Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2011 в 13:01, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Социология".
ДП часто служит основанием, началом существования общепринятых культурных норм. Без него было бы трудно адаптировать культуру к изменению общественных потребностей. Вместе с тем вопрос о том, в какой степени должно быть распространено ДП и какие его виды полезны, а самое главное - терпимы для общества, до сих пор практически не разрешен. Если рассматривать любые области человеческой деятельности: политику, управление, этику, то нельзя вполне определенно ответить на этот вопрос (какие нормы лучше: воспринятые нами республиканские культурные нормы или старые монархические, совр нормы этикета или нормы этикета наших отцов и дедов?). Удовлетворительный ответ на эти вопросы дать трудно. Вместе с тем не все формы ДП требуют столь детального анализа. Криминальное поведение, сексуальные отклонения, алкоголизм и наркомания не могут привести к появлению полезных для общества новых культурных образцов. Следует признать, что подавляющее число соц отклонений играет деструктивную роль в развитии общества. И только некоторые немногочисленные отклонения можно считать полезными. Одна из задач социологов - распознавать и отбирать полезные культурные образцы в отклоняющемся поведении индивидов и гр.
Конфликт - это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточка социального бытия; форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами соц действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями. Существенная сторона соц К сост в том, что эти субъекты действуют в рамках некоторой более широкой сист связей, которая модифицируется (укрепляется или разрушается) под воздействием К. Каждая сторона воспринимает конфликтную ситуацию в виде некоторой проблемы, в разрешении которой преобладающее значение имеют 3 главных момента: 1) степень значимости более широкой сист связей, преимущества и потери, вытекающие из предшествующего состояния и его дестабилизации - все это может быть обозначено как оценка доконфликтной ситуации; 2) степень осознания собственных интересов и готовность пойти на риск ради их осуществления; 3) восприятие противостоящими сторонами друг друга, способность учитывать интересы оппонента.
Основные этапы или фазы К могут быть обозначены следующим образом:
1. Исходное
положение дел; интересы
2. Инициирующая сторона - причины и характер ее действий.
3. Ответные
меры; степень готовности к
4. Отсутствие
взаимопонимания, т.е.
5. Мобилизация ресурсов в отстаивании своих интересов.
6. Использование
силы или угрозы силой (
7. Мобилизация
контрресурсов; идеологизация
8. Тупиковая
ситуация, ее саморазрушающее
9. Осознание тупиковой ситуации; поиск новых подходов; смена лидеров конфликтующих сторон.
10. Переосмысление,
переформулировка собственных
11. Новый этап соц взаимодействия.
Функции. 1. Разрядка психологической напряженности в отношениях противоборствующих сторон. Существование, так сказать, выходных клапанов и отводных каналов помогает взаимной адаптации индивидов, стимулирует положительные изменения.
2. Коммуникативносвязующая – эту функцию участники К осознают свои и противостоящие им интересы, выявляют общие проблемы, приспосабливаются др к другу.
3. К способен играть консолидирующую роль в обществе и даже быть движущей силой соц изменений; это происходит тогда, когда в ходе разрешения К люди по - новому воспринимают др друга и у них появляется интерес к сотрудничеству, выявляются возможности для этого. Соц К может носить негативный, разрушительный характер; дестабилизировать отношения в соц сист, разрушать соц общности и групповое единство. Так, забастовки могут нанести серьезный урон предприятиям и обществу, ибо экономический ущерб от остановок предприятий способен стать фактором разбалансированности экономики. Национальные К нарушают взаимосвязи между нациями. Классификация соц К может быть представлена след образом. Личностный К -- включает К, происходящие внутри Л, на уровне ее индивидуального сознания. Межличностный К -- разногласия между 2мя или более людьми из одной или из нескольких гр. К ним могут подключаться отдельные Л, не образующие гр. Межгрупповой К -- это К между соц гр и общностями людей с противоположными интересами. К принадлежности - когда индивиды имеют как бы двойную принадлежность, например, конфликтующие образуют гр внутри какой-то большой гр или когда индивид входит одновременно в 2е конкурирующие гр, преследующие одну цель. К с внешней средой -- индивиды, составляющие гр, испытывают давление извне, прежде всего со стороны административных и экономических норм и предписаний. Они вступают в К с институтами, поддерживающими эти нормы и предписания. Типологию социального конфликта можно представить и таким образом. К -- пассивное противостояние гр с противоборствующими политическими, экономическими или соц интересами. Как правило, это противостояние не принимает форму открытого столкновения, но предполагает наличие неустранимых разногласий и оказание давления. Соперничество -- борьба за признание личных достижений и творческих способностей со стороны общества, соц гр, соц организации. Цель соперничества -- приобретение лучших позиций, признания; демонстрация превосходства путем достижения престижных целей. Конкуренция -- особый тип к, его цель -- получение выгоды, прибыли либо доступа к дефицитным благам. Схватка, когда противников разделяют непримиримые противоречия и рассчитывать можно только на победу; если обе стороны действуют в рамках одних и тех же правил, поэтому они никогда не завершаются и не могут завершаться разрушением всей структуры отношений. Этот вывод имеет важное значение, т.к. снимает ореол безысходности и обреченности вокруг каждого из К, будь то в международных отношениях или внутри общества.
Основные позитивные последствия конфликта:
1) К способствуют разрешению накопившихся в обществе противоречий;
2) стимулируют процесс соц изменений. Кроме того, К дают возможность подавляемым гр занять более достойное место в обществе. К также, хоть это и кажется парадоксальным, могут способствовать сближению конфликтующих гр, т.к. конфликтное взаимодействие -- это все же взаимодействие, а не полное отчуждение и изоляция гр. К также способствуют усилению сплоченности каждого из соперничающих лагерей и таким образом служат интеграции пусть не всего, но хотя бы части общества. Негативные последствия К напряженность в обществе, возможные разрушения и жертвы, дестабилизация общества, дезинтеграция. Для нейтрализации отрицательных последствий К в обществе формируются спец институты, которые регулируют К и вводят их в определяемые законом рамки. Так, институт политических партий ввел в формальные, законом очерченные рамки К между разными гр и слоями общества.
Теория К Козера является наиболее обширной, рассматривающей комплекс вопросов, а именно: причины К; остроту К; длительность К; функции К. Козер определяет К как процесс, который при определенных условиях может "функционировать", чтобы сохранить "соц организм". Основные подходы к К Козера: 1. В любой соц сист обнаруживаются отсутствие равновесиям напряженностью конфликтные отношения. 2. Многие процессы, которые, разрушают сист (например, насилием разногласия, К) при определенных условиях укрепляют интеграцию сист, а также ее "приспособляемость " к окружающим условиям. На основе сформированных подходов к К Козер развил теоретическое направление о функциях К. Подверг критике Дарендорфа за то, что тот не придавал должного значения позитивным функциям К. Согласно Козеру, К выполняет интегративные и адаптивные функции в социальной сист. Козер считал, что К содействует сохранению устойчивости и жизненности организации. К может содействовать более четкому разграничению между гр, способствовать централизации принятия решениям укреплять единство гр, усиливать соц контроль. Козер выделяет "причинные цепи" описывающие, каким образом К сохраняет или восстанавливает интеграцию сист и её приспособляемость. Нарушение интеграции составных частей соц сист приводит к вспышкам К между составными частями что в свою очередь вызывает временную дезинтеграцию сист, это делает соц структуру более гибкой, что в свою очередь усиливает способность сист избавляться при помощи К от грозящих ей в будущем нарушений равновесия, а это приводит к тому, что сист обнаруживает высокий уровень приспособляемости к изменяющимся условиям. Рассматривая причины К Козер приходит к выводу, что они коренятся в таких условиях, когда существующей сист распределения дефицитных ресурсов начинают отказывать в законности. Это проявляется через снижение возможности открыто выражать недовольством уровня минимальной взаимной лояльности необходимой для сохранения целостности сист уровня допускаемой в сист мобильности, а также через увеличение обнищания и ограничений неимущих и слабоимущих слоев. Причины конфликта. 1. Чем больше неимущие группы сомневаются в законности существующего распределения дефицитных ресурсов, тем вероятнее, что они должны будут разжечь К. а) Чем меньше каналов, по которым гр могут излить свое недовольство по поводу распределения ресурсов, тем более вероятно, что они должны усомниться в законности. б) Чем больше члены неимущих гр пытаются перейти в привилегированные группы, чем меньше допускаемая при этом мобильность, тем вероятнее, что они не станут придерживаться законности. 2. Чем больше обнищание гр из абсолютного превращается в относительное, тем более вероятно, что эти гр станут зачинщиками К. а) Чем в меньшей степени социализация испытываемая членами неимущих гр, порождает у них внутреннюю личную принужденностью, тем более вероятно, что они должны испытывать относительное обнищание. б) Чем меньше внешних принуждений испытывают члены неимущих гр, тем больше вероятность того, что они испытывают относительное обнищание. Острота К Козером определяется такими переменными как эмоции, вызванные у участников К, уровень реализма этих участников, связь К с основополагающими ценностями и проблемами.
Конфликтология выработала 2 модели описания К: процессуальную и структурную. Процессуальная модель делает акцент на динамике К, возникновении конфликтной ситуации, переходе К из одной фазы в другую, формах конфликтного поведения, конечном исходе К. В структурной модели акцент переносится на анализ условий, лежащих в основе К и определяющих его динамику. Основная цель этой модели сост в установлении параметров, которые влияют на конфликтное поведение и конкретизацию форм этого влияния. В соц К выделяют 4 стадии: предконфликтную, конфликтную, разрешения К и послеконфликтную. В свою очередь, каждая из этих стадий может разделяться на ряд фаз. 1я предконфликтная стадия разбивается на 2е фазы. Начальная фаза характеризуется формированием конфликтной ситуации - накоплением и обострением противоречий в сист межличностных и групповых отношений в силу появившегося резкого расхождения интересов, ценностей и установок субъектов конфликтного взаимодействия. На этой стадии можно говорить о скрытой (латентной) фазе развития К. 2я фаза начинается с инцидента или повода, то есть какого-то внешнего события, которое приводит в движение конфликтующие стороны. Здесь происходит осознание конфликтующими сторонами побудительных мотивов, т.е. противоположности их интересов, целей, ценностей и т.д.; К из латентной стадии переходит в открытую и выражается в различных формах конфликтного поведения. Конфликтное поведение - характеризует 2ю, основную стадию развития К; это действия, направленные на то, чтобы прямо или косвенно блокировать достижение противостоящей стороной ее целей, намерений, интересов. Для вступления в эту фазу необходимо не только осознание своих целей и интересов как противоположных др стороне, но и формирование установки на борьбу, психологической готовности к ней. Формирование такой установки является задачей 1й фазы конфликтного поведения. К интересов на этой фазе принимает форму острых разногласий, которые индивиды и соц гр не только не стремятся урегулировать, но и всячески усугубляют, продолжая разрушать прежние структуры нормальных взаимосвязей, взаимодействий и отношений. В эмоциональной сфере эта фаза характеризуется нарастанием агрессивности, переходом от предубежденности и неприязни к откровенной враждебности, которая психически закрепляется в “образе врага”. Таким образом, конфликтные действия резко обостряют эмоциональный фон протекания К, эмоциональный фон, в свою очередь, стимулирует конфликтное поведение.
В современной науке большое внимание уделяется понятию “сила” участников конфликтов. Сила - способность оппонента реализовать свою цель вопреки воле партнера по взаимодействию; включает в себя ряд разнородных компонентов. 1) физическую силу, включая и технические средства, применяемую как инструмент насилия; 2) информационно-цивилизованную форму применения силы, требующую сбора фактов, статистических данных, анализа документов, изучения материалов экспертизы и т.д. с целью обеспечения полноты знания о существе К, о своем оппоненте, для выработки стратегии и тактики поведения, использования материалов, порочащих оппонента, и т.п.; 3) соц статус, выражающийся в общественно признанных показателях (доходы, уровень власти, престиж и т.д.); 4) прочие ресурсы - деньги, территория, лимит времени, число сторонников и т.д. Стадия конфликтного поведения характеризуется максимальным использованием силы участников К, применением всех имеющихся в их распоряжении ресурсов. Немаловажное влияние на развитие конфликтных отношений оказывает окружающая соц среда, определяющая условия, в которых протекают конфликтные процессы. Среда может выступать либо источником внешней поддержки участников К, либо сдерживающим, либо нейтральным фактором.
1я стадия конфликтного поведения порождает тенденцию к усилению К, но она может стимулировать его участников к поиску путей разрешения К. Назревающий перелом в развитии конфликта характерен для 2й фазы конфликтного поведения. На этой фазе происходит как бы “переоценка ценностей”. Дело в том, что до начала К у сторон имелся определенный образ конфликтной ситуации, представления об оппоненте и его намерениях и ресурсах, о реакции внешней среды и т.д. Именно этот образ, то есть идеальная картина конфликтной ситуации, а не сама реальность, является непосредственной психологической действительностью конфликтного поведения сторон. Но ход конфликтного взаимодействия мог существенно изменить представления сторон о себе и друг о друге, и о внешней среде. Может быть также и то, что конфликтующие стороны, или одна из них, исчерпали свои ресурсы. Все это, как и многое другое, служит стимулом для выработки решения о стратегии и тактике дальнейшего поведения. Следовательно, фаза “переоценки ценностей” является вместе с тем и фазой “выбора”.