых черт, определяющих биосоциальную природу человека и характеризующих индивида как члена той или иной общности. Показывает переходы от индивидуального к соц и от соц структуры к межличностным отношениям и индивидуальному поведению. Соц подходы заключаются в том, что рассматривается проблема Л с разных точек зрения, в частности, каким образом под влиянием общества происходит социализация человека. Соц концепции Л объединяют ряд различных теорий, признающих человеческую Л специфическим образованием, непосредственно выводимым из тех или иных соц факторов.
Социализация — становление Л — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, соц норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. В её процессе он усваивает накопленный человечеством соц опыт в различных сферах жизнедеятельности, который позволяет исполнять определенные, жизненно важные соц роли. Как процесс она означает соц становление и развитие Л в зависимости от характера взаимодействия человека со средой обитания, адаптации к ней с учетом индивидуальных особенностей. Как условие — свидетельствует о наличии того социума, который необходим человеку для естественного соц развития как Л. Как проявление — это соц реакция человека с учетом его возраста и соц развития в сист конкретных общественных отношений. По ней судят об уровне соц развития. Как результат она является основополагающей характеристикой человека и его особенностей как соц единицы общества в соответствии с его возрастом. Социализация человека во взаимодействии с различными факторами и агентами происходит с помощью ряда «механизмов». Агенты + факторы = механизмы социализации. Подразделяются на: 1). Соц-психологические механизмы 2). Соц-педагогические механизмы. Соц-психологические механизмы. Импринтинг (запечатление) — фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздействующих на него жизненно важных объектов. Импринтинг происходит преимущественно в младенческом возрасте. Однако и на более поздних возрастных этапах возможно запечатление каких-либо образов, ощущений и т.п. Экзистенциальный нажим — овладение языком и неосознаваемое усвоение норм соц поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимыми лицами. Подражание — следование какому-либо примеру, образцу. В данном случае — один из путей произвольного и чаще всего непроизвольного усвоения человеком соц опыта. Идентификация (отождествление) — процесс неосознаваемого отождествления человеком себя с другим человеком, группой, образцом. Рефлексия — внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества (семье, обществу сверстников, значимым лицам и т.д.). Рефлексия может представлять собой внутренний диалог нескольких видов: между различными Я человека, с реальными или вымышленными лицами и др. С помощью рефлексии человек может формироваться и изменяться в результате осознания и переживания им той реальности, в которой он живет, своего места в этой реальности и себя самого. Соц-педагогические механизмы. Традиционный механизм социализации (стихийной) представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского и др.). Это усвоение происходит, как правило, на неосознанном уровне с помощью запечатления, некритического восприятия господствующих стереотипов. Эффективность традиционного механизма весьма рельефно проявляется тогда, когда человек знает, «как надо», «что надо», но это его знание противоречит традициям ближайшего окружения. В таком случае оказывается прав французский мыслитель XVI в. Мишель Монтень, который писал: «…Мы можем сколько угодно твердить свое, а обычай и общепринятые житейские правила тащат нас за собой». Кроме того, эффективность традиционного механизма проявляется в том, что те или иные элементы соц опыта, усвоенные, например, в детстве, но впоследствии невостребованные или блокированные в силу изменившихся условий жизни (переезд из села в большой город), могут «всплыть» в поведении человека при очередном изменении жизненных условий или на последующих возрастных этапах. Институциональный механизм социализации. Функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями, как спец созданными для его социализации, так и реализующими социализирующие функции попутно, параллельно со своими основными функциями (производственные, общественные, клубные и др структуры, а также средства массовой коммуникации). В процессе взаимодействия человека с различными институтами и организациями происходит нарастающее накопление им соответствующих знаний и опыта соц одобряемого поведения, а также опыта имитации соц одобряемого поведения и конфликтного или бесконфликтного избегания выполнения соц норм. Надо иметь в виду, что средства массовой коммуникации как соц институт (печать, радио, кино, телевидение) влияют на социализацию человека не только с помощью трансляции определенной информации, но и через представление определенных образцов поведения героев книг, кинофильмов, телепередач. Эффективность этого влияния определяется тем, что, как тонко подметил еще в XVIII в. реформатор западноевропейского балета французский балетмейстер Жан Жорж Новер, «поскольку страсти, испытываемые героями, отличаются большей силой и определенностью, нежели страсти людей обыкновенных, им легче и подражать». Люди в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями склонны идентифицировать себя с теми или иными героями, воспринимая при этом свойственные им образцы поведения, стиль жизни и т. д. Стилизованный механизм социализации действует в рамках определенной субкультуры. Под субкультурой в общем виде понимается комплекс морально-психологических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного возраста или определенного профессионального или культурного слоя, который в целом создает определенный стиль жизни и мышления той или иной возрастной, профессиональной или соц гр. Но субкультура влияет на социализацию человека постольку и в той мере, поскольку и в какой мере являющиеся ее носителями гр людей (сверстники, коллеги и пр.) референтны (значимы) для него. Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами. В его основе лежит психологический механизм межличностного переноса благодаря эмпатии, идентификации и т.д. Значимыми лицами могут быть родители (в любом возрасте), любой уважаемый взрослый, друг-сверстник своего или противоположного пола и др. Естественно, что значимые лица могут быть членами тех или иных организаций и гр, с которыми человек взаимодействует, а если это сверстники, то они могут быть и носителями возрастной субкультуры. Но нередки случаи, когда общение со значимыми лицами в гр и организациях может оказывать на человека влияние, не идентичное тому, какое оказывает на него сама гр или организация.